Фонд социального страхования РФ и его роль в развитии социальной сферы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 19:00, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является полный анализ расходной части бюджета Фонда социального страхования. Для достижения данной цели необходимо будет решение следующих задач:
- определить сущность Фонда, его цели, задачи и структуру;
- проследить становление Фонда и особенности его функционирования
- также необходимо будет качественно изучить структуру расходов Фонда, проанализировать ее изменения (в разрезе 2007-2010 гг., 2009 и 2010 гг. – возьмем из планового бюджета);
- провести анализ доходной и расходной части бюджета фонда социального страхования;
- выявить проблемы Фонда и найти оптимальные пути их решения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Фонд социального страхования, его цели, задачи и система организации………………………………………………………………………..4
1.1. Становление и особенности функционирования Фонда социального страхования РФ……………………………………………………………………4
1.2. Формирование, цели, задачи и структура Фонда социального страхования РФ……………………………………………………………………5
1.3. Управление Фондом социального страхования РФ…………………….11
Глава 2. Особенности доходов и расходов фонда социального страхования РФ…………………………………………………………………………………15
2.1. Анализ доходной части бюджета фонда социального страхования РФ…………………………………………………………………………………15
2.2. Структура расходов Фонда и анализ ее изменения……………………..17
2.3. Анализ бюджетных показателей расходной части бюджета фонда социального страхования………………………………………………………..20
Глава 3. Перспективы развития Фонда социального страхования РФ………32
3.1 Актуальные проблемы социального страхования………………………..32
3.2. Пути повышения эффективности системы социального страхования..33
3.3. Прогноз развития социального страхования в ближайшие годы……...35
Заключение……………………………………………………………………….37
Список литературы…………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по финансам.docx

— 59.55 Кб (Скачать документ)

    В целях повышения эффективности  системы социального страхования  Правительством РФ утверждена Программа  социально-экономического развития РФ. Эта программа в качестве одного из важнейших приоритетов определяет задачу по повышению уровня и качества жизни населения. Это в свою очередь  требует реализации целого ряда мер, направленных на повышение доходов  населения, эффективности социальных услуг, предоставляемых государством, усиление чёткой направленности мер  социальной помощи и повышения эффективности  функционирования системы обязательного  социального страхования.

    Позиция Минтруда России в этой связи состояла в том, что в рамках реформирования системы обязательного социального  страхования необходимо решить ряд  задач:

- завершить формирование законодательной базы;

- оптимизировать  соотношения уровня обязательств  и финансовых ресурсов;

- повысить  эффективность администрирования   расходов в системе обязательного  социального страхования;

- создать  условия  для  долговременного  баланса  доходов  и  расходов  государственных социальных внебюджетных  фондов.

    Ключевым  направлением совершенствованием системы  социального страхования является её переориентация с уравнительных  принципов начисления пособий на страховые, т.е. учитывающие накапливаемые  индивидуальные страховые права  и финансовые ресурсы застрахованного  лица в отдельных фондах социального  страхования. Международный и отечественный  опыт свидетельствует о целесообразности формирования финансовой системы социального  страхования вне системы государственного бюджета, это позволяет достигать  автономности финансовых ресурсов и  исключить нецелевое их использование  на нестраховые цели.

    Данные  меры позволяют обеспечивать тесную увязку страховых взносов и выплат, и тем самым стимулируют работников и работодателей к легализации  и повышению уровня заработной платы.

    Перспективными  для этого могли бы служить  следующие подходы:

    1) минимальные размеры страховых  пенсий и пособий должны поэтапно  повышаться, с тем, чтобы в обозримой  перспективе (5-7 лет) их размер  приблизился к прожиточному минимуму  пенсионера и получателей пособий; 

    2) средние размеры пенсий и пособий  должны быть повышены за этот  же период до уровня 140-150% прожиточного  минимума;

    3) максимальные размеры выплат  по страхованию должны быть  соизмеримы с коэффициентом замещения  не ниже 50-60% предыдущего заработка.

    Тем самым будут созданы предпосылки  для формирования механизмов социального страхования, позволяющих существенно повысить уровень пенсий и выплат, а значит повысить качество жизни населения.

