Этапы развития финансовой системы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 12:32, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы заключается в исследовании этапов становления и развития финансовой системы России.
Цель работы определяет постановку следующих задач:
- дать понятие финансовой системы и рассмотреть ее структуру;
- рассмотрение исторических этапов развития финансовой системы России;
- провести анализ проблем и рассмотреть направления развития финансовой системы России.

Содержание

Введение……………………………………………………………….............. 3
1 Теоретические основы понятия финансовой системы…………………… 5
1.1 Сущность и предпосылки возникновения финансов…………………… 5
1.2 Функции и особенности финансовой системы России………………… 6
2 История развития финансовой системы России………………............. 13
2.1 Этапы развития финансовой системы России………………………….. 13
2.2 Развитие финансовой системы в настоящее время…………………….. 17
3 Задачи в области стабилизации финансовой системы России в современных условиях………………………………………………………..
23
Заключение……………………………………………………………………. 26
Список использованных источников………………………………………... 28

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Кадысева Н. готовая.doc

— 784.50 Кб (Скачать документ)

Изменение финансовой системы в аспекте инновационного развития страны обусловливает решение ряда задач:

- повышение в течение среднесрочного периода (к 2012 г.) потенциала расходов бюджетной системы России до 50-55% ВВП (среднеевропейский уровень), направление его прироста (около 20% ВВП) на ускоренное инновационное развитие уже в предстоящем среднесрочном отрезке;

- переход к инновационно-инвестиционному типу антиинфляционной политики на основе эквивалентной и сбалансированной взаимосвязи потока денежных ресурсов и потока товарных (инновационных) ресурсов с активным развитием внутреннего инновационного рынка и интенсивным использованием инновационного потенциала мирового рынка, инновационного рынка отдельных развитых стран Запада и Востока [11, c.13].

Основные факторы подавления инфляции лежат в сфере инновационной  деятельности предприятий и ускорения  развития отечественного производства. Именно они обеспечивают достижение баланса между ростом денежного предложения и ростом товарного предложения.

Чтобы не допустить развертывания  нового платежного кризиса с неизбежным бартером и взаимозачетами, следует  изменить федеральный закон о  Центральном банке РФ и вменить  ему функцию прямого кредитования коммерческих банков и предприятий по ставке рефинансирование ЦБ РФ бюджетного дефицита, федерального бюджета и бюджетов регионов-доноров.

Учитывая опыт реализации национальных проектов, позволивших  синтезировать бюджетные и материальные потоки, считать целесообразным многократное увеличение финансирования приоритетных национальных проектов (программ), как эффективного инструмента инвестиционно-социальной государственной политики.

Повысить качественность бюджетных проектировок и прогнозов  правительственных ведомств, поскольку опыт показывает, что фактические параметры бюджетных доходов и расходов, бюджетного профицита, инфляции существенно не совпадают с законодательными или прогнозными, причем нередко сознательно заниженными, при этом оценка работы ведомств и применение мер ответственности к их руководству в этом аспекте не осуществляется [11, c.14].

В современной финансовой системе России большую роль играет банковский сектор. Он является основным источником денежных ресурсов для частных  предприятий, одним из основных игроков на фондовом рынке.

Консолидация институтов финансовой инфраструктуры необходима. Однако она должна сопровождаться резким повышением эффективности работы антимонопольных  органов и других органов государственного регулирования - как фондового рынка (ФСФР), так и банковского сообщества (Банк России). До сих пор в России всякая консолидация на любом рынке сопровождалась резким повышением цен, которые потребители были вынуждены платить за товары или услуги, предлагаемые такими укрупненными структурами. И это с учетом того, что тарифы на многие финансовые услуги и сейчас являются завышенными (достаточно вспомнить ставки по потребительскому кредитованию, размер вознаграждения некоторых управляющих компаний, штрафы за досрочный вывод средств и т. П) Очевидно, что продолжение такой негативной традиции в условиях консолидации институтов финансовой инфраструктуры приведет не к расширению масштаба финансового рынка, а к концентрации вокруг небольшого числа богатых клиентов. В свою очередь это не будет способствовать устойчивости рынка и направлению средств рядовых граждан на инвестирование и накопление.

Нестабильная ситуация в российской экономике, сложившаяся  в силу многих обстоятельств, таких  как внешнеэкономическая конъюнктура, политическая обстановка, проблемы с промышленным развитием страны и многие другие, а также в последнее время влияние мирового финансового кризиса, оказывает негативное влияние на экономику нашей страны, и, конечно, на состояние финансовой системы.

В условиях углубления рыночных реформ должна происходить перестройка всей системы финансовых отношений в стране.

Государственные финансы, прежде всего бюджетная система, путем соответствующего направления  средств должны обеспечить структурную  перестройку экономики, ускорение научно-технического прогресса, повышение эффективности производства и на этой основе рост жизненного уровня народа.

