Формирование банковской системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 19:15, реферат

Описание

Банки - весьма древнее экономическое изобретение. Они возникли в глубокой древности как фирмы, специализирующиеся на оказании особого рода услуг: хранении сбережений и предоставлении кредитов. Со временем банки освоили также деятельность, связанную с организацией расчетов за покупаемые и продаваемые товары внутри страны и на мировом рынке. Это позволило ускорить платежи и повысить их надежность, что оказало поло-жительное влияние на развитие торговли и мировой экономики в целом.

Содержание

1. Ведение ……………………………………………………………………. 3
2. Понятие и история возникновения банковской системы в России …… 4-7
3. Принципы банковской системы РФ …………………………………….. 8-13
4. Состояние и проблемы развития российской банковской системы ….. 14-17
5. Заключение ……………………………………………………………….. 18
6. Список использованной литературы ……………………………………. 19

Работа состоит из  1 файл

1ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.doc

— 104.50 Кб (Скачать документ)

     Наряду  с Банком России регулирование деятельности банков как юридических лиц осуществляют и другие государственные органы. Так, взаимодействие банков на рынке банковских услуг, развитие конкуренции между ними является объектом регулирования со стороны Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Работа банков на рынке ценных бумаг регулируется и контролируется Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг. Кроме того, банки как налогоплательщики попадают под регулирующее воздействие Министерства финансов РФ и Министерства РФ по налогам и сборам, а как агенты валютного контроля они взаимодействуют с Государственным таможенным комитетом РФ и Министерством внешнеэкономических связей РФ. Однако все эти ведомства в большинстве своем не устанавливают для банков особых норм и требований, а регулируют их деятельность в общем порядке так же, как и любых других юридических лиц.

     Принцип универсальности  российских банков означает, что все действующие на территории РФ банки обладают универсальными функциональными возможностями, иными словами, имеют право осуществлять все предусмотренные законодательством и банковскими лицензиями операции — краткосрочные коммерческие и долгосрочные инвестиционные. В законодательстве не отражена специализация банков по видам их операций.

     Принцип коммерческой направленности банков второго уровня выражается в том, что согласно законодательству основной целью деятельности банков и кредитных организаций в РФ является получение прибыли. Современная банковская система России включает в себя Банк России, кредитные организации, филиалы и представительства иностранных банков. Следует еще раз обратить внимание на то, что законодательство узко трактует понятие кредитной организации, понимая под ней юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального Банка РФ имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные законодательством. Все кредитные организации, имеющие лицензию Банка России, включаются в состав банковской системы РФ. При этом по Закону «О банках и банковской деятельности» в РФ возможно создание кредитных организаций двух видов: банки и небанковские кредитные организации. В свою очередь последние могут быть трех типов: расчетные, депозитно-кредитные и небанковские кредитные организации инкассации. Таким образом, в настоящее время в РФ существуют практически две группы кредитных организаций: входящие в банковскую систему, которые, исходя из содержания их деятельности, можно назвать банками с ограниченным кругом операций, и не включенные в состав банковской системы (кредитные кооперативы, кредитные союзы, ломбарды, факторинговые, лизинговые фирмы и т.п.). Вторую группу кредитных организаций иногда называют парабанковскими (похожими на банковские).

     Банк, согласно российскому законодательству, — это кредитная организация, которая имеет исключительное право в совокупности осуществлять следующие банковские операции:

     • привлекать во вклады денежные средства физических и юридических лиц;

     • размещать эти средства от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности;

     • открывать и вести банковские счета физических и юридических лиц.

     Банковские  группы. Особенность современной банковской системы России заключается в преобладании в ней мелких и средних банков, в то время как в основных отраслях национальной экономики по-прежнему господствуют крупные предприятия, требующие больших объемов внешнего финансирования. Одним из возможных путей преодоления противоречия между структурами банковской системы и реального сектора экономики является создание банковских групп и банковских холдингов, что предусмотрено действующим законодательством.

     Банковская  группаэто не являющееся юридическим лицом объединение кредитных организаций, в котором одна (головная) из них оказывает прямо или косвенно (через третье лицо) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления других кредитных организаций.

     Банковский  холдинг это не являющееся юридическим лицом объединение юридических лиц с участием кредитных организаций, в котором юридическое лицо (головная организация банковского холдинга), не представляющее кредитную организацию, имеет возможность оказывать прямо или косвенно (через третье лицо) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления кредитных организаций.

     О создании банковских групп и банковских холдингов их головные организации обязаны уведомить Банк России. Поскольку согласно действующему законодательству кредитным организациям запрещено заключать соглашения и совершать согласованные действия, направленные на монополизацию рынка банковских услуг и ограничение конкуренции в банковском деле, то приобретение акций (долей) кредитных организаций, а также заключение соглашений, предусматривающих осуществление контроля за их деятельностью, не должно противоречить антимонопольным правилам. Банк России следит за соблюдением последних совместно с Министерством РФ по антимонопольной политике и предпринимательству.

