Фискальная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 00:39, курсовая работа

Описание

Важнейшей задачей правительства любой страны является повышение уров­ня благосостояния граждан. Достижение этой цели связано с обеспечением ус­тойчивого экономического роста, постоянным совершенствованием всех сфер и условий функционирования экономики, обновлением производства, техно­логий, систем управления.

Содержание

Введение………………………………………………………………..............……3
1.Фискальная политика. Ее инструменты и механизм……………………………4
1.1. Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос.............................................................................................................................5
1.2.Воздействие инструментов фискальной политики на совокупное
предложение……………………………………………………………………....…7
1.3.Прямые и косвенные финансовые методы регулирования экономики......9
1.4. Типы фискальной политики………………………………….……………10
1.4.1. Дискреционная политика……………………………………......….11
1.4.2. Недискреционная политика…………………………………….......14
1.5.Преимущества и недостатки фискальной политики………………....….16
1.6.Проблемы при проведении фискальной политики и возможные пути
их решения …………………………………………………………....…18
2.Анализ влияния налоговой нагрузки на экономический рост РБ……….....…20
Заключение………………………………………………………………....….30
Список использованных источников…………………………………….......33

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Тема фискальная политика.DOC

— 1.31 Мб (Скачать документ)

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………..............……3

1.Фискальная политика. Ее инструменты и механизм……………………4

      1.1. Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос.............................................................................................................................5

      1.2.Воздействие инструментов фискальной политики на совокупное

предложение…………………………………………………………………....7

1.3.Прямые и косвенные финансовые методы регулирования экономики......9

1.4. Типы фискальной политики………………………………….…………10

       1.4.1. Дискреционная политика…………………………………….......11

             1.4.2. Недискреционная политика…………………………………….......14

       1.5.Преимущества и недостатки фискальной политики……………….....16

       1.6.Проблемы при проведении фискальной политики и возможные пути

их решения …………………………………………………………....18

2.Анализ влияния налоговой нагрузки на экономический рост РБ…….....20

Заключение……………………………………………………………….....30

Список использованных источников…………………………………….......33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Важнейшей задачей правительства любой страны является повышение уров­ня благосостояния граждан. Достижение этой цели связано с обеспечением ус­тойчивого экономического роста, постоянным совершенствованием всех сфер и условий функционирования экономики, обновлением производства, техно­логий, систем управления.

Важным рычагом воздействия на экономику и стимулирования ее роста яв­ляется бюджет. Посредством изменения уровня государственных расходов и на­логообложения правительство может регулировать объем совокупного спроса, влиять на колебания экономической конъюнктуры.

Налоги являются главным источником формирования государственной каз­ны, а также одним из способов воздействия государства на развитие экономики и обеспечение ее устойчивого роста, регулирования воспроизводственного про­цесса, стимулирования или сдерживания его темпов. Это происходит благодаря их регулирующей функции, которая реализуется через налоговый механизм, включающий совокупность установленных государством налогов, методов их исчисления и уплаты, а также различные виды льгот.

Согласно Программе социально-экономического развития на 2006-2010 гг., основной целью бюджетно-налоговой политики Республики Беларусь яв­ляется обеспечение финансовой и социальной стабильности. Эта политика бу­дет направлена на создание макроэкономических условий для стимулирования экономического роста и структурной перестройки экономики, на повышение жизненного уровня населения. Будет продолжена налоговая реформа, одним из приоритетных направлений которой станет упрощение данной системы и ре­альное снижение налоговой нагрузки на экономику. Этот процесс должен со­провождаться мерами по существенному расширению базы налогообложения и увеличению фактической собираемости налогов.

В связи с этим важными проблемами исследований современной экономи­ческой науки являются оптимизация составляющих и удельного веса госбюдже­та в ВВП, определение его величины, способствующей устойчивому росту эко­номики.

Целью данной работы является анализ фискальной политики Республики Беларусь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Фискальная политика. Ее инструменты и механизм

 

         Главными  средствами  перераспределения  доходов  и  наиболее  важными орудиями государственного регулирования экономики и  экономической  политики являются бюджет и налоги.  Это  тесно  связанные  категории,  поэтому  часто говорят о  бюджетно-налоговой  политике.  Часто  вместо  термина  «бюджетно-налоговый» используют его  синоним  «фискальный»        (от  лат.  fiscus  - государственная   казна    и     fiscalis    -   относящийся    к    казне).

          Фискальная (бюджетно-налоговая) политика — это  система  регулирования правительством  экономики  с  помощью  изменений  государственных  расходов, налогов и состояния государственного бюджета, с  целью  изменения  реального объема  производства  и  занятости,  контроля  над  инфляцией  и   ускорения экономического роста.

          Налоги и  государственные  расходы  являются  основными  инструментами фискальной политики. Фискальная  политика   может  как  благотворно,  так  и достаточно   болезненно   воздействовать   на   стабильность    национальной экономики.

Целями фискальной политики как любой стабилизационной (антициклической) политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, являются обеспечение:

1) стабильного экономического роста;

2) полной занятости ресурсов (прежде всего решение проблемы циклической    безработицы);

3) стабильного уровня цен (решение проблемы инфляции).

Надо сказать, что фискальная политика – это политика регулирования правительством, прежде всего совокупного спроса. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов. Однако некоторые инструменты фискальной политики могут использоваться для воздействия и на совокупное предложение через влияние на уровень деловой активности. Фискальную политику проводит правительство. Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно:

1) государственные закупки;

2) налоги;

3) трансферты.

 

 

 

1.1 Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос

Перед тем, как говорить о воздействии инструментов фискальной политики на  совокупный спрос, надо разобраться, в чем суть этой макроэкономической величины.

Совокупный спрос AD (от английского aggregate demand)- экономический агрегат, суммирующий величины индивидуальных спросов на все конечные товары и услуги, предлагаемые на товарном рынке. В идеальной модели макроэкономики совокупный спрос должен быть равен реальному объему национального производства, который может быть куплен при любом уровне цен.

В структуре совокупного спроса можно выделить 4 макроэкономических субъекта, влияющих на объем спроса:

1) совокупный спрос домохозяйств - потребительский спрос (C);

2) спрос фирм на инвестиции (I);

3) спрос на товары и услуги со стороны государства (G);

4) чистый экспорт (Xn) - разница между спросом иностранцев на отечественные товары и отечественным спросом на импортные товары.

Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос разное. Из формулы совокупного спроса: AD = C + I + G + Xn следует, что государственные закупки являются компонентом совокупного спроса, поэтому их изменение оказывает прямое воздействие на совокупный спрос, а налоги и трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный спрос, изменяя величину потребительских расходов (С) и инвестиционных расходов (I).

При этом рост государственных закупок увеличивает совокупный спрос, а их сокращение ведет к уменьшению совокупного спроса, так как государственные закупки является частью совокупных расходов.

Рост трансфертов также увеличивает совокупный спрос. С одной стороны, поскольку при увеличении социальных трансфертных выплат (social benefits) увеличивается личный доход домохозяйств, а, следовательно, при прочих равных условиях растет располагаемый доход, что увеличивает потребительские расходы. С другой стороны, увеличение трансфертных выплат фирмам (субсидий) увеличивает возможности внутреннего финансирования фирм, возможности расширения производства, что ведет к росту инвестиционных расходов. Сокращение трансфертов уменьшает совокупный спрос.

