2.1 Финансовая политика государства,
содержание финансовой политики, ее цели
и задачи
Финансово-кредитный
энциклопедический словарь рассматривает
понятие «финансовая политика»
как совокупность мероприятий государства
по организации и использованию финансов
для осуществления своих функций и задач».
Финансовая
политика как составная часть
экономической политики государства
является одной из приоритетных сфер
государственного регулирования экономики.
В ней конкретизируются главные
направления развития народного
хозяйства, разрабатывается механизм
регулирования и стимулирования
социально-экономических процессов
финансовыми методами.
Финансовая
политика активно влияет на экономическое
развитие общества. Посредством финансовой
политики определяются: условия формирования
и использования прибыли; условия кредитования;
налогообложение; регулирование цен; таможенные
пошлины; порядок регулирования уровня
заработной платы и др.
Проведение
финансовой политики базируется по определенным
принципам. К ним можно отнести:
- изучение и учет опыта финансовой политики других стран, изучение и обобщение новых тенденций и явлений экономического развития;
- учет конкретных исторических условий, особенностей внутренней и международной обстановки, реальных возможностей государства в выполнении своих функций в области финансов;
- обеспечение рационального распределения и использования финансовых ресурсов между отраслями, регионами, концентрации ресурсов на основных направлениях экономического и социального развития;
Финансовая
политика, должна быть направлена на обеспечение
устойчивого экономического роста,
социального развития и значимости
государства в мировом сообществе.
Она способствует укреплению и развитию
экономических связей со всеми странами
мира, создавая условия для осуществления
совместных мероприятий, в том числе
по привлечению иностранного капитала
в экономику.
Содержание
финансовой политики многогранно и определяется
единством трех основных звеньев:
- выработка научно обоснованной концепции развития финансов посредством определения главных целей экономического развития. Она формируется на основе изучения требований экономических законов, конкретных особенностей исторического развития общества, всестороннего анализа состояния производительных сил и производственных отношений, потребностей населения;
- определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период. При этом исходят из путей достижения поставленных целей, предусмотренных экономической политикой, с учетом специфики внутренней и международной обстановки, реальных экономических и финансовых возможностей страны. С этой целью изучаются накопленный опыт использования финансового механизма, новые тенденции развития, а также мировой опыт;
- осуществление практических действий, направленных достижение поставленных целей.
Методологическим
условием и предпосылкой выявления
сущности финансовой политики являются
финансовые отношения, а их основой
- отношения между государством и
хозяйствующими субъектами по поводу
формирования финансовых ресурсов и
их использования. Свое практическое воплощение
финансовая политика в лице государства
реализует через финансовый механизм,
его рычаги и стимулы.
Основными
целями финансовой политики являются
наиболее полная мобилизация финансовых
ресурсов и соответствующее наращивание
государственных финансов, необходимых
для удовлетворения потребностей общества.
Ради их достижения средствами финансовой
политики изыскиваются резервы и
создаются условия, благоприятствующие
развитию малого бизнеса и предпринимательской
деятельности. Одновременно определяются
рациональные формы изъятия доходов
предприятий и населения в
пользу государства, а также доля
участия населения в формировании
финансовых ресурсов.
К целям
финансовой политики также относятся
увеличение бюджетной обеспеченности
жителей, повышение уровня доходов
на душу населения и обеспечение
социальных нормативов уровня жизни.
Финансовая
политика государства призвана обеспечивать
нормальное функционирование финансовой
системы общества и на этой основе
эффективнее осуществлять свои функции
- социальные, экономические, экологические,
оборонные и др.
