10
марта 2009 г. в связи с кризисом
и сложившейся ситуацией в
стране вице-премьер, министр
финансов Алексей Кудрин заявил,
что в связи с кризисом Россия
на время отказывается от трехлетнего
бюджета.
Таким
образом, федеральный бюджет на 2009 год
будет однолетним. Однако, как пояснил
Кудрин, возврат к принципу 3-летнего
бюджетного планирования будет осуществлен
начиная с бюджета на период 2010-2012
годов.
Итак,
из бюджета РФ финансируются образование,
здравоохранение, социальная политика,
культура. Социальные расходы с каждым
годом растут, однако, доля их в бюджете
в последний год сократилась, что связано
с кризисом.
2.
2 Особенности финансирования социальных
расходов из государственных внебюджетных
фондов
Как
мы рассмотрели ранее к Государственным
внебюджетным фондам социального назначения
относят:
- Пенсионный
фонд РФ;
- Федеральный
фонд социального страхования РФ;
- Федеральный
фонд обязательного медицинского страхования;
- Территориальные
фонды обязательного медицинского страхования;
- Государственный
фонд занятости населения РФ. [13, с.263]
Пенсионный
фонд РФ представляет собой централизованный
внебюджетный фонд государства, обеспечивающий
формирование и распределение денежных
средств в целях пенсионного
обеспечения граждан РФ. [13, с. 269]
На долю Пенсионного Фонда приходится
почти ¾ средств государственных социальных
фондов. Пенсионная система функционирует
на основе непрерывной солидарности поколений
работающих граждан с нетрудоспособной
частью населения. Такая система пенсионного
обеспечения называется распределительной.
Она характеризуется тесной зависимостью
от демографической и общей экономической
ситуации в стране. Накопительная систем
существенно отличается от распределительной
тем, что она менее чувствительна к проблемам
старения населения. Каждый человек формирует
пенсию сам. Его взносы идут на не оплату
пенсии другому, а на индивидуальный счет
в специализированной страховой компании.
Участие государства сводится к контролю
за деятельностью этой компании и обеспечению
правовых гарантий для пенсионных накоплений.
Первоочередная задача Пенсионного фонда
обеспечение финансовой стабильности
пенсионной системы, создание условий
для регулярной выплаты пенсий в установленные
сроки и повышение и размеров с учетом
изменения потребительских цен.
Средства
пенсионного фонда формируются
за счет следующих источников:
- налоговые
доходы, распределяемые органами Федерального
казначейства между бюджетами бюджетной
системы Российской Федерации, от минимального
налога, взимаемого в связи с применением
упрощенной системы налогообложения,
- по нормативу 60 процентов;
- неналоговые
доходы: страховые взносы на обязательное
пенсионное страхование; страховые взносы
по дополнительному тарифу для работодателей-организаций,
использующих труд членов летных экипажей
воздушных судов гражданской авиации;
недоимки, пени и штрафы по взносам в Пенсионный
фонд Российской Федерации; доходы от
размещения средств Пенсионного фонда
Российской Федерации; штрафы, санкции,
суммы, поступающие в результате возмещения
ущерба;
- безвозмездные
поступления: межбюджетные трансферты
из федерального бюджета, передаваемые
Пенсионному фонду Российской Федерации;
безвозмездные поступления от негосударственных
пенсионных фондов; прочие поступления;
На
данный момент страховой взнос составляет
20%, с 2011 года планируется увеличить до
26%.
Аккумулируемые
средства Пенсионного фонда направляются
на следующие цели:
- Выплата трудовых
пенсий;
- Компенсационные
выплаты неработающим трудоспособным
лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными
гражданами;
- Выплата пенсий
гражданам, выехавшим на постоянное место
жительства за границу;
- Расходы на
повышение пенсий участникам Великой
Отечественной войны;
- Выплата ритуальных
пособий;
- Расходы на
выплату государственных пенсий пособий
и оплату других расходов, финансируемых
ПФ на условиях возврата этих средств
из бюджета.[15, с.254]
Фонд
социального страхования РФ является
государственным внебюджетным фондом
финансовых ресурсов, предназначенных
для оказания социальной помощи и
социальных услуг. Фонд социального
страхования является вторым по объему
фондом аккумулирующим средства.
