Экономическая основа кредита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 11:05, курсовая работа

Описание

Сущность кредита состоит в экономических отношениях, которые складываются между тем, кто его предоставляет (кредитором), и тем, кто его берет (заемщиком).
Эти отношения представляют собой передачу материальных ценностей в денежной или иной форме, основываясь на следующих свойствах займа:
возвратности,
срочности,

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 185.50 Кб (Скачать документ)

Не менее важным фактором, влияющим на банковский сектор в целом  в 2010 году, стала продолжающаяся дискуссия  по «Реформе регулирования финансового  сектора». Многие зарубежные экономические  обозреватели констатируют, что общественное мнение продолжает рассматривать финансовый сектор как «очаг зла», породивший международный кризис. Общество желало бы видеть финансовый сектор обновленным, «выучившим уроки» кризиса.

Среди глобальных регуляторов (МВФ, Совет по финансовой стабильности, Базельский комитет, ФРС США и другими ведущими центральными банками) сложился определенный консенсус о принципах финансовой реформы.

В целом, необходимо, чтобы:

– регулирование  было расширено и охватывало все системно значимые финансовые институты;

– элементы макропруденциального регулирования дополнили действующий  надзор, который сосредоточен на индивидуальных инструментах и институтах;

– пруденциальные требования к собственному капиталу и ликвидности банков были усилены;

– был налажен  особый режим для разрешения проблем  крупных финансовых конгломератов, работающих во множественных юрисдикциях.

Ясно, что  Россия не останется в стороне  от этого процесса. Ей придется следовать  рекомендациям, выработанным мировым сообществом.

Мнения в  банковском сообществе разделились. Консерваторы полагают, что никаких серьезных  изменений не требуется и не надо ломать механизм надзора, который более-менее  сносно работает. Другие считают, что  обновление надзора требуется, однако оно должно обойти их стороной.

Рекомендации  МВФ могут быть трансформированы в российскую действительность следующим  образом:

1 . Создание  фонда поддержки банков, который  может быть сформирован за  счет отчислений банкиров. Он  косвенно будет нести и социальную функцию, сняв бремя спасения финансовых институтов с плеч налогоплательщиков. В месте с тем, можно не успеть до новых потрясений, когда новая организация накопит достаточный объем средств для спасения потенциальных банкротов. Так же создание подобной «подушки безопасности» может привести к росту «аппетита к риску».

2. Конечные  цели макроэкономической политики  прежние, инструменты – новые.  Предполагается перенести акцент  с классических мер денежно-кредитной  политики на финансовое регулирование и автоматические стабилизаторы налогово-бюджетной политики. В России контрциклическое финансовое регулирование (ограничение ресурсов в момент роста), находится на стадии обсуждения. Пороговые автоматические стабилизаторы у финансовых властей отсутствуют.

3. Центральным  банкам нужно повысить конечную  цель по инфляции с 2% до 4%. Аргументы  МВФ просты и ориентированы  на повышение операционной эффективности  денежно-кредитной политики. Чуть  большая инфляция оставляет пространство  для снижения процентной ставки в период кризиса. У нас особая природа инфляции и рекомендации могут остаться не применимы.

4. Наделить  центральный банк не только  полномочиями по денежно-кредитному  регулированию, но и макропруденциальному  регулированию (система динамических  инструментов обеспечения новой цели центробанков финансовой стабильности экономики.). Центральный банк, таким образом, сам сможет претендовать на роль мегарегулятора - органа, регулирующего отношения в определенных сферах деятельности, например финансовой. В настоящее время такой финансовый мегарегулятор существует в Великобритании, и его деятельность может послужить образцом для создания мегарегулятора во многих странах.

5. Центральным  банкам предложить следить одновременно  за несколькими целевыми ориентирами.  Прежде всего, это касается  смешанного таргетирования инфляции (комплекс мер, принимаемых государственными  органами власти в целях контроля  за уровнем инфляции в стране.), где кроме инфляции денежные власти заботит валютный курс. По общему признанию профессиональных экономистов, Банк России не сможет обойтись без управляемого валютного курса.

6. В спокойные  времена денежные власти должны  иметь право заливать «морем»  денег не только банки, но и финансовых посредников. Причем не только кредитованием, но и посредством нестандартных операций. В таком случае власти заменят собой рынок, если он дает сбои. В России необходимо оставлять беззалоговое кредитование рабочим инструментом Банка России. Эксперты полагают, что применять широкомасштабное вливание денег стоит только в трудные времена.