     Ассоциации  банков. Кредитные организации, входящие в банковскую систему, могут создавать союзы и ассоциации, не предусматривающие цели извлечения прибыли. Их деятельность направлена на защиту интересов организаций — членов и координацию их усилий по различным направлениям. Союзам и ассоциациям кредитных организаций запрещено осуществлять банковские операции. В РФ крупнейшей ассоциацией является Ассоциация российских банков (АРБ). По состоянию на 1 января 2000 г. она насчитывала 683 члена, в том числе 567 кредитных организаций, что составляло 42% общего количества кредитных организаций РФ. Банки — члены АРБ функционируют во всех экономических регионах России. Ассоциация объединяет 75% банков и их филиалов в нашей стране, которым принадлежит около 70% зарегистрированного уставного капитала действующих кредитных организаций и свыше 80% всех активов банковской системы России.

     Наряду  с АРБ в РФ функционируют 16 территориальных  банковских союзов (ассоциаций), которые представляют интересы кредитных организаций на уровне регионов и в своей деятельности сотрудничают с АРБ.

     Агентство по реструктуризации кредитных организаций (АРКО). Характеристика современной структуры банковской системы РФ будет не полной, если не назвать АРКО, место, которого в банковской системе не имеет четкого законодательного определения. Оно было создано в январе 1999 г. для реализации разработанной программы реструктуризации банковской системы. Первоначально АРКО было учреждено как небанковская кредитная организация «Агентство по реструктуризации кредитных организаций» (НКО «АРКО»), цель деятельности которой состояла прежде всего в преодолении кризиса банковской системы, восстановлении ее способности в полной мере обеспечивать выполнение своих базовых функций. В связи с вступлением в силу Федерального закона от 8 июля 1999 г. № 144-ФЗ «О реструктуризации кредитных организаций» (в ред. от 21.03.02) в июле 1999 г. НКО «АРКО» была преобразована в Государственную корпорацию «Агентство по реструктуризации кредитных организаций», правовой статус, функции и полномочия которой определяются также и Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (в ред. от 28.12.02). Этот Закон четко определил полномочия по реструктуризации банковской системы Банка России и Государственной корпорации «Агентство по реструктуризации кредитных организаций», а также условия и процедуры взаимодействия Банка России и АРКО3.

§3. Состояние и проблемы развития российской банковской системы

 
 

   Российская  банковская система по международным  стандартам пока не сопоставима с аналогичными системами развитых стран. Отечественные кредитные организации значительно уступают зарубежным по размерам капитала и величине аккумулированных активов. Совокупный собственный капитал 200 самых крупных российских банков меньше капитала любого из первой двадцатки крупнейших банков мира. А по совокупным активам всю российскую банковскую систему (исключая Сбербанк) можно приравнять к тридцатому банку США.

   Конец ХХ – начало ХХI века является достаточно сложным периодом для всех секторов экономики России, в том числе и для банковского. На состоянии банков и банковской системы в целом сказывались длительные спад и стагнация в экономике, а также мировой финансовый кризис.  Мировой финансово - эконономический кризис, поразивший глобальную экономику осенью 2008 года, наглядно продемонстрировал, насколько важное значение Правительства основных развитых стран мира, международные экономические институты придают обеспечению устойчивости банковской системы. Первоочередные усилия государственной власти, в том числе и в России были направлены на поддержание банковской системы, на стабилизацию положения Правительством РФ в 2008 г. потрачены колоссальные деньги - более 2 триллионов рублей. Безусловно, эти меры являются оправданными - только так можно было избежать полного коллапса экономики и больших социальных проблем.

  В условиях мирового финансового кризиса  положение банковской системы РФ можно было охарактеризовать как стабильное, но сложное. Падение промышленного производства, отток капитала из страны, снижение реальных доходов населения, рост безработицы негативно сказывается на ликвидности банковского сектора. По мнению аналитиков, далеко не все банки пережили бы кризис - прогнозировалось закрытие 200-300 коммерческих банков. Усилились процессы слияния, укрупнения капитала. Неизбежно и увеличение государственного регулирования в кредитно-финансовой сфере. 

      В Антикризисной программе правительства  на 2009 год одним из семи приоритетных направлений было объявлено «формирование мощной финансовой системы как надежной основы для развития национальной экономики». Предусматривалась возможность выделения в 2009 году 495 млрд. рублей на поддержку банковской системы, в том числе 280 млрд. рублей - на капитализацию банков, 215 млрд. рублей - фондирование за счет Фонда национального благосостояния. При этом предоставление государственной поддержки была увязано с кредитованием реального сектора. Количественные показатели банковской системы Российской Федерации таковы, что на 16 июля 2009 г. в списке Центрального банка РФ насчитывалось 1198 кредитных организаций, зарегистрированных на территории России, из них 1134 банка и 64  небанковских кредитных организаций. У 105 организаций отозвана лицензия, у 9 - аннулирована. За первое полугодие количество кредитных организаций сократилось на 254.