    Позицию Минтруда РФ разделяют специалисты  Российского объединения социальных технологий (РОСТ), которые предлагают разработать и принять федеральный  закон об основах социального  страхования в России. Основной целью  такого закона должно быть определение  правил деятельности всех участников системы социального страхования, выработка принципов социального  страхования в России. В частности, в этом законе должны быть четко  сформулированы основные виды социального  страхования и точно перечислены  участники системы социального  страхования: застрахованные лица (работники), страхователи (работодатели и сами застрахованные лица) и страховщики (государственные и негосударственные фонды, страховые компании). Участником системы социального страхования обязательно должно быть определено государство, как основной гарант прав застрахованных лиц. В этом же законе должны быть определены основные условия доступа на рынок социального страхования негосударственных структур, таких как негосударственные пенсионные фонды и частные страховые компании. В обязательном порядке после принятия такого закона должны быть внесены определенные изменения в уже действующие законы, в частности, в закон о негосударственных пенсионных фондах. Помимо определенного выше федерального закона необходимо будет разработать и принять комплекс федеральных законов по отдельным видам социального страхования. В конечном итоге взаимоувязанная и непротиворечивая система законов в области социального страхования позволит построить в стране эффективную и гибкую систему социального страхования от всех социальных рисков.

    3.3.Прогноз  развития социального  страхования в  ближайшие годы

    По  прогнозам исследователей и учёных-экономистов  финансовый кризис, ставший такой  актуальной темой во всех отраслях жизни общества, не затронет социальную сферу. Так, например, подписанный 25 ноября 2008 года Президентом России Д..А.Медведевым Закон "О бюджете Фонда социального  страхования на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" предусматривает  в будущем году значительное повышение  размеров всех видов пособий и  страховых выплат по обязательному  социальному страхованию.

    В данном законе установлен новый максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности на 2009 г., который составил 22464 руб., и  максимальный размер пособия по беременности и родам, составивший 30468 руб. В 2008 году эти суммы составляли соответственно 20700 и 28080 руб.

    Также с 01.01.2009г. законом установлена индексация государственных пособий гражданам, имеющим детей, на коэффициент 1,085. Это касается размеров пособий по беременности и родам, выплачиваемых женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организаций, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности; единовременного пособия при рождении ребенка; ежемесячного пособия по уходу за ребенком неработающим гражданам, осуществляющим уход за ребенком до 1,5 лет.

    Тем же законом увеличена сумма, из которой  будет исчисляться размер единовременной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В 2009 г. размер единовременной страховой выплаты установлен в сумме 56200 руб., в 2010 г. - 60100 руб., в 2011 г. - 64200 руб. Увеличен также максимальный размер ежемесячной страховой выплаты: в 2009 г. - до 43230 руб., в 2010 г. - до 46260 руб., в 2011 г. - до 49410 р.

    Финансовый  кризис не заставит государство сокращать  расходы на исполнение социальных обязательств и в области пенсионного страхования. Для нынешних пенсионеров в 2011 году средняя пенсия по старости составит 2 прожиточных минимума пенсионера (сейчас минимум равен 4,1 тысячи рублей), в 2016 году - 2,5, в 2020 году - 3, - такие размеры  примерно соответствуют пенсии, выплачивавшейся в советское время, которую многие считают "справедливой". Кризис не станет помехой к переходу от налогового к страховому принципу формирования пенсионных накоплений. Это должно произойти в 2010 году, когда вместо ЕСН по ставке 26% предприятия будут

    Отчислять от годовой зарплаты сотрудника страховые  взносы в размере 34% до тех пор, пока зарплата не достигнет 415 тысяч рублей в год, после чего выплаты прекратятся. Это означает, что максимальный размер пенсии будет не больше 13,8 тысячи рублей. Работникам, которые получает большую  зарплату (а таких, по подсчетам Минздравсоцразвития, около 20%), правительство предлагает подумать о повышении своей пенсии самостоятельно. 
 

    Заключение

    Обязательное  социальное страхование представляет собой часть государственной  системы защиты населения. Спецификой его работы является страхование  работающих граждан от разного рода рисков, связанных с изменением их материального или социального положения. Если говорить просто, в случае потери трудоспособности Фонд должен помочь застрахованным работающим гражданам сохранить достигнутый ими уровень и качество жизни, а также их социальный статус. Этим и обусловлены функции ФСС:

    1 .Обеспечение работающих граждан  пособиями по социальному

    страхованию:

  • пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам;
  • пособия, связанные с материнством и детством.

