Эволюция взглядов отечественных экономистов на сущность государственного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 17:53, курсовая работа

Описание

Целью написания курсовой работы является рассмотрение взглядов отечественных экономистов на сущность государственного бюджета. Задачами работы являются: - изучение теоретических основ государственного бюджета, - проведение анализа государственного бюджета Российской Федерации, - обсуждение рекомендаций по проблеме государственного бюджета.

Содержание

Введение……………………………………………………….…………......…….3
1. Теоретические основы государственного бюджета.……………..................5
1.1 Понятие государственного бюджета и бюджетной систе-мы.….………..5
1.2 Принципы формирования бюдже-та……………………………………....8
1.3 Функции государственного бюдже-та……………...….....…....................10
1.4 Эволюция взглядов отечественных экономистов на государственный бюджет ………………………………………………………………………...11
2. Анализ государственного бюджета……………………………...………....17
2.1 История развития бюджетной систе-мы.....………………….....................17
2.2 Финансовая система Российской Федера-ции…………….........................18
2.3 Бюджетный процесс в Российской Федера-ции…………………….……20
2.4 Бюджетный дефи-цит………...………………………………….…………21
3. Рекомендации по проблеме государственного бюджета………………….24
3.1 Государственный бюджет…………………………………………………24
3.2 Основные приоритеты бюджетных расходов…………………................25
3.3 Проблемы формирования и использования средств государственного бюджета в условиях финансового кризиса……………………………………...26
Заключе-ние………………………………………………………...............….…28
Список литературы…………………………………….……..………………..30

Работа состоит из  1 файл

курсач.doc

— 192.50 Кб (Скачать документ)

Российским   законодательством   предусмотрено  с оставление   консолидированного   бюджета   -   так называется   свод   бюджетов   разных   уровней, использующегося для расчетов статистических данных, но в  отличие  от  федерального  бюджета  не  являющийся законодательным актом и не подлежащий утверждению.

 

2.2 Финансовая система РФ

 

Финансовые отношения строятся между государством и юридическими и физическими лицами; между юридическими и физическими лицами; между юридическими лицами; между отдельными государствами. Субъектами финансовых отношений являются все предприятия и организации всех форм собственности; финансово-кредитные учреждения (пенсионные фонды, благотворительные фонды, доверительные фонды, страховые организации и т.д.); кредитные учреждения (банки, ломбарды и т.д.); финансовые учреждения; органы государственной власти.

Финансовая система представляет собой совокупность финансовых отношений и субъектов, осуществляющих эти отношения.

Все блоки и звенья в финансовой системе взаимосвязаны и взаимозависимы. Государство с помощью различных финансово-кредитных рычагов может эффективно перераспределить денежные потоки между блоками и звеньями в финансовой системе, руководствуясь своими приоритетами.

Первый блок играет ведущую роль, т.к. эти финансы обслуживают процесс производства совокупного продукта. Страхование обеспечивает непрерывность воспроизводственного процесса и возмещение убытков (физических и юридических лиц).

Государственные финансы обеспечивают функционирование государства и всей общественной системы. С точки зрения воздействия государства на общественную жизнь ведущим звеном является государственный бюджет. Через государственный бюджет осуществляется распределение денежных ресурсов на межотраслевом, внутриотраслевом уровнях в производственной сфере, между производственной и непроизводственной сферами, между различными территориями и группами населения национального дохода страны.

Существует два принципа построения финансовой системы:

1. принцип демократического централизма;

2. принцип фискального (бюджетного) федерализма.

В соответствии с первым признаком все блоки и звенья финансовой системы являются составными частями одного центрального бюджета государства или входят в него составными частями с сильно ограниченными правами и компетенцией (тотальное государство, командно-административная экономика). Согласно второму принципу различные блоки и звенья в финансовой системе в своих правах и компетенции не пресекаются. Правительство со своим бюджетом отвечает за общенациональные цели и приоритеты, а местные власти отвечают за ЖКХ, дорожное строительство, за бытовую сферу, частично образование, здравоохранение ит.д. Такие финансовые системы характерны для стран с рыночной экономикой и демократическим устройством государства (проблема вертикального и горизонтального межбюджетного регулирования). Состояние финансовой системы является важным индикатором состояния всей экономики страны.

 

2.3 Бюджетный процесс в Российской Федерации

 

Бюджетный   процесс   -   деятельность   властных   и управленческих   органов,   связанная   с   составлением, рассмотрением   и   утверждением   бюджета.   Эта деятельность регламентируется Бюджетным кодексом Российской Федерации, а   на   нижестоящих   уровнях   -   законами   субъектов Российской Федерации. Составной частью этого процесса является бюджетное регулирование - это распределение и перераспределение  ресурсов  между  бюджетами  разных уровней.  Функция  составления  и  исполнения  бюджета принадлежит органам исполнительной власти, а функция рассмотрения,  утверждения,  контроля  над  исполнением бюджета - законодательной власти (парламенту и органам власти на местах).

