Анализ формирования и функционирования консолидированного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 17:08, контрольная работа

Описание

Анализ функционирования консолидированного бюджета.
Особенности бюджетного устройства РФ.
Анализ доходов консолидированного бюджета РФ.

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа по Бюджетной системе.doc

— 206.50 Кб (Скачать документ)

После кризисного 1998 г. расходы бюджета  расширенного правительства РФ снизились  до 35% к ВВП и колебались около этого уровня на протяжении последующих лет.   В целом снижение государственных (непроцентных) расходов относительно ВВП позволяет снизить налоговую нагрузку на экономику, принимать бездефицитные бюджеты, что является необходимым условием стабильности экономического развития и привлечения инвестиций в экономику.

Величина расходов бюджетов относительно ВВП в различных странах сильно различается. Она определяется объемом  ВВП (валового внутреннего продукта) страны, уровнем налогообложения, собираемостью налогов, объемом неналоговых поступлений, а также предпочтениями общества относительно программ государственных расходов. В различных странах периодически принимаются программы сокращения отдельных видов расходов, направленные на экономию бюджетных средств и повышение эффективности их использования. Однако, для развитых стран мира в последние десятилетия характерна тенденция к увеличению расходов бюджета и роста их объема относительно ВВП, что отражает как усиление государственного регулирования экономики, так и расширение социальных программ, одновременно в новых условиях растут расходы на правоохранительную деятельность.

Если рассматривать расходы  консолидированного бюджета РФ в  экономической классификации в  разрезе уровней бюджетной системы, то можно заключить, что в структуре расходов консолидированного бюджета преобладают текущие расходы (более 86%), а капитальные расходы составляют чуть более 13%. При этом доля капитальных расходов, производимых на уровне субъектов РФ, в два раза превышает долю капитальных расходов в федеральном бюджете.

Расходы федерального бюджета, как  части консолидированного бюджета  РФ, также подразделяются на непроцентные расходы и обслуживание государственного долга Российской Федерации.

Проблемы формирования консолидированного бюджета

Развитие демократических принципов  в государственном устройстве и  управлении, происходящее в последние  годы в России, сделало обязательным компонентом системы государственного управления органы местного самоуправления, наделенные народом управленческими и финансово-бюджетными правами. Резко возросла и продолжает расти роль территориальных финансов в общегосударственной финансовой системе. Соответственно, возрастает и роль местных бюджетов. Величина местных финансов растет во многих странах: они становятся превалирующей частью финансовых ресурсов государства.

Но  здесь, же возникает множество  проблем. Как осуществить справедливое распределение доходов и расходов между бюджетами различных уровней? Как определить приоритетность целей  бюджетного регулирования, проводимого на одном из уровней? И главное - как добиться одинаковой направленности бюджетной политики всех уровней?

Одной из основных характеристик федеративного  государства является соответствие базовых направлений экономической  политики, как в действиях федерального правительства, так и в действиях правительств субъектов Федерации. Другими словами, если, например, действия центра направлены на сокращение государственных расходов, то и вся региональная политика должна быть направлена на стимулирование сокращения расходов на уровне субъектов федеративного государства. Но добиться такой сбалансированности, особенно в российских кризисных условиях, - задача более чем непростая. Необходимо найти единственно верный компромисс между подлинно рыночными федеративными тенденциями и стремлением к централизации в условиях глубокого кризиса. Тем не менее именно в становлении новых межбюджетных отношений, основанных на принципах бюджетного федерализма, - ключ к успеху проводимых преобразований, именно это - важнейшее условие создания в России истинно рыночного бюджетного устройства.

Важной  проблемой развития бюджетного устройства Российской Федерации является пересмотр  сложившихся отношений  между  бюджетами различных уровней. Будучи федеральным государством, с трехуровневой бюджетной системой, для России чрезвычайно актуальна проблема построения бюджетного устройства, основанного на принципах бюджетного федерализма, под которым понимается система налогово-бюджетных взаимоотношений органов власти и управления различных уровней на всех стадиях бюджетного процесса, основанная на следующих основных принципах:

     - законодательное разграничение  бюджетной ответственности  и  расходных полномочий между   федеральными, региональными и местными  органами власти и управления;

     - соответствие  финансовых  ресурсов органов власти и  управления выполняемым ими функциям (обеспечение вертикального и  горизонтального выравнивания доходов  нижестоящих бюджетов);

     - нормативно-расчетные  (формализованные) методы регулирования  межбюджетных отношений и предоставления финансовой помощи;

Наличие специальных процедур предотвращения и разрешения конфликтов между различными уровнями власти и управления, достижение взаимосогласованных решений по вопросам налогово-бюджетной политики.

