Бюджет РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 13:17, курсовая работа

Описание

Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей доходов и расходов государства, в большей или меньшей степени волнующей каждого гражданина, оказывающей влияние на благосостояние каждого. На протяжении столетий его формирование и распределение вызывает жаркие споры и постоянные дискуссии. Актуальность данной работы заключается в том, что Россия переживает достаточно тяжелое время с точки зрения экономики. Мировой кризис заставляет решать все новые проблемы.

Содержание

Введение
Глава 1.Категориальная сущность бюджета, его структура, направления бюджетной политики.
1.1Характеристика элементов бюджетной системы: госбюджет, его виды, структура и функции.
1.2Направление государственного регулирования в структуре фискальной политики государства.
Глава 2.Состояние государственного бюджета РФ, пути его оптимизации
2.1 Характеристика бюджетов РФ.
2.2 Российская бюджетная политика и пути ее совершенствования.
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Готовый курсач.doc

— 435.00 Кб (Скачать документ)

Введение

Глава 1.Категориальная сущность бюджета, его структура, направления бюджетной политики.

    1. Характеристика элементов бюджетной системы: госбюджет, его виды, структура и функции.
    2. Направление государственного регулирования в структуре фискальной политики государства.

Глава 2.Состояние государственного бюджета РФ, пути его оптимизации

2.1 Характеристика бюджетов  РФ.

2.2 Российская бюджетная  политика и пути ее совершенствования.

Заключение

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Введение

Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей доходов и расходов государства, в большей или меньшей степени волнующей каждого гражданина, оказывающей влияние на благосостояние каждого. На протяжении столетий его формирование и распределение вызывает жаркие споры и постоянные дискуссии. Актуальность данной работы заключается в том, что Россия переживает достаточно тяжелое время с точки зрения экономики. Мировой кризис заставляет решать все новые проблемы. Поэтому объектом исследования работы стал государственный бюджет. Тема выбрана не случайно, так как анализ бюджетной системы РФ и ее компонентов позволит лучше узнать специфику макро- и микроэкономической политики в целом. Таким образом, целью курсовой работы стало описание бюджетной системы РФ, ее элементов, бюджетов 3х уровней, а так же исследование государственного бюджета РФ за 2009 и 2010годы.

Как известно, бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса (бюджетные финансирования исследований и разработок), развитии экономики (особенно не прибыльных, но социально-значимых отраслей экономики посредством инвестирования, дотаций и т.д.). Полнота бюджета, как правило, прямо пропорциональна благосостоянию граждан. Действительно, бюджетный дефицит, государственный долг побуждает государство усилить налоговое бремя, увеличить налогообложение, уменьшить финансирование всех секторов экономики, сократить статью расхода на медицину, образование и т.д. С другой стороны достаток бюджетных средств (бюджетный профицит) позволяет увеличить финансирование как государственного, так и частного сектора экономики, увеличить трансфертные отчисления, а так же отчисления во внебюджетные социальные фонды. Как правило, раз в год, во время утверждения проекта бюджета разворачивается настоящая война за бюджетные дотации и финансирование. Эта война затрагивает всех: как министерства и исследовательские институты, так и государственные предприятия, и частный сектор. При написании дано работы ставились следующие задачи:

  1. Описать в целом бюджетную систему и ее компоненты.
  2. Проанализировать состояние государственного бюджета на 2009 и 2010 годы.
  3. Рассмотреть конкретно бюджеты всех уровней.

Как уже упоминалось  выше, множество экономистов не оставались равнодушными к проблеме формирования бюджеты, к источникам его формирования, статьям его расхода. Так же не оставался без внимания и вопрос об оптимальном количестве независимых друг от друга бюджетов в стране. Этим проблемам посвящено множество экономических работ. В настоящее время существует множество теорий, затрагивающих различные аспекты бюджетной сферы, начиная от способов его формирования и заканчивая рекомендациями по преимущественному финансированию тех или иных отраслей.

Так же достаток бюджетных средств позволяет государству принимать активное участие в жизни страны. Наличие бюджетных средств позволяет государству осуществлять государственное регулирование экономики не только в приказной форме. Достаточное количество бюджетных средств позволяет государству задействовать непосредственно экономические рычаги государственного регулирования.