Рост налогов действует в противоположном направлении. Увеличение налогов ведет к снижению и потребительских (поскольку сокращается располагаемый доход), и инвестиционных расходов (поскольку сокращается нераспределенная прибыль, являющаяся источником чистых инвестиций) и, следовательно, к сокращению совокупного спроса. Соответственно снижение налогов увеличивает совокупный спрос. Снижение налогов ведет к сдвигу кривой AD вправо, что обусловливает рост реального ВНП.
         Поэтому инструменты фискальной политики могут использоваться для стабилизации экономики на разных фазах экономического цикла. Причем, из простой кейнсианской модели (модели «Кейнсианского креста») следует, что все инструменты фискальной политики (государственные закупки, налоги и трансферты) имеют мультипликативный эффект воздействия на экономику, поэтому, по мнению Кейнса и его последователей, регулирование экономики должно проводиться правительством с помощью инструментов именно фискальной политики, и прежде всего с помощью изменения величины государственных закупок, так как они имеют наибольший мультипликативный эффект.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Воздействие инструментов фискальной политики на совокупное предложение

Следует иметь в виду, что такие инструменты фискальной политики как налоги и трансферты действуют не только на совокупный спрос, но и на совокупное предложение.

Совокупное предложение AS (от английского aggregate supply) - экономический агрегат, равный сумме денежных значений всех конечных товаров и услуг, представляемых к продаже при каждом возможном уровне цен. Это понятие часто ис-пользуется как синоним валового национального, или внутреннего продукта.

Как уже отмечалось, сокращение налогов и увеличение трансфертов могут использоваться для стабилизации экономики и борьбы с циклической безработицей в период спада, стимулируя рост совокупных расходов, а, следовательно, деловую активность и уровень занятости. Однако следует иметь в виду, что в кейнсианской модели одновременно с ростом совокупного выпуска снижение налогов и рост трансфертов обусловливает рост уровня цен, т.е. является проинфляционной мерой (провоцирует инфляцию). Поэтому в период бума (инфляционного разрыва), когда экономика «перегрета», в качестве антиинфляционной меры и инструментов снижения деловой активности и стабилизации экономики может использоваться увеличение налогов и снижение трансфертов.

Однако поскольку фирмы рассматривают налоги как издержки, то рост налогов ведет к сокращению совокупного предложения, а сокращение налогов – к росту деловой активности и объема производства.

Подробное изучение воздействия налогов на совокупное предложение принадлежит экономическому советнику президента США Р.Рейгана, американскому экономисту, одному из основоположников концепции «экономической теории предложения» («supply-side economics») Артуру Лафферу. Лаффер построил гипотетическую кривую (рис.1.), с помощью которой показал воздействие изменения ставки налога на общую величину налоговых поступлений в государственный бюджет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 - Кривая Лаффера

 

Гипотетической эта кривая называется потому, что свои выводы Лаффер делал не на основе анализа статистических данных, а на основе гипотезы, т.е. логических рассуждений и теоретического умозаключения. Используя налоговую функцию: Т = t Y, Лаффер показал, что существует оптимальная ставка налога (t опт.), при которой налоговые поступления максимальны (Т max.). Если увеличить ставку налога, то уровень деловой активности (совокупный выпуск) снизится, и налоговые поступления сократятся, поскольку уменьшится налогооблагаемая база (Y). Поэтому в целях борьбы со стагфляцией (одновременным спадом производства и инфляцией) Лаффер в начале 80-х годов предложил такую меру, как снижение ставки налога (и подоходного, и на прибыль корпораций).

Дело в том, что в отличие от воздействия снижения налогов на совокупный спрос, увеличивающего объем производства, но провоцирующего инфляцию, влияние этой меры на совокупное предложение имеет антиинфляционный характер (рис. 2), т.е. рост производства (от Y1 до Y*) сочетается в этом случае со снижением уровня цен (от Р1 до Р2).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2 - Воздействие снижения налогов на совокупное предложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Прямые и косвенные финансовые методы
                   регулирования   экономики

 

         Современная  фискальная  политика  определяет   основные   направления использования  финансовых  ресурсов  государства,  методы  финансирования  и главные источники пополнения казны. В зависимости от  конкретно-исторических условий в отдельных странах такая политика имеет свои особенности. Вместе  с тем используется общий набор мер. Он включает прямые и косвенные  финансовые методы регулирования экономики.

          К  прямым  методам   относятся   способы   бюджетного   регулирования.

          Средствами государственного бюджета финансируются:

     - затраты на расширенное воспроизводство;

     - непроизводительные расходы государства;

     - развитие инфраструктуры, научных исследований и т.п.;

     - проведение структурной политики;

     - содержание военно-промышленного комплекса и т.п.

         С помощью косвенных методов  государство  воздействует  на  финансовые возможности производителей товаров и услуг  и  на  размеры  потребительского спроса.

         Важную роль  здесь  играет  система  налогообложения.  Изменяя  ставки налогов на различные виды доходов,  предоставляя  налоговые  льготы,  снижая необлагаемый  минимум  доходов  и  т.п.,  государство   стремится   добиться возможно более устойчивых темпов  экономического  роста  и  избежать  резких взлетов и падений производства.

         К числу важных косвенных методов, содействующих  накоплению  капитала, относится  политика  ускоренной  амортизации.   По   существу,   государство освобождает  предпринимателей   от   уплаты   налогов   с   части   прибыли, искусственно перераспределяемой в амортизационный фонд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4 Типы   фискальной политики

 

         В зависимости от характера использования прямых и косвенных финансовых методов  экономическая  наука  различает  два   типа   фискальной   политики государства:

     - дискреционную;

     - недискреционную.

         Инструменты  фискальной  политики  используются  государством,   чтобы оказать влияние на совокупный спрос и  совокупное  предложение,  воздействуя тем самым на общую экономическую  конъюнктуру,  способствовать  стабилизации экономической ситуации, проводить антициклические  меры,  противодействующие чрезмерным колебаниям экономических  параметров,  угрожающим  возникновением кризисных явлений.

 

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           1.4.1 Дискреционная фискальная политика

 

          Под  дискреционной  фискальной   политикой   понимается   сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами  с  целью  изменения реального  объема  национального  производства  и  занятости,  контроля  над инфляцией и ускорения экономического роста.

            Выделяют два вида дискреционной политики:

           - стимулирующую,

            - рестриктивную.

  Стимулирующая  бюджетно-налоговая  политика   (фискальная   экспансия)(Рис.3(а))

 

 

 

Рисунок-3 Виды фискальной политики: а) стимулирующая фискальная политика;

б) сдерживающая фискальная политика

 

осуществляется   в   период   спада,     депрессии,    включает    повышение государственных расходов, понижение налогов и приводит к дефициту бюджета.

         В краткосрочной перспективе имеет своей целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение госрасходов, снижение налогов  или комбинирование этих мер.

          В более  долгосрочной  перспективе  политика  снижения  налогов  может привести  к   расширению   предложения   факторов   производства   и   росту экономического потенциала.

          Осуществление этих целей связано с проведением  комплексной  налоговой реформы,  сопровождающейся   ограничительной   кредитно-денежной   политикой Центрального  Банка  и  изменением  оптимизации  структуры   государственных расходов.

         Сдерживающая  бюджетно-налоговая  политика   (фискальная   рестрикция) (Рис.3(б)) осуществляется в период бума и инфляции, включает  снижение  государственных расходов, повышение налогов и приводит к избытку госбюджета.

          Имеет  своей  целью  ограничение  циклического  подъема  экономики   и предполагает снижение госрасходов,  увеличение  налогов  или  комбинирование этих мер.

