Характеристика элементов налога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 07:00, контрольная работа

Описание

Большую роль в структуре рыночных отношений и в механизме их регулирования со стороны государства играют налоги. Они неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно важный инструмент реализации государственной политики. Вот почему важно хорошо знать природу налогов, глубоко разбираться в особенностях их действия, видеть способы наиболее полного их использования в интересах государства, отдельных регионов и муниципальных образований, субъектов хозяйствования и всех членов общества.
Налоговая система Российской Федерации состоит из трех уровней: федеральные налоги и сборы, региональные и местные налоги.
В настоящее время особая роль отводится региональным и местным налогам как основным источникам формирования доходной части бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Необходимость укрепления финансовой базы регионов и муниципальных образований, усиливающееся влияние обязательных платежей на финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщиков, необходимость определения равновесия фискальной и регулирующей функций налогов в ходе проводимой экономической реформы обуславливают углубление знаний студентов в области установления, исчисления и уплаты региональных и местных налогов.
Данная тема актуальна тем, что для того, чтобы налоги можно было взыскать, закон должен содержать некоторый набор информации, который сделает налог определенным, такой информации, которая позволяет установить лицо, обязанное уплачивать налоги, условия возникновения этой обязанности, размер налогового обязательства, порядок его исполнения и т.д. Эта информация называется элементами закона о налоге. Конкретное содержание элементов определяет своеобразие каждого отдельно взятого налога. Элементы налога прописаны в Налоговом Кодексе РФ, в статье 17. Элементы налога отражают социально-экономическую сущность налога, его родовые признаки. Характеристика элементов налога используется в законодательных актах и нормативных документах государства, определяющих условия налогообложения, его организации, порядок исчисления и взимания налогов, его администрирование. А также тем, что к элементам налогообложения, помимо объекта налогообложения, налоговой базы, налогового периода, сроков и порядка уплаты налога, порядка исчисления налога, относится налоговая ставка. А в настоящее время является дискуссионным вопрос о снижении ставок по налогу на добавленную стоимость.

Содержание

Введение 2

Налог как экономико-правовая категория. 3
Характеристика элементов налога, их практическая значимость. 5
Специальные понятия и термины, используемые в налоговом законодательстве. 7

Заключение 16

Библиографический список 17

Работа состоит из  1 файл

Налоги и налогообложение.doc

— 125.50 Кб (Скачать документ)

   СОДЕРЖАНИЕ

 
   Введение         2
                   
   1

Налог как  экономико-правовая  категория.

        3
   2 Характеристика  элементов налога, их практическая значимость.         5
   3 Специальные понятия  и термины, используемые в налоговом  законодательстве.         7
                   
   Заключение         16
                   
   Библиографический список         17
                   
 

 

    Введение 

   Большую роль в  структуре  рыночных  отношений  и  в  механизме  их регулирования  со  стороны  государства  играют  налоги. Они неотъемлемая часть  рыночных  отношений  и  одновременно  важный инструмент реализации  государственной политики. Вот почему  важно хорошо  знать природу налогов, глубоко разбираться в особенностях их  действия, видеть способы наиболее  полного их использования в интересах государства, отдельных регионов и муниципальных образований, субъектов хозяйствования и всех  членов общества.

   Налоговая система Российской Федерации состоит  из  трех уровней: федеральные налоги и сборы, региональные и местные  налоги.

   В настоящее  время особая роль отводится региональным и местным налогам как основным источникам формирования доходной части бюджетов субъектов Российской  Федерации  и муниципальных образований. Необходимость укрепления финансовой базы регионов и муниципальных образований, усиливающееся влияние обязательных платежей на финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщиков, необходимость определения равновесия фискальной и регулирующей функций налогов в ходе проводимой экономической реформы обуславливают углубление знаний студентов в области установления, исчисления и уплаты региональных и местных налогов.

   Данная  тема актуальна тем, что для того, чтобы налоги можно было взыскать, закон должен содержать некоторый  набор информации, который сделает  налог определенным, такой информации, которая позволяет установить лицо, обязанное уплачивать налоги, условия возникновения этой обязанности, размер налогового обязательства, порядок его исполнения и т.д. Эта информация называется элементами закона о налоге. Конкретное содержание элементов определяет своеобразие каждого отдельно взятого налога. Элементы налога прописаны в Налоговом Кодексе РФ, в статье 17. Элементы налога отражают социально-экономическую сущность налога, его родовые признаки. Характеристика элементов налога используется в законодательных актах и нормативных документах государства, определяющих условия налогообложения, его организации, порядок исчисления и взимания налогов, его администрирование. А также тем, что к элементам налогообложения, помимо объекта налогообложения, налоговой базы, налогового периода, сроков и порядка уплаты налога, порядка исчисления налога, относится налоговая ставка. А в настоящее время является дискуссионным вопрос о снижении ставок по налогу на добавленную стоимость.

 

    1. Налог как экономико-правовая  категория.

   В ст.8 НК РФ дано следующее определение  налога: это обязательный индивидуально – безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

   Система налогов и сборов это совокупность налогов и сборов, установленных на основе единых методов и принципах исчисления.

