Этапы становления финансового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 17:59, реферат

Описание

В настоящее время процесс формирования адекватной целям и задачам развития Российской Федерации системы государственного финансового контроля является еще далеко незавершенным. Не разработана адекватная условиям перехода к развитому рынку теория государственного финансового контроля, не определены основные направления организации контроля за обеспечением финансовой безопасности России, нет четкой и полной нормативной базы контрольной деятельности, отсутствует системная методическая база контроля.

Работа состоит из  1 файл

Оглавление.docx

— 31.09 Кб (Скачать документ)

     В январе 1918 г. Совет Народных Комиссаров принял Декрет «Об образовании Центральной  контрольной коллегии, местных учетно-контрольных  коллегий и выборных контрольных  комиссий». Данные контрольные органы создавались в виде организации  финансовых отделов губернских и  уездных комитетов Советов рабочих, крестьянских и красноармейских  депутатов. Этот декрет положил начало единой системе контролирующих органов, основанной на сочетании государственного контроля с общественным.

     На  их основе Положением ВЦИК о рабоче-крестьянской инспекции (РКИ) от 7 февраля 1920 г. был  создан единый орган социалистического  контроля с привлечением рабочих  и крестьян. Переход к восстановлению народного хозяйства начался  в 1921 г. в связи с переходом  от политики военного коммунизма к  НЭПу. Одним из первых финансовых мероприятий  в рамках новой экономической  политики было введение с 26 июля 1921 г. промыслового налога. В период НЭПа основной задачей финансовой политики в сфере внутренних дел стало вытеснение частника из всех сфер производства, усиление обложения капиталистических элементов. В новых экономических условиях начинают меняться характер налогов, их значимость в обеспечении доходной части бюджета. В этот период в органах управления было произведено соединение партийных и государственных органов контроля. При этом считали необходимым усилить партийное руководство контрольным аппаратом.

     В период 1923-1933 гг. была по существу заложена основа государственного контроля, в  том числе финансового.

     В декабре 1923 г. было утверждено положение  «О финансово-контрольном управлении Наркомфина (НКФ) и НКРКИ СССР», а  во второй половине 1925 г. были созданы  его местные органы. В 1925 г. НКФ  СССР принял Положение о наружном налоговом надзоре, где определялись права, функции, задачи и обязанности финансовых инспекторов, их помощников и финансовых агентов. На наружный налоговый надзор возлагалось обследование плательщиков налогов, изучение источников их доходов, объектов налогообложения.

     Ведение окладного счетоводства (карточки недоимок, книги, отчетные ведомости и др.) передавались кассовым органам, а взимание платежей - налоговым агентам. Исключительное значение придавалось контролю за взиманием  налогов со стороны вышестоящих  финансовых органов.

     В связи с коренными изменениями  в экономике государства, системе  производственных отношений, формах собственности  в 1933 г. в СССР была проведена налоговая  реформа, что выразилось в ликвидации частного сектора, устранении многоукладности  в экономике и упрощении налоговой системы.

     С этой целью организуются финансово-бюджетные  инспекции (ФБИ). Финансово-бюджетные  инспекции были предоставлены права  производить ревизии и обследования деятельности кредитных учреждений, хозяйственных органов и бюджетных  организаций, расходование средств, выделенных из бюджета, расходование специальных  и внебюджетных средств. В ходе ревизии  ФБИ имели право требовать  представления от проверяемых организаций  плановых, оперативных и отчетных данных, документации по учету; от кредитных  учреждений — справок о состоянии  счетов проверяемой организации; от должностных лиц проверяемых  организаций - объяснений и справок  по всем возникающим вопросам. Должностные  лица таким образом должны были доказать законность своих действий.