         В краткосрочной перспективе эти меры позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста  безработицы  и  спада  производства.  В  более  долгом  периоде растущий налоговый  клин  может  послужить  основой  для  спада  совокупного предложения и развертывания механизма  стагфляции  (спад,  или  значительное замедление  экономического  развития),  особенно   в   том   случае,   когда сокращение государственных расходов осуществляется пропорционально  по  всем статьям  бюджета  и  не  создается  приоритетов  в  пользу   государственных инвестиций в инфраструктуру рынка труда.

          Затяжная стагфляция на фоне неэффективного управления государственными расходами создает предпосылки для разрушения экономического потенциала,  что нередко встречается  в  экономиках  переходного  периодов,  том  числе  и  в Беларуси.

          В рамках дискреционной политики рассматриваются  различные  социальныепрограммы, государственная программа занятости, изменения налоговых ставок.

         Государственная программа занятости является одной из мер в  борьбе  сбезработицей и стабилизации экономики. Осуществляется эта программа за  счет средств государства и местных органов власти.

         В условиях нормального экономического  развития  правительство  должно иметь  стратегическую  и  четкую  программу  в  области   занятости,   чтобы эффективно использовать ее в  условиях  спада,  когда  люди  теряют  работу.

Программы  занятости  обычно  носят   довольно   гибкий   характер.   Весьма эффективны они в том плане, что в отличие  от  программ  общественных  работ требуют меньше затрат и могут применяться местными  властями  на  каком-либо локальном рынке.

        Расходы на  социальные  программы  включают  в  себя  выплаты  пенсий, различные  программы  помощи  малоимущим   слоям   населения,   расходы   на образование, медицину  и  т.  д.  Эти  программы  позволяют  стабилизировать экономическое  развитие,  когда  сокращаются   доходы   населения.   Главным недостатком всех этих программ является то,  что  они  вводятся  в  условиях спада и их тяжело отменить, когда экономика находится на подъеме.

         Изменение налоговых ставок, с этой точки зрения, является более эффекттинным инструментом в стремлении стабилизировать экономику.

        Так, снижение ставок подоходного налога  в  условиях  кратковременного спада мoжет удержать доходы от сокращения, предотвращая  тем  самым  нарастание  кризисов,  увеличивая  потребительские расходы.

         Но есть здесь и  недостаток.  Временное  снижение  налогов  не  всегда приемлемо для борьбы со спадом, так  как  в  демократическом  обществе,  как правило, сложнее повысить налоги  после  преодоления  спада,  гораздо  проще бывает организовать политические настроения на борьбу  с  безработицей,  чем на   борьбу   с   инфляционным    разрывом    и    чрезмерной    занятостью.

         Эффективная дискреционная фискальная политика  предполагает  грамотную диагностику  происходящих  экономических  процессов,   на   основе   которой правительство настраивает свои рычаги: налоги и государственные  расходы  на прогнозируемую хозяйственную конъюнктуру.

         Однако узнать, во  что  выльются  возникшие  тенденции  макроэкономики полностью не удается. Поэтому  правительство  не  всегда  может  предугадать действительные направления развития экономики, что вынуждает  его  принимать решения  по  настройке  фискальной   политики   с   известным   запозданием.

Образуется  временной  лаг  между  необходимостью  настройки   экономических рычагов фискальной политики и принятию решений правительства.

         Запаздывание  действия  необходимых  рычагов  дискреционной   политики связано  также  с  обычными  административными  процедурами  по  организации мероприятий, обусловленных проведением новой хозяйственной политики.

        Эффект от принятия новой фискальной политики обычно приходит не сразу, потому что вложения средств в развитие производства окупаются  по  истечении достаточно большого срока времени.

        Отмеченные запаздывания, временные лаги между  периодом  возникновения потребности  в  новых  направлениях   фискальной   политики   и   получением ожидаемого положительного эффекта от их  применения  накладываются  друг  на друга.  Это,  безусловно,  ухудшает  возможности  дискреционной   фискальной политики быстро  настраиваться  на  происходящие  изменения  в  экономике  и эффективно их корректировать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4.2 Недискреционная фискальная политика

 

         Второй  вид  фискальной  политики  –  недискреционная,  или   политика автоматических   (встроенных)   стабилизаторов.   Ограниченные   возможности дискреционной фискальной политики адаптироваться к  потребностям,  вызванным новыми  хозяйственными пропорциями, делает  необходимым  дополнить  ее  иным видом фискальной политики,  способной  непрерывно  корректировать  налоговые поступления. Это  осуществляется  автоматически  с  помощью  так  называемых встроенных стабилизаторов.

      "Встроенный" (автоматический) стабилизатор -  экономический  механизм, позволяющий снизить амплитуду  циклических  колебаний  уровней  занятости  и выпуска,  не   прибегая   к   частым   изменениям   экономической   политики правительства Встроенные (или автоматические) стабилизаторы представляют собой инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых (встроенность их в экономическую систему) автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве. К автоматическим стабилизаторам относятся:

    1) подоходный налог (включающий в себя и налог на доходы домохозяйств, и налог на прибыль корпораций);

    2) косвенные налоги (в первую очередь, налог на добавленную стоимость);

   3) пособия по безработице;

   4) пособия по бедности.

       Встроенные стабилизаторы экономики  относительно смягчают проблему продолжительных временных лагов  дискреционной  фискальной политики,  так  как  эти  механизмы   "включаются"   без   непосредственного вмешательства парламента.

        Их суть заключается в увязке ставок налогов  с  величиной  получаемого дохода. Почти все налоги построены таким образом, что  позволяют  обеспечить рост налоговых поступлений с  увеличением  чистого  национального  продукта.

Это  касается  подоходного  налога  на   физических   лиц,   который   имеет прогрессивный характер; налога на прибыль; на добавленную стоимость;  налога с продаж, акцизов.

         Рассмотрим механизм воздействия встроенных стабилизаторов на экономику. Подоходный налог действует следующим образом: при спаде уровень деловой активности (Y) сокращается, а поскольку налоговая функция имеет вид: Т = tY (где Т – величина налоговых поступлений, t – ставка налога, а Y – величина совокупного дохода (выпуска)), то величина налоговых поступлений уменьшается, а при «перегреве» экономики, когда величина фактического выпуска максимальна, налоговые поступления увеличиваются. Заметим, что ставка налога остается неизменной. Однако налоги – это изъятия из экономики, сокращающие поток расходов и, следовательно, доходов (вспомним модель кругооборота). Получается, что при спаде изъятия минимальны, а при перегреве максимальны. Таким образом, из-за наличия налогов экономика как бы автоматически «остужается» при перегреве и «подогревается» при рецессии. Как было показано в главе 9, появление в экономике подоходных налогов уменьшает величину мультипликатора (мультипликатор при отсутствии ставки подоходного налога больше, чем при ее наличии: [1/(1- mpc)] > [1/(1- mpc(1- t)]), что усиливает стабилизационный эффект воздействия на экономику подоходного налога. Очевидно, что наиболее сильное стабилизирующее воздействие на экономику оказывает прогрессивный подоходный налог.
        Налог на добавленную стоимость (НДС) обеспечивает встроенную стабильность следующим образом. При рецессии объем продаж сокращается, а поскольку НДС является косвенным налогом, частью цены товара, то при падении объема продаж налоговые поступления от косвенных налогов (изъятия из экономики) сокращаются. При перегреве, наоборот, поскольку растут совокупные доходы, объем продаж увеличивается, что увеличивает поступления от косвенных налогов. Экономика автоматически стабилизируется.
          Что касается пособий по безработице и по бедности, то общая сумма их выплат увеличивается при спаде (по мере того, как люди начинают терять работу и нищать) и сокращаются при буме, когда наблюдается «сверхзанятость» и рост доходов. (Очевидно, что для того, чтобы получать пособие по безработице, нужно быть безработным, а чтобы получать пособие по бедности, нужно быть очень бедным). Эти пособия являются трансфертами, т.е. инъекциями в экономику. Их выплата способствует росту доходов, а, следовательно, расходов, что стимулирует подъем экономики при спаде. Уменьшение же общей суммы этих выплат при буме оказывает сдерживающее влияние на экономику. В развитых странах экономика на 2/3 регулируется с помощью дискреционной фискальной политики и на 1/3 – за счет действия встроенных стабилизаторов.

