Формирование эффективной инфраструктуры финансового рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 13:35, реферат

Описание

Воздействие на инвестиционную активность банков. Пересмотр прежней системы регулирования в соответствии с заявленными приоритетами экономической политики предполагает изменение форм и методов воздействия на банковский сектор, реструктурирование банковской системы с учетом задач реализации инвестиционных функций банков в экономике.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 69.50 Кб (Скачать документ)

Формирование  эффективной инфраструктуры финансового  рынка. Воздействие на инвестиционную активность банков. Пересмотр прежней  системы регулирования в соответствии с заявленными приоритетами экономической  политики предполагает изменение форм и методов воздействия на банковский сектор, реструктурирование банковской системы с учетом задач реализации инвестиционных функций банков в экономике. Реструктурированная банковская система должна отвечать требованиям высокой надежности, управляемости и инвестиционной направленности, гарантировать необходимый уровень предложения кредитных ресурсов по доступным для производственной сферы процентным ставкам. Однако для того чтобы банковская система могла обеспечить приток инвестиций в развитие производства, необходимо создание соответствующих макроэкономических условий.

Важное значение в повышении инвестиционной активности банковской системы имеет создание системы стимулирования и страхования  инвестиций. Одним из условий предоставления банками долгосрочных займов на инвестиционные проекты при высоких кредитных и инвестиционных рисках производственной сферы является наличие государственных гарантий.

К числу мер, способствующих возрастанию производственных инвестиций коммерческих банков, можно  также отнести снижение нормативов резервных отчислений и льготное налогообложение. Известно, что в настоящее время резервная политика Банка России предусматривает усреднение нормативов обязательных резервных отчислений. Между тем в интересах экономики следовало бы установить механизм, дифференцирующий величину резервных отчислений от привлеченных средств в зависимости от направления использования активов банка. При этом меньшее значение должно соответствовать использованию средств для производственного инвестирования, большее - применяться при вложении средств в валютные активы. Это способствовало бы более эффективному регулированию структуры денежной массы путем сокращения возможностей направления средств на рынки, характеризующиеся высоким инфляционным эффектом, вытеснению иностранной валюты из денежного обращения, стимулированию финансирования реальных проектов путем переориентации денежной массы со спекулятивных операций в производство.

Среди возможностей использования льготного налогообложения  для стимулирования инвестиционной активности коммерческих банков могут быть рассмотрены такие методы, как снижение налогооблагаемой базы на сумму инвестиционных активов, применение льготного налогообложения прибыли банков при условии выдачи долгосрочных кредитов по низким процентным ставкам, предоставление льгот по налогу на прибыль, возмещающее потери банков от выделения инвестиционных кредитных ресурсов.

Оптимальным подходом к решению проблемы повышения  экономической заинтересованности банков в осуществлении инвестиционной деятельности с помощью льготного налогообложения является тот, который предполагает, с одной стороны, невысокие потери для бюджета, а с другой - стимулирует коммерческие банки направлять ресурсы в производственный сектор, а не в иные сферы деятельности, по доступным для производства процентным ставкам. Такой подход может достигаться путем компенсации потерь банков от выделения низкодоходных для них кредитов за счет предоставления налоговых льгот. При этом данные стимулирующие меры могут осуществляться как на федеральном, так и на региональном уровне - в виде предоставления льгот по ставкам налогов, зачисляемых в региональные или местные бюджеты в пределах полномочий соответствующих органов.

Возможности повышения  инвестиционной активности коммерческих банков во многом обусловлены состоянием их ресурсной базы. Кризисные события 1997-1998 гг. существенно подорвали устойчивость российской банковской системы и вызвали обострение проблем формирования ее ресурсов. В данной ситуации резко возросла необходимость создания условий, позволяющих обеспечить устойчивость банковского сектора и в то же время привлечение сбережений широких слоев частных вкладчиков.

Одним из таких  условий выступает организация  системы защиты частных вкладов, введение которой способствует укреплению доверия населения к государству и банковскому сектору.

Создание системы  гарантирования депозитов. Мировой  опыт показывает, что введение системы  гарантирования депозитов является необходимой составляющей комплекса  мер, направленных на масштабную мобилизацию  сбережений населения.