Основными
задачами, решаемыми финансовой системой
в процессе реализации финансовой политики
на нынешнем этапе развития государства,
являются:
- соответствие объективным экономическим законам;
- финансовая поддержка мероприятий, направленных на ускорение рыночных реформ и макроэкономическую стабилизацию;
- отбор источников мобилизации финансовых ресурсов, определение их состава, структуры, возможных резервов увеличения (при этом устанавливаются объем финансовых ресурсов, оптимальное и сбалансированное соотношение между доходами государства и хозяйствующих субъектов, доля участия физических лиц в формировании государственных доходов);
- рациональное распределение и использование финансовых ресурсов (устанавливаются основные пропорции распределения средств между отраслями и сферами народного хозяйства, определяются приоритетные отрасли и направления, а также степень социальной защиты населения);
- концентрация финансовых ресурсов на важнейших направлениях экономического и социального развития посредством рационального построения налоговой системы;
- обеспечение сбалансированности бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики;
- уменьшение дефицита государственного бюджета и расширение его покрытия на основе государственных ценных бумаг;
- либерализация внешнеэкономической деятельности;
- выработка финансового механизма реализации финансовой политики государства в форме соответствующих нормативных актов.
В зависимости
от длительности периода и характера
решаемых задач финансовая политика
подразделяется на финансовую стратегию
и финансовую тактику.
Финансовая стратегия — долговременный курс финансовой политики,
рассчитанный на перспективу и предусматривающий
решение крупномасштабных задач, поставленных
экономической и социальной стратегией.
В процессе ее разработки прогнозируются
основные тенденции развития финансов,
формируются концепции их использования,
намечаются принципы организации финансовых
отношений. Выбор долговременных целей
и составление целевых программ финансовой
политики необходимы для концентрации
финансовых ресурсов на главных векторах
экономического и социального развития.
Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного
этапа развития государства и связана
с оперативным изменением форм и методов
организации финансовых отношений, перегруппировкой
финансовых ресурсов исходя из текущих
потребностей страны.
Стратегия
и тактика финансовой политики взаимосвязаны,
но тактика подчиняется стратегии.
Если государство не добивается результатов
тактически, приходится вносить коррективы
в стратегический курс.
Например,
в качестве финансовой стратегии
может выступать Национальная программа
привлечения инвестиций в экономику
Республики Беларусь на 2002—2010 гг. К
другим направлениям стратегии относятся
– финансовое оздоровление экономики,
повышение конкурентоспособности
продукции. Так, оздоровление может
достигаться за счет сокращения дефицита
бюджета, уменьшения инфляции, снижения
налоговой нагрузки на экономику.
Теория
и практика хозяйствования выработали
ряд требований к финансовой политике.
К ним откосятся:
- научный подход, предполагающий соответствие финансовой политики закономерностям общественного развития, постоянный учет выводов финансовой теории (нарушение этого важнейшего требования ведет к большим потерям в народном хозяйстве);
- тщательный анализ практики предшествующего хозяйственного и финансового строительства, изучение новых тенденций и прогрессивных явлений, мирового опыта (своевременное изменение финансовой политики с учетом специфических особенностей позволяет в короткие сроки и с меньшими потерями решать стоящие перед государством задачи);
- применение комплексного подхода к выработке и проведению финансовой политики с ориентацией на выполнение ключевой задачи конкретного этапа развития; обеспечение тесной взаимосвязи между основными частями экономической политики — финансовой и кредитной политикой в области ценообразования, заработной платы;
- предвидение последствий финансовых мероприятий:, позволяющее избежать непредсказуемых изменений в финансовой политике и создать благоприятные условия для деятельности предприятий;
- анализ обширной достоверной информации о финансовом потенциале, объективных возможностях государства, состоянии дел в экономике; использование математического моделирования и электронно-вычислительной техники.
Результативность
финансовой политики повышается, если
она соответствует потребностям
общественного развития, интересам
всех слоев общества и учитывает
конкретные исторические условия. Не в
меньшей мере успех зависит от
того, насколько проработан механизм
согласования и реализации интересов
различных субъектов экономической
деятельности и имеющихся у государства
объективных возможностей. Чтобы
оценить финансовую политику правительства,
в первую очередь следует определить,
какие цели общественного развития
намечены им в качестве приоритетных,
какие задачи (перспективные и более близкие)
и в какие сроки оно предполагает решить.