          Встроенные стабилизаторы не  устраняют  причин  циклических  колебаний равновесного ВНП вокруг его потенциального  уровня,  а  только  ограничивают размах этих колебаний.

          На основании данных  о  циклических  бюджетных  дефицитах  и  излишках нельзя оценивать эффективность мер фискальной  политики,  так  как   наличие циклически    несбалансированного  бюджета  не  приближает   экономику   к состоянию полной занятости ресурсов, а может иметь место  при  любом  уровне выпуска.  Поэтому   встроенные   стабилизаторы   экономики,   как   правило, сочетаются  с  мерами  дискреционной  фискальной   политики   правительства, нацеленными на обеспечение полной занятости ресурсов.

          В результате возникает структурный дефицит (излишек)  государственного бюджета  -  разность  между  расходами  (доходами)  и  доходами  (расходами) бюджета  в  условиях   полной   занятости.   Циклический   дефицит   нередко оценивается как разность между фактической величиной бюджетного  дефицита  и структурным дефицитом.

1.5 Достоинства и недостатки фискальной политики

К достоинствам фискальной политики следует отнести:

1. Эффект мультипликатора. Все инструменты фискальной политики, как мы видели, имеют мультипликативный эффект воздействия на величину равновесного совокупного выпуска.

2. Отсутствие внешнего лага (задержки). Внешний лаг – это период времени между принятием решения об изменении политики и появлением первых результатов ее изменения. Когда правительством принято решение об изменении инструментов фискальной политики, и эти меры вступают в действие, результат их воздействия на экономику проявляется достаточно быстро.

         3. Наличие автоматических стабилизаторов. Поскольку эти стабилизаторы являются встроенными, то правительству не нужно предпринимать специальных мер по стабилизации экономики. Стабилизация (сглаживание циклических колебаний экономики) происходит автоматически.

  Недостатки фискальной политики:

1. Эффект вытеснения. Экономический смысл этого эффекта состоит в следующем: рост расходов бюджета в период спада (увеличение государственных закупок и/или трансфертов) и/или сокращение доходов бюджета (налогов) ведет к мультипликативному росту совокупного дохода, что увеличивает спрос на деньги и повышает ставку процента на денежном рынке (цену кредита). А поскольку кредиты, в первую очередь, берут фирмы, то удорожание кредитов ведет к сокращению частных инвестиций, т.е. к «вытеснению» части инвестиционных расходов фирм, что ведет к сокращению величины выпуска. Таким образом, часть совокупного объема производства оказывается «вытесненной» (недопроизведенной) из-за сокращения величины частных инвестиционных расходов в результате роста ставки процента благодаря проведению правительством стимулирующей фискальной политики.

2. Наличие внутреннего лага. Внутренний лаг – это период времени между возникновением необходимости изменения политики и принятием решения о ее изменении. Решения об изменении инструментов фискальной политики принимает правительство, однако введение их в действие невозможно без обсуждения и утверждения этих решений законодательным органом власти (Парламентом, Конгрессом, Государственной думой и т.п.), т.е. придания им силы закона. Эти обсуждения и согласования могут потребовать длительного периода времени. Кроме того, они вступают в действие, начиная только со следующего финансового года, что еще больше увеличивает лаг. За этот период времени ситуация в экономике может измениться. Так, если первоначально в экономике была рецессия, и были разработаны меры стимулирующей фискальной политики, то в момент начала их действия в экономике уже может начаться подъем. В результате дополнительное стимулирование может привести экономику к перегреву и спровоцировать инфляцию, т.е. оказать дестабилизирующее действие на экономику. И наоборот, меры сдерживающей фискальной политики, разработанные в период бума, из-за наличия продолжительного внутреннего лага могут усугубить спад.

3. Неопределенность. Этот недостаток характерен не только для фискальной, но и для монетарной политики. Неопределенность касается:

                  проблемы идентификации экономической ситуации Часто бывает трудно точно определить, например, момент, когда заканчивается период рецессии и начинается оживление или момент, когда подъем превращается в перегрев и т.п. Между тем, поскольку на разных фазах цикла необходимо применять разные виды политики (стимулирующую или сдерживающую), ошибка в определении экономической ситуации и выбор типа экономической политики исходя из такой оценки может привести к дестабилизации экономики;

                  проблемы, на какую именно величину следует изменить инструменты государственной политики в каждой данной экономической ситуации. Даже если экономическая ситуация определена правильно, то сложно точно определить, насколько, например, нужно увеличить государственные закупки или сократить налоги, чтобы обеспечить подъем в экономике и достижение потенциального объема выпуска, но не его превышение, т.е. как при этом не допустить перегрев и ускорение инфляции. И наоборот, при проведении сдерживающей фискальной политики как не привести экономику в состояние депрессии.

4. Дефицит бюджета. Противники кейнсианских методов регулирования экономики – монетаристы (monetarists), сторонники теории экономики предложения (supply-side economics) и теории рациональных ожиданий (rational expectations theory) – т.е. представители неоклассического направления в экономической теории считают дефицит государственного бюджета одним из важнейших недостатков фискальной политики. Действительно, инструментами стимулирующей фискальной политики, проводимой при спаде и направленной на увеличение совокупного спроса, выступает увеличение государственных закупок и трансфертов, т.е. расходов бюджета, и уменьшение налогов, т.е. доходов бюджета, что ведет к росту дефицита государственного бюджета. Не случайно рецепты государственного регулирования экономики, которые предложил Кейнс, получили название «дефицитного финансирования».
Особенно остро проблема бюджетного дефицита проявилась в большинстве развитых стран, использовавших после Первой мировой войны кейнсианские методы регулирования экономики, в середине 70-х годов, причем, в США возник так называемый «двойной дефицит» («twin debts»), при котором дефицит государственного бюджета сочетался с дефицитом платежного баланса. В связи с этим проблема финансирования дефицита государственного бюджета превратилась в одну из важнейших макроэкономических проблем.

 

 

              

1.6 Проблемы при проведении фискальной политики и возможные пути их решения

 

         Оценка эффективности фискальной политики чрезвычайно проблематична. И дискреционная, и автоматическая фискальная политика  играют   важную роль в стабилизационных мероприятиях государства, однако, ни та,  ни  другая не являются панацеей от всех экономических бед. Что касается  автоматической политики, то присущие ей  встроенные  стабилизаторы  могут  лишь  ограничить размах и глубину колебаний экономического цикла, но полностью устранить  эти колебания они не в состоянии.

