Взаимосвязь сфер и звеньев финансовой системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 22:55, контрольная работа

Описание

Сложность и многогранность финансовых отношений обуславливает необходимость классификации их по сферам функционирования, а последние — по звеньям. Исходя из специфики финансовых отношений их можно разделить на две крупные сферы (рисунок 1):
финансы субъектов хозяйствования различных форм собственности (децентрализованные финансы)';
государственные или общегосударственные (централизованные) финансы.

Содержание

1. Взаимосвязь сфер и звеньев финансовой системы…………………….…3
2. Функции государственного кредита………………………………..….….6
Список использованных источников…………………………………….......9

Работа состоит из  1 файл

сферы и звенья финансовой системы, функции гос.кредита в РБ.docx

— 137.33 Кб (Скачать документ)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Взаимосвязь сфер и звеньев финансовой системы…………………….…3

2. Функции государственного кредита………………………………..….….6

Список использованных источников…………………………………….......9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.  Взаимосвязь сфер и звеньев финансовой системы.

Сложность и многогранность финансовых отношений обуславливает необходимость классификации их по сферам функционирования, а последние — по звеньям. Исходя из специфики финансовых отношений их можно разделить на две крупные сферы (рисунок 1):

  1. финансы субъектов хозяйствования различных форм собственности (децентрализованные финансы)';
  2. государственные или общегосударственные (централизованные) финансы.

Внутри первой и второй сфер выделяют ряд звеньев.

Рисунок 1. Схема финансовой системы Республики Беларусь

Финансы субъектов хозяйствования представляют собой систему денежных отношений, связанных с формированием и использованием денежных фондов предприятий.

Финансы коммерческих предприятий являются основой всей системы финансовых отношений, поскольку именно на этих предприятиях в процессе производства создается решающая доля национального дохода страны — главного источника формирования как децентрализованных, так и централизованных фондов.

Некоммерческими организациями признаются те, которые не ставят своей целью извлечение прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку она необходима для их уставных целей, ради которых они созданы, и соответствуют этим целям.

Под домашним хозяйством понимается хозяйство, которое ведется одним или несколькими лицами, проживающими совместно и имеющим общий бюджет.

Общегосударственные финансы представляют собой систему денежных отношений, связанных с формированием централизованных фондов денежных средств и использованием их для выполнения функций государства.

Государственный бюджет является одним из основных звеньев финансовой системы. С его помощью правительство концентрирует и своих руках значительную часть финансовых ресурсов государства.

Внебюджетные фонды они представляют собой средства правительства и местных органов власти, связанные с финансированием расходов, не включенных в бюджет.

Государственный кредит, посредством которого осуществляется формирование дополнительных финансовых ресурсов государства за счет мобилизации временно свободных средств населения, предприятий, организаций и учреждений.

Объективная необходимость существования  государственного кредита заключается  в постоянной нехватке средств государственного бюджета на удовлетворение потребностей общества, наличии бюджетного дефицита.

Специфической сферой финансовой системы  являются органы управления финансами — финансовый аппарат — третья сфера финансовой системы, называемая иногда институционной системой. Государство осуществляет руководство финансами, регулирует и направляет финансовую деятельность через свои законодательные и исполнительные органы, которые наделяются соответствующей компенсацией (Парламент — Национальное собрание, состоящее их двух палат — Палаты представителей и Совета Республики, Министерство финансов Республики Беларусь, Министерство по налогам и сборам).

Рассматриваемые выше сферы и звенья финансовой системы  тесно взаимосвязаны между собой. Это проявляется в следующем:

1. Финансы субъектов хозяйствования взаимодействуют с общегосударственными (централизованными) финансами — при уплате налогов и неналоговых платежей в бюджеты и государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды, при получении бюджетных средств некоторыми организациями для финансирования их деятельности и т.п.

2. Существуют взаимосвязи внутри сферы субъектов хозяйствования между организациями при совершении финансовых операций, к которым относятся, например, уплата штрафов, иных санкций, внесение паевых взносов, инвестирование средств, участие в распределении прибыли, получение дивидендов и т.п.

3. Республиканский и местные бюджеты как звено общегосударственных финансов взаимодействуют межу собой. Внутри этого возникают различные межбюджетные отношения между уровнями бюджетной системы и видами бюджетов. Кроме того, бюджеты взаимодействуют с государственными целевыми бюджетными и внебюджетными фондами при передаче средств из бюджета целевым бюджетным и внебюджетным фондам на некоторые целевые расходы.