7. Правительства  должны придерживаться более  жестких стандартов «безопасного»  госдолга, чтобы, когда придет  час «X» и власти будут вынуждены наращивать помощь экономике за счет бюджетных денег, они сами не оказались в долговом кризисе. На фазе экономического подъема правительства должны не наращивать госрасходы или снижать налоги, а направлять дополнительные доходы на снижение объема государственного долга.

Система банковского  регулирования и надзора не допустила  развития кризиса, вместе с тем модернизацию в этой сфере целесообразно проводить  в двух направлениях:

1. содержательные новации, которые затрагивают экономическую природу регулирования;

2. организационно-управленческие, призванные повысить качество института регулирования.

Как отметил  глава РСПП (Российский союз промышленников и предпринимателей ) Александр Шохин  «полноценный интегрированный надзор за финансовым сектором предпочтительно осуществлять на базе Банка России, в качестве промежуточного решения можно рассматривать создание при Председателе правительства РФ Координационного совета, либо придать реальные координационные функции существующему Совету по финансовым рынкам при президенте РФ».

В процессе изучения статистических данных и по результатам  анализа и оценки динамики показателей  развития кредитного рынка России установлено, что не смотря на серьёзные кризисные  явления кредитный рынок сумел  выстоять и даже улучшить свои показатели по сравнению с докризисным периодом.

Важнейшей задачей, которую российской банковской системе  предстоит решать в ближайшие  годы, является работа над просроченными  кредитами.

На основании  проведённого исследования целесообразно  выявить проблемы и перспективы развития кредитного рынка в России. Детально этот вопрос будет проработан в следующей главе моей курсовой работы.

 

2.2. Проблемные вопросы  сущности, необходимости и возможности  кредита в различных формах  и видах

 

Когда наступил кризис ликвидности, и у банков не стало хватать наличности, правительство выделило крупные суммы на поддержание банков в кризис. Однако, было решено, что наличность будет распределяться через 3 банка: Сбербанк, Газпромбанк и ВТБ, параллельно этим банкам оказывалась финансовая поддержка, и по всему будет оказываться в будущем. Однако, оказалось, что доверия между банками больше нет и «старшие братья» не так уж и охотно кредитуют маленькие банки, а рынок межбанковского кредитования не работает.

В стране кризис и банки, которым удалось получил деньги не стали спешить с кредитованием  предприятий, которым именно сейчас нужны деньги. Вместо этого в преддверии девальвации рубля стали скупать наличные доллары, делая при этом больше и быстрее, чем на кредитовании. Стоит отметить, что этими действиями банки во время финансового кризиса поднимают спрос на доллар, тем самым усугубляют и без того шаткое положение рубля и подрывают усилия Центробанка по его поддержанию.

Осознав всю серьезность  ситуации, Правительство привлекает Агентство по Страхованию Вкладов (АСВ) для санации обанкротившихся  вследствие кризиса банков. Будут  введены специальные кураторы в  крупных банках, которые будут  следить за распределением государственных денег, а ЦБ получит беспрецедентные полномочия по контролю за банками во время финансового кризиса.

Во время кризиса  ликвидности банков, засветился и  Альфа-банк, который является крупнейшим частным банком, отделение банка посетил премьер-министр Путин, а после лично отчитал руководителя банка за высокие проценты по кредитам.

Можно сказать, что больше всего пострадали региональные банки  и кризис ударил по ним сильнее, чем  по банкам Москвы и банкам Санкт-Петербурга. Региональные банки предоставлены сами себе и до них государственные деньги практически не доходят.

Как отмечают многие эксперты, скорее всего нас ждет появление  нескольких крупных игроков на банковском рынке, число банков (брендов) сократиться. По сути, последствиями кризиса для банков может стать ситуация, в которой сильные (крупные, имеющие доступ к государственным деньгам, более расторопные, эффективные) банки станут сильнее и крупнее. Малых и средних банков станет меньше, столичные банки усилят позиции в регионах, а некоторые региональные банки разорятся. При оптимистичном сценарии развития событий кризис окажет оздоравливающее действие на банковскую систему в целом.

Согласно прогнозам, рынок потребительского кредитования будет по-прежнему демонстрировать стабильные темпы роста. Однако отечественные банки вынуждены тщательнее отбирать заемщиков и более консервативно подходить к предлагаемым кредитным продуктам.