Средства
фонда формируются за счет следующих
источников:
- Страховой
взнос - составляет 2,9%;
- доходы, распределяемые
органами Федерального казначейства между
бюджетами бюджетной системы Российской
Федерации, поступающие от уплаты следующих
налогов, предусмотренных специальными
налоговыми режимами: налога, взимаемого
в связи с применением упрощенной системы
налогообложения, - по нормативу 5 процентов;
налога, взимаемого в виде стоимости патента
в связи с применением упрощенной системы
налогообложения, - по нормативу 5 процентов;
минимального налога, взимаемого в связи
с применением упрощенной системы налогообложения,
- по нормативу 20 процентов; единого налога
на вмененный доход для отдельных видов
деятельности - по нормативу 5 процентов;
единого сельскохозяйственного налога
- по нормативу 6,4 процента;
- неналоговые
доходы: страховые взносы на обязательное
социальное страхование от несчастных
случаев на производстве и профессиональных
заболеваний; недоимки, пени и штрафы по
взносам в Фонд социального страхования
Российской Федерации; доходы от размещения
временно свободных средств Фонда социального
страхования Российской Федерации; штрафы,
санкции, суммы, поступающие в результате
возмещения ущерба;
- безвозмездные
поступления: межбюджетные трансферты
из федерального бюджета, передаваемые
Фонду социального страхования Российской
Федерации;
- прочие поступления;
Средства
фонда используются на следующие
мероприятия:
- Выплаты пособий
по временной нетрудоспособности, беременности
и родам, женщинам, вставшим: на учет в
ранние сроки беременности;
- Выплаты на
погребение или возмещение стоимости
гарантированного перечня ритуальных
услуг;
- Оплату дополнительных
выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом
с детства до достижения им совершеннолетия;
- Оплату путевок,
проезд и питание работников и их детей
в санаторно-курортных учреждениях в пределах
РФ или стран СНГ в случае отсутствия на
территории России аналогичных учреждений;
- Частичное
содержание находящихся на балансе страхователей
санаторно-оздоровительных учреждений,
имеющих лицензии на право занятия данными
видами деятельности;
- Создание
резерва для обеспечения финансовой устойчивости
фонда, его текущей деятельности и содержание
аппарата фонда;
- Финансирование
подразделений органов исполнительной
власти, обеспечивающих защиту, трудовых
прав работников и охрану труда;
- Проведение
НИР по вопросам социального страхования
и охраны труда;
- Финансирование
программ международного сотрудничества
по вопросам социального страхования
и охраны труда;
- Осуществление
других мероприятий в соответствии с задачами
и планами деятельности фонда.
Федеральный
фонд обязательного медицинского
страхования является государственным
учреждением. Фонд является юридическим
лицом и подотчетным только Правительству
РФ. [13, с. 284] Введение обязательного медицинского
страхования и переход здравоохранения
к смешанной системе финансирования –
бюджетно-страховой. За счет бюджетных
средств обеспечивается финансирование
здравоохранения в части неработающего
населения, а внебюджетных – работающих
граждан. [15, с. 259] Медицинское страхование
осуществляется в двух видах: обязательном
и добровольном. Обязательное медицинское
страхование является частью государственного
медицинского страхования и обеспечивает
всем гражданам РФ равные возможности
в получении медицинской и лекарственной
помощи и предоставлении ее за счет средств
обязательного медицинского страхования.
Добровольное медицинское страхование
строится на основе соответствующих программ
и обеспечивает гражданам получение дополнительных
медицинских и иных услуг сверх установленных
программой обязательного медицинского
страхования. Добровольное медицинское
страхование осуществляется за счет средств
предприятий и личных средств граждан
путем заключения договора между страхователем
и медицинским учреждением, в котором
устанавливается размер страховых взносов.