          Еще больше проблем возникает при проведении  дискреционной  фискальной политики. К ним можно отнести:

    - наличие временного лага между принятием решений и их  воздействием  на экономику;

    -   административные задержки;

    - пристрастие к стимулирующим мерам (сокращение налогов -  популярное  в политическом плане мероприятие, а вот увеличение налогов может  стоить  парламентариям карьеры). Тем не менее, максимально разумное применение инструментов  и  автоматической,  и   дискреционной   политики   может существенно влиять на динамику общественного производства и занятости, снижение темпов инфляции и решение других экономических прблем.

          Путем решения вышеуказанных проблем может является совершенствование налоговой системы. Улучшение вышеуказанной системы может проводиться по следующим  важнейшим направлениям:

    - требуется  уменьшение  налогового  бремени.  Оно  является  чрезмерным поскольку налоговые изъятия при составлении бюджета государства до сих пор планировались  в  размере  около  половины  ВНП.  Мировой  опыт  и  теоретические  разработки,  отраженные  в   виде   «кривой   Лаффера», показывают, что тот уровень, с которого начинается   массовое  бегство от налогов, обусловливает низкий   уровень собираемости налогов. Кроме того, в результате кризиса неплатежей предприятий подрываются  условия непрерывного производства;

    -  необходимо  изменение  структуры  налоговых   поступлений   за   счет поэтапного увеличения уровня налогообложения физических лиц (доходов имущества),  а  также  налогов  на  имущество  и  рентных  платежей  в природоэксплуатирующих  отраслях,  что  обеспечит  рост  платежей   за использование природных ресурсов. Резкий переход  на  преимущественное налогообложение физических лиц невозможен, так  как  невысокие  доходы основной массы населения пока не позволяют проплатить такие налоги;

    - назрела  необходимость  сокращения  налоговых  льгот.  В  сегодняшний период,  когда  происходит  глобальный  пересмотр  налоговой  системы, индивидуализация  налоговых   льгот   оборачивается   неразберихой   и коррупцией. Данная индивидуализация налоговых ставок возможна  лишь  и хорошо отработанной, налаженной налоговой политике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ влияния налоговой нагрузки на экономический рост
Республики Беларусь

Подход к оценке фискального климата страны на основе фискальной политики (ФП) с учетом институциональной переменной. При исследовании роли фискальных факто­ров государственного регулирования экономики пристальное внимание уделя­ется свойствам кривой А. Лаффера, задающей графическое изображение зави­симости суммы государственных налоговых изъятий из прибыли (или доходов, облагаемых предельной ставкой налога) от предельной ставки налога. При этом для принятия макроэкономических решений существует необхо­димость создания инструментария, который позволил бы с достаточной степе­нью достоверности оценивать эффективность фискальной политики государ­ства с точки зрения ее воздействия на уровень деловой активности в стране. Фактически речь идет об инструментарии, позволяющем определять форму про­изводственной и фискальной кривых.

С целью анализа фискального климата, помимо традиционного набора фак­торов (объем выпуска, труд и капитал), ФП дополняются переменными, харак­теризующими институциональную среду. В [5] рассматривается только одна из них - средняя налоговая нагрузка (доля взимаемых государством налогов в объе­ме ВВП). При этом кроме технологического аспекта экономического роста (объе­мы и эффективность труда и капитала), в модели учитывается еще и институ­циональный климат (налоговое бремя).

  Исследование такой ФП представляется обоснованным, так как связь меж­ду выпуском и макроэкономическими факторами во многом определяется именно существующим в экономике институциональным климатом. Вполне логично предположить, что при равных технологических условиях (объеме труда и ка­питала) разный уровень налогового бремени будет продуцировать и разный объем ВВП.

   Примером построения и анализа ФП с институциональными переменными может быть работа П. Вельфенса и П. Джесински, которые предлагали исполь­зовать «расширенную» функцию Кобба-Дугласа, включив в нее экспоненци­альный множитель, зависящий от нескольких институциональных парамет­ров [7]. Более того, в ряде современных эконометрических исследований в ка­честве факторов производства часто рассматриваются не только ресурсные переменные, но и параметры государственного регулирования (процентные став­ки, налоговое бремя и т.п.) [8].

   Рассмотрение трехфакторной ФП (труд, капитал, налоговая нагрузка) недо­статочно для анализа фискального климата и оценки его роли в поддержании экономического роста. В [5] предполагается, что связь выпуска и налоговой нагрузки является нелинейной. Кроме того, рассматриваются нетрадиционные производственные функции с постоянной эластичностью замены макрофакторов, а ФП с переменной эластичностью, которая сама зависит от налоговой нагрузки. Модель такого вида позволяет проводить максимально полный ана­лиз роли фискального климата.

Для анализа будем использовать ФП следующего вида:

 

      Y =yDK(a+bq)qL(n+mq)q                                                                                 (1)

 

где Уt - выпуск (объем ВВП страны);

Кt - капитал (объем основных фондов);

Lt - труд (численность занятых в экономике работников);

q - налоговая нагруз­ка (относительное налоговое бремя, вычисляемое как доля налоговых поступ­лений Tt в ВВП, qt= Тtt );

Д = еat трендовый оператор (функция, зависящая от времени t): у, а, b,n и т - параметры, оцениваемые статистически на осно­ве ретроспективных временных рядов (В.р.).

Функции с переменной эластичностью замены факторов довольно редки в практике эконометрических исследований. Однако эмпирические расчеты по­казали, что именно эта форма ПФ является не только наиболее приемлемой, но и достаточно универсальной. Выбор такого вида функции позволяет дать эко­номическую интерпретацию, основанную на свойствах кривой Лаффера [5]. На самом деле, логарифмируя данную ФП, мы получаем квадратичный трех­член относительно q. Его график представляет собой параболу, ветви которой направлены вниз. Вершина параболы является точкой максимума этой произ­водственной функции и одновременно точкой Лаффера. Использование в сте­пени линейной либо кубической зависимости относительно q не позволяет рас­считать точки Лаффера, поскольку данные функции не имеют точек экстрему­ма, а точки Лаффера являются точками максимума.

Функция (1) задает производственную кривую, т.е. зависимость между вы­пуском и налоговой нагрузкой. Тогда фискальная кривая, т.е. зависимость меж­ду массой собираемых налогов и относительной налоговой нагрузкой, описы­вается следующей моделью:

 

Т=уqDК(a+bq)L(n+mq)q                                                                                  (2)

 

Основной идеей фискального анализа на базе функций (1) и (2) является определение взаимного расположения точек Лаффера 1-го и 2-го рода и факти­ческой величины налоговой нагрузки. Рассмотрение данных трех фискальных индикаторов позволяет дать довольно полную картину налогового климата и определить его роль в формировании динамики экономического роста.

С целью упрощения оценивания моделей (1) и (2) проведем их логарифми­рование. Они примут вид:

 

   In У = In у + αt+ (а + bq)qlnK + (п + mq)q ln L ,                              (3)

   In T = lny + lnq + αt + (a + bq)qln К + (n +mq)qlnL                         (4)

 

   В соответствии с работой [9] фискальной точкой Лаффера 1-го рода (будем обозначать q*) называется точка, в которой функция (3) достигает максимума. Необходимым условием для точки Лаффера 1-го рода является условие dlnУ/dq = 0 , т.е. 2q(blnК + mInL) + (aIn К + nlnL) = 0 . Отсюда получаем сле­дующую формулу для определения точек Лаффера 1-го рода функции (3):

 

                (5)

Аналогичным образом определяется фискальная точка Лаффера 2-го рода (ее будем обозначать q**), в качестве которой понимается точка максимума функции (4), когда dlnT/dq = 0, т.е. 2q2(bln К + mlnL) + q(a In К + п In L) +1 = 0 . Отсюда получаем следующую формулу для определения точек Лаффера 2-го рода функции (4):

 

                            (6)

 

Формула (6) требует пояснений. Из двух стационарных точек, определяе­мых в соответствии с (6), выбирается только одна, являющаяся точкой макси­мума. Однако заранее сказать, какая из двух критических точек будет точкой максимума, нельзя, в связи с чем в формуле (6) фигурируют две потенциальные точки Лаффера 2-го рода.

