Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 20:31, курсовая работа
Курсовая работа состоит из двух глав. Первая рассматривает теоретические аспекты выбранной темы, а именно экономическую сущность инноваций, их классификацию, роль в развитии предприятия, а также основные виды источников финансирования инноваций. Вторая глава рассматривает современное состояние инновационной сферы в России, перспективы ее развития, проблемы, опираясь на рассмотрение опыта ведущих мировых стран, а также освещает ситуацию, сложившуюся в связи с отсутствием федерального нормативного документа, посвященного этой деятельности. 
Цель работы – рассмотрение сложившейся ситуации в сфере инноваций, а также трудности и пути их преодоления в сложившихся для российской экономики условиях.
Введение………………………………………………..…………………………3
1. Теоретические основы инновационной деятельности………………….......5
1.1. Виды инноваций, их экономическая сущность…………………………5
1.2. Роль инноваций в развитии предприятий……………………………...12
1.3. Необходимость системы финансирования инноваций и классификация его источников…………………………………………………………………...17
2. Организация инновационной деятельности………………………………..20
2.1. Зарубежный опыт инновационной деятельности………...…………...20
2.2. Государственное регулирование инноваций в РФ……….……………25
2.3. Проблемы инновационной деятельности предприятий в России, пути совершенствования………………………………………...……………………30
Заключение……………………………………………………………………….36
Список использованной литературы…………………………………………...37
Приложения……………………………………………………………………...38
      Рассмотрим 
организацию   
финансирования инноваций на государственном 
уровне. В связи с исторически сложившимися 
обстоятельствами, хроническим отставанием 
от передовых экономик и не совсем благоприятным 
инвестиционным климатом в России именно 
государство всегда играло, играет и, скорее 
всего, будет играть ведущую роль в инновационной 
деятельности в национальной экономике. 
Оно мотивирует и финансирует отечественную 
науку, а затем и промышленность заниматься 
исследованием и внедрением более эффективного 
оборудования и передовых технологий. 
При этом государство четко обозначает 
свои приоритеты посредством правовых 
актов, финансирует отрасли промышленности 
и экономики в целом, которые наиболее 
его интересуют и способны принести стране 
экономические выгоды.
Однако, несмотря на выше перечисленные объективные обстоятельства,
инновационная 
практика в России затруднена отсутствием 
федерального закона, посвященного данной 
тематике. Лишь в 2010 году законотворцы  
(депутаты Государственной Думы И.Д.Грачев, 
Н.В.Левичев, 
О.Г.Дмитриева)12 озаботились данной 
проблемой на фоне создания инновационного 
центра Сколоково, для которого, кстати, 
уже существует отдельный документ (ФЗ 
«Об инновационном центре Сколково»  
№ 244-ФЗ от 28.09.2010). 
По мнению авторов проекта документа, этот закон установит основные принципы государственного регулирования инновационной деятельности на разных уровнях власти, а также различные формы поддержки. В частности, поддержка инновационной деятельности в случае принятия госорганами соответствующего решения может оказываться за счет средств федерального, региональных или местных бюджетов и включать в себя финансово-кредитную, имущественную, техническую, консультационную, информационную поддержку, поддержку внешнеэкономической деятельности, участия в выставках и ярмарках и т.д. При этом все убытки, причиненные субъектам инновационной деятельности в результате незаконных действий (бездействия) госорганов, в том числе принятия не соответствующих федеральным законам нормативных актов, подлежат возмещению из соответствующих бюджетов.13
Согласно данному законопроекту «Об инновационной деятельности» 14субъектов инновационной деятельности планируется наделить практически полной свободой в данной сфере. Они могут определять направления, виды, предметы и объекты инновационной деятельности и по своему усмотрению привлекать на договорной (контрактной) основе юридических и физических лиц, необходимых для осуществления инновационной деятельности.
Инновационная деятельность на территории РФ должна осуществляться на основе письменных договорных документов:
- договоров о передаче достижений и результатов научной и (или) научно-технической деятельности в производственное освоение,
- договоров 
подряда на выполнение проектных и изыскательских 
работ строительного подряда и договоров 
на выполнение научно-исследовательских, 
опытно-конструкторских и технологических 
работ, необходимых для осуществления 
инновационной программы, инновационного 
проекта; 
- договоров по оказанию услуг для осуществления 
инновационной деятельности, а также на 
страхование инновационных рисков при 
реализации проектов; 
- договоров (контрактов) с инвесторами, 
определяющих порядок и формы финансирования 
инновационных программ и проектов, расчетов 
и приемки результатов реализации проектов 
и др.
При этом результаты инновационной деятельности являются долевой собственностью субъектов инновационной деятельности, принимавших непосредственное участие в ее осуществлении, если иное не оговорено в договоре (контракте).
     Что 
касается полномочий в данной сфере 
государственных органов 
     В 
законопроекте оговариваются 
- создание 
экономических, правовых и организационных 
условий для инновационной деятельности, 
обеспечивающей рост конкурентоспособности 
отечественной продукции, повышения благосостояния 
населения; 
укрепление обороноспособности и обеспечение 
безопасности Российской Федерации; 
- развитие и расширение международного 
сотрудничества Российской Федерации 
в интересах дальнейшей интеграции Российской 
Федерации в систему мировых хозяйственных 
связей и обеспечения международной безопасности; 
- поддержка и развитие научно-технического 
потенциала страны; 
- совершенствование и модернизация техники 
и технологий; 
создание системы лизинга новой техники 
как одной из основ обновления техники 
и технологии; 
создание благоприятных экономических 
условий российским и иностранным банкам 
для вложения средств в приобретение техники 
в целях последующей ее передачи в лизинг; 
создание новых рабочих мест.