Создание системы  гарантирования депозитов является фактором существенного потенциального увеличения ликвидности как отдельных  кредитных институтов, так и в  целом кредитной системы, надежным средством против внезапного массированного оттока вкладов из банков. Отток частных вкладов, являющихся нередко значительной частью банковских ресурсов, может привести к банкротству даже устойчивых банков, не говоря о кредитных организациях, которые испытывают серьезные финансовые затруднения при неблагоприятной экономической ситуации.

Одна из первых систем страхования вкладов была создана в США в 1933-1934 гг. как  результат поиска дополнительных стабилизаторов рыночного хозяйства и усиления его социальной ориентации в условиях преодоления глобального экономического кризиса. В последние десятилетия утверждение системы социально ориентированного рыночного хозяйства, а также стремление найти адекватное решение проблемы страхования постоянно растущих в условиях глобализации экономических отношений банковских рисков приведи к возникновению систем гарантирования частных вкладов во многих странах Европы и Америки. В настоящее время системы страхования депозитов существуют во всех странах ОЭСР, а также в ряде развивающихся стран (Аргентине, Колумбии и др.).

Организационная структура и функции институтов системы страхования депозитов в этих странах характеризуются существенными отличиями. В Великобритании, Канаде и США данные институты представлены государственными независимыми корпорациями, во Франции, Швейцарии - частными банковскими союзами. В Австрии, Великобритании и Нидерландах практикуется выплата частных вкладов в случае банкротства кредитной организации, в Германии - выплата вкладов и санация кредитных институтов, в Канаде - выплата вкладов, управление имуществом банка, кредитование и выдача гарантий.

Ресурсы институтов системы гарантирования депозитов  формируются за счет взносов кредитных  организаций, кредитов национальных банков и международных финансовых организаций. Взносы кредитных организаций, как  правило, включают вступительный и регулярные взносы. При этом величина последних определяется в зависимости от объемов привлеченных средств и колеблется обычно в пределах 0,03-0,3% от суммы обязательств.

Следует отметить, что в России уже существует определенный задел по гарантированию вкладов. Доминирующая доля частных депозитов (в настоящее время около 85% от совокупного объема вкладов банковской системы) приходится на Сберегательный банк РФ. В соответствии со ст. 36 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" на Сбербанк распространяются государственные гарантии по вкладам. Поэтому речь идет в основном об оставшихся 14-15% суммы частных вкладов, приходящихся на другие коммерческие банки. Вместе с тем следует более четко определить гарантии государства по вкладам в Сбербанке РФ путем принятия нового закона или дополнения к уже существующим.

В законопроекте "О гарантировании вкладов граждан  в банках" предусматриваются обязательный порядок внесения вступительного (0,5% от собственных средств банка) и  календарных взносов (до 1% от средней хронологической ежедневных балансовых остатков вкладов за календарный год) для банков, осуществляющих привлечение средств физических лиц во вклады; частичное покрытие вкладов на основе прогрессивной шкалы. Однако, учитывая различную степень устойчивости коммерческих банков, при определении величины регулярных взносов целесообразно было бы исходить из принципа установления взаимосвязи между данной величиной и показателями финансового состояния банка.

В этом плане  может быть использован опыт Финляндии, где регулярные взносы состоят из фиксированной части (0,05%) от размера застрахованных вкладов и части, которая зависит от показателя достаточности капитала: чем ниже капитальная позиция банка, тем выше вторая часть взноса (верхний предел составляет 0,25%). Данный подход стимулирует кредитные организации к увеличению собственных средств и уменьшению рисков, что является весьма актуальным в российских условиях.

Эффективность функционирования системы гарантирования депозитов зависит от многих факторов, одним из которых является тесная координация работы институтов по страхованию вкладов со специализированными институтами надзора, реструктуризации банковской системы, внешнего и внутреннего аудита. Такая координация позволяет поддерживать стабильность кредитной системы и отдельных кредитных организаций путем мониторинга состояния и управления всеми стадиями развития банка.

Создание в  России системы гарантирования вкладов  при осуществлении мер по реструктуризации банковской системы и повышению качества надзора, способствуя динамичному развитию банковского сектора, расширению его ресурсной базы, означает одновременно расширение потенциальных возможностей роста инвестиционной активности кредитных институтов. Введение системы, обеспечивающей предоставление твердых гарантий от возможных рисков, позволило бы шире вовлечь в инвестиционный процесс средства населения.