С полным правом можно говорить, что  в Российской Федерации заложена конституционная модель бюджетного федерализма, так как именно Конституция  определяет такие общие принципы бюджетной системы, как разграниченность и самостоятельность бюджетов всех уровней. Особым звеном в конституционной модели бюджетного федерализма являются совместные бюджетные и налоговые полномочия Федерации и ее субъектов. С одной стороны, они взаимно ограничивают полномочия центра и регионов, а с другой - устанавливают их взаимосвязь и взаимозависимость, определяя единство бюджетной и налоговой системы. Конституцией предоставлено в совместное ведение Федерации и ее субъектов установление общих принципов налогообложения и сборов, и в то же время субъекты Федерации не ограничены в своих правах вводить собственную систему налогов и сборов на основе общих принципов налогообложения. По Конституции действует три системы налогообложения, однако не предусматривается также и полное отделение бюджетов и налоговых систем: ведь Федерация и ее субъекты совместно ведают экономической, налоговой базой в виде государственной собственности, земли, недр, водных и других природных ресурсов. Предусмотрены также федеральные фонды регионального развития; следовательно, возникают межбюджетные связи и взаимодействие налоговых систем.

Заключение

Консолидированный бюджет Российской Федерации и се субъектов не подлежит утверждению  в законодательном  порядке, а  является лишь информационной базой  для корректировки бюджетно-финансовой политики соответствующего региона. Однако он не отражает экономического состояния территорий и не годится для проведения сравнительного анализа, так как определяет всего лишь изъятую государством часть валового внутреннего продукта. Поэтому рост консолидированного бюджета — это, прежде всего рост налоговых изъятий, но ведь не рост налогов увеличивает богатство территории.

Доходы бюджета отражают экономические  отношения, возникающие у государства  с предприятиями, организациями  и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда. Расходы бюджета представляют экономические отношения, которые возникают между государством, с одной стороны, и предприятиями, организациями и гражданами, с другой, в процессе распределения и использования по различным направлениям средств бюджетного фонда.

Доходы всех уровней бюджетной  системы РФ пополняются за счет пяти компонент: налоговых доходов; неналоговых  доходов; безвозмездных перечислений; доходов целевых бюджетных фондов; доходов от предпринимательской  и иной приносящей доход деятельности. Каждая компонента имеет в свою очередь сложную структуру.

Показатели  консолидированных  бюджетов используются в бюджетном  планировании. В частности, при определении  величины нормативов отчислений от регулирующих налогов  в бюджеты субъектов  Российской Федерации и размеров дотаций в расчет принимаются объемы консолидированных бюджетов административно-территориальных образований.

Без расчета показателей консолидированных  бюджетов невозможно сводное финансовое планирование, так как многие показатели сводного финансового баланса государства и территориальных сводных финансовых балансов берутся из консолидированных бюджетов.

Список использованной  литературы

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года № 145-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 05.08.2000 № 116-ФЗ, от 08.08.2002 № 126-ФЗ, от 29.05.2003 № 57-ФЗ, от 10.07.2003 № 86-ФЗ, от 24.07.2003 № 110-ФЗ, с изм., внесенными Федеральными законами от 31.12.1999 № 227-ФЗ, от 27.12.2000 № 150-ФЗ, от 30.12.2002 № 194-ФЗ).
  2. Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г.Б. Поляка.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
  3. Вахрин П.И. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. - Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2003.
  4. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник для вузов / под ред. М.В. Романовского. М.: ЮНИТИ, 2006.
  5. Дробозина Л.А. Финансы. - М.: Финансы и статистика, 2005.
  6. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации / Под ред. М.В. Романовского. - М.: Юрайт, 2006.
  7. Парыгина В.А., Тедеев А.А., Мельников С.И. Бюджетная система РФ. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004.
  8. Пшенникова Е.И. Бюджет и бюджетный процесс в Российской Федерации. – СПб.: Изд-во С.-Петербурга. ун-та, 2005.



Информация о работе Анализ формирования и функционирования консолидированного бюджета