Эволюция налоговой системы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 19:20, курсовая работа

Описание

Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зави­сит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….……………..
3
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В РФ ……………………………………………………………………..
7
1.1. История возникновения налогов в России………………………………..
7
1.2. Этапы реформирования налоговой системы………………..…………….
10
1.3. Характеристика современной налоговой системы РФ……………………
17
ГЛАВА 2. УРОВНИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………………………………….
24
2.1.Проблема распределения между федеральным и региональными бюджетами......................................................................................................
24
2.2. Разграничение федеральных и региональных налогов…………………...
26
2.3. Налоговая политика Российской Федерации………………………………
30
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ……………………………..
33
3.1. Проблемы налогового законодательства………………….……………….
33
3.2. Пути решения проблемы налогообложения РФ…………………………...
37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа Эволюция налоговой системы.doc

— 1.12 Мб (Скачать документ)

Однако проблемы, требующие соответствующих решений в этом вопросе остаются. Одна из них – это оптимизация распределения налогов между федеральным и региональным бюджетами, а также усугубление различий между самими регионами.

 

 

1.3 Характеристика современной налоговой системы Российской Федерации

 

Рассмотрим в самом общем виде структуру российской налоговой системы, сложившуюся к концу XX в., в следующих основных аспектах:

1)                 соотношения прямых и косвенных налогов;

2)                 распределения налоговой нагрузки на физических и юридических лиц;

3)                 роли отдельных налогов в формировании общей величины доходов бюджетной системы;

4)                 распределения налоговых доходов между уровнями бюджетной системы (налоговые доходы федерального бюджета, налоговые доходы бюджетов субъектов Федерации, налоговые доходы местных бюджетов), а также в некоторых других аспектах..

Рассмотрим систему законов и иных нормативных актов, формирующих отечественную налоговую систему. Налоговый кодекс РФ (ст. 1) определяет, что законодательство РФ о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. В целом взаимоотношения по исчислению и уплате налогов в бюджет в настоящее время регулируются нормативными актами и документами разного статуса и разной юридической силы следующих категорий.

Во-первых, это Налоговый кодекс РФ[1],  регламентирующий основные общие элементы отношений в области налогообложения и порядок исчисления и уплаты четырех федеральных налогов, Закон об основах налоговой системы Российской Федерации, который действует в той части, в которой временно приостановлено действие Кодекса (в частности, до введения в действие в полном объеме его специальной части или частей).

Во-вторых, это федеральные законы о налогах и сборах, принятые по каждому из действующих налогов (кроме тех четырех, которые уже сегодня регулируются Налоговым кодексом РФ). К этой же категории актов можно отнести указы Президента РФ, регулирующие отдельные элементы режима налогообложения до принятия соответствующих законодательных норм, а также ежегодно принимаемые законы о федеральном бюджете РФ, поскольку в них устанавливаются параметры распределения налоговых доходов (регулирующих налогов) между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации. Налоговый кодекс РФ (ст.1) относит к законодательству РФ о налогах и сборах фактически только первую из названных позиций, а также вторую в части принятых в соответствии с Налоговым кодексом РФ федеральных законов о налогах и сборах.

В-третьих, это законы субъектов РФ, регулирующие введение, режимы исчисление и уплаты налогов на территории каждого региона, а также те нормативные акты, которые устанавливают специфические льготы и ставки по федеральным налогам в части, предусмотренной федеральным законодательством (например, ставки налога на прибыль в части, зачисляемой в доход бюджета субъекта РФ, и дополнительные льготы по данному налогу). К этой же группе следует отнести и законы субъектов РФ в области формирования бюджетной системы соответствующего региона, где определяются нормативы распределения регулирующих доходов между бюджетом субъекта РФ и муниципальными бюджетами на территории региона.

В-четвертых, это нормативные акты органов местного самоуправления, которые регламентируют в пределах собственной компетенции введение режимов исчисления и уплаты налогов на территории соответствующего муниципального образования.

В-пятых, это группа подзаконных нормативных актов, включающая инструкции Министерства по налогам и сборам (Госналогслужбы) и Министерства финансов, детально описывающие предусмотренный законодательством порядок исчисления и уплаты в бюджет отдельных налогов, а также инструкции финансовых органов субъектов Федерации, определяющие режимы исчисления и уплаты налогов.