Источниками
финансирования медицинского страхования
являются:
- часть страховых
взносов хозяйствующих субъектов и других
организаций на обязательное медицинское
страхование в размерах, установленных
федеральным законодательством;
- cсредства
федерального бюджета, бюджетов субъектов
РФ и бюджетов местного самоуправления,
выделяемые на выполнение целевых программ;
- средства
государственных и общественных организаций,
предприятий;
- личные средства
граждан;
- безвозмездные
и благотворительные в взносы и пожертвования
физических и юридических лиц;
- доходы от
ценных бумаг, находящихся в распоряжении
фонда медицинского страхования;
- кредиты банков
и других кредиторов;
- другие источники
дохода.
Средства
фонда медицинского страхования
используются на следующие цели:
- финансовое
обеспечение медицинской помощи гражданам
в соответствии с законодательными актами
РФ;
- обеспечение
финансовой устойчивости системы медицинского
страхования;
- финансирование
мероприятий по разработке и реализации
целевых программ;
- обеспечение
профессиональной подготовки кадров сферы
медицинского страхования;
- финансирование
НИР и развитие материально-технической
базы учреждений медицинского страхования;
- субсидирование
конкретных территорий с целью выравнивания
условий оказания медицинской помощи
населению по обязательному медицинскому
страхованию;
- оплату особо
дорогостоящих видов медицинской помощи;
- финансирование
медицинских учреждений, оказывающих
помощь при социально значимых заболеваниях;
- оказание
медицинской помощи при массовых заболеваниях,
в зонах стихийных бедствий, катастроф;
- финансирование
иных мероприятий в области медицинской
помощи населению.
Государственный
фонд занятости населения — это
централизованный фонд финансирования
ресурсов, предназначенный для финансирования
мероприятий в области содействия
занятости населения.
Фонд
формируется на страховой основе,
средства которого образуются за счет:
- обязательных
страховых взносов работодателей (юридических
лиц);
- обязательных
страховых взносов индивидуальных предпринимателей,
занимающихся определенными видами трудовой
деятельности;
- ассигнований
из федерального бюджета, бюджетов субъектов
РФ и местных бюджетов;
- добровольных
взносов юридических и физических лиц,
в том числе иностранных;
- других поступлений,
в частности, взыскиваемых с работодателей
за нарушение требований налогового законодательства.
Средства
фонда занятости расходуются
по следующим направлениям:
- текущие выплаты
по безработице, включая погашения по
задолженностям;
- финансирование
деятельности органов федеральной государственной
службы занятости по оказанию населению
услуг по поиску работы, консультированию,
предоставлению информации, содействию
в трудоустройстве, обучению и т. д.;
- возмещение
расходов Пенсионного фонда РФ, связанных
с оплатой досрочных пенсий безработным;
- выплата стипендий
гражданам при обучении по направлению
органов федеральной государственной
службы занятости;
- финансирование
доплат к заработку безработных граждан
в период их участия в общественных работах.
Расходы
бюджета Фонда социального страхования
осуществляются исключительно на цели,
определенные законодательством РФ,
включая законодательство о конкретных
видах обязательного социального
страхования (пенсионного, социального,
медицинского), в соответствии с
бюджетами указанных фондов, утвержденными
федеральными законами субъектов РФ.
Общая сумма расходов на 01.01.2008 г. составила
в объеме 375548,4 млн. руб., из них: на обязательное
социальное страхование предусмотрено
при временной нетрудоспособности предусмотрено
134059,6 млн. руб. (35,7%), на обязательное социальное
страхование от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний
– 2395,88 млн. руб.(0,64% %).
На
01.01.2009 год расходы Фонда составили в сумме
356067,4 млн. рублей (94,8 % к уровню на 01.01.2008
года), из них: на обязательное социальное
страхование предусмотрено при временной
нетрудоспособности предусмотрено –
128267,5 млн. рублей (36,0 %), на обязательное
социальное страхование от несчастных
случаев на производстве и профессиональных
заболеваний – 1768,2 млн. рублей (0,5 %).