Эволюция финансовой науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 13:25, контрольная работа

Описание

Можно выделить две крупные стадии, характерные для становления и развития науки о финансах. Первая, начавшаяся во времена Римской империи и закончившаяся в середине XX века, нашла свое теоретическое оформление в так называемой классической теории финансов. На смену этой стадии пришла вторая, логику которая выражает неоклассическая теория финансов. Суть первой теории состоит в доминанте государства в финансах; суть второй теории – в доминанте финансов частного сектора (точнее, речь здесь идет преимущественно о финансах с позиции крупных компаний и рынков капитала).

Работа состоит из  1 файл

финансы.docx

— 39.26 Кб (Скачать документ)
    1. Возникновение и развитие финансовых рынков
 

      Несложно  заметить, что ядром неоклассической  теории финансов является систематизация знаний о принципах функционирования финансовых рынков и, в частности, теоретических построений и практического инструментария с позиции участников рынков.

      Начало  биржевого дела связывают с деятельностью так называемых вексельных ярмарок, проходивших в крупных западноевропейских городах в XIII – XV вв.; в XVII в. была создана старейшая фондовая биржа мира – Амстердамская, в 1773 г. была основана Лондонская фондовая биржа, в 1792 г. – Нью-Йоркская фондовая биржа, являющаяся ныне крупнейшей в мире. В России первая регулярная биржа, созданная по типу Амстердамской, появилась в Санкт-Петербурге в 1703 году. Она была единственной в России почти в течение столетия – следующая биржа открылась в Одессе в 1796 г., далее последовали Варшавская (1816) и Московская (1837). К 1917 г. в России функционировало несколько десятков бирж.

      По  мере становления финансового капитала роль финансовых рынков в развитии экономики становится все более  и более значимой. К концу XIX века начинает постепенно формироваться потребность в теоретическом осмыслении тенденций, складывающихся на финансовых рынках, выработки некоторых стандартизированных подходов к работе бирж и участников биржевых торгов.

      Первые  попытки построения теории поведения  на фондовом рынке связаны с именем Ч. Доу (1851 - 1902), который основал в 1882 г. компанию «Dow, Jones & Co», специализировавшуюся на выпуске финансовой информации. Помимо Доу у истоков компании были еще два человека: Эдди Джонс и Чарльз Бергштрассер. Доу и Джонс были друзьями и начинали свою карьеру как репортеры в ряде небольших газет и журналов. Они удачно дополняли друг друга, поскольку Джонс «имел нюх» на новости и, по словам одного из современников, мог читать и понимать финансовые отчеты быстрее, чем кто-либо другой, а Доу специализировался на публикации ежедневных аналитических обзоров по финансовой тематике и делал это мастерски – его обзоры отличались четкостью, ясностью и аналитичностью. Чувствуя «нутром» перспективность нового направления, связанного с оценкой финансовой конъюнктуры, и будучи стесненными рамками обычной газеты, Доу и Джонс вместе со своим другом Бергштрассером, работавшим в то время в известном банкирском доме Drexel, Morgan & Company, решили открыть свой бизнес и преуспели в этом. Индекс Доу – Джонса до настоящего времени является одним из наиболее известных и авторитетных финансовых индикаторов. С 1889г. эта компания начала выпускать газету Wall Street Journal. Через некоторое время она превратилась в ведущую ежедневную деловую газету США. Доу был убежденным сторонником и популяризатором идеи о возможности прогнозирования цен на акции и еще в 1882 г. высказал мысль о том, что фондовый рынок будет со временем наиболее спекулятивным и привлекательным для бизнесменов. Возможность прогнозирования цен Доу видел в тщательном изучении динамики цен по статистическим данным.

      Два десятилетия спустя молодой французский  математик Л. Башелье завершил в Сорбонне докторскую диссертацию «Теория спекуляции», в которой попытался с помощью математического аппарата дать объяснение поведению цен акций на французском фондовом рынке. В работе, увидевшей свет в 1900 г., Башелье пришел к мрачному выводу, что динамика цен на фондовой бирже никогда не будет точной наукой. Хотя Башелье, по сути, выступил оппонентом Доу, его заслуги в развитии теории финансов неоспоримы,     поскольку     именно    ему    принадлежит    идея    приложения

стохастических  моделей к анализу поведения  цен на рынке капитала.

      В дальнейшем к разработке данной тематики подключились видные представители  Эконометрического общества.* Исключительно значима роль А. Коулза (1891 - 1985), который в 1932 г. основал  профинансировал деятельность так называемой Комиссии Коулза по исследованиям в экономике. В эту Комиссию вошли многие члены Эконометрического общества, а поставленная Коулзом перед Комиссией цель как раз и состояла в том, чтобы разработать теоретические рекомендации в отношении финансовых рынков.

