Взаимоотношения звеньев бюджетной системы по доходам и расходам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 12:15, курсовая работа

Описание

Бюджетная политика государства - главная составная часть финансовой политики, поскольку она определяет условия и принципы организации финансовых отношений при формировании доходной базы бюджетов, в ходе осуществления бюджетных расходов, при организации межбюджетных отношений. Бюджетная политика непосредственно влияет на размеры и пропорции централизуемых государством финансовых ресурсов и определяет не только текущую структуру расходов бюджетов, но и перспективы использования бюджетных средств для развития экономики.

Содержание

Содержание
Введение 3
1. Звенья бюджетной системы Российской Федерации 6
2. Межбюджетные отношения в Российской Федерации. Причины их возникновения 9
3. Доходы и расходы бюджетов разных уровней бюджетной системы: их образование, источники, организация 13
3.1. Доходы звеньев бюджетной системы 16
3.2. Распределение доходов между звеньями бюджетной системы 19
3.3 Расходы бюджетов разных уровней бюджетной системы. Распределение расходов между звеньями бюджетной системы РФ 22
3.4 Взаимосвязь доходов и расходов бюджетов разных уровней бюджетной системы 26
3.4.1 Субвенции 34
3.4.2 Современное состояние распределения дотаций между бюджетами субъектов РФ 38
3.4.3 Курганская область в системе межбюджетных отношений 41
Заключение 44
Список использованных источников 47
Приложение 1
Приложение 2

Работа состоит из  1 файл

курсовая финансы.doc

— 295.50 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ГОУ ВПО

КУРГАНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

(КГУ) 

Кафедра «Финансы и кредит» 
 
 
 

Тема: «Взаимоотношения звеньев бюджетной системы по доходам и расходам»

КУРСОВАЯ  РАБОТА

Дисциплина: Финансы         
 

Студент группы:                    Шевченко Т.С.  

      подпись ФИО 
 
 

Руководитель: кандидат эк. наук, доцент        Петрова В.П.  

      звание, уч. степень подпись ФИО 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Дата защиты ___________ 

Оценка ________________ 

Курган  2010 

Содержание  

Введение            3 

1. Звенья  бюджетной системы Российской  Федерации    6

2. Межбюджетные  отношения в Российской Федерации.  Причины их возникновения           9

3. Доходы и  расходы бюджетов разных уровней  бюджетной системы: их образование,  источники, организация              13

3.1. Доходы  звеньев бюджетной системы              16

3.2. Распределение  доходов между звеньями бюджетной  системы         19

3.3 Расходы бюджетов разных уровней бюджетной системы. Распределение расходов между звеньями бюджетной системы РФ                22

3.4 Взаимосвязь  доходов и расходов бюджетов  разных уровней бюджетной системы                   26

3.4.1 Субвенции                  34

3.4.2 Современное  состояние распределения дотаций  между бюджетами субъектов РФ                  38

3.4.3 Курганская область в системе межбюджетных отношений          41         

Заключение                  44

Список  использованных источников              47

Приложение 1

Приложение 2  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Бюджетная политика государства - главная составная  часть финансовой политики, поскольку она определяет условия и принципы организации финансовых отношений при формировании доходной базы бюджетов, в ходе осуществления бюджетных расходов, при организации межбюджетных отношений. Бюджетная политика непосредственно влияет на размеры и пропорции централизуемых государством финансовых ресурсов и определяет не только текущую структуру расходов бюджетов, но и перспективы использования бюджетных средств для развития экономики.

     Важнейшей составной частью бюджетной политики страны выступает концепция межбюджетных отношений. Межбюджетные отношения – отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по обеспечению бюджетного процесса.

     Межбюджетные  отношения существуют в любом  государстве, имеющем административно-территориальное  деление. Существующие межбюджетные отношения в России сформировались в условиях коренных политических и экономических реформ и под влиянием глубокого экономического кризиса. В переходный период они в целом выполняли свое предназначение, способствовали становлению и сохранению бюджетного федерализма. В то же время они содержат в себе элементы прежних, характерных для командно-административной экономики подходов.

     Регулирование межбюджетных отношений осуществляется в целях обеспечения соответствия между полномочиями государственных  органов на осуществление расходов, закрепленных законодательными актами за республиканским и местными бюджетами, и бюджетными ресурсами, которые должны обеспечивать исполнение этих полномочий. Реформирование межбюджетных отношений должно осуществляться на основе последовательного совершенствования законодательной базы как на федеральном, так и на региональном уровнях при безусловном соответствии принимаемых законов и иных нормативно-правовых актов Конституции РФ.

     Актуальность  исследования объясняется тем, что  межбюджетные отношения являются одним из основных факторов социально-экономического развития регионов и страны в целом и принимают участие в функционировании экономики государства.

     Целью настоящей работы является рассмотрение и анализ  современной ситуации в межбюджетных отношениях, методов  бюджетного регулирования и распределение доходов и расходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации.

     Объект  курсовой работы – доходы и расходы  бюджетов разных уровней бюджетной  системы.

     В России наблюдается все более  углубляющаяся дифференциация по уровню социально-экономического развития регионов, что является реакцией на создавшееся экономическое положение в стране, когда более половины из них являются дотационными. Подобная поляризация в развитии субъектов Федерации имеет критический характер и свидетельствует о необходимости пересмотра государственной политики регулирования межбюджетных отношений в направлении совершенствования (разработки) эффективного механизма их организации и регулирования, адекватного задачам бюджетной политики.