Бюджетный процесс в России происходит в четыре этапа:

1) составление проекта бюджета;

2) рассмотрение и утверждение бюджета;

3) исполнение бюджета;

4) составление отчетов об исполнении бюджета и их утверждение.

Органами,   имеющими   полномочия   осуществлять бюджетный процесс, являются:

1) Президент Российской Федерации;

2) органы    законодательной    власти - Правительство Российской Федерации и органы муниципальной власти;

3) органы денежно-кредитного, муниципального и финансового регулирования и контроля;

4) государственные внебюджетные фонды;

5) получатели денежных средств - бюджетные и иные учреждения;

6) иные  органы,  наделенные  законодательством Российской Федерации бюджетными полномочиями в той или иной степени. Основными задачами бюджетного процесса являются:

1) максимальная   точность   прогнозов   при составлении бюджета;

2) минимизация дефицита бюджета;

3) максимально  точное  составление  расходной части бюджета;

4) соответствие бюджета   выбранным   путям социально-экономического развития;

5) единство   бюджетного   процесса   для   всех уровней бюджетной системы.

Для  составления  бюджета  требуется  в  среднем  восемь месяцев   работы,   бюджет   вступает   в   силу   1   января текущего года и теряет силу 31 декабря текущего года. В некоторых  странах  начало  финансового  года  не  всегда совпадает с началом календарного года. Например, в США - 1 октября, в Англии - 1 апреля, в Пакистане - 21 марта.

Если бюджет не был принят до начала финансового года, то   финансирование может начаться по данным соответствующего квартала предыдущего года.

В случаях, когда в процессе исполнения  бюджета он  не исполняется,  приходится  применять  экстраординарные меры, такие как, например, секвестрование (сокращение расходов),   финансирование   защищенных   статей   и нефинансирование незащищенных.

После исполнения бюджета проводится собрание (обычно в марте-апреле), на котором утверждается отчет об использовании бюджета. Отчет прочитывает министр финансов, и утверждается он практически автоматически.

 

2.4 Бюджетный дефицит

 

Достичь равенства доходов и расходов крайне трудно. Обычно доходы бюджета превышают его расходы и наоборот.

«Превышение доходов над расходами называется профицитом бюджета, а превышение расходов над дохода­ми — дефицитом бюджета»[6].

Что касается бюджетного дефицита, то всегда надо помнить о том, что это финансовое явление, не обяза­тельно относящееся к разряду чрезвычайных, исключитель­ных событий. В современном мире нет государств, которые в те или иные периоды своей истории не сталкивались бы с бюджетным дефицитом.

Бюджетный дефицит возникает по разным причинам:

1) из-за  превышения  фактических  расходов  над запланированными  в   бюджете.  Превышение   расходов может   быть   связано   с   непредвиденными   затратами бюджетных   средств   на   ликвидацию   последствий крупномасштабных катастроф техногенного или природного характера;

2) из-за   спада   экономики   на   фоне   стагнации производства  в  масштабах  страны.  В  результате  этих процессов  происходит  снижение  поступления  доходов  в бюджет;

3) из-за нестабильности национальной валюты. В результате этого явления происходит отток капиталов за рубеж, соответственно уменьшаются бюджетные доходы. Кроме того, многие предприятия занижают объемы своих доходов и уменьшают выплаты налогов.

Помимо   этого,   бюджетный   дефицит   может   быть запланированным  в  процессе  разработки  бюджета,  т.е. ожидаемым,  с  учетом  вполне  обдуманной  финансовой политики, которая проводится государством. При этом он не считается опасным. Бюджетный дефицит очень часто наблюдается в дотационных регионах Российской Федерации, причем как на региональном,  так  и  на  муниципальном  уровнях.  Такая ситуация   на   указанных   уровнях   бюджетной   системы объясняется, в частности, тем, что расходы очень часто распыляются   и   направляются   на   второстепенные мероприятия, а также тем, что из-за слабой собираемости налогов  мала  доходная  база.  Теория  Кейнса  объясняет бюджетный дефицит как естественное состояние бюджета постоянно развивающегося  государства. Действующий  в настоящее   время   Бюджетный   кодекс   РФ   жестко регламентирует   размер   дефицита   при   утверждении бюджетов разного уровня. Согласно указанному Кодексу дефицит  федерального  бюджета  не  может  превышать суммарного объема бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации на соответствующий   год.   Размер   дефицита   бюджета субъектов Российской Федерации не может превышать 15 % объема доходов без учета финансовой помощи из федерального бюджета. Этот  предел  может  быть  превышен  лишь  в  том  случае, если  субъект  Российской Федерации  планирует  получить  дополнительные средства  от  продажи  принадлежащего  ему  имущества. Размер  дефицита  местного  бюджета  определяется  по Бюджетному кодексу равным не более 10 % объема его доходов без учета финансовой помощи из вышестоящего бюджета.

Для  финансирования  дефицита  федерального  бюджета обычно  привлекаются  как  внутренние,  так  и  внешние источники в виде государственных внешних заимствований от имени России.