   Законодательство  Российской Федерации о налогах  и сборах состоит из Налогового кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

   Законодательство  субъектов Российской Федерации о налогах состоит из законов и иных нормативных правовых актов о налогах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с Налоговым кодексом.

   Нормативные правовые акты органов муниципальных  образований о местных налогах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с Налоговым кодексом.

   Муниципальными  образованиями признаются городские, сельские поселения, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть  поселения или территория, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы.

   К федеральным налогам и сборам относятся:

   - налог  на добавленную стоимость;

   - акцизы;

         - налог на доходы физических  лиц;

         - единый социальный налог;

   - налог  на прибыль организаций;

   - налог  на добычу полезных ископаемых;

   - водный  налог;

   - сборы  за пользование объектами животного  мира и за пользование объектами  водных биологических ресурсов;

   - государственная  пошлина.

   Региональными признаются налоги, устанавливаемые НК РФ и законами субъектов РФ о налогах, вводимые в действие в соответствии с НК РФ и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ.

   К региональным налогам относятся:

   - налог  на имущество организаций;

   - налог на игорный бизнес;

   - транспортный  налог.

   Местными признаются налоги, устанавливаемые НК РФ  и нормативно-правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах, вводимые в действие в соответствии с НК РФ и нормативно-правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

   К местным  налогам относятся:

   - земельный  налог;

   - налог  на имущество физических лиц.

   В НК РФ определены специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности  по уплате отдельных налогов и сборов.

    К  специальным налоговым режимам относятся:

   -система  налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

   - упрощенная  система налогообложения;

   - система  налогообложения в виде единого  налога на вмененный доход  для отдельных видов деятельности;

   - система  налогообложения при выполнении  соглашений о разделе продукции.

   Современная бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов следующих уровней:

   - федеральный  бюджет и бюджеты государственных  внебюджетных фондов;

   -бюджеты  субъектов Российской Федерации  и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

   - местные  бюджеты, в том числе:

   а) бюджеты  муниципальных районов,

   б) бюджеты  городских округов,

   в) бюджеты  внутригородских муниципальных  образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга,

   г) бюджеты  городских и сельских поселений.

   Для того чтобы налог (сбор)  считался установленным, необходимо определить налогоплательщиков (плательщиков сбора) и элементы налогообложения, а именно:

   - объект  налогообложения;

   - налоговая  база;

   - налоговый  период;

   - налоговая ставка;

   - порядок  исчисления налога;

   - порядок  и сроки уплаты налога.

   В необходимых  случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. 

   2. Характеристика элементов налога, их практическая значимость.

   Элементы  налогообложения представляют собой  набор параметров, необходимых и  достаточных для исчисления и  уплаты налога. Для признания налога законно установленным недостаточно лишь формально указать его в законе, необходимо исчерпывающе определить в законе все элементы налогообложения. Нечеткое определение того или иного элемента налогообложения порождает неоднозначное толкование налогово-правовых норм, судебные споры, лишает добросовестного налогоплательщика возможности надлежаще выполнить налоговую обязанность.

   По  мнению КС РФ, установить налог или  сбор – не значит только дать ему  название, необходимо определение в  законе существенных элементов налоговых  обязательств; одно лишь перечисление налогов и сборов в федеральных законах нельзя рассматривать как их установление, поскольку эти законы не содержат существенных элементов налоговых обязательств; федеральный законодатель при установлении налога связан требованиями полного, четкого и непротиворечивого определения правового содержания каждого из элементов устанавливаемого налога, чтобы исключить двойственность их толкования в правоприменительной практике и не допустить основанных на неопределенности налогового регулирования возможных способов уклонения от уплаты налогов.

   Субъект обложения. Юридические и физические лица, которые обязаны в соответствии с законом уплачивать налоги.

   Объект  налогообложения. К нему относятся операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, иные экономические основания, с наличием которых у налогоплательщика возникает обязанность по уплате налога. Под имуществом понимаются виды объектов гражданских прав, относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Товаром считается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. Работой признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы. Услугой признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности. Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения.

   Налоговая база. Она представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения.

   Единица налогообложения. Единица, которая кладется в основу измерения налога.

   Источник  налога. Ресурс, используемый для уплаты налога. Иногда источник налога совпадает с объектом. 

   Норма   налогообложения. Доля   дохода,   взимаемая   через   налоги   с налогооблагаемых объектов.

   Налоговая ставка. Это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

   Виды  налоговых ставок:

  •    твердая;
  •    пропорциональная;
  •    прогрессивная;
  •    регрессивная.

   Налоговые санкции. Увеличение налогового бремени при установлении факта нарушения налогового законодательства.

   Налоговые каникулы. Представляют собой, в соответствии с действующим законодательством, определенный срок, в течение которого налогоплательщик освобождается от уплаты того или иного налога. Налоговые каникулы являются частью налоговой политики, входящей в общеэкономическую стратегию правительства, и используется для стимулирования развития конкретного предприятия, компании или их групп,  отдельной отрасли, региона, научно-технического прогресса, выступая, как форма государственного кредитования, государственной поддержки конкретного налогоплательщика. По истечении срока налоговых каникул уплата налогов возобновляется.

Информация о работе Характеристика элементов налога