Проблемы денежного обращения в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 19:27, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение организации и развития денежного обращения в России. Методической основой курсовой работы являются достижения экономической науки, представленные в работах отечественных авторов, а также нормативно-правовые акты, регулирующие организацию денежного обращения в нашей стране, утверждённые Центральным Банком Российской Федерации.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить теоретические основы организации денежного обращения;
проанализировать существующую организацию денежного обращения в России, выявив существующие проблемы;
обозначить тенденции развития организации денежного обращения в нашей стране.

Содержание

Введение 3
1. Теоретико-методологические основы денежного обращения 5
1.1 Понятие денежного обращения 5
1.1.1 Налично-денежное обращение 5
1.1.2 Безналичное обращение 6
1.2 Особенности организации налично-денежного обращения в РФ 7
1.2.1 Сфера использования наличных денег в РФ 7
1.2.2 Порядок расчетов наличными деньгами в РФ 8
1.2.3 Прогнозирование налично-денежного оборота 9
1.3 Общие основы организации безналичных расчетов в РФ 11
1.3.1 Принципы организации безналичных расчетов 11
1.3.2 Организация межбанковских расчетов 14
1.3.3 Формы расчетов в хозяйственной сфере современной России 15
2. Анализ организации денежного обращения в РФ 17
2.1 Принципы денежно-кредитной политики в России 17
2.2 Спрос на деньги 20
2.3 Новые средства денежного обращения на территории России 24
2.3.1 Развитие систем пластиковых денег 24
2.3.2 Развитие сетевых платежных систем 25
3. Совершенствование организации денежного обращения в РФ 27
3.1 Мероприятия Банка России по совершенствованию банковской системы и банковского надзора в 2013 году и на период 2014-2015 гг. 27
3.2 Мероприятия ЦБ РФ по совершенствованию платежной системы в 2013 30
году и на период 2014-2015 гг.
Заключение 32
Список используемых источников и литературы 35

Работа состоит из  1 файл

Курсовик по микроэкономике.docx

— 716.98 Кб (Скачать документ)

Значительная работа по реализации положений, предусмотренных документами БКБН, будет проведена в сфере внедрения подходов:

– Базеля II, включая вопросы оценки рисков на основе внутрибанковских рейтингов, совершенствования систем управления рисками, развития транспарентности деятельности банков и повышения рыночной дисциплины через развитие требований к публикуемой отчетности кредитных организаций;

– Базеля III в части изменения подходов к расчету величины и оценки достаточности капитала и ликвидности банков.

Дополнительное внимание будет уделяться проблематике устойчивости банков, имеющих системное значение.

Банк России продолжит совершенствование регулятивных требований к оценке рисков, в том числе по нетранспарентным сделкам, сделкам с аффилированными лицами, сделкам, ведущим к повышенной концентрации рисков. Будет продолжена работа по развитию и реализации содержательных подходов к оценке экономического положения банков в целях выявления проблем в их деятельности на ранних стадиях возникновения и своевременного применения необходимых корректирующих мер.

В целях создания адекватных регулятивных условий для развития инфраструктуры рынка банковских услуг планируется подготовка документов по вопросам регулирования деятельности кредитных организаций, осуществляющих функции центрального контрагента, и кредитных организаций по операциям с центральным контрагентом [7.c.19].

Cовершенствование  практики банковского надзора в 2013 – 2015 годах будет осуществляться по следующим основным направлениям:

– интенсификация надзора с учетом профиля и уровня принятых рисков, прозрачности осуществляемой деятельности и возможного негативного влияния ситуации в кредитных организациях на системную устойчивость банковского сектора;

– проведение надзорных мероприятий по снижению концентрации рисков, в том числе на собственников кредитных организаций, связанных с банками лиц и связанных заемщиков;

– оценка соответствия систем корпоративного управления и управления рисками кредитных организаций характеру и масштабам их деятельности, профилю и величине принятых рисков, включая риски, связанные с применением кредитными организациями информационных технологий;

– развитие системы оценки устойчивости кредитных организаций и банковских групп на консолидированной основе;

– повышение оперативности и эффективности применения корректирующих мер.

В рамках решения указанных задач повышается значимость достоверной информации о деятельности кредитных организаций и банковских групп и качество источников указанной информации. С учетом этих обстоятельств действия, предпринимаемые Банком России, направлены:

– на повышение достоверности учета и отчетности кредитных организаций, включая вопросы реальной оценки активов, обязательств и капитала;

– на повышение качества взаимодействия с отечественными и зарубежными органами финансового регулирования и надзора (контроля).

