Анализ формирования и использования средств Пенсионного фонда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 03:15, реферат

Описание

Пенсионный фонд, как и все другие внебюджетные фонды, является участником бюджетного процесса. Особенности формирования бюджета фонда обусловлены его спецификой и заключаются в следующем.
Бюджет Пенсионного фонда РФ — форма образования и расходования денежных средств на цели обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.

Работа состоит из  1 файл

анализ пенсионого фонда.docx

— 30.05 Кб (Скачать документ)

    II. Анализ  формирования и использования  средств Пенсионного фонда 

       2.1 Формирование средств Пенсионного  фонда РФ в 2006 - 2008 гг. 

       Пенсионный фонд, как и все  другие внебюджетные фонды, является  участником бюджетного процесса. Особенности формирования бюджета  фонда обусловлены его спецификой  и заключаются в следующем. 

       Бюджет Пенсионного фонда РФ  — форма образования и расходования  денежных средств на цели обязательного  пенсионного страхования в Российской  Федерации. 

       В составе бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации отдельно учитываются суммы страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, средства, направляемые на инвестирование, выплаты за счет средств пенсионных накоплений, а также расходы бюджета Пенсионного фонда, связанные с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений, ведением специальной части индивидуальных лицевых счетов и выплатой накопительной части трудовой пенсии.  Денежные средства обязательного пенсионного страхования хранятся на счетах фонда, открываемых в учреждениях Центрального банка РФ, а при отсутствии учреждений последнего — на счетах, открываемых в кредитных организациях, перечень которых на конкурсной основе определяется Правительством РФ. 

       Рассмотрим формирование средств  бюджета Пенсионного фонда в  2006 году.  

       Доходная часть бюджета Фонда  на 2006 год сформирована в соответствии  с Бюджетным кодексом Российской  Федерации, действующими нормами  Налогового кодекса Российской  Федерации и Федерального закона  “Об обязательном пенсионном  страховании в Российской Федерации”.  

       Расчет поступлений единого социального  налога и страховых взносов  на обязательное пенсионное страхование  осуществлен исходя из прогноза  Минэкономразвития России по  фонду заработной платы в сумме  5917,0 млрд.руб. и численности наемных работников в количестве 48,7 млн. человек и в соответствии с установленной Методикой расчета поступления сумм единого социального налога для формирования бюджетов государственных внебюджетных фондов.[10, с.335] 

       Накопительная составляющая бюджета  Фонда сформирована по доходам  в сумме 103,0 млрд.руб. и по расходам в сумме 6,6 млрд.руб. в соответствии с положениями федеральных законов “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации”, “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”, “Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации”, бюджетным законодательством Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, регулирующими правоотношения в сфере накопительного элемента обязательного пенсионного страхования, действие которых распространяется на 2006 год.  

       В доходы бюджета Фонда, связанные  с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, на 2006 год включены:  

      1) средства  пенсионных накоплений 2006 года в  объеме 100,7 млрд.руб., которые сформировались за счет страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 98,5 млрд.руб., и доходов, полученных от временного размещения средств пенсионных накоплений 2006 года, в сумме 2,2 млрд.руб.;  

      2) доходы, полученные в 2006 году от временного  размещения средств пенсионных  накоплений 2006 года, в сумме 2,3 млрд. руб.  

       Доходы, полученные в 2006 году от  временного размещения Фондом  средств пенсионных накоплений 2006 года, определены в размере 2,5% от суммы размещаемых средств,  средств пенсионных накоплений 2005 года - в размере 3,0% от суммы  размещаемых средств.[11, с.26] 

       Кроме того, в составе доходов  учтены средства в сумме 39,2 млн.руб., поступающие от НПФ для последующей передачи в Управляющие компании в соответствии с заявлениями застрахованных лиц, - в размере 2% от общей суммы средств, переданных Фондом в НПФ по состоянию на 1 января 2006 года (по оценке). [12] 

       Рассмотрим формирование доходной  части бюджета Пенсионного фонда  на 2007 год. 

       На 2007 г. в соответствии с федеральным  законом от 19 декабря 2006 г. №  236-ФЗ «О бюджете Пенсионного  фонда Российской Федерации на 2007 год» бюджет ПФР на 2007 г.  утвержден по доходам в сумме  1845,1 млрд. р. 