Правые части соотношений (5) и (6) зависят не только от параметров моде­ли, но и от инструментальных переменных, в свою очередь зависящих от вре­мени, поэтому и сами точки Лаффера 1-го и 2-го рода не есть константы на всем интервале исследования. Наоборот, они оказываются «плавающими» во времени, что является большим преимуществом проводимого анализа. Действи­тельно, более правомерно предположить, что чувствительность экономической системы к налоговому бремени - динамическая величина, меняющаяся от года к году.

      С содержательной точки зрения зависимость D-eat описывает нейтраль­ный научно-технический прогресс. Однако, несмотря на варьирование в раз­личных прикладных расчетах функции тренда, точки Лаффера 1-го и 2-го рода оказываются независимыми от ее параметров. Иными словами, способ опреде­ления фискальных индикаторов на основе формул (5) и (6) позволяет устра­нить в фискальном анализе искажающее влияние НТП и фактора времени.

           Модель (1)-(2) была апробирована в [5] на статистических данных России, Швеции, Великобритании и США, позволяющих использовать максимально репрезентативную выборку, включающую все основные типы экономических систем. Так, экономика Великобритании является достаточно «старой», имеет довольно консервативную систему государственного регулирования и умерен­ную фискальную нагрузку. Швеция интересна своей знаменитой моделью «швед­ского социализма», базирующейся на очень высоком налоговом бремени. США, наоборот, представляют группу стран с либеральным налоговым режимом и чрезвычайно гибкой системой макроэкономического регулирования. Наконец, Россия относится к развивающимся странам с переходной экономикой, для ко­торых характерна неустойчивость как экономических процессов, так и системы управления ими. Модель (1)-(2) для всех четырех стран оказалась приемлемой.

Исследуем данный подход применительно к экономике Республики Бела­русь, используя годовые данные.

     Модели ПФ с институциональной переменной для Республики Беларусь. При построении ПФ будем использовать данные о ВВП (У), стоимости основ­ных фондов (ЛГ), численности занятых в экономике (L), налогах на производ­ство и импорт (Г) Республики Беларусь в годовом разрезе за 1990-2005 гг. в сопоставимых ценах  990 г. Исходные данные о ВВП и налогах на производство и импорт взяты из сборника «Национальные счета Республики Беларусь» [10], о численности занятых в экономике и стоимости основных фондов - из «Ста­тистического ежегодника Республики Беларусь» [11]. В расчетах использова­лись значения налоговой нагрузки в процентах. Эконометрический анализ и расчеты осуществлялись в пакете EViews.

     Часто налоговое бремя (нагрузка) определяется как отношение налоговых поступлений в бюджет к ВВП, а также отношение суммы уплаченных налогов к выручке от реализации продукции. В нашем исследовании под ним подразу­мевается доля налогов на производство и импорт в ВВП. Данный подход может быть обоснован тем, что в обеспечении стабильных и достаточно высоких до­ходов бюджета приоритетную роль играют косвенные налоги [2], которые име­ют значительный удельный вес в налогах на производство и импорт. Также, ввиду применения для анализа фискальной политики аппарата ПФ, целесооб­разнее учитывать не все налоговые поступления в бюджет, а только касающие­ся производства. Поэтому использовались данные о налогах на производство и импорт.

  Проверим В.р. исходных показателей на стационарность. Будем применять расширенный тест Дики-Фуллера (ADF) и тест Квятковского-Филлипса-Шмид-та- Шина (KPSS) [12]. Результаты тестов ADF и KPSS для В.р. исследуемых показателей приведены в Табл. 1. Критические значения даны на пятипроцентном уровне значимости.


 


Таблица 1 - Результаты применения тестов ADF и KOSS к В.р., используемым при построении моделей на основе годовых данных.

 

ADF-тест

KPSS-тест

 

В.р.

ADF-статистика

Критические значения

LM-статистика

Критические значения

Результат

In Уt,

-3,162

-3,791

0,162

0,146

I(1)

InКt

-2,795

-3,829

0,119

0,146

I(1)

InLt.,

-2,260

-3,099

0,150

0,146

I(1)

In Tt,

0,653

-1,966

0,154

0,146

I1)

In Уt,

-1,785

-1,971

0,428

0,463

I(0)

InКt

-2,591

-1,974

0,208

0,463

I(0)

InLt

-2,002

-1,968

0,318

0,463

I(0)

In Tt,

-4,088

-1,968

0,224

0,463

I(0)

 

Для всех В.р., результаты по которым противоречивы, были проведены до­полнительно тесты: Нг-Перрона (NP-тест) и Элиота-Ротенберга-Стока (ERS-тест) [12]. Они свидетельствуют о стационарности первых разностей исследуе­мых В.р. Из табл. 1 видно, что все В.р. анализируемых показателей являются 1(1)-рядами.

На статистической информации Республики Беларусь о ВВП, стоимости основных фондов, численности занятых в экономике, налогах на производство и импорт за период 1990-2005 гг. была получена следующая ФП:

 

In Yt = -0,065t + (-2,130+ 0,094qt )qt In Kt +

(0.0)        (0.000)       (0.000)

             + (0,062- 0,002 qt )qt In Lt+ 0,121DT(1995)                                             (7)

    (0.000)    (0.000)                          (0.000)

 

Наличие в модели фиктивной переменной DT(1995), задающей изменение тренда в 1995 г., объясняется поведением В.р. ВВП, который до 1995 г. снижал­ся, а начиная с 1995 г. стал увеличиваться.

         Модель для налогов на производство и импорт имеет следующий вид:

 

lnTt;=21,898+0,061t-17,515qt+(-2,213+0,097qt)qtlnK1+

                 (0.002)   (0,000) (0,000)              (0.017) (0,015)

                             + (0,229- 0,005qt,)qtIn Lt                                                      (8)

                (0,000)      (0,000)

 

Так как все В.р. являются 1(1)-рядами, проверим остатки уравнений (7), (8) на стационарность с целью подтверждения (опровержения) наличия достовер­ной долгосрочной связи между показателями. Результаты ADF-теста приведе­ны в табл. 2.

 

Таблица 2 - Результаты ADF-теста для остатков уравнений регрессии(7), (8).

 

 

 

Критические значения

Уравнение

t-статистика

1%

5%

10%

(7)

-4,995

-3,328

-2,782

-2,482

(8)

-4,387

-3,328

-2,782

-2,482

 

          Стационарность остатков обеих моделей подтверждает наличие долгосроч­ной взаимосвязи между исследуемыми показателями.

          Перед тем как оценить значения точек Лаффера 1-го и 2-го рода, преобразу­ем равнения (3) и (4):

 

In Уt = q2(bIn Kt mlnLt)+q(alnKt +nlnLt)+ ln y+ αt

In Tt = q2(bIn Kt mlnLt)+q(alnKt +nlnLt)+ lnq+ln y+ αt.             

