Виды пенсий по праву социального обеспечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2011 в 19:23, курсовая работа

Описание

Цель исследования заключается в том, чтобы проанализировать понятия видов пенсии по праву социального обеспечения.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
* проанализировать законодательство в сфере пенсионного обеспечения;
* рассмотреть проблемы реформирования пенсионного обеспечения;
* исследовать понятие и правовые основы пенсионного обеспечения;
* проанализировать понятия видов пенсий;
* раскрыть сущность понятий трудовых и социальных пенсий;
* проанализировать сущность профессионального страхования.

Содержание

Введение……………………………………………………………..…………….3
Глава 1. Проблемы реформирования пенсионного обеспечения Республики Беларусь…………………………………………………………………….……...5
Глава 2. Понятие, виды пенсий в Республике Беларусь……………………....11
Раздел 2.1. Трудовые пенсии……………………………………………………12
Подраздел 2.1.1. Пенсия по возрасту……………………………….…………..12
Подраздел 2.1.2. Пенсия по инвалидности…………………………………….16
Подраздел 2.1.3. Пенсия по случаю потери кормильца………………………18
Подраздел 2.1.4. Пенсия за выслугу лет………………………………………..21
Подраздел 2.1.5. Пенсия за особые заслуги перед республикой……..………29
Раздел 2.2. Социальные пенсии……………………………………………...…30
Раздел 2.3.Профессиональные пенсии…………………………………………32
Заключение……………………………………………………………………….40
Список использованных источников…………………………….……………..43

Работа состоит из  1 файл

курсач.docx

— 67.74 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования Республики Беларусь

Белорусский государственный  университет

Юридический факультет 
 
 

                Кафедра гражданского процесса и трудового права 
                 
                 
                 
                 
                 

Курсовая  работа 

Виды  пенсий по праву социального обеспечения 
 
 
 

                Выполнила:

                студентка 3 курса, 7 группы,

                юридического  факультета БГУ

                специальности «Правоведение»

                очной формы обучения

                Романова  Ксения Дмитриевна 
                 

                _________________ 

                Научный руководитель:

                Постовалова Татьяна Александровна

                доцент, кандидат юридических наук 
                 
                 
                 

Минск

2011 

ОГЛАВЛЕНИЕ 

Введение……………………………………………………………..…………….3

Глава 1. Проблемы реформирования пенсионного обеспечения Республики Беларусь…………………………………………………………………….……...5

Глава 2. Понятие, виды пенсий в Республике Беларусь……………………....11

Раздел 2.1. Трудовые пенсии……………………………………………………12

Подраздел 2.1.1. Пенсия по возрасту……………………………….…………..12

Подраздел 2.1.2. Пенсия по инвалидности…………………………………….16

Подраздел 2.1.3. Пенсия по случаю потери кормильца………………………18

Подраздел 2.1.4. Пенсия за выслугу лет………………………………………..21

Подраздел 2.1.5. Пенсия за особые заслуги перед  республикой……..………29

Раздел 2.2. Социальные пенсии……………………………………………...…30

Раздел 2.3.Профессиональные пенсии…………………………………………32

Заключение……………………………………………………………………….40

Список  использованных источников…………………………….……………..43 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

    Неотъемлемой  частью социально-экономической политики государства является совершенствование  пенсионного обеспечения и социальной защиты населения.

    Значительную  актуальность проблеме придает и  сегодняшнее состояние законодательства в сфере пенсионного обеспечения. После проведения определенных реформ, а также с течением времени оно существенным образом обновилось, однако еще остается ряд проблем, нерешенных государством. Существует необходимость внесения изменений и дополнений в пенсионное законодательство с целью совершенствования распространения права пенсионного обеспечения.

    Следует добавить, что актуальность данной курсовой работы заключается в том, что пенсионное обеспечение, в частности пенсионная система, имеет немаловажное значение, ведь эта область отношений затрагивает все слои гражданского общества, а именного граждан Республики Беларусь как уже находящихся на пенсии, так и еще зарабатывающих ее на будущее.