      Первые  разработки  в области теории оценивания на фондовом рынке связывают  с именем выпускника Гарвардского университета Д. Уильямса, который в своей докторской диссертации, написанной в 1937 г., предложил  модель оценки финансовых активов как  один из инструментов для работы на рынке ценных бумаг. Однако решающий вклад в развитие этой теории был  сделан Г. Марковицем, разработавшим в начале 1950-х годов основы теории портфеля.

      В работах Марковица, по сути, была изложена методология принятия решений в области инвестирования в финансовые активы и предложен соответствующий научный инструментарий. Дальнейшее развитие этот раздел теории финансов получил в исследованиях, посвященных ценообразованию ценных бумаг, разработке концепции эффективности рынка капитала, созданию моделей оценки риска и доходности и их эмпирическому подтверждению, разработке новых финансовых инструментов и т.п. Во второй половине 50-х годов проводились также интенсивные исследования по теории структуры капитала и стоимости источников финансирования. Является общепризнанным, что основной вклад по данному разделу был сделан Ф. Модильяни и М. Миллером.

      Из  многих новаций, разработанных в  финансовой науке в ХХ в., два направления  – теория портфеля и теория структуры  капитала – по сути и представляют собой сердцевину науки и техники управления  финансами крупной компании, поскольку позволяют ответить на два принципиально важных вопроса: откуда взять и куда вложить финансовые ресурсы. Вероятно, не случайно 1958 г., когда впервые была опубликована работа Модильяни и Миллера по структуре капитала, рассматривается крупнейшими специалистами в области теории финансов Т. Коуплэндом и Дж. Уэстоном как рубежный, начиная с которого от прикладной микроэкономики отпочковалось самостоятельное направление, известное ныне как современная, или неоклассическая, теория финансов.

      Усилиями  таких видных ученых, как Ф. Блэк, Дж. Линтнер, Дж. Моссин, М. Скоулз, Дж. Трейнор, Ю. Фама, Дж. Хиршлифер, У. Шарп и др., новое направление начало стремительно развиваться в общетеоретическом плане. Значительная часть научной литературы по теории финансов в те годы сосредоточивалась скорее на проблемах рынка капитала, нежели на вопросах управления финансовыми ресурсами компании. Безусловно, знание теоретических основ управления финансами необходимо, однако не меньшую значимость имеет и прикладной аспект. Именно последнее послужило причиной становления в 60-е годы прикладной дисциплины финансовый менеджмент как науки, посвященной методологии и технике управления финансами крупной компании. Произошло это в основном путем естественного дополнения базовых разделов теории финансов аналитическими разделами бухгалтерского учета (анализ финансового состояния компании, анализ и управление дебиторской задолженностью и др.) и некоторым понятийным аппаратом общей теории управления. Первые монографии по новой дисциплине, которые можно было использовать и как учебные пособия, появились в ведущих англоязычных странах в начале 60-х годов. Сейчас уже можно говорить о том, что финансовый менеджмент окончательно сформировался не только как самостоятельное научное направление и практическая деятельность, но и как учебная дисциплина. Значительный вклад в популяризацию финансового менеджмента внесли представители англо-американской школы Т. Коуплэнд, Дж. Уэстон, Р. Брейли, С. Майерс, С. Росс, Ю. Бригхем и др. 

Типы  и формы государственной  финансовой политики 

Развитие государства  связано с изменением финансовой политики. Использование того или  иного типа финансовой политики определяется особенностями текущего этапа развития экономики и социальной сферы , интересами правящих партий и социальных групп и господствующими теоретическими концепциями, влияющими на экономический и политический курс государства. Все это обеспечивает сохранение и развитие существующей в данном государстве системы общественных отношений. 

Анализ применявшейся  различными государствами финансовой политики позволяет выделить ее 4 основных типа: 

1.Классическая  финансовая политика 

До конца 20-х  годов прошлого столетия основным типом  финансовой политики большинства стран  был классический ее вариант. Такая  финансовая политика была основана на трудах классиков политэкономии  А.Смита (1723 – 1790 гг.) и Д. Рикардо (1772 – 1823 гг.) и их последователей. Основное ее направление - невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Следствием этого было ограничение государственных расходов и налогов, обеспечение условий для формирования и исполнения равновесного (сбалансированного) бюджета. 