Современная бюджетная  система России определенным образом  приблизилась к структуре бюджетных  систем западных стран, имеющих федеральное устройство [25].

Тем не менее, сегодняшняя  бюджетная система России все  еще достаточно противоречива и  требует серьезной доработки.

В частности, необходимо решение следующих ключевых проблем  в области бюджетных отношений:

- высокая степень концентрации  финансовых ресурсов в федеральном бюджете страны, что снижает значение региональных и местных бюджетов;

- действующая практика  формирования территориальных бюджетов, при которой сохранен в своей  основе механизм централизованно  устанавливаемых нормативов отчислений в местные бюджеты;

- недопоступления налоговых платежей, главными причинами которого стали: ухудшение макроэкономических и финансовых показателей по сравнению с принятыми в бюджете; рост неплатежей в народном хозяйстве; прямое уклонение от уплаты налогов, укрывательство многими налогоплательщиками своих доходов (невозможность контролирования всех малых и средних предприятий, уход от налоговой полиции по средством расчетов за наличные деньги).

Денежно-кредитная политика должна быть направлена на стимулирование экономического роста и инвестиций с учетом опыта других стран.

При этом необходимо учесть, во-первых, последовательное использование  денежными властями имеющихся у  них механизмов, необходимых для  формирования финансовых ресурсов и  содействующих их дальнейшему направлению на инвестиции, что должно сопровождаться реализацией мер по стимулированию спроса в увязке с выработкой приоритетов экономической политики в целом.

Во-вторых, особое внимание должно быть уделено отладке механизмов, стимулирующих поступление ресурсов в реальную экономику, создающих условия для более длительных сроков размещения средств с одновременным предотвращением разбалансировки других сегментов рынка и уменьшением инфляционных рисков.

В-третьих, необходимо последовательно  использовать различные формы рефинансирования (переучета векселей и пр.), что может способствовать направлению ресурсов с учетом приоритетов экономической политики государства.

Все названные меры должны быть составной частью экономической  политики государства, направленные на обеспечение национальных приоритетов развития и создание условий для устойчивого экономического роста.

Главным путем решения  проблемы налоговой системы является дальнейшее совершенствование правового  регулирования сферы налогообложения.

Задачи в области стабилизации положения финансовой системы исполняются различными компетентными органами, министерствами, ведомствами, банками. Специальная денежно-кредитная политика проводится Центробанком и Правительством РФ. Недавно принятой мерой явилось снижение ставки рефинансирования до 12 %.

Необходимые мероприятия  в рамках федеральной политики восстановления экономики и финансовой системы  проводятся, в частности, и кредитными организациями.

Российская финансовая система является частью глобальных финансов, повторяя фундаментальные тенденции, связанные с ними.

Итак, можно сказать, что только при комплексном подходе к проблеме совершенствования и стабилизации финансовой системы России можно добиться желаемых результатов, т. е. сформировать современную социально ориентированную финансовую систему, исправно функционирующую в условиях рыночных отношений.

 

 

 

 

                                      Заключение

 

 

Подводя итоги  изложенному, можно сказать, что  финансовая система – это совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств.

Финансовая  система любого государства включает в себя несколько взаимосвязанных  звеньев (институтов) и органов. Наличие  различных институтов внутри финансовой системы объясняется тем, что финансы обслуживают многообразные потребности общества, охватывают своим воздействием всю экономику страны и всю сферу социальной деятельности в целом. Исходя из этого, под финансовой системой Российской Федерации следует понимать:

а) совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов;

б) совокупность государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей  компетенции финансовую деятельность.

Совокупность финансовых институтов, регулирующих создание, перераспределение и использование фондов денежных средств, образует финансовую систему, которая отражает особенности развития государства в условиях перехода к рынку.

В ходе своей  эволюции финансовая система прошла несколько исторических этапов. Сначала она была основана на налоговых формах и методах мобилизации ресурсов и воздействия на производство и реализацию товаров, затем на принудительной власти, монопольном принципе, политических и социальных мотивах, далее последовал период, целью которого было изменение системы распределения и направления в бюджет чистого дохода с учетом полной и своевременной мобилизации государственных ресурсов.  Но в 70-е гг. усилилось общее расстройство финансового хозяйства страны, что, безусловно, сказалось на развитии бюджета. Материальные затраты в народном хозяйстве росли быстрее, чем национальный доход, для того чтобы изменить сложившееся в экономике страны тяжелое положение, была разработана экономическая модель отраслевого хозрасчета и самоокупаемости. К 90-м годам практически вышел из-под контроля денежный оборот. Следующим большим периодом в развитии финансовой системы России стал переход к рыночным отношениям.

Складывающаяся  в ходе рыночных преобразований финансовая система России воспроизвела все основные присущие отечественному народному хозяйству элементы и процессы.