 

Так как точка Лаффера 1-го рода является точкой максимума производствен­ной кривой (3), то данное условие выполнится в случае, когда ветви параболы будут направлены вниз, т.е. (bin К, +mln Ц) <0. Оценивание данного выраже­ния для модели (7) показало, что это условие выполняется и точки Лаффера, рассчитанные на основе коэффициентов указанных моделей, действительно бу­дут точками максимума. В выражении (4), помимо д2 и q, фигурирует In q. Однако значение Inq на всем исследуемом интервале изменяется незначитель­но и находится в интервале [2, 95; 3, 19]. Поэтому будем также проверять усло­вие (binК} + minL,)<0. Для уравнения (8) оно выполняется, поэтому точки Лаффера 2-го рода, рассчитанные на основе формулы (6), будут точками макси­мума. При этом она примет вид:

 

 

q**

 

           На основе коэффициентов моделей (7) и (8) были рассчитаны точки Лаффе­ра 1 -го (q*) и 2-го (q**) рода. Экономически точка Лаффера 1 -го рода означает предел налогового бремени, при котором производственная система еще не пе­реходит в стадию спада. Точка Лаффера 2-го рода показывает величину налого­вого бремени, после достижения которой увеличение массы налоговых поступ­лений становится невозможным. Результаты представлены на рис. 1.

 

Рисунок 1 - Фактическая налоговая нагрузка (q) и точки Лаффера 1-го (q*) и 2-го рода (q**)  для Республики Беларусь

 

Среднее значение точки Лаффера 1-го рода составило 22,3%, а 2-го рода -35,5%. На рис. 1 показано, что в период с 1990 по 2004 г., за исключением 1990 г., 1997-2000 гг., фактическое налоговое бремя было ниже точки Лаффера 1-го рода, следовательно, налоговая нагрузка не являлась слишком высокой и не могла спровоцировать производственный спад. Превышение фактической налоговой нагрузки над д* в 1990, 1997-2000 гг. свидетельствует о чрезмернос­ти налоговой нагрузки на отечественного производителя в данном периоде.

Точка Лаффера 2-го рода за весь анализируемый период была значительно выше д . Это значит, что повышение налогового бремени до уровня q** возмож­но, однако оно существенно снизит темпы экономического роста, хотя бюджет­ные доходы возрастут. Статистические оценки моделей приведены в табл. 3.

 

Таблица 3 - Оценка уравнений регрессии.

 

Критерий

 

 

Уравнение

(7)

(8)

R1

0,965

0,986

R2

0,946

0,975

SER

0,038

0,039

DW

2,573

1,428

AIK

-3,405

-3,322

SIK

-3,121

-2,992

Жака-Беры

2,604 (0,272)

2,408 (0,23)

Бройша-Годфри

0,906 (0,447)

0,039 (0,962)

Уайта

1,727 (0,244)

2,586 (0,117)

МАРЕ

1,61%

1,99%

 

По всем характеристикам полученные модели можно признать удовлетво­рительными. По уравнениям (7), (8) были построены ретроспективные прогно­зы на 2005 г. Значение средне абсолютной процентной ошибки МАРЕ, приве­денной в табл. 3, свидетельствует о высокой точности прогноза.

Прогноз ВВП и чистых налогов на производство и импорт на основе ФП. Для определения оптимального размера налоговой нагрузки, обеспечива­ющей экономический рост и при этом увеличение налоговых поступлений, были построены прогнозы на основе моделей (7), (8) и разных сценариях q. Прогнозы для ВВП и налогов на производство и импорт Республики Беларусь строились до 2010 г. С этой целью использовались прогнозные данные о численности занятых в экономике согласно Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг. [4] (нижняя граница, верхняя, среднее значение). Прогнозные значения стоимости основных фондов были получены на основе модели ARIMA(1; 1; 1) в пакете EViews. МАРЕ ретроспективного прогноза на 2005 г. составила 3,47%.

Рассматривались следующие сценарии: q = 10%, q = 15%, q = 20%, q = 25%, q = 30%), q = 35%), q определяется на основе сложившихся тенденций.

Расчеты по сценариям, в которых q составляет 10%, 15%, 30%, 35%о, по­казали резкое снижение ВВП в первых двух случаях и необоснованно высо­кий его рост в последних. Поэтому они были исключены. При q = 25% на­блюдаются слишком высокие темпы роста ВВП, которые также не являются обоснованными. При q= 20% прогнозное значение ВВП резко снижается, а затем начинает возрастать. Следовательно, оптимальный размер налоговой нагрузки должен находиться в интервале (20%; 25%). На данном промежут­ке строились прогнозы ВВП до 20] 0 г. с шагом 0,5%. В результате было выявлено, что при q = 23,5% рассчитанные значения ВВП наиболее соответ­ствуют прогнозным, приведенным в программе [4]. Прогнозные значения ВВП по сценариям, где q = 20% и q = 23,5%, сравнивались с аналогичными показателями из программы [4] (верхняя и нижняя границы). Результаты представлены на рис.2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

Рисунок 2 - Прогнозные значения ВВП Республики Беларусь

 

Согласно данным рисунка, при снижении фактической налоговой нагрузки до 20%> возможно резкое снижение ВВП с последующим незначительным его ростом. Прогноз ВВП до 2010 г. по модели (7) при q = 23.5% практически совпадает с верхней границей приведенного в Программе [4].

По модели (8) были построены прогнозы налогов на производство и импорт согласно различным сценариям q. Так же, как и при прогнозировании ВВП, расчеты по сценариям 10%, 15% показали резкое их снижение, а при q = 30% и q = 35% - быстрое и необоснованно высокое увеличение. Поэтому данные сценарии были исключены из рассмотрения. Оптимальный рост налогов на производство и импорт также прогнозируется при q = 23,5%.              |

Вместе с тем, в 2005 г. их доля составила 25,15% ВВП. Необходимость сни­жения налоговой нагрузки может подтверждаться проведенным анализом, в ре­зультате которого было выявлено, что в ряде лет из рассмотренного промежут­ка она была чрезмерной. Такое снижение налогового бремени может быть дос­тигнуто, например, за счет опережающих темпов роста ВВП по сравнению с темпами роста поступлений от налогов на производство и импорт.

С целью анализа прогнозных характеристик производственных функций с налоговым бременем и без него была оценена ПФ с использованием тех же статистических данных на промежутке 1990-2005 гг.:

 

In Уt =-0,087t+ 0,147 DT(1 995) +0,555In Kt + 0,445lnLt.                               (9)

             (0,000)   (0,000)                 (0,000)                     (0,000)

 

По данной ПФ был построен прогноз ВВП до 2010 г. Прогнозные значения ВВП по моделям (7)(при q=23,5%) и (9) представлены на рис. 3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 3 - Прогнозные значения ВВп по моделям (7) и (9)

 

Приведенный рисунок показывает, что прогнозные значения ВВП по моде­ли с налоговой нагрузкой выше и больше соответствуют данным в программе.