       Необходимо проанализировать закон  «О внесении изменений в Федеральный  закон «О бюджете Пенсионного  фонда Российской Федерации на 2008 год» 

       Законопроектом предусмотрено поступление  доходов в бюджет ПФР в сумме  1914133150,2 тыс. рублей, что на 69039131,1 тыс. рублей, или на 3,7 % больше, чем  установлено Федеральным законом  от 19 декабря 2006 года № 236-ФЗ  «О бюджете Пенсионного фонда  Российской Федерации на 2007 год».[13] 

     Наибольший  процент корректировки имели   следующие статьи доходов бюджета   ПФР: 

     1) средства федерального бюджета,  передаваемые ПФР на социальную  поддержку Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы, Героев Социалистического Труда и полных кавалеров ордена Трудовой Славы, увеличены на 47649,4 тыс. рублей (более чем в 5,7 раза) и составили 57649,4 тыс. рублей; 

     2) средства  федерального бюджета, передаваемые  ПФР на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовой пенсии по старости и по инвалидности, к месту отдыха и обратно в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4520-1, увеличены на 810003,3 тыс. рублей (более чем в 5,2 раза) и составили 1000003,3 тыс. рублей. 

     Наибольший  объем увеличения бюджетных назначений  имели следующие статьи доходов   бюджета ПФР: 

     1) страховые  взносы на обязательное пенсионное  страхование, направляемые на  выплату страховой части трудовой  пенсии, увеличены на 95100000,0 тыс. рублей, или на 12,6 %, и составили 848960000,0 тыс. рублей. Сумма страховых взносов  на выплату страховой части  трудовой пенсии увеличена с  учетом фактического исполнения  бюджета ПФР за 8 месяцев 2007 года  и ожидаемой оценки поступлений  в сентябре-декабре 2007 года. 

     2) средства, поступающие из федерального  бюджета в бюджет ПФР на  финансирование базовой части  трудовой пенсии, увеличены на 30268180,0 тыс. рублей, или на 5,4 %, и составили  590038509,4 тыс. рублей. Увеличение финансирования  базовой части трудовой пенсии  вызвано реализацией проекта  федерального закона «О внесении  изменений в отдельные законодательные  акты Российской Федерации в  целях повышения уровня материального обеспечения отдельных категорий граждан». С 1 декабря 2007 года увеличивается размер базовой части трудовой пенсии на 300 рублей, а также пропорционально данному увеличению повышение размеров всех других базовых частей трудовой пенсии (по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца), пенсий, назначенных по законодательству о государственном пенсионном обеспечении, и других выплат, размер которых определяется исходя из размера базовой части трудовой пенсии по старости; 

     3) средства федерального бюджета, передаваемые ПФР на осуществление ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан, увеличены на 9887419,1 тыс. рублей, или на 5 %, и составили в сумме 206053912,6 тыс. рублей, в том числе средства по статье доходов бюджета ПФР, которая предусматривает поступление средств федерального бюджета на осуществление ежемесячной денежной выплаты инвалидам, увеличены на 8572258,1 тыс. рублей, или на 6,2 %, и составили 147066844,3 тыс. рублей.[14] 

       Рассмотрим формирование доходной  части бюджета Пенсионного фонда  на 2008 год. 

       Основным нормативно правовым  документом, регулирующим данную  сферу, является федеральный закон  "О бюджете Пенсионного фонда  Российской Федерации на 2008 год  и на плановый период 2009 и 2010 годов", принятый Государственной  Думой 6 июля 2007 г и одобренный  Советом Федерации 11 июля 2007 г.  Об этом сообщает пресс-служба  президента РФ. 

       Закон предусматривает утверждение  основных характеристик бюджета  Пенсионного фонда РФ на трехлетний  период. 

     Проект  бюджета Фонда на 2008 год и на период до 2010 года по доходам сформирован: на 2008 год - в сумме 2330632,7 млн. рублей (126,3 % к предыдущему году), в том числе 2107198,3 млн. рублей (122,1 %) - в части распределительной составляющей бюджета Фонда; на 2009 год - соответственно, в сумме 2669533,5 млн. рублей (114,5 %) и 2397522,3 млн. рублей (113,8 %); на 2010 год - в сумме 3179764,2 млн. рублей (119,1 %) и 2857588,9 млн. рублей (119,2 %).  

     В соответствии  с Законом об обязательном  пенсионном страховании, начиная  с 2008 года, увеличивается тариф  страховых взносов на накопительную  часть трудовой пенсии с 4 % до 6 % за счет соответствующего  уменьшения отчислений на страховую  часть. Данные изменения повлекут  увеличение плановых поступлений  страховых взносов на накопительную  часть трудовой пенсии на сумму  около 100 млрд. рублей, или на 89,6 % по отношению к 2007 году. При  этом прирост поступления страховых  взносов на страховую часть  трудовой пенсии за этот же  период согласно расчетам к  Законопроекту уменьшится примерно  на 7 % и составят 7,1 %, тогда как в 2009 и 2010 годах этот прирост предполагается на 13,9 % и 12,2 %, соответственно. [15] 

     Поступление  страховых взносов на страховую   и накопительную части трудовой  пенсии (более 40 % от доходов бюджета  ПФР) предполагается: в 2008 году - 1029290,0 млн. рублей, в 2009 году - 1184670,0 млн. рублей, в 2010 году - 1344260,0 млн. рублей с учетом поступления взносов в виде фиксированного платежа. 