Таким образом, бюджет, его  формирование и статьи расходов, является важнейшим фактором в функционировании экономики любой страны.

 

 

 

 

Глава 1.Категориальная сущность бюджета, его структура, направление бюджетной политики.

 

    1. Характеристика элементов бюджетной системы: госбюджет, его виды, структура и функции.

 

        В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регулирование. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества. Центральное место в системе финансов принадлежит государственному бюджету.

Государственный бюджет — важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.

Бюджет как ведущее  звено финансовой системы и фактор, определяющий роль в социально-экономическом  развитии, требует строго аргументированной  характеристики его сущности.

Если содержание термина "финансы" включает в себя такие  понятия, как "финансы" - "финансовый план" - "финансовые ресурсы", тогда  по аналогии термин "бюджет" будет  иметь следующее содержание: "бюджет" - "бюджетный план" - "бюджетный  фонд"1.

Экономические и финансовые категории являются научной абстракцией, но служат важным инструментом углубленного познания финансовых явлений. Бюджет как финансовая категория по своей природе имеет объективный характер и отражает реально существующие в обществе отношения. Это предопределено тем, что для осуществления государством его функций необходима материально-финансовая база. В руках государства ежегодно должна концентрироваться определенная доля национального дохода для нужд расширенного воспроизводства в масштабах всего общества, удовлетворения социально-культурных потребностей граждан, решения задач обороны, покрытия издержек государственного управления.

Бюджет является категорией сложной и многообразной, отражающей движение других категорий, например доходов и расходов бюджета. Доходы бюджета отражают экономические отношения, возникающие у государства с хозяйствующими субъектами и населением по поводу изъятия у них части денежных средств в целях формирования бюджетного фонда. Расходы бюджета отражают экономические отношения, возникающие в связи с расходованием бюджетного фонда на определенные цели.

Аргументируя свою позицию, автор утверждает, что бюджет является абстрактной экономической категорией, т.е. обобщенным представлением таких  реально существующих явлений и процессов, в результате которых происходит распределение общественного продукта по фондам целевого назначения. В буквальном смысле это выражается в том, что сначала появляются документально оформленные абстрактные отношения, которые потом материализуются в бюджетный план, в процессе исполнения последнего образуется и используется бюджетный фонд.

Сущность бюджета одинакова  во всех странах мира независимо от различий в общественно-политическом, государственном устройстве.

Каждое государство  имеет бюджетный фонд, и если финансы представляют собой совокупность денежных отношений по поводу образования и использования многих видов денежных фондов (предприятий и организаций различных форм собственности, государства, кредитной системы), то бюджет как экономическая категория выражает систему императивных денежных отношений, в процессе которых образуется и используется один фонд - бюджетный. Таким образом, в результате организуемых государством экономических отношений формируется государственный централизованный денежный фонд - бюджетный2.

В процессе финансово-экономических  отношений формируется денежный фонд Правительства (Федеральный бюджетный  фонд), органов государственной власти субъектов Российской Федерации (бюджетные  фонды субъектов РФ) и органов  местного самоуправления (муниципальные бюджетные фонды).

Бюджетные фонды имеют  сложную организационную структуру. Конкретная величина фонда зависит  от множества факторов и более  всего от уровня развития экономики, масштабов намечаемых структурных  сдвигов в экономике и народном хозяйстве, эффективного управления собственностью, финансовыми и материальными ресурсами на предприятиях, в учреждениях и организациях непроизводственной сферы, а также предоставляющих услуги населению (например, жилищно-коммунального хозяйства) и т.д., поэтому государственный бюджет также объективно представляет собой совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда. Однако само по себе множество фондов не представляет системы.

    Традиционно под бюджетной системой понимают совокупность бюджетов различных уровней.

        Понятие бюджетной системы формулируется как совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, "основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права". Эта формулировка слишком узкая, поскольку характеризует явление с одной стороны, как совокупность бюджетов всех уровней управления.