     Впоследствии  в 1937 г. Финансово-бюджетные инспекций  были преобразованы в Контрольно-ревизионное  управление (КРУ) Наркомфина СССР с  функциями внутриведомственного контроля. Особую роль внутриведомственный контроль занимал в период Великой отечественной  войны в изыскании дополнительных финансовых и материальных ресурсов на нужды обороны. В целом, данная финансовая система просуществовала  до 60-х годов XX в. и эволюционировала в направлении, противоположном процессу общемирового развития. Как отмечала в свое время М.С. Студеникина до 1956 г. контрольно-ревизионный аппарат Министерства финансов СССР был построен на началах строгой централизации. Впоследствии контрольно-ревизионные службы стали создаваться в различных ведомствах. В настоящее время в составе Министерства финансово Российской Федерации также имеется контрольно-ревизионное подразделения с аппаратом контролеров-ревизоров в субъектах Федерации, городах, районах.

     Постановлением  Совета Народных Комиссаров Союза ССР  от 15 апреля 1936 г. было предложено всем народным комиссариатам и другим центральным учреждениям Союза  ССР, советам народных комиссаров союзных  и автономных республик, краевым  и областным исполнительным комитетам, начиная с 1936 года, установить финансовый контроль и производить документальные ревизии всех подчиненных учреждений, предприятий, хозяйственных организаций  и строительств. Приказ НКВД СССР от 28 апреля 1936 г.  № 148 предписал обеспечить проведение документальных ревизий  денежно-материальных ценностей в  органах - частях, на предприятиях, в  хозяйствах и на строительных объектах. Для этой цели в составе финансовых и финансово-плановых отделов (отделений) как в центре, так и на местах были выделены специальные лица - ревизоры.

     Сегодня контрольно-ревизионные подразделения, наряду с Центром проведения ревизий  и проверок деятельности органов  внутренних дел функционируют во всех МВД, ГУВД, УВД - субъектов Российской Федерации, УВДТ, ОУМТ и ВС, а также  в Главкомате, округах и соединениях  внутренних войск. Им отведена важная роль в осуществлении ведомственного контроля за соблюдением финансового  и налогового законодательства, постановкой  бухгалтерского учета, целевым и  эффективным использованием трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

     До 1992 г. контрольно-ревизионное управление производило комплексные ревизии  составления и исполнения бюджетов, предприятий и организаций всех отраслей народного хозяйства и форм собственности, проверяло финансовую деятельность государственных управленческих структур и общественных организаций, работу ведомственных контрольно-ревизионных служб. В ходе ревизий и проверок изучались условия получения прибыли, степень выполнения обязательств перед бюджетом, проверялось использование ресурсов, формирование и использование фондов денежных средств целевого назначения, вскрывались нарушения.

     С 1992 г. и по настоящее время основными  функциями контрольно-ревизионных  управлений во внутренней экономической  безопасности стали:

- контроль  соблюдения министерствами, ведомствами,  предприятиями, организациями и  учреждениями финансово-бюджетного  законодательства; целевого и рационального  использования средств, полученных  из бюджета, включая средства  в иностранной валюте;

- выполнение  ревизий и проверок по поручениям  органов государственной власти  и управления;

- выполнение  ревизий и проверок по требованиям  правоохранительных органов.

     В настоящее время значительно  возросло количество таких проверок, что серьезно  повлияло  на результативность работы  контрольно-ревизионных  служб. В действительно контрольно-ревизионные  управления является практически единственными  службами, которые проводят документальные ревизии и финансовые проверки по поручению Президента РФ и его  администрации, Правительства РФ, Генеральной  прокуратуры, других правоохранительных органов и глав администрации регионов.

     Изменения в экономике в конце 80-х годов  XX в. скоординировали и направления в финансовой политике государства, что повлекло за собой изменение соответствующих норм права. Отход от административно-командной модели развития экономики и переход к рыночным отношениям, возрождение предприятий, созданных на негосударственной форме собственности, потребовали радикальных перемен не только в финансовом законодательстве, возникла настоятельная необходимость в реорганизации органов финансового контроля. 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Процесс становления и развития российской государственности неразрывно связан с формированием механизмов и  мер финансово-экономической политики, органов государственного финансового  контроля, как важнейшего экономико-правового  института, обеспечивающего национальную финансовую безопасность и эффективное  использование государственных  финансовых средств.

