Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2011 в 14:00, реферат
Политические и  социально-экономические  реформы в России  в XIX—XX вв. (до октября  1917 г.) и финансы. 
Причины обострения финансовых проблем России во второй половине XIX в. 
   2.3. Становление финансовой системы социалистического государства.
   2.4. Финансовая политика  переходного от  капитализма к  социализму. 
2.5. Особенности развития  финансовой системы  в СССР на этапе  «развитого социализма».
2.6. Особенности финансов  страны при переходе к рыночной экономике.
Одновременно с расходной сметой предприятия или учреждения Народному банку сообщался и краткий производственный) план с указанием общего количества предполагаемого в течение) сметного периода выпуска изделий и их стоимости. Все без исключения денежные поступления за сдаваемые предприятиями! продукты своего производства и по всем другим доходным статьям, чеки, переводные билеты, наличные деньги сдавались самим предприятием или регулирующим данную отрасль производства учреждением в доход казны по данному предприятию или отрасли производства.
Огромное значение имела национализация банков. «Банки — это крупные центры современного капиталистического хозяйства. Тут собираются неслыханные богатства и распределяются по всей громадной стране, здесь — нерв всей капиталистической жизни». Поэтому дальнейшие меры Советского государства были направлены на превращение банка из центра экономического господства эксплуататоров в орудие рабочей власти и рычаг экономического переворота.
Началось решение этой задачи с первых дней социалистической революции, когда Советская власть, избегнув ошибки Парижской Коммуны, захватила Государственный банк. Затем, перейдя к национализации частных коммерческих банков, приступила к объединению национализированных банков, сберегательных касс и казначейств с Государственным банком, создавая таким образом основу единого Народного банка.
На первый план выдвигалась организация учета и контроля в тех хозяйствах, где уже экспроприированы капиталы, а также во всех остальных хозяйствах. Партия подошла вплотную к задачам управления, задаче практической организации по-новому самых глубоких, экономических основ жизни миллионов людей. В соответствии с этим определялись очередные задачи экономической и финансовой политики в области национализации банков, монополизации внешней торговли, государственного контроля за денежным обращением, введения удовлетворительного, с пролетарской точки зрения, поимущественного и подоходного налогов, введения трудовой повинности. Главными задачами в области финансов стали:
  1) 
Обеспечение финансовой 
  2) 
Правильная постановка 
3) Введение всеобщей трудовой повинности и регистрация имущих классов. Поголовный учет имущего населения, закон, обязывающий иметь рабочие, налоговые и бюджетные книжки, давал возможность переложить тяжесть налогов на богатых.
  4) 
Замена старых денежных знаков 
новыми, поскольку буржуазия, храня запасы 
денег, сохраняла за собой и экономическую 
власть, используя остающиеся в частной 
собственности денежные знаки в целях 
спекуляции, наживы и ограбления трудящихся. 
Поэтому предполагался ряд организационных 
мер и в том числе разработка типа декларации, 
обязательной к представлению каждым 
о количестве имеющихся у него денег, определение 
срока обмена старых денежных знаков на 
новые, и его условия. 
2.4. Финансовая политика переходного от капитализма к социализму.
Финансовая политика данного периода была отражена и в программе Российской коммунистической партии (большевиков), принятой на VIII съезде партии в 1919 г. В ней отмечались изменения в социально-экономическом содержании государственного бюджета в связи с изменениями сущности государства в социалистическом обществе. Поскольку государственная власть при обобществлении средств производства, экспроприированных у капиталистов, перестает быть паразитическим аппаратом, стоящим над производственным процессом, и начинает превращаться в организацию, непосредственно выполняющую функции управления экономикой страны, постольку государственный бюджет становится бюджетом всего народного хозяйства в целом.
Это определяло и изменения источников доходов государственного бюджета, основой которых становилось непосредственное обращение в доход от различных государственных монополий. При таких условиях сбалансирование доходов и расходов было возможно лишь при правильной постановке планомерного государственного производства и распределения продуктов.
  Коренными 
задачами в области экономики 
были названы максимальное объединение 
всей хозяйственной деятельности страны 
по одному общегосударственному плану, 
наивысшая централизация 
  Декретом 
СНК от 22 февраля 1921 г. при Совете 
Труда и Обороны была создана 
Государственная общеплановая комиссия 
для разработки единого общегосударственного 
хозяйственного плана на основе одобренного 
VIII съездом Советов плана 
Политика «военного коммунизма», вызванная крайней нуждой, разорением и войной, состояла в применении разверстки, при которой у крестьянина брали все излишки, а иногда и часть необходимого для него продовольствия, для покрытия расходов на армию и на содержание рабочих. Отдавая государству хлеб по твердым ценам за бумажные деньги, без эквивалента, крестьянин фактически давал хлеб в ссуду. Это был единственный способ спасти голодного рабочего и восстановить промышленность в условиях крайнего расстройства денежной и финансовой систем, доставшихся Советской власти.
  Чрезмерное 
использование царским 
В годы Гражданской воины и иностранной военной интервенции. к «керенкам» Временного правительства прибавились денежные знаки, выпускаемые 60 белогвардейскими и буржуазно-националистическими правительствами. Расстроенное товарно-денежное хозяйство сопровождалось исчезновением из оборота не только золотых и серебряных, но даже и медных монет.