В предстоящие годы повышенное внимание будет уделяться вопросам оценки системной устойчивости, в том числе на основе расчета показателей финансовой устойчивости банковского сектора, а также оценки системных рисков методами стресс-тестирования.

Будут изучаться вопросы контрциклического регулирования и применения макропруденциальных подходов к регулятивным и надзорным решениям.

В 2013 – 2015 годах продолжится развитие инспекционной деятельности. Завершится формирование единой централизованной структуры инспектирования Банка России.

В целях повышения эффективности и результативности проверок, снижения нагрузки на кредитные организации продолжится работа по стандартизации основных вопросов и внедрению в процедуры проверок современных информационных технологий.

Будет расширяться практика оперативного контроля за качеством инспекционной деятельности, в том числе посредством проведения межрегиональными инспекциями мониторинга проверок всех кредитных организаций, расположенных на соответствующей территории. Будет сформирована вертикально интегрированная система внутреннего контроля за инспекционной деятельностью. Продолжится работа по совершенствованию нормативно-правового обеспечения инспекционной деятельности на основе международно признанных подходов, в том числе в части надзора за трансграничными учреждениями.

В целях повышения уровня защищенности банковской системы, кредиторов кредитных организаций, в том числе вкладчиков банков, и снижения рисков злоупотреблений со стороны руководства и собственников кредитных организаций будет продолжена работа по вопросам:

– совершенствования системы допуска к управлению кредитными организациями в соответствии с международными подходами. Банк России продолжит работу над проектом федерального закона, направленного на усиление противодействия допуску к участию в управлении кредитными организациями лиц, не обладающих необходимыми профессиональными качествами или имеющих сомнительную деловую репутацию, совершенствование механизмов оценки деловой репутации руководителей и владельцев кредитных организаций и контроля за приобретением инвесторами акций (долей) кредитных организаций;

– установления уголовной ответственности для руководителя, а также лица, ответственного за составление и (или) представление бухгалтерской и иной отчетности, за внесение в бухгалтерские, иные учетные и отчетные документы, отражающие экономическую деятельность кредитной организации, существенных изменений, искажающих их действительное содержание, ложных сведений, а равно за представление неполных либо заведомо ложных сведений с целью сокрытия информации о фактическом финансовом положении кредитной организации.

Для повышения транспарентности деятельности российских кредитных организаций, укрепления рыночной дисциплины, повышения доверия к банковскому сектору со стороны населения будет продолжена работа по подготовке проекта федерального закона, устанавливающего обязанность кредитных организаций раскрывать на своих официальных сайтах в сети Интернет информацию о профессиональной квалификации и деловом опыте членов совета директоров (наблюдательного совета) кредитных организаций и их руководителей.

В целях повышения эффективности предупреждения банкротства проблемных кредитных организаций предполагается участие в подготовке проекта федерального закона, предусматривающего закрепление за государственной корпорацией «Агентство по страхованию вкладов» на постоянной основе функций по финансовому оздоровлению банков и уточнение механизмов их осуществления.

Банком России будут предприняты меры по дальнейшему повышению эффективности функционирования банковского сектора в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее – ПОД / ФТ).

В процессе надзора за исполнением кредитными организациями законодательства и иных нормативных актов в сфере ПОД / ФТ особое внимание будет уделяться реализации кредитными организациями при осуществлении внутреннего контроля в целях ПОД / ФТ риск-ориентированного подхода в отношении клиентов и их операций, что позволит выявлять недостатки в организации системы ПОД/ФТ и предпринимать адекватные меры по их устранению.

Банк России намерен развивать с учетом законодательных ограничений транспарентность работы по банковскому регулированию и банковскому надзору для банковского сообщества и широкой общественности.

В рамках установленной компетенции Банк России продолжит участие в работе по повышению финансовой грамотности населения. Так, в 2013 году предполагается участие в информационно-просветительской кампании, целью которой является доведение до потребителей финансовых услуг комментариев и разъяснений Банка России по наиболее актуальным вопросам, возникающим в сфере банковской деятельности [6.c.30].

 

3.2 Мероприятия ЦБ РФ по совершенствованию платежной системы в 2013 году и на период 2014-2015 гг.

Банк России продолжит работу по совершенствованию нормативно-правовой базы на основе международных стандартов с учетом «Принципов для инфраструктур финансового рынка» Банка международных расчетов, определяющих требования к деятельности значимых платежных систем. Будут усовершенствованы правила перевода денежных средств по операциям на финансовом рынке, определяющие безотзывность и окончательность расчета при использовании механизмов «поставка против платежа» и «платеж против платежа».