Применительно к проблемам макроэкономического регулирования роли прямых и косвенных налогов разнятся. Так, прямые налоги могут использоваться в качестве встроенных стабилизаторов: они достаточно чутко реагируют на смену фаз экономической конъюнктуры и поэтому представляют собой циклически нестабильный источник налоговых доходов. В отличие от них косвенные налоги в целом, также следуя за фазами экономического цикла, более устойчивы к колебаниям конъюнктуры. В фазах экономического спада объем прибыли снижается весьма существенно (вплоть до нуля), тогда как товарооборот, который также может снижаться, никогда не достигает нулевой отметки. Кроме того, косвенные налоги обладают свойством прямого индексирования по темпам инфляции. Темпы инфляции почти автоматически переносятся на объемы поступлений косвенных налогов в доходы бюджетной системы. Динамика же поступлений прямых налогов прямо не связана с темпами инфляции: поступления налога на прибыль и подоходного налога могут, как отставать от темпов инфляции, так и опережать их в зависимости от динамики объектов обложения и характера установленных ставок (прогрессивного или пропорционального налогообложения).

Доминирование тех или иных типов налогов (в первую очередь прямых и косвенных) отражает и общую политическую ориентацию государства. Считают, что чем выше уровень демократичности государства, тем выше роль прямых налогов в формировании доходов бюджетной системы. Повышение роли косвенных налогов в ущерб прямым свидетельствует о снижении уровня демократизации общества, отражая тот факт, что при уплате прямых налогов граждане непосредственно взаимодействуют с государством (в лице налоговых служб). При этом формируется их более активная позиция относительно контроля использования государством полученных средств. Когда же поступление налогов обезличено (как в случае с косвенными налогами), а граждане более индифферентны в вопросах использования бюджетных средств, то и государственные чиновники, чувствуя бесконтрольность со стороны общества, ведут себя более безответственно. В рамках российской налоговой системы в целом, хотя и не просматривается однозначного доминирования косвенных налогов, тем не менее, их роль очень велика. Причем основную роль играют косвенные налоги в формировании доходов федерального бюджета. Это обстоятельство, с одной стороны, ведет к относительной стабилизации доходов бюджетной системы (и в первую очередь федерального бюджета), а с другой — объективно понижает потенциал контроля за использованием этих средств со стороны общества в целом и его отдельных граждан.

Сравнительный анализ показателей формирования доходов консолидированного бюджета Российской Федерации [25] показывает, что в январе-декабре 2011 года поступило 8 788,1 млрд. рублей, что на 26,9% больше, чем в январе-декабре 2010. Структура доходов по уровням консолидированного бюджета РФ приведена в Приложении 1. Формирование всех доходов в январе-декабре 2011 года на 82% обеспечено за счет поступления налога на прибыль – 24%, НДПИ – 21%, НДФЛ - 19% и НДС - 18%. В январе-декабре 2010 года доля указанных налогов составляла 80%. Структура доходов консолидированного бюджета РФ отражена в Приложении 2. Как показывает динамика  поступлений основных налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-декабре 2010–2011 гг.(Приложение 3) основной доходной частью его является налог на прибыль. Поступления налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-декабре 2011 года составили 2 188,0 млрд. рублей, что на 31,9% больше, чем в январе-декабре 2010 года.

Поступления по сводной группе акцизов в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-декабре 2011 года составили 551,7 млрд. рублей, или на 36,9% больше, чем в январе-декабре 2010 года

Налога на добычу полезных ископаемых в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-декабре 2011 года поступило 1 857,4 млрд. рублей, или на 45,9% больше, чем в январе-декабре 2010 года, что обусловлено ростом цены на нефть (с 76,0долларов в декабре 2009 года – октябре 2010 года до 107,8долларов в декабре 2010 года – октябре 2011 года, или на 41,8%).

Имущественных налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-декабре 2011 года поступило 659,9 млрд. рублей, что на 8,2% больше, чем в январе-декабре 2010 года.

Незначительный рост имущественных налогов в январе-декабре 2011 года обусловлен снижением поступлений налога на имущество физических лиц в связи с изменением сроков его уплаты.

Налога на имущество физических лиц в январе-декабре 2011 года поступило 4,5 млрд. рублей, или в 3,1 раза меньше, чем в январе-декабре 2010 года.