Только при таких условиях можно дать
объективную оценку финансовой политике.
2.2 Составные части финансовой
политики, их характеристика
Для того
чтобы лучше уяснить содержание,
задачи и требования к финансовой
политике и разделить сферы финансовых
отношений исходя из их сущности и
содержания, следует рассмотреть
самостоятельные составные части
финансовой политики — налоговую, бюджетно-финансовую
и денежно-кредитную (монетарную) политику.
- Налоговая политика представляет собой разработку, принятие и реализацию решений законодательного уровня относительно налоговой системы и ее элементов в целях достижения необходимых обществу экономических и социальных результатов. Как неотъемлемая часть финансовой политики, она реализует интересы государства. Ее главное назначение состоит в изъятии части валового общественного продукта на общегосударственные нужды, мобилизации этих средств и последующем перераспределении через бюджет.
Рис. 2.1Составные
части финансовой политики
Свое
назначение и функции налоги осуществляют
в едином бюджетном процессе, выполняя
фискальную и стимулирующую функции.
Фискальная функция реализуется
посредством изъятия доходов
населения и хозяйствующих субъектов
для формирования бюджетного фонда.
Стимулирующая функция выражается
через экономические рычаги воздействия
(усиление мотивов к труду, экономное
расходование финансовых ресурсов, финансовую
поддержку рыночных реформ) и влияет
на воспроизводственный процесс, стимулируя
или сдерживая его развитие.
- Бюджетно-финансовая политика как составная часть финансовой политики связана с распределением фонда денежных средств государства и дальнейшим использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению. Она ориентируется в основном на достижение уравновешенного бюджета, сбалансированного по государственным доходам и расходам на протяжении всего бюджетного периода.
Чаще
всего задача государственной бюджетной
политики состоит в преодолении
бюджетных дефицитов, порой достигающих
критического уровня. Крупный бюджетный
дефицит стимулирует рост внутреннего
и внешнего государственного долга,
дестабилизирует денежную систему
государства, провоцирует инфляцию.
Чтобы добиться сбалансированности
государственного бюджета, бюджетная
политика должна теснейшим образом
сопрягаться с политикой доходов
и расходов государства.
Политика
государственных доходов исходит
из имеющихся и потенциальных
источников поступления денежных средств
в государственный бюджет. Она должна
учитывать, что источники не неисчерпаемы
и бесконтрольное их использование способно
подорвать экономику страны и в конечном
счете истощить каналы получения доходов.
- Бюджетно-налоговая (фискальная) политика заключается в воздействии государства Главного государственного казначейства на величину и структуру государственных расходов и систему налогообложения для достижения общеэкономических целей — увеличения реального ВВП и уровня занятости. При этом необходимыми условиями являются отсутствие инфляции и устойчивый рост экономики.
- Под денежно-кредитной (монетарной) политикой понимают совокупность мероприятий в денежно-кредитной сфере, направленных на изменение денежного предложения для достижения ряда общеэкономических задач.
Главная
цель денежно-кредитной политики —
создание условий для достижения
и поддержания высокого уровня производства,
стабилизации цен, укрепления национальной
денежной единицы (при полной занятости
и отсутствии инфляции). Обычно ключевые
ее параметры определяются в государственных
программах развития на различные периоды
(3, 5 и более лет).
На практике
такие части финансовой политики,
как денежно-кредитная и бюджетно-налоговая,
действуют не автономно, а в тесной
взаимосвязи. Политика, в которой
используются формы фискального
и монетарного регулирования, называется
стабилизационной. Каждая из ее составляющих
может сдерживать либо стимулировать
экономику, соответственно этому различают
четыре варианта стабилизационной политики:
- «дорогие» деньги и сдерживающая фискальная политика;
- «дорогие» деньги и стимулирующая фискальная политика;
- «дешевые» деньги и сдерживающая фискальная политика;
- «дешевые» деньги и стимулирующая фискальная политика.