Вполне предсказуемо, что государственную поддержку получат лишь те предприятия и НИИ, которые непосредственно связаны с научными разработками и попадут в государственный реестр, который оно составляет самостоятельно на основе экспертизы. При этом в отношении их финансирования будут применены следующие методы: планирование, прогнозирование, составление инновационных программ и всесторонний экономический анализ.
     Законопроект 
наделяет органы власти в области 
координации инновационной 
Документ также приводит формы государственной поддержки инноваций. Она будет осуществляться путем
- проведения 
бюджетной политики, обеспечивающей финансирование 
инновационной деятельности; 
- предоставления дотаций, льготных кредитов, 
гарантий российским и иностранным инвесторам, 
принимающим участие в финансировании 
фундаментальных и прикладных научно-исследовательских 
и опытно-конструкторских работ и внедрение 
их результатов; 
- проведения налоговой политики и политики 
ценообразования, обеспечивающих создание 
рентабельных производств наукоемкой 
конкурентоспособной продукции; 
- предоставления финансовой поддержки 
и налоговых льгот российским предприятиям, 
приобретающим и эксплуатирующим российскую 
новую технику, в том числе на лизинговой 
основе. 
Предусмотрено также создание Федерального 
фонда производственных инноваций, куда 
будет отчисляться 1,5% государственных 
централизованных капитальных вложений.
     В 
целях технологической 
Помимо бюджетного финансирования законопроект также оговаривает и другие источники финансирования инноваций: собственные средства предприятий (нераспределенная прибыль, амортизационные отчисления), инвесторы.
Что интересно, инновационные проекты должны будут страховаться в соответствии со ст. 25: «Предприятиям и организациям, осуществляющим инновационную деятельность, в целях перераспределения финансовых рисков и привлечения дополнительных средств на реализацию инновационных программ, проектов и мероприятий разрешается создавать страховые фонды с отчислением на указанные цели средств, включаемых в себестоимость продукции в пределах 1 процента объема реализуемой продукции. Малым предприятиям в сфере инновационного предпринимательства размер отчислений на формирование страховых фондов может устанавливаться до 3 процентов объема реализуемой продукции».
Также в законопроекте обозначается благоприятное отношение к международному сотрудничеству в данной сфере.
     Таким 
образом, опираясь на данный законопроект, 
можно увидеть, что перспективы после 
принятия довольно неплохие: это и сотрудничество 
государства с бизнесом, НИИ и льготы, 
и дотации, однако проблем, тем не менее, 
хватает.  
2.3. Проблемы инновационной деятельности предприятий в России, пути совершенствования
Массу дискуссий вызвал законопроект об инновациях. С точки зрения обывателя его содержание полезно, полно, в то время как по мнению специалистов, его подписание Президентом не сможет внести каких-либо улучшений в отечественную инновационную систему.
Андрей Кузнецов, генеральный директор медиахолдинга "ОПОРА - Кредит", считает, что это очередной пустой закон, пустая трата времени, денег налогоплательщиков и килограммов бумаги. "Закон не создает никакой новизны, никаких конкретных механизмов поддержки инноваций, а лишь описывает общеизвестные понятия, которые уже набили всем оскомину, - говорит эксперт. - Масса принятых законодательных актов на региональных уровнях уже пылится на полках. Последний, недействующий пример из этой серии - это закон о малых предприятиях при вузах и НИИ, принятый в 2009 году. Почему все это не действует? Потому что законы пишутся не для того, чтобы их исполнять, а для того, чтобы отчитаться перед начальством".
     На 
самом деле, по мнению Андрея Кузнецова, 
никакие инновации в 
     Но 
таких, по мнению Кузнецова, единицы, и 
им также не нужен никакой закон, 
потому что менеджеры таких компаний 
- профессионалы высочайшего 
Данной позиции придерживаются не все. Ольга Ускова, президент НАИРИТ, считает, что принятие закона "Об основах инновационной деятельности в Российской Федерации" является достаточно важным событием для развития российского инновационного сектора, учитывая, что именно государство является основным инвестором и менеджером ведущих инновационных проектов в стране. "Работа государственных организаций прежде всего регулируется законами, и было достаточно много случаев, когда отсутствие должного законодательного обеспечения сдерживало принятие ряда необходимых инициатив в инновационной сфере, - отметила эксперт. - С принятием данного закона эта проблема будет решена".
     Закон, 
по словам Усковой, создает четкую систему 
правового регулирования 
     "Принятие 
данного законопроекта 
Помимо законодательной основы инновационной деятельности существует еще множество проблем, связанных с налоговым регулированием и льготами, как это преподносится. Однако при подробном рассмотрении западного опыта выясняется, что в ведущих странах никаких льгот никогда и не существовало. «Как раз страны, в которых льготы не применялись никогда, имеют очень большой процент по этому показателю [расход ВВП на инновации]. Около четырёх процентов в Израиле. Также хороший уровень этого показателя в Бельгии, который, скорее всего, не зависит от льгот. Компании инвестируют в развитие инноваций именно в Бельгии, потому что там предусмотрен очень хороший режим защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности. Для компаний важна, скорее, бизнес-цель, а не желание сэкономить на налогах», – прокомментировала ведущий консультант Департамента консультирования по налогообложению и праву «Делойт и Туш СНГ» Анна Рыбалко.
Информация о работе Инновационная деятельность и источники ее финансирования