    Таким образом, вышесказанное подчеркивает актуальность выбранной темы.

    Цель  исследования заключается в том, чтобы проанализировать понятия  видов пенсии по праву социального обеспечения.

      В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

  • проанализировать законодательство в сфере пенсионного обеспечения;
  • рассмотреть проблемы реформирования пенсионного обеспечения;
  • исследовать понятие и правовые основы пенсионного обеспечения;
  • проанализировать  понятия видов пенсий;
  • раскрыть сущность понятий трудовых и социальных пенсий;
  • проанализировать сущность профессионального страхования.

    Объектом  работы являются общественные отношения  в сфере пенсионного обеспечения.

    Предметом работы являются анализ теории правового регулирования пенсионного обеспечения.

    По  своей структуре курсовая работа состоит из введения, двух глав и  заключения, в свою очередь главы  содержат разделы и подразделы.

    Первая  часть работы посвящена ознакомлению с понятием и сущностью проблем реформирования пенсионного обеспечения в Республике Беларусь.

    Во  второй главе дипломной работы особое внимание уделено видам пенсий по праву социального обеспечения в Республики Беларусь.

    Для достижения целей и задач при  подготовке курсовой работы была использована  как методическая литература, так и источники периодической печати (Постовалова Т.А., Ковальков В., Давидович О.В.). Нормативной основой послужили действующие Законы Республики Беларусь, Указы Президента Республики Беларусь, Постановления Совета Министров, Гражданский кодекс, а также Декларация.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 

    Пенсионная  система любого государства есть «объемное» отображение практически  всего спектра составляющих жизни: достигнутого уровня зарплаты и применяемой  системы налогов; демографической  ситуации и рынка труда; культурных и национальных традиций (определенных отношений общества к своим престарелым членам); развитости структур гражданского общества и государственных институтов власти.

    Система пенсионного обеспечения является важнейшей составной частью системы  социальной защиты населения Республики Беларусь. [17, с.89]

    В постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 17 апреля 1997 г. №349 "О Концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Республике Беларусь и плане первоочередных мер по реализации ее основных положений" (далее – Концепция) гласит, что, несмотря на возросшие расходы на пенсии, выплачиваемые из Фонда социальной  защиты   населения, состояние пенсионного обеспечения в настоящее время представляет  собой одну из  острейших социально-экономических проблем, в основе которой, с одной стороны, низкий уровень размеров пенсий, с другой - достаточно высокий тариф страховых взносов.

    Проблема  реформирования системы пенсионного  обеспечения касается всех граждан, независимо от возраста и социального  статуса, поскольку каждый человек  хочет знать, что его ожидает  после окончания трудовой жизни  и каковы гарантии его благополучного существования в старости, поскольку для большинства пенсионеров и инвалидов пенсия является единственным источником средств к существованию. Такая проблема стоит и перед нашей республикой.[17,с.89]

    Концепцией  определены основные цели совершенствования  пенсионной системы:

    • реализация гарантированного Конституцией Республики Беларусь права граждан на пенсионное обеспечение в установленных законом случаях;
    • обеспечение финансовой стабильности пенсионной системы;
    • адаптация системы пенсионного обеспечения к изменяющимся экономическим условиям и обеспечение ее устойчивого развития на основе государственного и негосударственного пенсионного страхования и бюджетного финансирования;
    • повышение эффективности пенсионного обеспечения граждан путем рационализации и оптимизации условий предоставления и норм пенсионного обеспечения;
    • приведение уровня пенсионного обеспечения в соответствие с объемом участия в финансировании пенсионной системы и бюджетом прожиточного минимума, а в перспективе – минимальным потребительским бюджетом пенсионера;
    • совершенствование системы управления пенсионным обеспечением.