Снижение поступлений обусловлено изменением с 01.01.2011 срока уплаты налога на имущество физических лиц. Поступления налога на имущество физических лиц в январе-декабре 2011 года в основном являются переходящими платежами по итогам  перерасчетов налоговых обязательств за 2010 год. Поступления налога за 2011 год будут производиться не позднее 1 ноября 2012 года.

Налога на имущество организаций в январе-декабре 2011 года поступило 459,8 млрд. рублей (70% общей суммы поступлений имущественных налогов), или на 11,0% больше, чем в январе-декабре 2010 года.

Транспортного налога в январе-декабре 2011 года поступило 79,2 млрд. рублей (12% общей суммы поступлений имущественных налогов), что на 9,7% больше, чем в январе-декабре 2010 года.

Поступления земельного налога в январе-декабре 2011 года составили 116,3 млрд. рублей (18% всех поступлений имущественных налогов) и выросли относительно января-декабря 2010 года на 6,3%.

 

Основные налоговые источники доходов федерального и консолидированного бюджетов за январь-декабрь 2011 года показаны в табли-

це 1

 

Таблица 1

 

 

Структура российской налоговой системы с учётом основных налогов и их распределения по уровням бюджетной системы, в процентах к итогу за 2011год:

 

Бюджеты

Консолидированный

Федеральный

Субъектов Федерации

Налог на прибыль

24

8

38

НДФЛ

19

 

36

Имущественные налоги

8

 

14

Прочие налоги и сборы

4

4

4

НДС

18

38

 

Акцизы

6

5

7

НДПИ

21

45

1

ИТОГО

100

100

100

 

 

Поступления администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет в январе-декабре 2011 года составили 4 028,5 млрд. рублей, что на 39,6% больше, чем в январе-декабре 2010 года (Приложение 4).

В общей сумме администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета (Приложение 5)поступления налога на добычу полезных ископаемых составили 45%,  НДС - 38% и налога на прибыль – 8%.

Налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в федеральный бюджет в январе-декабре 2011 года поступило 1 547,4 млрд. рублей, что на 29,4% больше, чем в январе-декабре 2010 года.

Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, в федеральный бюджет в январе-декабре 2011 года поступило 83,1 млрд. рублей, или в 1,7 раза больше, чем в январе-декабре 2010 года, что связано с администрированием ФНС России с 01.07.2010 НДС на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Казахстан.

В консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации в январе-ноябре 2011 года поступления составили 4 759,6 млрд. рублей, что на 17,8% больше, чем в январе-декабре 2010 года.

Формирование доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в январе-декабре 2011 года на 88% обеспечили налог на прибыль - 38%, НДФЛ - 36% и имущественные налоги - 14%. По сравнению с январем-декабрем 2010 года доля указанных налогов выросла на 1 процентный пункт. Структура доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ приведена в Приложении 6.

Таким образом, доминирующее положение в структуре доходов федерального бюджета  занимают косвенные налоги, что свидетельствует о низком уровне демократичности государства и  о снижении уровня демократизации общества, ведь при уплате прямых налогов граждане непосредственно взаимодействуют с государством, а роль косвенных налогов для них носит обезличенный характер.

 

 

 

ГЛАВА 2 . УРОВНИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

2.1 Проблема распределения между федеральным и региональными бюджетами

 

 

Одним из наиболее эффективных инструментов региональной социально-экономической политики являются налоги. За счет их формируются более 80прцентов собственных доходов территориальных бюджетов. В то же время налоговая политика государства недостаточно эффективна и принимаются энергичные меры по реформированию налоговой системы.

В то время как в федеральном бюджете Российской Федерации наблюдается профицит, во многих региональных бюджетах, в том числе, и в таких сильных, как  Уральский регионы  (Челябинская область) – дефицит. Большая часть налоговых сборов уходит в федеральный бюджет, а оставшаяся расходуется лишь на то, чтобы покрыть бюджетный дефицит и профинансировать дополнительные расходы. На развитие региона ничего не остается, а ведь Челябинская область является регионом с богатыми природными ресурсами,  большим промышленным потенциалом, средоточием крупнейших металлургических гигантов. Спрос на продукцию металлургической отрасли региона в последние годы остается высоким и перспективы для развития конкурентоспособных секторов экономики и отраслей специализации благоприятные.

Информация о работе Эволюция налоговой системы в России