Активное содействие государства формированию механизмов трансформации сбережений в производственные инвестиции должно осуществляться по ряду направлений, предполагающих как повышение привлекательности размещения сбережений в функционирующие финансово-кредитные институты, так и развитие новых институтов. Это требует активных мер государственной политики по формированию инфраструктуры финансового рынка, развитию сети небанковских финансово-кредитных институтов, способных мобилизовать долгосрочные финансовые ресурсы (системы негосударственного пенсионного обеспечения, страховых компаний, паевых инвестиционных фондов, ипотечных институтов и т.д.), повышение эффективности банковской системы по аккумуляции сбережений и инвестированию.

Таким образом, государственная политика должна быть направлена, с одной стороны, на создание равных условий для вложений в  различные секторы экономики, обеспечение государственной поддержки и гарантий частных инвестиций, а с другой стороны, на повышение доверия частных инвесторов к обязательствам государства, институтам фондового рынка, банковским структурам. Для предложения конкурентоспособных реальных ставок по банковским депозитам должны не только укрепляться надежность и стабильность финансовых институтов, повышаться стандарты их экономической работы, но и снизиться риски в экономике, появиться новые инвестиционные проекты, возрасти экономическая отдача от инвестиций.

Активная промышленная и структурная политика. Задачи обеспечения  экономического роста и инвестиционного  подъема помимо решения проблем  инвестиционно-финансовых ресурсов предполагают воплощение последних в технологиях  и производствах, повышающих конкурентоспособность национального хозяйства. Для этого необходимы меры по созданию на макро- и микроэкономическом уровне условий, способствующих восстановлению производственного потенциала, реструктуризации производства, устранению причин возрастания неплатежей, обеспечению эффективных механизмов рыночной конкуренции, оздоровлению институтов антимонопольного регулирования и банкротства.

Реструктурирование  производства направлено на оздоровление производственного потенциала, обеспечение снижения трансакционных издержек, повышение эффективности менеджмента, усиление интеграции промышленного и финансового капитала. Важнейшей задачей реструктурирования является повышение инвестиционной привлекательности предприятий. Для этого необходимо создать систему, обеспечивающую открытость, доступность и достоверность информации о состоянии предприятий для потенциальных инвесторов (агентства, кредитные бюро и т.д.), повышение защиты прав собственности акционеров и других владельцев предприятий, улучшение качества работы и ответственности менеджеров высшего звена, организацию отношений собственности и управления, устанавливающую четкую зависимость между доходами менеджера и получаемой предприятием прибылью.

Реструктуризация также предполагает выделение и поддержку конкурентоспособных производств и активизацию банкротства неплатежеспособных предприятий. Движение инвестиционно-финансовых ресурсов, направляемых на реструктурирование предприятий, должно осуществляться через систему банков развития и сосредоточиваться на специальных инвестиционных счетах.

Другая сторона  этой проблемы связана с необходимостью повышения низкой в настоящее  время способности восприятия производственного  сектора к инвестициям. Отсутствие перспективных прогнозов развития на многих российских предприятиях, недостаточность эффективных инвестиционных проектов, низкая степень проработанности имеющихся инвестиционных проектов препятствуют вложениям капитала и инвестиционному оживлению. Это обусловливает необходимость решения перечисленных выше задач в рамках проведения политики на микроэкономическом уровне, включая задачу формирования необходимых институциональных предпосылок.

Ключевым направлением реструктурирования реального сектора  является создание условий для становления крупных корпоративных структур, интеграции научно-технического, производственного, финансового и торгового капитала, стимулирования процессов организации финансово-промышленных групп. Крупные корпорации способны выступить стратегическими партнерами государства в проведении реформ, взять на себя функции организации деятельности и обеспечения инвестиционного процесса в важнейших народно-хозяйственных сферах, используя как рыночные, так и (в рамках корпоративного оборота) планово-распределительные методы.

Создание и  функционирование финансово-промышленных групп (ФПГ) опирается на два экономических  фактора: с одной стороны, это  содействие росту эффективности  производства, с другой - повышение  уровня конкуренции на национальном и региональных рынках. ФПГ должны противодействовать спаду экономики, стабилизируя межхозяйственные связи и формируя внутреннюю конкурентную среду; ослаблять неплатежи; поддерживать малый и средний бизнес, включая его представителей в круг своих партнеров; усиливать регулируемость национальной экономики, снижать риски для инвесторов.

Информация о работе Формирование эффективной инфраструктуры финансового рынка