Финансовый механизм строился исходя из этих целей финансовой политики. Государство стремилось к  уменьшению расходов бюджета, сводившихся, в основном, к расходам на военные  цели, выплате процентов по государственному долгу и его погашению и  управлению. Система налогообложения  должна была создать необходимое  поступление средств для обеспечения сбалансированного бюджета государства. Причем система налогов строилась, в основном, на косвенных и имущественных налогах, которые были достаточно простыми и эффективны с точки зрения механизма их взимания. Система управления финансовой деятельностью была проста и сосредотачивалась, как правило, в одном органе управления – Министерстве финансов (казначействе). 

2. Регулирующая  финансовая политика 

Бурное развитие производительных сил поставило  перед государствами еще в XIX в. вопрос об изменении подходов к финансовой политике. Особенно остро встал вопрос об этом в конце 20-х годов прошлого столетия, когда обострился весь комплекс экономических, политических и социальных проблем большинства государств. В этот период в западных странах осуществлялся переход к регулирующей финансовой политике. В ее основу вначале была положена экономическая теория английского ученого экономиста Дж. Кейнса (1883 – 1946 гг.) и его последователей. Они исходили из необходимости вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики. Финансовая политика наряду с ее традиционными задачами стала преследовать цель использовать финансовый механизм для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения. 

Основными инструментами  вмешательства в экономику становятся государственные расходы, за счет которых  формируется дополнительный спрос. Поэтому государственные расходы  обеспечивают рост предпринимательской  деятельности, увеличение национального  дохода и способствуют ликвидации безработицы  путем финансирования создания новых  рабочих мест. 

Система налогов  в условиях регулирующей финансовой политики кардинально изменяется. Главным  механизмом регулирования становится подоходный налог, использующий прогрессивные  ставки. Этот налог обеспечивает изъятие  у экономических субъектов доходов, используемых в виде сбережений, что  позволяет обеспечить сбалансированность бюджета государства при высоком  уровне расходов. Большое внимание в финансовом механизме уделяется  системе государственного кредита, на основе которого проводится политика дефицитного финансирования. Государство  активно развивает применение долгосрочных и среднесрочных займов. Рынок  ссудных капиталов становится вторым по значению источником доходов бюджета, а дефицит бюджета используется для регулирования экономики. В  целом, кейнсианская регулирующая финансовая политика показала свою сравнительную  эффективность в западных странах. Она обеспечила в 30-60-х годах стабильный экономический рост, высокий уровень  занятости и эффективную систему  финансирования социальных нужд в большинстве  этих стран. 

3. Неоконсервативная стратегия 

В 70-х годах XX века в основу финансовой политики была положена неоконсервативная стратегия, связанная с неоклассическим направлением экономической теории. Эта разновидность финансовой политики не связана с отказом от регулирования, но ограничивает вмешательство государства в экономику и социальную область. Регулирование экономики становится многоцелевым. Кроме экономического роста и занятости, государство регулирует денежное обращение, валютный курс, социальные факторы экономики, структурную перестройку хозяйства. 

Финансовый механизм в этих условиях исходит из необходимости  сокращения объема перераспределения  национального дохода через финансовую систему, снижения бюджетного дефицита, стимулирования роста сбережений как  источника производственного инвестирования. Важная роль отводится налогам. Ставится задача их сокращения и уменьшения степени прогрессивности обложения. 

Следует отметить, что различные разновидности  регулирующей финансовой политики тесно  взаимосвязаны. Поэтому одинаковые или похожие инструменты финансового  механизма применяются в различных  странах, использующих как кейнсианскую, так и неоконсервативную систему регулирования, что приводит к их конвергенции. 

4. Планово - директивная  финансовая политика 

Планово - директивная  финансовая политика применяется в  странах, использующих административно-командную  систему управления экономикой. Основанная на государственной собственности  на средства производства, плановая система  управления позволяет осуществлять прямое директивное руководство  всеми сферами экономики и  социальной жизни, в том числе  и финансами. Цель финансовой политики в этих условиях - обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у  государства для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана. 

Управление финансами  осуществляется из единого центра - Министерства финансов, которое занимается всеми вопросами использования  финансового механизма в народном хозяйстве. Других управленческих органов  в области финансов не существовало. 

Планово - директивная  финансовая политика проводилась практически  во всех бывших социалистических странах. Она показала свою достаточно высокую  эффективность в годы, когда требовалась  максимальная концентрация финансовых ресурсов для финансирования чрезвычайных расходов государства ( в годы Второй мировой войны, восстановления народного хозяйства и т.д.). В то же время использование такой финансовой политики в условиях нормального функционирования экономики привело к отрицательным последствиям: снижению эффективности производства, замедлению развития социальной сферы общества, резкому ухудшению финансового положения государства. 

Информация о работе Эволюция финансовой науки