    Исходя  из этих целей, пенсионная реформа должна основываться на следующих принципах:

    • граждане независимо  от  социального   положения,   расовой   и национальной принадлежности,  пола,  языка и рода занятий пользуются равным правом на пенсионное обеспечение;
    • работающие по  найму подлежат  обязательному государственному социальному страхованию, включая пенсионное;
    • финансирование государственного     пенсионного     обеспечения основывается  на   принципе   солидарности,   включая   солидарность поколений;
    • пенсионное обеспечение из  государственного  фонда  социального страхования гарантируется при условии уплаты страховых взносов;
    • взносы по социальному страхованию  аккумулируются  в  страховом фонде, финансирующем выплату трудовых (страховых) пенсий;
    • каждый застрахованный имеет  право  на  пенсионные  выплаты  из государственного  фонда  социального  страхования  в  случаях  и при соблюдении условий, установленных в законодательстве. При этом лица, подлежащие обязательному государственному социальному страхованию, и лица, индивидуально уплачивающие страховые взносы, пользуются равным правом на пенсионное обеспечение;
    • размер трудовой    (страховой)     пенсии     увязывается     с продолжительностью страхования и заработком, с которого уплачивались страховые взносы;
    • средства пенсионного  страхования используются исключительно на пенсионное  обеспечение  застрахованных   по   правилам   и   нормам законодательства   о   пенсионном  страховании.  Временно  свободные средства капитализируются и инвестируются в установленном порядке;
    • расходы на  пенсионное  обеспечение  лиц,  не  участвовавших  в системе пенсионного страхования (период службы в армии, учебы, ухода за детьми и т.п.), покрываются за счет бюджетных средств;
    • страхование от трудового увечья и профессионального заболевания финансируется за счет нанимателя при возможном участии государства;
    • ответственность государства    за    состояние    и    развитие государственной пенсионной системы.

         Изложенные принципы и элементы  обусловливают  необходимость   в процессе  реформы  существенно  затронуть  практически  все  главные составляющие государственной пенсионной системы:  построение; охват, условия и нормы пенсионного обеспечения;  экономические, финансовые, организационные и правовые основы.

    В  целях  реализации  Концепции  реформы  системы   пенсионного обеспечения  в Республике Беларусь постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 марта 2002 года № 294 утверждена Программа реформирования пенсионного законодательства Республики Беларусь, согласно которой преобразование пенсионной системы предполагается осуществлять по двум основным направлениям:

  • упорядочение (оптимизация) системы, касающееся изменений отдельных ее принципов, схем и элементов и направленное главным образом на укрепление ее страховых основ;
  • формирование многоуровневой системы, включающей разные формы пенсионного обеспечения.

    Первые  шаги на пути реформирования уже сделаны.  Согласно стст. 5, 24 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» это введение обязательного условия предоставления права на трудовую пенсию – факта уплаты страховых взносов, а для пенсии по возрасту при неполном стаже – 5-летнего периода уплаты взносов. Также принятие Закона Республики Беларусь «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного социального страхования» от 6 января 1999 г. № 230-З. Данный Закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства о государственном социальном страховании.

    Последовательное  осуществление   реформы   системы  пенсионного обеспечения  в  целом  будет  иметь   благоприятные   социальные   и экономические результаты.     Пенсионная система,  освобожденная  от   не   свойственных   ей функций,  будет  полностью  сосредоточена  на  проблеме  обеспечения приемлемого  уровня   жизни   нетрудоспособных   граждан.   Создание дополнительных  профессиональных  пенсионных  систем освободит ее от решения задач,  связанных с предоставлением преимуществ в пенсионном обеспечении отдельным категориям работников за счет других категорий работников,  что позволит проводить  единую  пенсионную  политику  в отношении всех застрахованных лиц.

         Благоприятным следствием  пенсионной   реформы   явится   также создание  банка  данных  о  долгосрочных  обязательствах  пенсионной системы в отношении пенсионных прав,  приобретенных по старой  и  по новой   системе.   Это   позволит   осуществлять   актуарные  оценки финансового состояния  системы  на  краткосрочную,  среднесрочную  и долгосрочную  перспективу  и заранее предпринимать необходимые меры, обеспечивающие финансовую стабильность пенсионного обеспечения.

Информация о работе Виды пенсий по праву социального обеспечения