Таким образом, анализ фискальной политики Республики Беларусь свиде­тельствует, что в некоторых промежутках времени на исследуемом интервале 1990-2005 гг. налоговая нагрузка на производителей оказалась чрезмерной. Полученные прогнозные значения для ВВП, основанные на построенных ПФ и различных сценариях q, показали, что оптимальный уровень налоговой нагруз­ки до 2010 г. - 23,5%. Именно он обеспечивает такое прогнозное увеличение, которое соответствует экономическому росту, предусмотренному Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг.. а также позволяет увеличивать уровень налогов на производство и импорт. Сравнение прогнозов ВВП по ПФ с учетом налоговой нагрузки и без него по­казало, что первая позволяет получить прогнозные значения ВВП, близкие к программным (прогноз ВВП по модели (7) превысил нижнюю границу прогно­за по программе [4], среднее абсолютное процентное отклонение от верхней границы составило 0,6%), а также дает возможность проанализировать вариан­ты его роста в зависимости от разного уровня налогового бремени.

 

 

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализируя выше написанное, можно сказать, что по поводу финансов возникают экономические отношения, которые государство может использовать в проводимых фискальных мероприятиях, а фискальная политика, в свою очередь, является одним из основных инструментов макроэкономического регулирования.

В ходе выполнения работы               я выяснила, что фискальная политика в зависимости от механизмов ее регулирования на изменение экономической ситуации делится на дискреционную и автоматическую фискальную политику (политику встроенных стабилизаторов).

Под дискреционной политикой понимают сознательное манипулирование правительством государственными расходами и налогами. Ее еще называют активной фискальной политикой. На практике  уровень государственных расходов, налоговых поступлений может измениться даже в случае, если правительство не принимает соответствующих решений. Это объясняется существованием встроенной стабильности, которая определяет автоматическую (пассивную, недискреционную) фискальную политику

Наиболее значительными инструментами фискального воздействия являются налоги и государственные закупки. В периоды спада производства необходимо увеличивать государственные расходы, снижать налоги или делать и то и другое, т.е. проводить стимулирующую (экспансионистскую) политику. В целях снижения темпов инфляции реализуют сдерживающую                            (рестрикционистскую) фискальную политику. Она заключается в сокращении государственных расходов, увеличении налогов или в сочетании тех и других мер.

В ходе выполнения данной курсовой работы были рассмотрены инструменты фискальной политики. Одним из важнейших инструментов воздействия на темпы экономического роста, а, следовательно, на уровень безработицы является финансовая, в том числе налоговая система.Среди инструментов финансового регулирования экономики особое место отводится государственным расходам и налогам. Налоги выполняют не только фискальную, но и экономическую функцию. Фискальная функция налогов состоит в формировании денежных доходов государства. Являясь важнейшим рычагом воздействия на социально-экономические процессы, налоги в то же время обеспечивают основную массу доходной части государственного бюджета. Прямые налоги, являясь пропорциональными, оказывают прямое воздействие на динамику ВВП и относятся к автоматическим (встроенным) стабилизаторам экономики.Местные налоги, занимающие в структуре доходной части бюджета значительный удельный вес, подчеркивают фискальный характер налоговой системы.

Что касается налоговой системы, то можно с уверенностью сказать: Налоговая система любой страны эффективна в том случае, если сформирована на общих методологических подходах, учитывающих платежеспособность населения, налоговые льготы для стратегических целей экономики, равномерное распределение налогов по субъектам хозяйствования, оптимальность налогового бремени и др. Важным звеном налоговой политики государства являются критерии налогообложения. В качестве первого критерия экономисты называют  справедливость (равенство), в качестве второго – эффективность. Первый критерий строится на том, что государственные налоги и их расходование влияют на распределение доходов в обществе, возлагая тяготы на одних и предоставляя блага другим. Общество в конечном счете стремится к справедливому распределению этих тягот и благ.

Но основным в системе налогообложения является все же критерий платежеспособности. В соответствии с ним налоги должны расти по мере роста доходов, так как  в результате этого  неравенство в материальном положении сокращается. Такая налоговая система называется прогрессивной. Напротив, если после выплаты налогов неравенство в обществе возрастает, налицо регрессивная система налогообложения. Согласно кейнсианскому подходу, применение налогов как важного инструмента фискальной политики может стимулировать деловую и инвестиционную активность, так как снижение налогов оставляет в распоряжении предпринимателей значительно большую часть денежных средств, чем величина снижения уровня налога

Государство не ограничивает свое вмешательство в экономику лишь варьированием налоговых ставок. Целями государственной политики могут быть обеспечение выравнивания уровня доходов граждан, поддержание социально значимых отраслей дотациями и инвестициями, стимулирование малого бизнеса, чистого экспорта, стабилизация экономики. В связи с этим государство будет осуществлять определенные расходы из государственной казны

Благодаря мультипликативному эффекту на каждую единицу сокращения пропорционального налога приходится гораздо больше единиц прироста ВВП.

Дискреционная и недискреционная фискальные политики применяются в комплексе, в зависимости от текущей динамики ВВП. Дискреционная политика дает эффект в краткосрочном периоде.

Согласно кейнсианской концепции фискальной политики, дефицит госбюджета, как правило, увеличивается в период спада и сокращается в периоды оживления и подъема экономики. При этом не всегда обеспечивается стабилизация экономики и рост ВВП. Если рост государственных расходов финансируется за счет роста подоходных налогов, то конечный прирост национального продукта равен первоначальному приросту государственных расходов.

Согласно классической концепции, фискальная политика рассматривается лишь как инструмент финансового обеспечения выполнения государством своих функций, но не как стабилизационная политика. Классическая концепция основана на рикардианском равенстве, согласно которому фискальное воздействие вызовет не изменение величины ВВП, а перераспределение денежных средств между частным и государственным секторами в силу действия эффекта «вытеснения» при нейтральности денег.

В процессе выполнения данной курсовой работы был проведен анализ влияния налоговой нагрузки на экономический рост Республики Беларусь.

Этот анализ  свиде­тельствует, что в некоторых промежутках времени на исследуемом интервале 1990-2005 гг. налоговая нагрузка на производителей оказалась чрезмерной. Полученные прогнозные значения для ВВП, основанные на построенных ПФ и различных сценариях q, показали, что оптимальный уровень налоговой нагруз­ки до 2010 г. - 23,5%. Именно он обеспечивает такое прогнозное увеличение, которое соответствует экономическому росту.

 

 

 

 

 

 

 

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1.    Экономический бюллетень НИЭИ Министерства Экономики РБ //Шинкевич Н.Н.-   Мн., 2007

  2.   Учебно-методический комплекс для специальности «Экономика и организация производства» // Ивашутин А.Л.-Мн., 2008

  3.   Налоговые системы зарубежных стран// Учебник под  ред.  В.Г.  Князева, Д.Г. Черника – 2-е изд., перераб. и допол. – М.: Закон и право, 1997.

  4.    Экономика    //    Учебник.    3-е    издание.    Под     редакцией   проф. Булатова. –          М.,  1999.

  5.    Макроэкономика  // Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина.. – М., 1997.

  6.    Макроэкономика:Курс лекций для экономистов// Под ред. Матвеевой Т.Ю, М.-2001

  7.   Общая экономическая теория (политэкономия) //  Учебник под общей  ред. акад. В.И. Видяпина, акад. Г.П. Журавлёвой. М.: ПРОМО-Медиа, 1995.

  8.   Налоги и налогообложение // Учебник для  вузов.  –  М.:  Инфра  –  М.,      1998.

9. Рыбинская О.И. Влияние налогов на финансово-хозяйственную деятельность предприятий /У Бел. экономика: анализ, прогноз, регулирование. 2004. № 6.

10. Экономико-математический энциклопедический словарь.// Большая Рос­сийская энциклопедия, М- 2003..

 

 

 

 

11

 

Информация о работе Фискальная политика