     На  современном этапе общее число  действующих кредитных организаций в России за январь-февраль 2010 г сократилось на 10 – с 1058 до 1048. Из всех действующих кредитных организаций 997 являются банками и 51 - небанковскими кредитными организациями. Об этом свидетельствует официальная информация Центрального банка РФ. Общее количество филиалов действующих российских кредитных организаций в стране за январь-февраль 2010 г сократилось на 41 - с 3183 до 3142. Количество филиалов Сбербанка России (SBER), включенных в книгу государственной регистрации кредитных организаций, сократилось с 645 до 620. Число филиалов российских банков за рубежом составляло 5. Всего Банком России или на основании его решения уполномоченным регистрирующим органом по состоянию на 1 марта 2010 г были зарегистрированы 1170 кредитных организаций, в то время как на 1 января 2010 г - 1178. Из общего числа кредитных организаций, зарегистрированных на 1 марта, 1116 являлись банками и 54 - небанковскими кредитными организациями. У 121 кредитной организации отозваны либо аннулированы лицензии на осуществление банковских операций, но они еще не исключены из книги государственной регистрации, поскольку ликвидация не завершена. В установленном порядке зарегистрирована ликвидация 1965 кредитных организаций, в том числе 1545 - в связи с отзывом или аннулированием лицензии, 419 - в связи с реорганизацией, одной - в связи с нарушением законодательства в части оплаты уставного капитала. Генеральные лицензии на 1 марта 2010 г имели 291 кредитная организация, лицензии на привлечение вкладов населения - 845 кредитных организаций, лицензии на операции в иностранной валюте – 699 кредитных организаций. Лицензии на проведение операций с драгоценными металлами имели 202 кредитные организации, и еще 2 имели аналогичные разрешения. 855 банков по состоянию на 1 марта 2010 г были включены в реестр участников системы обязательного страхования вкладов. Число действующих кредитных организаций в России со 100-процентным иностранным участием за январь-февраль 2010 г сократилось с 82 до 80, а с более чем 50-проц иностранной долей – с 26 до 25. Общее число российских кредитных организаций с тем или иным иностранным участием за 2 месяца увеличилось с 226 до 227.

     Совокупный  зарегистрированный капитал действующих  в РФ кредитных организаций сократился с 1 трлн. 244 млрд. 346 млн. руб. на 1 января 2010 г до 1 трлн. 165 млрд. 001 млн. руб. /на 6,4 %/.

Успешный  выход из кризиса и рост экономики России невозможен без сохранения и развития национальной банковской системы, приближения ее к стандартам экономически развитых стран. Скорейшее восстановление и наращивание капитальной базы банковской системы, концентрация национального банковского капитала являются важнейшими предпосылками достижения глобальной политической цели превращения России в современную развитую страну с конкурентоспособной экономикой5. 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

      Банковская  система – это, прежде всего единство множества элементов подчиненных одному – адекватному и эффективному функционированию кредитно-финансовых отношений в государстве.

      Банковская  система – это единство банков и их взаимодействия. Банки и Центральные банки формируют систему и в своем разнообразии назначений, задач и форм придают необходимый для данного времени и общества окрас всей системе банков.

      Банковская  система – это постоянно изменяющийся организм, который следует изменениям ситуации в практически всех отраслях народного хозяйства, т.к. является связующим звеном в системе расчетов различных систем страны (транспортной и машиностроением).

      Российская  банковская система проделала большой  путь от монобанковской системы до двухуровневой рыночной. Самое главное для нашего общества – это изменить мнение о банках в сознании людей. Слишком долго банки играли неприметную роль части сферы услуг, насаженной административно. Теперь это мощнейший и важнейший инструмент в формировании экономики страны, который нельзя игнорировать. 

      Банковское  дело затрагивает, в конечном счете, ожидания, чувства и планы конкретных людей. Банки, стремящиеся выжить в современной конкуренции должен стремиться к тому, чтобы желания его клиентов становились реальностью. Реальное же возникает и живет на какой-то основе - духовной, нравственной, материальной. Надежность банка - главная из составляющих той основы, на которой сохраняются и приумножаются средства акционеров и клиентов. 
 
 
 
 
 

      Список  использованной литературы 

    1. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»  от 10.07.2002 г. (с изм., внесенными Федеральными законами от 23.12.2003 N 177-ФЗ, от 23.12.2003 N 186-ФЗ, от 23.12.2004 N 173-ФЗ, от 27.10.2008 N 175-ФЗ, от 18.07.2009 N 181-ФЗ, от 22.09.2009 N 218-ФЗ, от 30.09.2010 N 245-ФЗ).

Информация о работе Формирование банковской системы РФ