Анализ формирования и развития бюджетной системы Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 14:12, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является анализ проблем формирования, развития, а также состояния бюджетной системы России на современном этапе, рассмотрение перспектив и задач, решение которых со стороны правительства необходимо для успешного исполнения государством своих расходных обязательств.
Соответственно, для выполнения этой цели мною были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть социально-экономическую значимость бюджета;
- проанализировать понятие сбалансированности бюджета и механизмы его регулирования;
- рассмотреть структурные и динамические показатели бюджетной системы Российской Федерации;
- отметить специфические особенности формирования и развития бюджетной системы, используя ретроспективный метод;
- дать оценку таковым также для долгосрочной перспективы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ
1.2 ФУНКЦИИ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ И СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
1.3 СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ И МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 СТРУКТУРА И ДИНАМИКА БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.2 СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.1 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В КРАТКО - И СРЕДНЕСРОЧНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ
3.2 ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ
ВЫВОДЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Реферат по макропланированию.doc

— 350.00 Кб (Скачать документ)

Во-первых, бюджет, а точнее его использование, оказывает влияние на абсолютно все сферы жизни общества, именно поэтому бюджетная система, являясь совокупностью бюджетов различных уровней, представляется центральным звеном финансовой системы государства.

Бюджетная система создается и функционирует при участии большого количества социальных групп и сторон, поэтому ей свойственно наличие большого круга функций, равно как и задач, значимость решения которых невозможно переоценить.

Во-вторых, сбалансированность государственного бюджета играет решающую роль при выявлении ресурсов и запасов, необходимых для исполнения государством своих обязательств. Даже прогрессивная и быстро окупаемая модель инвестирования со стороны государства может быть парализована несбалансированностью бюджета.

В-третьих, нефтегазовые доходы и межбюджетные трансферты в, соответственно, доходной и расходной части бюджетной системы Российской Федерации занимают первые строчки, что говорит об экстенсивной концепции экономического роста и нерентабельной деятельности регионов.

Проводя аналогии, правомерным будет  заметить, что профицитность бюджета  государства, равно как и профицитность  бюджета любого другого субъекта экономических отношений, напрямую зависит от рентабельности, срока  окупаемости и рисковости финансовых вложений. Для России пока не свойственна ситуация, при которой государство инвестировало бы средства в наиболее перспективные или прибыльные сферы экономики, что приводит к нецелевому и неграмотному расходованию бюджетных средств.

Связующим звеном вышеуказанных проблем является далекая от равновесия по параметру "размер ставок - размер поступлений" Налоговая система России. Завышенные налоговые ставки, а также общее количество необходимых к уплате налогов отнюдь не является залогом увеличения поступлений средств в казну, вынуждая предприятия либо признавать себя нерентабельными и закрываться, либо использовать мошеннические схемы ухода от уплаты налогов.

Вышеперечисленные заключения помогли  выработать следующие рекомендации по повышению качества функционирования бюджетной системы России. Для начала, баланс бюджета должен проводиться антициклически, а не проциклически, иначе говоря, стоит уйти от использования мер, которые, по сути, являются разными сторонами одного и того же процесса и в долгосрочной перспективе лишь усиливают отрицательные тенденции, и перейти к комплексу мер, действие которых не столь очевидно в краткосрочной перспективе, но способствует невозобновлению рецессии в будущем. К таким мерам можно отнести снижение налогов с период спада и искусственное формирование дефицита.

Далее, необходимо провести целостное  изменение модели распределения  ресурсов, осуществлять периодические  проверки регионов на предмет использования  дотируемых средств, тем самым постепенно снижая размер межбюджетных трансфертов и приводя экономику субъектов федерации к состоянию самоокупаемости. Снижение доли нефтегазовых доходов в общем объеме поможет избавиться экономике страны от негативной и необоснованно высокой зависимости от политической и социально-экономической ситуации в странах, импортирующих нефтепродукты. Это возможно при проведении политики, направленной на расширение сферы услуг и активном инвестировании в инновационные проекты.

Несмотря на вышеуказанный аспект, стоит, тем не менее, предоставлять  регионам больше возможностей в выборе вариантов расходования финансовых средств, включать в прогнозную часть данные, созданные не на уровне центра, а в статистических и экономических учреждениях субъектов федерации.