     Предполагаемый  объем поступления страховых   взносов на страховую часть  не обеспечивает прогнозируемые  расходы  на выплату страховой  части трудовой пенсии во все  больших масштабах: в 2008 году - на 112087,5 млн. рублей, в 2009 году - на 143262,0 млн. рублей, в 2010 году - на 189551,9 млн. рублей. 

     Законопроектом  предусмотрено получение доходов  от реализации имущества, находящегося в оперативном управлении ПФР, в 2008 году 12,0 млн. рублей (в 2,6 раза больше, чем в 2006 и 2007 годах), на 2009 и 2010 годы такие доходы предусматриваются, соответственно, в размерах 15,0 млн. рублей (в 1,2 раза больше) и 19,0 млн. рублей (в 1,5 раза больше).  

     Безвозмездные  поступления из федерального  бюджета  предусмотрены: на 2008 год в сумме 1284324,4 млн. рублей, на 2009 год - в сумме 1461048,3 млн.  рублей и на 2010 год - в сумме  1806647,7 млн. рублей, или 55,1 %, 54,7 % и  56,8 %, соответственно, от предполагаемых  доходов ПФР. Из них на покрытие  дефицита бюджета Фонда в 2008-2010 годах средства из федерального  бюджета предусмотрены, соответственно, в сумме 184580,6 млн. рублей, 149138,6 млн. рублей и 251551,7 млн. рублей (на 109,2 % - в 2008 году, на 69 % - в 2009 году  и на 185,1 % - в 2010 году больше, чем в 2007 году). 

       Необходимо отметить, что доля  средств из федерального бюджета,  перечисляемых в ПФР, имеет  тенденцию к увеличению (в 2005 году - 49,6 %, в 2006 году - 53,2 %, на 2007 год запланировано  52,2 процента). 

       Таким образом, проанализировав  динамику доходов бюджета Пенсионного  фонда Российской Федерации за 2006, 2007 и 2008 года, можно выявить  тенденцию увеличение средств федерального бюджета в финансировании пенсионной системы свидетельствует об усиливающейся тенденции ее отхода от страховых принципов, о чем свидетельствуют нижеприведенные данные. Основными причинами увеличения доли средств федерального бюджета в бюджете ПФР являются: возложение на ПФР дополнительных функций по осуществлению отдельных выплат нестрахового характера, финансируемых за счет средств федерального бюджета (ЕДВ, ДЕМО, ДМО, материнский (семейный) капитал); низкий удельный вес учитываемой заработной платы в ВВП и ее доли в доходах населения и, соответственно, низкий объем поступлений ЕСН и страховых взносов; снижение с 1 января 2005 года базовой ставки ЕСН в части, зачисляемой в федеральный бюджет и перечисляемой в ПФР, с 14 % до 6 %; изменение с 2008 года тарифов страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии с 4 % до 6 %; несовершенство законодательства в части администрирования страховых платежей, а также взыскания задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (в том числе просроченной). Что касается структуры доходов, то большую часть занимают налоги и взносы на социальные нужды, далее следуют безвозмездные поступления, в основном из федерального бюджета, на третьем месте доходы от размещения пенсионных накоплений. Рассмотрим динамику базовой, страховой и накопительной части пенсии. Для базовой части пенсии характерна тенденция к снижению выплат, таким образом, правительство пытается снизить нагрузку на федеральный бюджет, и перейти к 2010 году к страховому принципу формирования пенсий, что прослеживается в тенденции роста взносов страховой и накопительной части пенсии.  

       2.2 Использование средств Пенсионного  фонда РФ в 2006 – 2008 гг.  

       Согласно статье 147 Бюджетного Кодекса РФ – расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. 

       Бюджет Пенсионного фонда Российской  Федерации на 2006 год сформирован  по расходам в сумме 1531,6 млрд.руб. (6,3% к объему ВВП), в том числе на финансирование обязательного пенсионного обеспечения граждан, а также дополнительного пенсионного обеспечения и дополнительного материального обеспечения отдельных категорий граждан с учетом затрат на доставку предусмотрено направить 1272,7 млрд.руб., что составляет 83,5% от общих расходов бюджета Фонда по распределительной составляющей, на финансирование ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан, осуществляемое за счет средств федерального бюджета - 210,2 млрд.руб., или 13,8%. /12/ (см. Приложение Б) 

Информация о работе Анализ формирования и использования средств Пенсионного фонда