 Взаимосвязь каждой сферы и звена финансовой системы заключается и в том, что все они в совокупности оказывают серьезное воздействие на процессы формирования фондов денежных средств, которые используются затем на финансирование многочисленных мероприятий, предусматриваемых в финансовых планах разного уровня.

 

 

2. Функции государственного кредита

Как финансовая категория, государственный кредит выполняет три функции: распределительную, контрольную и регулирующую.

Через распределительную функцию государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства, а затем их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов,

В современных условиях в экономически развитых странах поступлений от государственных займов стали вторым после налогов источником финансирования расходов бюджета. Это объясняется более быстрыми темпами роста расходов по сравнению с увеличением налоговых поступлений.

Финансирование расходов капитального характера за счет заимствованных средств  в определенных пределах имеет положительное значение. Растяжение источников финансирования, во времени путем выпуска займов на соответствующий срок позволяет переложить платежи по государственному кредиту и процентов по нему на последующие поколения, которые будут пользоваться услугами соответствующих объектов (например, газопроводом, библиотекой, университетом, стадионом и т.п.), построенных нынешним поколением.

Таким образом, положительное воздействие  распределительной функции государственного кредита заключается в том, что с ее помощью налоговое бремя более равномерно распределяется во времени. Налоги, которые взимаются, в период финансирования расходов за счет государственного займа не увеличиваются (что пришлось бы сделать в противном случае). Зато потом, когда кредиты погашаются, налоги взимаются не только для их уплаты, но и для погашения процентов по задолженности.

Налоги являются основным, но не единственным источником финансирования расходов, связанных с обслуживанием и  погашением государственного долга.

Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов, но имеет определенные специфические черты, порожденные особенностями этой категории:

1) тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованных денежных фондов, и, прежде всего — государственного бюджета;

2) охватывает движение стоимости в двухстороннем порядке, поскольку предполагает срочность, возвратность и платность получения средств;

3) осуществляется как финансовыми, так и кредитными учреждениями.

Регулирующая  функция государственного кредита проявляется, прежде всего, тогда, когда государство, вступая в кредитные отношения, вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику.

Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных  групп инвесторов. Мобилизуя средства физических лиц, оно снижает их платежеспособный спрос. Если за счет кредита будут профинансированы производственные затраты, например, инвестиции, то произойдет абсолютное сокращение наличной денежной массы в обращении. В случае финансирования затрат на оплату труда, например, учителей и врачей, количество денежной массы в обращении останется без изменений, хотя возможно изменение структуры платежеспособного спроса.

Выступая на финансовом рынке в  качестве заемщика, государство увеличивает спрос на заемные средства и тем самым способствует росту цены кредита, т.е. ссудного процента. Чем выше спрос государства, тем выше, при прочих равных условиях, уровень ссудного процента, тем более дорогим становится кредит для предпринимателей. Дороговизна заемных средств вынуждает предпринимателей сокращать инвестиции в сферу производства, в то же время она стимулирует накопления в виде приобретения ценных государственных бумаг. Если в стране достаточно свободных капиталов, то негативное воздействии на производство будет несущественным.

Положительное воздействие государство  оказывает на производство и занятость населения, формируя спрос на товары отечественного производства за счет внешних заимствований, т.е. зарубежных кредитов, выступая в качестве кредитора и гаранта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Витун, С.Е. Теория  финансов: пособие / С.Е. Витун.  – Гродно: ГрГУ, 2006. – 99 с.

2. Воробьёв, М.К. Теория  финансов / М.К. Воробьёв. – Минск:  МИУ, 2005. – 145 с.

3. Государственные финансы: учеб. пособие / Г.К. Мультан, У.Ф. Киреева,  О.А. Пузанкевич и др.; под ред.  Г.К. Мультана. – Минск: БГЭУ, 2005. – 166 с.

4. Теория финансов: учеб. пособие  / Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко [и др.]; под общ. ред. Н.Е. Зайца, М.К. Фисенко. – Минск: БГЭУ, 2006. – 351 с.

5. Фисенко, М.К. Финансовая система  Беларуси: учеб. пособие / М.К. Фисенко.  – Минск: Соврем. шк., 2008. – 184 с.

 

 

 


Информация о работе Взаимосвязь сфер и звеньев финансовой системы