Учитывая результаты теоретических исследований финансов и бюджета, обобщая точки зрения видных ученых-экономистов, а также принимая во внимание нормативные документы, можно определить бюджетную систему как совокупность взаимодействующих финансово-бюджетных институтов, бюджетных фондов, бюджетной политики, бюджетного права, бюджетного механизма, направленных на цели удовлетворения общегосударственных потребностей и финансирования социально-экономических программ в масштабах страны.

     Исследование сущности бюджета как центрального звена финансовой системы позволяет сделать вывод, что существуют различные мнения о количестве функций, присущих бюджету.

Большинство экономистов  выделяет распределительную (перераспределительную) и контрольную функции бюджета. Сущностной характеристикой бюджета  является распределение общественного продукта и национального дохода в целях мобилизации его части в бюджетном фонде с последующим распределением бюджетных средств на определенные цели. Следовательно, государственному бюджету, как и всей системе финансов, присущи две функции - распределительная (перераспределительная) и контрольная.

Функции бюджета объективны, как объективна сама эта категория. Однако использование бюджета в  качестве инструмента распределения  и контроля возможно только в процессе человеческой деятельности, при этом использование конкретных форм и методов проведения бюджетной политики отражает конкретную нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач: построение бюджета, планирование, прогнозирование, программирование, аккумулирование доходов в централизованный фонд и их распределение, финансирование средств предприятий, бюджетный анализ, информационное обеспечение и др. (так называемые оказываемые функции субъекта управления). Поэтому нельзя согласиться с авторами многих изданий, которые относят к функциям финансов, а, следовательно, и бюджета прогнозирование, планирование, стимулирование, организацию, инвестирование, регулирование и др.

Главным и определяющим условием создания и функционирования системы является ее организация.

Регулирующие действия осуществляются властными государственными и общественными структурами.

В свою очередь, элементы отмеченной системы распадаются  на множество других подсистем, взаимосвязанных  элементов.

Так, на каждом уровне управления бюджетный фонд имеет систему формирования доходов и расходов; сложную систему исполнения бюджетов, которую можно представить как совокупность:

источников финансовых ресурсов;

объектов бюджетного инвестирования;

органов управления;

инфраструктуры и алгоритмов их взаимоотношений, обеспечивающих достижение целей бюджета во множестве возможных реальных условий.

Модель бюджетной системы  состоит из совокупности шести основных взаимосвязанных сфер: бюджета (денежных отношений); финансово-бюджетных учреждений (аппарата); бюджетной политики; бюджетных денежных фондов; бюджетного устройства; бюджетного механизма.

Согласованность элементов  бюджетной системы является важнейшей  предпосылкой эффективного ее функционирования. Разобщенность (нарушение равновесия) как внутри блоков (сфер) между различными уровнями государственного управления, так и между сферами сводит на нет деятельность государственного бюджета, придавая ему формальный характер. Примером тому может стать такое положение, когда третий уровень власти - органы местного самоуправления согласно Конституции РФ не входят в уровни государственной власти, имея свою муниципальную собственность, в то же время в бюджетной практике игнорируется этот принцип и по существу осуществляется принцип демократического централизма3.

Теперь рассмотрим основные элементы бюджетной системы. Сюда входят: 1.доходы и расходы государственного бюджета

2. их сбалансированность и проблемы исполнения

3. безвозвратность государственных расходов и бюджетное планирование. Доходы и расходы государственного бюджета, их сбалансированность и проблемы исполнения. Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.

Виды доходов бюджетов: налоговые (федеральные, региональные и местные налоги и сборы, штрафы и пени), неналоговые, безвозмездные перечисления, а также обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов.

Налоги - императивные денежные отношения, в процессе которых образуется бюджетный фонд, без предоставления субъекту налога какого-либо эквивалента. Первый сущностный признак налога - императивность. Императивность предполагает отношение власти и подчинения. Применительно к налогам это означает, что субъект налога не вправе отказаться от выполнения возложенной на него обязанности - внесения оклада налога в бюджетный фонд. При невыполнении обязательств применяются соответствующие санкции.

Информация о работе Бюджет РФ