В последние годы потребительское  кредитование в России развивалось поистине стремительными темпами, количество игроков на рынке росло в геометрической прогрессии и казалось бы, что ничто не сможет остановить этот рост, однако в недавнем времени ситуация начала меняться. Рост рынка заметно приостановился и некоторые аналитики даже прогнозируют в недалеком будущем отрицательную динамику развития. Подробно причины замедления темпов роста рынка кредитования представлены на рисунке 3.





 

 

 

 

 

Рисунок 3 - Причины замедления темпов роста рынка кредитования

Однако не только граждане замедляют рост сегмента потребительского кредитования, во многом это зависит и от самих банков, многие из которых для увеличения объема потребительских кредитов снижают требования при выдаче кредита, что ведет к росту так называемых "безнадежных кредитов", которые, по мнению аналитиков, являются реальной угрозой для банков. Потенциальный кризис потребительского кредитования может принести ряду банков большие финансовые проблемы и замедлить рост всего сегмента. Поскольку в России нет эффективной системы взыскания долгов (независимые коллекторские агентства слишком малы и не проходили испытание кризисом), рост объема невозвратных кредитов может стать общей проблемой банковской системы.

Таким образом, можно  сказать, что перспективы развития потребительского кредитования в России довольно неоднозначны .

Отталкиваться от данных, публикуемых Национальным банком, в  течение трех месяцев с начала 2010 года наибольший объем кредитов выдан:

- предприятиям торговли;

- предприятиям промышленности.

Несмотря на статистические данные, абсолютно не факт, что торговля является приоритетным направлением вложения средств банковских учреждений. Большие  объемы выданных кредитов скорее объясняются  реструктуризацией существующей задолженности, т.е. кредиты учитываются как новые при продлении договора с изменением суммы или процентной ставки.

Если говорить о рисках, связанных с вложением средств  в ту или иную сферу, то наиболее привлекательные в данном отношении  видами деятельности представлены на рис. 4 и рискованные сферы кредитования отображены в таблице 2

Рисунок 4 – Наиболее привлекательные виды деятельности для кредитования


кедит рынок



 



 

 

 

 

 

 

Таблица 2 – Наиболее проблемные сферы, с точки зрения возврата ресурсов

Сфера деятельности

Описание проблемы

Строительство

Низкий уровень спроса на объекты недвижимости в условиях кризиса и невысоким уровнем  финансовой надежности строительных предприятий.

Химическая промышленность

Крупные экспортно-ориентированные  предприятия химической промышленности из-за демпинговых действий других участников мирового рынка потеряли конкурентные преимущества, что повлекло за собой значительные убытки от основной деятельности.

Финансовое посредничество (в т. ч. операции с ценными бумагами, лизинг)

Предприятия, занимающиеся лизингом или операциями с ценными бумагами, в условиях кризиса получают существенные убытки из-за отсутствия спроса на услуги (лизинг) или ухудшения качества активов (операции с ЦБ).

Автомобилестроение

Предприятия, занимающиеся автомобилестроением, в условиях кризиса получают существенные убытки из-за отсутствия платежеспособного спроса на производимую продукцию.


 

 

В ходе кризиса, который, как известно, еще и возможность, стали появляться новые, порой экзотические рынки, ранее не существовавшие.

Хорошие перспективы сулят банкам «классические» банковские бизнесы — кредитование малого и среднего бизнеса и факторинг, оставаясь секторами с высокой маржой по прибыли, но при управляемых рисках. Низкомаржинальные- потребительское кредитование и ипотека, в аутсайдерах находятся автокредитование и лизинг. В заключение можно сказать, что наиболее значимыми стимулами для банков с точки зрения увеличения объемов кредитования являются:

- восстановление реального сектора экономики

- восстановление доверия  к банковскому сектору.

Восстановление реального  сектора позволит улучшить качество кредитного портфеля, восстановление доверия - привлекать более длинные (депозиты, зарубежные финансовые рынки, средства пенсионного и стабилизационного фондов) и дешевые ресурсы.

Итак, можно выделить следующие наиболее важные проблемы и перспективы развития кредитного рынка в России.

Проблема №1-ухудшение качества активов 

Решение проблемы - банкам нужно переждать это нелегкое время с большим объемом средств  в наличных деньгах и высоколиквидных активах. Другими словами им надо поменять текущую выгоду, упуская часть возможной прибыли, на сохранение своего существования в случае возникновения непредвиденных ситуаций .

Информация о работе Экономическая основа кредита