     Задачами  представленной работы являются:

  1. Рассмотрение звеньев бюджетной системы Российской Федерации;
  2. Раскрытие понятия «межбюджетные отношения»;
  3. Изучение принципов межбюджетных отношений;
  4. Выявление причин возникновения межбюджетных отношений;
  5. Рассмотрение и анализ доходов бюджетов разных уровней и их взаимосвязь;
  6. Рассмотрение и изучение расходов бюджетов разных уровней и их взаимосвязь.

     Теоретической основой курсовой работы являются статьи расходов и доходов Федерального бюджета, региональных и местных бюджетов, а также материалы и статьи Бюджетного Кодекса Российской Федерации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Звенья  бюджетной системы Российской Федерации

     Бюджетная система Российской Федерации - основанная на экономических отношениях и государственном  устройстве РФ, регулируемая нормами  права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

     Бюджетная система РФ построена на основе следующих  принципов:

    1. Принцип единства бюджетной системы;
    2. Самостоятельность бюджетов всех уровней;
    3. Принцип сбалансированности бюджета;
    4. Принцип эффективного и экономного использования бюджетных средств;
    5. Принцип достоверности бюджета;
    6. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов;
    7. Принцип гласности;
    8. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств ;
    9. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ.

    Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы  Российской Федерации проявляется  в закреплении видов доходов (полностью  или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

     Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трёх уровней, которые также называют звеньями бюджетной системы.

    -I уровень  - федеральный бюджет и бюджеты  государственных внебюджетных фондов;

    -II уровень  - бюджеты субъектов РФ и бюджеты  территориальных государственных  внебюджетных фондов;

    -III уровень - местные бюджеты.

     Первый  и второй уровни бюджетной системы, в соответствии с Бюджетным Кодексом, толкуются расширительно, т.е. включают в себя помимо непосредственно государственного бюджета бюджеты государственных внебюджетных фондов. Совокупность бюджета соответствующей территории с бюджетами государственных внебюджетных фондов принято называть бюджетом расширенного правительства.

     Федеральный бюджет РФ, по сути, представляет собой  основной финансовый план государства, через который мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования для реализации целей государственной политики.

     Бюджетом  субъекта РФ (или региональным бюджетом) в Бюджетном кодексе РФ называется форма образования и расходования денежных средств, предназначенных  для решения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Предметы ведения РФ, субъектов РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ устанавливаются главой третьей Конституции РФ.

     Второй  уровень бюджетной системы, помимо бюджетов территориальных государственных  внебюджетных фондов, включает бюджеты 89 субъектов РФ, среди которых:

-21 республиканский;

-55 краевых и областных бюджетов;

-2 бюджета городов федерального значения (Москва и Санкт-Петербург);

-1 бюджет автономной области (Еврейская АО)

-10 бюджетов автономных округов.

     Местный бюджет (или бюджет муниципального образования) представляет собой форму  образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения  задач и функций, отнесенных к  предметам ведения местного самоуправления. К предметам ведения местного самоуправления относятся вопросы местного значения. Открытый перечень вопросов местного значения приведен в федеральном законе “Об общих принципах местного самоуправления в РФ”.

     На  территории Российской Федерации принимаются 29 тысяч местных бюджетов, среди которых районные, городские, поселковые и сельские.

     Также рассматривают отдельной категорией консолидированный бюджет. Консолидированный бюджет представляет собой свод всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории. Консолидированный бюджет, объединяя все бюджетные показатели какой-либо территории, выполняет, в основном, информационную функцию. В отличие от законодательно утверждаемых бюджетов субъектов федерации и федерального бюджета, консолидированный бюджет не является законом.

     Консолидированный бюджет РФ включает в себя федеральный  бюджет РФ и консолидированные бюджеты  субъектов РФ. В то же время консолидированные  бюджеты субъектов РФ состоят  из собственно бюджета субъекта РФ и бюджетов муниципальных образований, находящихся на территории данного субъекта РФ.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Межбюджетные  отношения в Российской Федерации. Причины их возникновения

     Межбюджетные  отношения  представляют собой совокупность отношений  между органами государственной  власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления по поводу разграничения и закрепления бюджетных правомочий, соблюдения прав, обязанностей и ответственности органов власти в области составления, утверждения и исполнения бюджетов и бюджетного процесса. Совокупность межбюджетных отношений основывается на бюджетном федерализме.

     Бюджетный федерализм (или фискальный федерализм, от слова «фиск» – казна) – это система управления публичными финансами, основанная на разграничении между различными уровнями власти бюджетных прав и полномочий в области формирования и расходования бюджетных средств при сочетании интересов участников бюджетного процесса на всех уровнях бюджетной системы страны и интересов всего общества в целом. Основная задача бюджетного федерализма в конкретных экономических и политических условиях заключается в выборе наиболее эффективной модели бюджетных отношений. Для этого, прежде всего, необходимо четко распределить расходные функции между уровнями власти, закрепить соответствующие им источники финансирования, сформировать систему оказания финансовой помощи финансово неблагополучным регионам.

Информация о работе Взаимоотношения звеньев бюджетной системы по доходам и расходам