Советская власть с первых своих шагов столкнулась с проблемой, оказавшейся не менее трудной, чем захват политической власти. Государственный банк и Министерство финансов были взяты большевиками без единого выстрела, но чтобы фактически овладеть этими двумя главными крепостями финансового капитала, жизненно важным финансовым центром экономики и сложнейшим денежно-кредитным механизмом с филиалами и отделениями по всей стране, пришлось сломить первый, хорошо организованный и заранее оплаченный капиталом саботаж против Советской власти. В течение 23 дней с начала революции правительство в Смольном не получало ни одного рубля. Каналы денежного обращения переполнялись денежными знаками разных мастей, а у правительства (Совнаркома и Советов на местах) не хватало не только финансовых ресурсов, но даже расчетных знаков.
Банки, прекращая финансирование производства в первую очередь на предприятиях, где вводился рабочий контроль, создавали трудности в приобретении сырья и материалов. Вместе с тем они беспрепятственно выдавали деньги со счетов бывшим хозяевам, спешившим спасти свое богатство или помочь контрреволюции. Организация финансовых отношений на новых социалистических началах шла путем преодоления саботажа чиновников Государственного банка и Казначейства, отмены коммерческой тайны, расширения рабочего контроля за деятельностью администрации и регламентации деятельности частных банков, а затем их национализации и слияния с Государственным банком и учреждения Народного банка РСФСР.
Финансовое положение Советского правительства было крайне тяжелым. Первые полугодовые бюджеты за 1918—1919 гг. отличались большим дефицитом. Дефицит бюджета на январь-июнь 1918 г. равнялся 83,3% всех его расходов, а бюджетный дефицит первого годового бюджета на 1920 г. был еще выше и составил 86,9% его расходов. Бюджетный дефицит покрывался главным образом эмиссией бумажных денег.
В то же время первые бюджеты отражали не только тяжелое экономическое положение Советского государства и бремя расходов на оборону, и новую структуру его доходов и расходов. В формировании доходов бюджете наряду с поступлением контрибуции с буржуазии, чрезвычайного революционного единовременного налога и других налогов с населения предусматривались поступления доходов от государственного хозяйства. Однако натурализация хозяйственных связей резко снизила значение денежных налоговых поступлений. В расходах бюджетов почти в двое возрос удельный вес расходов на финансирование промышленности и более чем вдвое – на финансирование социально-культурных мероприятий.
Получая продукты по разверстке, государство перераспределяло их централизованно, без денег. Оплата труда производилась через паек, выдаваемый по карточкам. В натуральной форме выдавалось до 80-90% зарплаты. Национализированные предприятия были переведены на бюджетно-сметное финансирование и централизованное снабжение сырьем, топливом и материалами. Все расчеты между государственными предприятиями производились безналичным путем, и деньги использовались лишь как средство учета и контроля.
  В 
период «военного коммунизма» товарно-
      Ослабленная 
войной и контрреволюцией экономика 
и расшатанный налоговый 
X съезд партии, приняв решение о переходе к новой экономической политике, о замене разверстки натуральным налогом, поручил ЦК пересмотреть в основе всю финансовую политику. Основой финансовой политики и перестройки финансовых отношений стало обеспечение перехода от чрезвычайно и довольно хаотичных форм привлечения средств в бюджет к регулярным налогам. Финансовая программа, разработанная В.И. Лениным еще в 1918 г., была направлена на решение одновременно двуединой задачи: сокращения эмиссии денег и «втягивание» денег в бюджет, т.е. обеспечения возврата в государственную казну выпущенных в обращение денег.
Декретом ВЦИК от 10 октября 1921 г. «О мерах по упорядочению финансового хозяйства» критиковался сложившийся за революционное трехлетие 1918-1920 гг. взгляд на финансы как на отмирающий пережиток, а на деятельность Наркомфина – как на деятельность учреждения, в значительной степени отжившего и подлежащего ликвидации.
Новая экономическая политика (НЭП) была направлена на развитие и расширение товарооборота. Задача эта решалась допущением частного, негосударственного обмена. Разверстка как способ государственных заготовок продовольствия, сырья и фуража заменялась натуральным налогом в таком размере, чтобы покрыть минимально необходимые потребности армии, городских рабочих и неземледельческого населения.
Налог взимался в виде процентного или долевого отчисления от произведенных в хозяйстве продуктов, с учетом урожая, числа едоков и фактического наличия в хозяйстве скота. Общая сумма налога должна была быть меньше налагавшегося до сих пор налога путем разверстки обложения. Все запасы продовольствия, сырья и фуража после внесения налога оставлялись в полном распоряжении земледельцев и могли обмениваться ими в пределах местного хозяйственного оборота на продукты фабрично-заводской и кустарной промышленности как через кооперативные организации, так и на рынке.
Одновременно ставилась задача расширения оборота промышленности. Но ограниченность ресурсов не позволяла восстановить сразу крупное государственное, социалистическое производство, поэтому на бюджетном финансировании были оставлены лишь жизненно важные отрасли народного хозяйства и предприятия: транспорт, металлургическая и топливная промышленность, объекты электрификации. Большое внимание было уделено восстановлению мелкой промышленности, которая могла немедленно оказать помощь крестьянскому хозяйству и поднять его производительные силы. На расширение оборота была направлена и политика партии по развитию кооперации и концессий, применению и максимальному использованию буржуазных специалистов. В соответствии с этим определялась и финансовая политика.
Информация о работе Возникновение, становление и развитие финансовой системы Российской Федерации