И в заключение, налоговые ставки следует устанавливать на таком уровне, чтобы малое и среднее предпринимательство имело возможность развиваться даже в кризисные периоды. Тем не менее, их уровень должен обеспечивать запланированный уровень поступлений и формирования доходной части бюджета.

Претворение в жизнь вышеуказанных норм в совокупности с повсеместной реализацией регионами своих конституционных прав в области бюджетного планирования и обновления правовой системы в целях актуализации юридических основ бюджетных инноваций позволит не только исполнять государством свои базовые функции, но и обоснованно планировать расширение целевых федеральных программ.

 

Список использованных литературы

 

  1. Бюджетный Кодекс Российской Федерации: [Принят Гос. Думой 31 июля 1998г.]: офиц. текст: действующая ред. - М.: Экзамен, 2009. - 223 с.
  2. Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2009-2011 годах // Финансы. - 2009. - №7. - С.3-9.
  3. Агапова, Т.А. Расходы федерального бюджета до 2012 г. и экономический рост в России / Т.А. Агапова // Вестн. Моск. ун-та. Сер.6. Экономика. - 2010. - N 3. - С.70-79.
  4. Анисимов, С.А. К вопросу о реализации бюджетных принципов / С.А. Анисимов // Финансы. - 2002. - N 12. - С.31-33.
  5. Бюджет и бюджетная политика в Российской Федерации: учеб. пособие / Т.М. Ковалёва, С.В. Барулин; под общей ред. Т.М. Ковалёвой - М.: Кнорус, 2009. - 208 с.
  6. Бюджетная система Российской Федерации: учебник / М.В. Романовский, О.В. Врублевская - М.: Юрайт, 2010. - 615 с.
  7. Бюджетное устройство в Российской Федерации: учеб. Пособие / под ред. Сидоровича О.А. - М.: Феникс, 2009. - 536 с.
  8. Виницина, В.В. Особенности бюджетной системы России / В.В. Виницина // ЭКО. - 2008. - N 1. - С.120-129.
  9. Гавриленков, Е. Российская экономика: перспективы макроэкономической политики / Е. Гавриленко // Вопросы экономики. - 2004. - №4. - С.29-31.
  10. Годин, А.М. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации / А.М. Годин, И.В. Подпорина. - М.: Дашков и Ко, 2009. - 276 с.
  11. Гурвич, Е.Т. Российская бюджетная политика на следующее десятилетие / Е.Т. Гуревич // Экономический вестник. - 2008. - №1. - С.12-15.
  12. Доходы и расходы федерального бюджета [электронный ресурс] // Министерство финансов Российской Федерации: официальный сайт. - 2012. - Режим доступа: http://info. minfin.ru
  13. Казанцев, С.В. Проект федерального бюджета 2009-2011 гг.: расходная часть / С.В. Казанцев // ЭКО. - 2008. - N 11. - С. 19-40.
  14. Казанцев, С.В. Развитие межбюджетных отношений в проектировках бюджетной политики на 2008-2010 гг. / С.В. Казанцев // Регион: экономика и социология. - 2007. - N 3. - С.92-102.
  15. Папело, В.Н. Государственные и муниципальные финансы / В.Н. Папело, О.Д. Мельникова, С.Н. Мартынов. - Новосибирск: СибАГС, 2009. - 271 с.
  16. Самаруха, А.В. Реализация антикризисных мероприятий на уровне муниципальных образований [Электронный ресурс] / А.В. Самаруха // Известия Иркутской Государственной Экономической Академии. - 2010. - Режим доступа: http://www.izvestia. isea.ru
  17. Финансовая политика: учеб. Пособие / П.М. Чорба, М.В. Владыка, А.А. Гулько; под общей ред.П.М. Чорбы - М.: Граница, 2010. - 288 с.
  18. Финансы организаций (предприятий): учебник / под ред. Гавриловой А.Н. - М.: "Мнорус", 2007. - 608 с.
  19. Флербе, М. За пределами ВВП: в поисках меры общественного благосостояния [Электронный ресурс] / М. Флербе // Вопросы экономики. - 2010. - Режим доступа: http://www.vopreco.ru
  20. Шапиро, А.И. Пути совершенствования межбюджетных отношений в Российской Федерации / А.И. Шапиро, А.В. Евстратов // Вопросы экономики и менеджмента; сб. матер. Всеросс. заочн. науч. - практ. конф. - Новосибирск: 2012. - С.44 - 47.



Информация о работе Анализ формирования и развития бюджетной системы Российской Федерации