Роль финансовой системы сводится к правовому  регулированию финансовых отношений, т. е. с помощью финансовой системы можно контролировать эффективность и соответствие правовой формы экономическому содержанию.

Главная цель развития финансовой системы России на ближайшую  перспективу – рост массового  финансирования. В настоящее время  российский финансовый сектор в основном удовлетворяет лишь финансовые потребности крупнейших предприятий. Без надлежащего финансирования малого и среднего бизнеса экономический рост, конечно, возможен, однако сделать его устойчивым нельзя.

В настоящее время  в Российской Федерации в целом  сложилась современная финансовая система, адекватная процессам и тенденциям рыночной экономики. В ее основе лежат денежные отношения всех участников, взаимодействующие, но при этом относительно обособленные сферы централизованных и децентрализованных финансов. Финансы государственных органов, предприятий, домашних хозяйств строятся в соответствии с совершенствующимся финансовым законодательством. Возникают разнообразные финансовые потоки, обеспечивающие финансы в рыночной экономике и финансовые интересы участников. Государственный бюджет, банковская система, инвестиционная сфера и другие финансовые механизмы обеспечивают оборот финансов и способствуют развитию финансового сервиса и финансового бизнеса.  Обращение различных денежных форм определяет современные перспективы роста и диверсификацию экономической деятельности в стране. Однако, существуют и проблемы в финансовой системе России и только при комплексном подходе к проблеме совершенствования и стабилизации финансовой системы России можно добиться желаемых результатов, т. е. сформировать современную социально ориентированную финансовую систему, исправно функционирующую в условиях рыночных отношений.

Итак, мы можем сделать  вывод: финансовая система играет в  жизни общества настолько важную роль, что нарушение ее функционирования может повлечь катастрофические последствия для всей экономики. Поэтому во всех странах она находится под жестким контролем государства. Используя различные методы, государство добивается такого ее состояния, которое соответствует интересам развития всей экономики, эффективному решению постоянно возникающих экономических задач.

Финансовая  система – понятие, превосходящее  конкретное финансовое законодательство. Это, скорее, элемент экономической  и правовой культуры общества. И  чем быстрее круг соответствующих  понятий и категорий станет общественно признанной ценностью, тем успешнее и эффективнее будет действовать законодательство о финансах, тем большее доверие будут вызывать финансовые государственные мероприятия.

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1 Ашмарина, Е.М. Современная финансовая система РФ // Государство и право. – 2004. – № 6.С. 95–98 – ISBN 5–222–01162–3.

2 Воронин, Д.М. Финансовое обеспечение экономического роста РФ // Финансы и кредит – 2006 – № 25 – С. 5–10 – ISSN 2071–4688

3 Грязнова, А.Г., Маркина, Е.В. Финансы. -М.: Финансы и статистика, 2005.- ISBN 5-279-02999-8.

4 Готвань, О.Дж. Перспективы развития российской финансовой системы // Проблемы прогнозирования – 2004. – № 2 – С. 3–15 – ISSN 1569–4636

5 Герасименко, В.В. Становление финансовой системы России: проблемы практики и теории // Вестник Московского университета сер. 6 Экономика -2004. – № 3 – С. 107–118 – ISSN 5944–6202

6 Готвань, О. Дж. Финансирование инвестиций, инфляция, риски и стабилизация // Проблемы прогнозирования – 2006. – № 6 – С. 3–17 – ISSN 3592–7836

7 Грязнова, А.Г. Проблемы усиления воздействия государственных финансов на экономику и социальную сферу России // Финансы и кредит -2006. – № 25 – С. 2–4. – ISSN 2071–4688

8 Дадашев, А.З., Черник, Д.Г. Финансовая система России – М.:ИНФРА-М, 1997. -248 с.

9. Дробозина, Л.А. Финансы – М.:Финансы, ЮНИТИ, 2000.-527 с. – ISSN 2527–1163.

10 Голодова, Ж. Г. Финансы и кредит [Текст] : учеб. пособие / Ж. Г. Голодова . - М. : ИНФРА-М, 2009. - 448 с. - (Учебники РУДН). - Словарь терминов: с. 420-425. - Библиогр.: с. 426. - Прил.: с. 427-446. - ISBN 978-5-16-003362-4.

11 Запольский, С.В. О природе понятия «финансовая система России» // Финансовое право – 2006. – № 8 – С. 2–8 – ISSN 5–8291–0514–4

12 Криволапов, В.С. История финансовой системы России. Часть1: Учебное пособие./ Под ред. А.М. Балтиной. – Оренбург: ОГУ, 2001.-154 с. – ISSN 3527–2165

13 Лушина, С.И., Слепова В.А. Финансы – М.:Экономистъ, 2005. -682 с. – 4000 экз. ISBN 5–279–02999–8

Информация о работе Этапы развития финансовой системы в России