Анализ состава и структуры расходов субъекта РФ и направление их совершенствования (на примере Оренбургской области)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 07:58, курсовая работа

Описание

Целью исследования является рассмотрение состава и структуры расходов субъекта РФ и направление их совершенствования (на примере Оренбургской области)
Цель исследования позволила сформулировать задачи, которые решались в данной работе:
1. Рассмотреть состав, структуру и динамику областного бюджета на примере Оренбургской области;
2. Предложить решения проблем по формированию расходов бюджета;

Содержание

Введение
Анализ расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации
1.Законодательные основы формирования расходов бюджета
2.Распределение расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации
3.Состав, структура и динамика областного бюджета (на примере Оренбургской области)
4.Проблемы формирования расходов бюджета
5.Предложения по решению проблем формирования расходов бюджета
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

БС РФ юля.doc

— 170.00 Кб (Скачать документ)

            организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

            обеспечение противопожарной безопасности;

            охрана окружающей природной среды на территориях муниципальных образований;

            реализация целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления;

            обслуживание и погашение муниципального долга;

            целевое дотирование населения;

            содержание муниципального архива;

            проведение муниципальных выборов и местных референдумов;

            финансирование реализации иных решений органов местного самоуправления и прочие расходы, отнесенные к вопросам местного значения, определяемые представительными органами местного самоуправления в соответствии с бюджетной классификацией РФ.

Существуют так же функциональные виды расходов, в финансировании которых участвуют как федеральный, так и региональные и местные бюджеты (в соотв. со ст. 85 БК РФ):

            государственная поддержка отраслей промышленности (за исключением атомной энергетики), строительства и строительной индустрии, газификации и водоснабжения, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;

            обеспечение правоохранительной деятельности;

            обеспечение противопожарной безопасности;

            научно-исследовательские, опытно-конструкторские проектно-изыскательские работы, обеспечивающие научно-технический прогресс;

            обеспечение социальной защиты населения;

            обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности;

            обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;

            развитие рыночной инфраструктуры;

            обеспечение развития федеративных и национальных отношений;

            обеспечение деятельности избирательных комиссий объектов РФ в соответствии с законодательством РФ;

            обеспечение деятельности средств массовой информации;

            прочие расходы, находящиеся в совместном ведении РФ, ее субъектов и муниципальных образований.

 

3. Состав, структура и динамика областного бюджета (на примере Оренбургской области)

 

Для обоснования расходов относимых на финансирование из бюджетов субъектов РФ необходимо проанализировать динамику и структуру и состав  расходов бюджетов данного уровня, рассмотрим анализ на примере Оренбургской  области.

Проанализируем расходы областного бюджета за 2007-2011 гг.

Таблица 1 –Анализ динамики расходов Бюджета Оренбургской области

 

2007 год

2008

год

2009

год

2010

год

2011 год

Расходы бюджета, млн.руб.

36721,3

51722,3

46233,4

43903,1

44584

Темп роста, % (к предыдущему году)

-

140,8

89,4

95

101,6

 

Анализируя расходы областного бюджета,  мы видим, что растут за исследуемый период на 40,8% в 20084 году, в 2009 году темп роста составил 89,4%, и незначительно увеличился в 2010 году по сравнению с уровнем 2009 года и составил 95%, в 2011 году планируется темп роста равный 101,6%. Таким образом, наблюдается тенденция к увеличению расходов областного бюджета.

 

Таблица 2 – Структура расходов бюджета субъекта РФ за 2007, тыс.руб.





 

 

Продолжение Таблицы 2 – Структура расходов бюджета субъекта РФ за 2007, тыс.руб.



4.      Проблемы формирования расходов бюджета

 

В условиях перехода России к рыночным отношениям и интеграции в мировую экономику особое значение приобретают проблемы федерализма в бюджетно-налоговой сфере. В соответствии с Конституцией Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы. К совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации относится установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации.

Принцип федерализма в бюджетно-налоговой сфере выражается в сочетании общегосударственных финансовых интересов с финансовыми интересами субъектов Российской Федерации и заключается в распределении доходов и расходов и в разграничении финансовой компетенции

Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет расходы федерального бюджета и расходы бюджетов субъектов Российской Федерации, при этом четко прописываются функциональные виды расходов, финансируемые исключительно из федерального бюджета.

Классификацию расходов мы рассмотрели ранее.

Следует обратить внимание на имеющееся на сегодняшний день проблемы в формировании расходов бюджетов:

1. несоответствие нормам Конституции Российской Федерации перечисленных выше бюджетных полномочий федерации, то есть положения Бюджетного кодекса РФ (ст.84) не в полной мере соответствуют конституционным нормам (ст.71). Не все предметы ведения Российской Федерации нашли финансовое обеспечение в исключительных расходах федерального бюджета.