Дефицит   бюджета   приводит   ко   многим   негативным последствиям  экономического  и  социального  характера. Причем чем больше уровень бюджетного дефицита, тем заметнее негативные изменения в экономике, проявляющиеся в виде инфляции.

 

 

 

 

 

 

 

3. Рекомендации по проблеме государственного бюджета

3.1 Государственный бюджет

 

              В любой стране государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы, единство основных финансовых категорий: налогов, государственных расходов, государственного кредита - в их действии.

              Именно с помощью бюджета государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Ни одно из звеньев финансов не осуществляет такого многовидового и многоуровневого перераспределения средств, как бюджет. Вместе с тем, отображая экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики, бюджет дает четкую картину того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, показывает, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей.

              Таким образом, при правильномяподходе бюджетяобъективно может быть не просто средством государственногояэкономическогоярегулирования, он может реально влиять на рост экономикияиясоциальной сферы, ускорение темповянаучно-технического прогресса, обновлениеяиясовершенствование материально-технической базы общественногояпроизводства. Но здесь важно подчеркнуть, что проявлениеяприсущихябюджету свойств, его использование в качестве инструментаяраспределения и контроляявозможно только в процессе человеческойядеятельности, что находит свое выражение в создаваемом государством бюджетном механизме, который является конкретным выражениемябюджетной политики, отражающимянацеленность бюджетных отношений на решениеяэкономических и социальных задач.

              Для России же в силу ее федеративногояустройства важную роль приобретает не просто выработкаяграмотного бюджетногоямеханизма, а правильное соотношениеябюджетов различных уровней, действующих на территории страны, что и составляетяпонятиеябюджетнойясистемы. Даже грамотно построенныйяиясбалансированный федеральный бюджет не в состоянии в полной мере выполнить свои перераспределительныеяияконтрольные функции при отсутствииянадлежащего бюджетного механизма непосредственно на местах. Таким же образом не можетяпроявляться эффект проводимой на местах бюджетнойяполитики в условиях ее постоянногояпротивостояния несбалансированномуяфедеральному бюджету. Важное значение имеет единство бюджетной системы, котороеяосновывается на принципахясамостоятельности, гласности, полнотыяияреальности всех входящих в нее бюджетов.

 

3.2 Основные приоритеты бюджетных расходов

 

Снижение под воздействием мирового финансового кризиса доходов федерального бюджета и необходимость соблюдения объективно обусловленных ограничений размера дефицита бюджета, а также обеспечение сбалансированности пенсионной системы в условиях ее реформирования определяют потребность пересмотра объемов и структуры бюджетных расходов, что может привести по ряду направлений к сокращению объемов расходов федерального бюджета в 2010 – 2012 годах по сравнению с 2009.

Эта вынужденная мера должна реализовываться совместными усилиями всех участников бюджетного процесса, направленными на оптимизацию бюджетных расходов. Необходимо обеспечить максимально эффективное использование ресурсов, отказаться от реализации задач, не носящих первоочередный характер, пересмотреть сроки реализации и объемы финансового обеспечения ранее заявленных проектов и программ, сократить участие государства в тех сферах, где в необходимых объемах и качественно услуги гражданам могут предоставляться рыночными частными институтами.

В связи с этим необходимо ввести среднесрочные «потолки» бюджетных расходов по конкретным направлениям государственной политики, с тем чтобы отвечающие за них министерства были заинтересованы не в постоянном наращивании расходов, а в росте их эффективности при реструктуризации действующих обязательств.

При этом следует применять единые, прозрачные принципы, учитывающие как приоритеты государственной политики, так и полномочия ведомств по оптимизации расходов в рамках действующего законодательства.

В дальнейшем необходимо «расширять полномочия министерств по внедрению и использованию инструментов реализации государственной политики в соответствующей сфере, в том числе путем внесения изменений в законодательство Российской Федерации, направленных на повышение эффективности соответствующих расходов»[7]. Принятие новых обязательств по инициативе министерств должно осуществляться только в рамках установленных ограничений расходов, при условии и в пределах сокращения действующих расходных обязательств.

 

3.3 Проблемы формирования и использования средств государственного бюджета в условиях финансового кризиса

 

Самым очевидно слабым местом госбюджета Российской Федерации является цена на нефть, которая прогнозируется при составлении основного финансового плана страны. Госбюджет России 2009 г. был составлен при условии, что средняя цена на нефть марки Urals за баррель будет в размере 95 дол. США. Из этого следует, что цена ошибки в нефтяных прогнозах крайне высока. По расчетам Министерства экономического развития, если произойдет снижение среднегодовой цены нефти до 80 дол. США, то в федеральный бюджет не поступит около 300 млрд. рублей от налогов по нефтегазовым доходам, а также 100 млрд. рублей ненефтегазовых доходов.

Информация о работе Эволюция взглядов отечественных экономистов на сущность государственного бюджета