    2.Оздоровление  детей и санаторно-курортное лечение  работающих в форме

    долечивания после нахождения в стационаре.

    3.Социальное  страхование от несчастных случаев  на производстве:

  • возмещение вреда пострадавшим от несчастных случаев на производстве в виде единовременных и ежемесячных выплат;
  • мероприятия по реабилитации пострадавших;
  • обеспечение предупредительных мер по снижению травматизма.

    Для осуществления указанных функций  нужны средства. Они формируются  в основном из ЕСН, страховых взносов  на обязательное социальное страхование  от несчастных случаев на производстве и других поступлений, зачисляемых в ФСС. Эти источники образуются из отчислений фондов оплаты труда предприятий, учреждений, организаций по установленным государством тарифам.

    В ходе анализа доходной и расходной  части бюджета Фонда социального  страхования мы вывели, что:

         1) Общая сумма расходов на 2008 год  Законопроектом предусмотрена в  объеме 375548428,8 тыс. рублей (122,6 % к  уровню 2007 года), из них: на обязательное  социальное страхование предусмотрено  264771853 тыс. рублей (130,6 %), на обязательное  социальное страхование от несчастных  случаев на производстве и  профессиональных заболеваний –  49852551,2 тыс. рублей (115,7 %).

    На 2009 год расходы Фонда предусмотрены  в сумме 356067380,0 тыс. рублей (94,8 % к  уровню 2008 года), из них: на обязательное социальное страхование - 259639308,6 тыс. рублей (111,8 %), на обязательное социальное страхование  от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 51907735,2 тыс. рублей (108,5 процента).

    На 2010 год расходы Фонда предусмотрены  в сумме 389463607,5 тыс. рублей (109,4% к  уровню 2009 года), из них: на обязательное социальное страхование - 288449082,9 тыс. рублей (111,1%), на обязательное социальное страхование  от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 55323889,8 тыс. рублей (106,6%).

    2) Общая сумма доходов на 2008 год  - 305665591,3 тыс. рублей, в том числе  прогнозируемые доходы: на обязательное  социальное страхование - 217410310,7 тыс. рублей (71,1 % от общего объема  доходов ФСС), на обязательное  социальное страхование от несчастных  случаев на производстве и  профессиональных заболеваний - 44443981,6 тыс. рублей (14,5 %), на выполнение  государственных функций (межбюджетные  трансферты) - 43811299,0 тыс. рублей (14,4 %).

    На 2009 год - 346470113,2 тыс. рублей, в том  числе: 250709622,0 тыс. рублей (72,4 %), 51240155,0 тыс. рублей (14,8 %) и 44520336,2 тыс. рублей (12,8 %);

    На  2010 год - 389962820,5 тыс. рублей, в том  числе: 288449082,9 тыс. рублей (74,0 %), 55823102,8 тыс. рублей (14,3 %) и 45690634,8 тыс. рублей (11,7 %), соответственно.

    Основным  видом расходов ФСС в 2008-2010 годах  остаются расходы на выплату пособий  по социальному страхованию.

    Не  предусматривается на 2008-2010 годы положение  о дополнительном финансировании расходов на оздоровление детей в случае получения  дополнительных доходов, которое допускалось  пунктом 4 статьи 11 Федерального закона «О бюджете Фонда социального  страхования Российской Федерации  на 2007 год».

    В проекте бюджета Фонда предусмотрено  увеличение максимального размера  пособия по временной нетрудоспособности в 2008 году с 16125 рублей до 17250 рублей с  учетом индексации на уровень инфляции (107,0%). Следует отметить, что в 2009 и 2010 годах такая индексация не предусматривается.

    Увеличивается максимальный размер пособия по беременности и родам с 16125 рублей до 23400 рублей, исходя из максимального дохода в  расчете на месяц, с которого начисляется  единый социальный налог по максимальной ставке.

    Предусматривается увеличение максимальной суммы, из которой  исчисляется размер единовременной страховой выплаты по обязательному  социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

    Выявлены  следующие недостатки ФСС:

    - расходы на выплату пособий  при рождении ребенка, пособий  по уходу за ребенком до  достижения им возраста полутора  лет, единовременных пособий женщинам, вставшим на учет в медицинских  учреждениях в ранние сроки  беременности, предусмотрены в размерах  в соответствии с действующими  законодательными нормами без  индексации;

Информация о работе Фонд социального страхования РФ и его роль в развитии социальной сферы