2. Определенное несовпадение обнаруживается и в статье 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливающей перечень расходов, совместно финансируемых из бюджетов Российской Федерации и бюджетов субъектов Российской Федерации. (государственная поддержка отраслей промышленности (за исключением атомной энергетики), строительства и строительной индустрии, газификации и водоснабжения, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов; обеспечение правоохранительной и тд). Распределение и закрепление между бюджетами разных уровней указанных расходов, производятся по согласованию соответственно органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации и утверждаются соответствующими законами о бюджетах. Порядок согласования распределения и закрепления расходов совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации определяется Правительством Российской Федерации.

3. Проведенные в 1990-х годах реформы, к сожалению, не создали в России систему бюджетно-налоговых отношений, отвечающих основополагающим принципам бюджетного федерализма. Значительная децентрализация бюджетных ресурсов за прошедшие годы существенно изменила ситуацию в финансовых отношениях между федерацией и ее субъектами, но в то же время, сохраняется высокая централизация бюджетно-налоговых полномочий. Бюджеты субъектов Российской Федерации перегружены обременениями, возложенными на них федеральным законодательством без предоставления источников финансирования («нефинансируемые федеральные мандаты»). В 2002 году предусмотрена отмена действия законодательных норм, не обеспеченных источниками финансирования, а также предоставление субъектам Российской Федерации целевой финансовой помощи на реализацию федеральных законов социальной направленности.

4. Следует отметить, что более 80 процентов налоговых доходов бюджетов субъектов Федерации формируется за счет отчислений от федеральных налогов. Налицо зависимость региональных бюджетов от ежегодно устанавливаемых на федеральном уровне нормативов разделения федеральных налогов. В свою очередь, это оказывает отрицательное воздействие на привлечение инвестиций, развитие налогоплатежного потенциала регионов. Существующая правовая неопределенность, а в отдельных случаях ограниченность бюджетно-налоговых полномочий органов власти субъектов Российской Федерации вынуждают их проводить свою нескоординированную с центром налоговую политику, ухудшающую общегосударственный налоговый климат.

5. Федеральное законодательство в определенной степени ограничивает бюджетно-налоговые полномочия органов региональной и местной властей. Политическая и финансовая ответственность за сбалансированность территориальных бюджетов и состояние социальной сферы перекладывается на федеральные органы государственной власти, а это в свою очередь вынуждает последних постоянно ужесточать бюджетно-налоговый контроль за состоянием дел в регионах. В случаях возникновения негативных последствий от неадекватной финансовой деятельности региональных и местных органов власти федеральная власть вынуждена «гасить возникающие пожары».

 

5. Предложения по решению проблем формирования расходов бюджета

 

Анализируя вышеизложенные проблемы, возникающие при формировании расходов бюджета различного уровня, можно предложить следующее решение проблем.

Целью решения проблем по формированию расходов бюджета различных уровней является  повышение эффективности использования бюджетных ресурсов, обеспечение соблюдения требований, установленных федеральным законодательством, разработка и соблюдение более высоких стандартов управления общественными финансами на федеральном, региональном и местном уровнях.

Правительство РФ при формировании финансовой системы в федеративном государстве готово внести коррективы в следующие области:

1)  бюджет и бюджетный процесс;

2)  межбюджетные отношения;

3)  управление бюджетными расходами;

4)  тарифная и ценовая политика;

5)  развитие налоговой и доходной базы;

6)  управление государственным и муниципальным долгом;

7)  управление государственной и муниципальной собственностью;

8)  бюджетный учет, отчетность, контроль и аудит.

Для этого необходимо доработать механизм финансирования из Федерального фонда софинансирования социальных расходов. Успешный опыт применения этого Фонда для ускорения темпов реформы жилищно-коммунального хозяйства позволяет сделать вывод о необходимости расширения сфер его применения, основанного на выполнении субъектами Российской Федерации ряда условий, от которых будут зависеть размеры предоставляемых им средств Фонда. Необходимо определить круг приоритетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов, которые могут быть использованы для софинансирования из федерального бюджета, установить условия получения этой финансовой помощи с учетом показателей качества выполнения определенных задач, порядок ее формирования и распределения.

При этом смещение акцентов в бюджетном процессе путем повышения ответственности и расширения самостоятельности участников бюджетного процесса и администраторов бюджетных средств в рамках четких среднесрочных ориентиров не должно ограничиваться только федеральным уровнем, но и распространяться на бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты.

Внедрение на региональном уровне принципов бюджетирования, ориентированного на результат, потребует изменения законодательства Российской Федерации в части организационно-правовых форм организаций бюджетной сферы, планирования и управления финансами, определения полномочий ответственных лиц на всех уровнях государственного и муниципального управления, изменения систем отчетности, создания систем управленческого учета и управления качеством предоставляемых государственных и муниципальных услуг, систем текущего мониторинга и контроля за результатами.

Будут разработаны методические рекомендации по определению стоимости государственных и муниципальных услуг, разработке и реализации целевых бюджетных программ, разработке системы сбалансированных целевых показателей, а также системы показателей работы лиц, ответственных за проведение финансовой политики.

Информация о работе Анализ состава и структуры расходов субъекта РФ и направление их совершенствования (на примере Оренбургской области)