     Процесс формирование новой контрольной  системы и финансовой отчетности был длительным и трудоемким. Он осуществлялся путем          экспериментальных проверок, методом  проб и ошибок. Используя лучший европейский опыт и изучая реальную практику нововведений, реформаторы  отечественного финансового контроля создавали механизм, который не должен был давать сбоя и надежно защитил  бы государственную казну от любых  посягательств недобросовестных чиновников, какие бы высокие посты в государстве  они ни занимали.

     В истории государственного финансового  контроля в России можно выделить следующие периоды:

     Первый  период: середина XIII - конец XV веков. Это период возникновения предпосылок становления финансового контроля в экономической безопасности страны.

     Второй  период: конец XV - начало XVIII веков. Это период возникновения централизованного финансового контроля.

     Третий  период: начало XVIII - конец XIX веков. Это период становления органов централизованного финансового контроля.

     Четвертый период: начало XX - конец XX веков. Это «советский» период развития финансового контроля.

     В этот период Россия обретает статус конституционной  монархии, создается специфический  российский парламент - Государственная  Дума.

     В эти годы деятельность финансового  контроля становится подотчетной Государственной  Думе. При этом активно ставится вопрос о дальнейшем повышении статуса  Государственного контроля и выводе государственно го контролера из состава  Совета министров, установлении принципа не сменяемости высших чинов Государственного контроля, распространении ревизионных  действий Государственного контроля на все государственные учреждения без изъятия. Четвертый период в  истории государственного контроля еще не стал предметом тщательного  научного изучения и нуждается в  подробном самостоятельном исследовании. Следует отметить, что вся предшествовавшая история становления и развития государственного финансового контроля была подготовкой к качественному  обновлению и совершенствованию  государственных контрольно-финансовых органов.

     Опыт  становления и развития государственного финансового контроля в России является важным исходным материалом для выработки  современных концепций контрольно-финансовой деятельности. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  
 

Список  использованной литературы 

  1. Апель А.Л., Гунько В.А. Правовые основы деятельности федеральных налоговых органов. - СПб., 2003. - С. 312.
  2. Булат П.П. Финансовые проблемы. – М.,  2005. - С. 204.
  3. Данилевский Ю.А. Становление государственного финансового контроля в России. - М., 2003.- С. 201.
  4. Милюков П.Н. Финансовое право - М., 2005.- С. 289.
  5. Плотников K.Н., Ровинский Н.Н. Система и организация финансов и кредита в СССР. - М, 2003. - С. 196.
  6. Понтович Э.Э. Указ. раб. -2004.- С. 186.
  7. Растеряева II. Государственное хозяйство: Курс финансовой науки. - СПб., 2007. - С. 211.
  8. Ровинский К. Податная инспекция в России. - СПб., 2003. - С. 283.
  9. Рудченко И.Я., Жданов И.И. Исторический очерк обложения торговли и промыслов в России - СПб., 2004.- С. 301
  10. Смирнов И.Н., Оптовцев А.И., Кудряшов Р.А. Местный бюджет. - М., 2003. -  С. 223.
  11. Студеникина С.С. Государственные инспекции в СССР. – М., 2006. - С. 215.
  12. Толкушкин А.В. История налогов в России. - М., 2003. - С. 323.
  13. У истоков финансового права М.М. Сперанский, Н.И. Тургенев, М.Ф. Орлов /Под ред. А.Н. Козырина. - М., 2003. - С. 254.
  14. Учреждение Министра полиции от 25.06.1811 г. / Полное собрание законов Российской Империи. - СПб., 2004. - Ст. 24.687.
  15. Хрестоматия по истории государства и права СССР. Дооктябрьский период.- М., 2004.-   С. 388.
  16. www.ach.gov.ru.

Информация о работе Этапы становления финансового контроля