Банком России будет продолжено формирование системы надзора, обеспечивающей контроль за деятельностью субъектов национальной платежной системы (далее – НПС) в целях повышения стабильности НПС, и системы наблюдения в НПС, способствующей последовательному, предсказуемому для всех участников национального рынка платежных услуг развитию НПС.

В целях повышения доступности платежных услуг, эффективности и конкурентоспособности НПС совместно с органами государственной власти Российской Федерации и при участии профессиональных объединений участников национального рынка финансовых услуг будут проводиться мероприятия, в том числе по совершенствованию законодательства о НПС, направленные на обеспечение условий для развития добросовестной конкуренции на национальном рынке платежных услуг, разработки и внедрения национальных стандартов финансовых операций на основе отраслевых международных стандартов, интеграции национальной платежной инфраструктуры с платежными инфраструктурами стран, имеющих тесные экономические и интеграционные связи с Российской Федерацией.

Дальнейшее развитие платежной системы Банка России будет направлено на расширение и совершенствование предоставляемых участникам платежной системы Банка России сервисов в соответствии с Концепцией развития платежной системы Банка России на период до 2015 года.

В частности, будут реализованы дополнительные возможности по управлению ликвидностью в режиме реального времени. В соответствии с Концепцией создания международного финансового центра в Российской Федерации, предусматривающей проведение работ по включению валюты Российской Федерации в число расчетных валют системы CLS, будут проводиться мероприятия по обеспечению возможности для CLS Bank International осуществления перевода денежных средств в режиме реального времени через платежную систему Банка России.

Будет совершенствоваться нормативная база платежной системы Банка России с целью дальнейшего развития сервисов, предоставляемых участникам платежной системы Банка России [6.c.30].

 

 

 

Заключение

 

Итак, я попытался осветить все аспекты такой важной и актуальной темы, как «Проблемы денежного обращения в России». В процессе работы была изучена как теоретическая часть, так и практическая на основе «Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год», а также «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2013 год и на период 2014-2015 гг.».

Состояние денежного обращения в стране можно считать барометром ее экономической жизни. Денежное обращение, представляющее собой движение денег во внутреннем обороте и обслуживающее реализацию товаров, оплату услуг, оборот капиталов, опосредует обращение и обмен всего совокупного общественного продукта.

Объективной основой денежного обращения является товарное производство, при котором товарный мир разделяется на товары и деньги. Удовлетворять потребность частных лиц и фирм в безопасном и эффективном переводе денежных средств для погашения обязательств, возникающих в результате экономической деятельности, призвана платежная система, являющаяся важным элементом рыночной инфраструктуры и представляющая собой ряд правил, учреждений и технических механизмов для перевода денег, являющаяся неотъемлемой частью денежно-кредитной системы экономики.

Платежная система является неотъемлемой частью финансовой инфраструктуры рыночной экономики, в условиях которой организация и функционирование денежно-кредитной, банковской и платежной систем определяется в значительной мере потребностями рынков, а государственный контроль обеспечивает их стабильность и безопасность. Развитие финансовой инфраструктуры, включая реформу платежной системы, стало первоочередной задачей в странах, где происходит становление рыночной экономики.

В настоящее время Россия завершает свою интеграцию в мировую экономику. В этой связи процесс глобализации мировой экономики и связанные с этим изменения в платежных системах и системах расчетов развитых стран напрямую влияют на кредитно-финансовую систему российской экономики, что, несомненно, заслуживает всестороннего изучения и анализа. Становление и развитие новых механизмов хозяйствования в стране предопределяет возрастающую роль банковского сектора экономики и особую роль Центробанка России.

Одной из актуальных задач Центрального банка Российской Федерации в современной финансовой системе России является регулирование ликвидности банковской системы. Для ее решения необходимы механизмы, с помощью которых центральный банк воздействует на уровень ликвидности банковской системы. К таким механизмам относятся: установление резервных требований, операции с использованием дисконтного окна, операции на открытом рынке. Наиболее "гибким" с точки зрения воздействия являются операции на открытом рынке, которые, в свою очередь, подразделяются на прямые операции по купле/продаже облигаций и операции репо. Степень эффективности проведения операций на открытом рынке во многом зависит от уровня развития финансового рынка и, прежде всего, от уровня развития рынка государственных ценных бумаг либо рынка облигаций центрального банка.

Развитие национальных рыночных отношений в экономике вызвало бурный рост объемов платежей и требования более быстрого их перевода. Поэтому настоящий этап развития денежных расчетов в России характеризуется все более активным внедрением новых информационных и телекоммуникационных технологий, способствующих повышению эффективности платежной системы, которая в конечном итоге определяется безопасностью, низкими издержками и временем проведения платежей.

Информация о работе Проблемы денежного обращения в России