Финансы в сиситеме рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 05:24, курсовая работа

Описание

Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Следовательно, хотя структурный переход от в основном централизованно планируемой и контролируемой экономики к экономике, функционирующей в соответствии с рыночными принципами, включает в себя многие элементы, самое важное - создать надежную финансовую систему

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ……..
1.1 Основные составляющие финансовой системы……………………………
1.2 Сущность и необходимость финансов……………………………………...
ГЛАВА 2 СОСТОЯНИЕ ФИНАНСОВ В РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАНАХ И
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………………
2.1 Современная финансовая система Российской Федерации………………..
2.2 Финансовая система развивающихся стран…………………………………
2.3 Перспективы развития финансового рынка в Российской Федерации…….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….

Работа состоит из  1 файл

1.doc

— 137.00 Кб (Скачать документ)

Финансовая система в материальном смысле в настоящее время традиционно представляется следующим образом (имеет следующую структуру):

бюджетная система (федеральный бюджет, бюджеты субъектов федераций, бюджеты местного самоуправления);

внебюджетные централизованные целевые фонды;

внебюджетные децентрализованные целевые фонды, (фонды экономического стимулирования, фонды развития производства на предприятиях);

финансы хозяйствующих субъектов и отраслей;

имущественное и личное страхование;

кредит (государственный, банковский) .

Нам представляется, что с учетом современных реалий (анализировалось в статье "Финансовая деятельность современного государства") можно все денежные фонды, представляющие собой элементы финансовой системы в материальном смысле, дифференцировать на три группы (звена) следующим образом:

Государственные и муниципальные централизованные фонды.

Государственные и муниципальные децентрализованные фонды.

Частные децентрализованные фонды.

К государственным и муниципальным централизованным фондам относятся такие элементы, как, например:

федеральный бюджет;

бюджеты субъектов РФ (89);

бюджеты муниципальных образований;

4) бюджеты внебюджетных централизованных фондов (Пенсионный фонд РФ, Фонды медицинского страхования, Фонд социального страхования);

средства, аккумулируемые, перераспределяемые и используемые в результате проведения обязательного страхования;

средства, аккумулируемые, перераспределяемые и используемые в результате привлечения государственного и муниципального кредита;

золотовалютные фонды Центрального банка РФ.

К государственным и муниципальным децентрализованным фондам следует относить такие средства в денежном исчислении, как например:

активы государственных и муниципальных предприятий, наделенные ими на праве хозяйственного ведения и оперативного управления. Поскольку право собственности на эти активы принадлежит государству, их можно характеризовать как ресурсовый фонд государства; доли государства и муниципальных образований в уставных капиталах коммерческих организаций. Указанные доли также являются государственным и муниципальным ресурсовым фондом;

3) децентрализованные межотраслевые, отраслевые фонды, образуемые государственными и муниципальными предприятиями.

К частным децентрализованным фондам можно относить, например, такие фонды денежных средств. как:

денежные средства, остающиеся в собственности населения (физических лиц), после реализации налоговых обязательств;

средства коммерческих организаций любой организационно-правовой формы, осуществляющих любые виды деятельности (включая банковское кредитование);

средства некоммерческих организаций (фондов), образуемых коммерческими организациями и частными лицами в соответствии с действующим законодательством РФ.

Думается, что приведенные перечни можно дополнить, однако, как нам представляется, целью настоящего исследования является принципиальный подход к необходимости дифференциации совокупного фонда денежных средств по указанным трем направлениям. Другими словами, рассмотрение финансовой системы как совокупности денежных фондов (в материальном смысле) с учетом означенной систематизации, на наш взгляд, отвечает современным реалиям.

Далее следует обратиться к рассмотрению финансовой системы как к совокупности общественных отношений, представленных в определенной структуре.

Учитывая, что в отечественной науке такие ученые, как Е.А. Ровинский, В.В. Бесчеревных. С.Д. Цыпкин считали, что финансы это система организуемых государством экономических отношений, в процессе которых происходит образование и использование централизованных и децентрализованных денежных фондов, нам представляется, что следует сделать попытку конкретизировать систему упомянутых экономических отношений, также разбив их на элементы, которые складываются в звенья и институты. Например, Э.А. Вознесенский считал, что все денежные отношения, образующие систему финансов, можно разделить на две группы: во-первых, это отношения, связанные с формированием централизованных и децентрализованных денежных фондов, во-вторых, это отношения, возникающие при использовании таких фондов.

Нам представляется, что в настоящее время следует говорить о значительно более сложном механизме элементного состава, представляющем в совокупности финансовую систему, понимаемую как систему экономических отношений.

Учитывая тот факт, что экономические отношения складываются по поводу материальных фондов денежных средств, думается, что критерий классификации должен быть аналогичным рассмотренному, однако, спектр возникающих при этом отношений шире чем непосредственное образование, распределение и использование того или иного фонда. Рассмотрим более подробно.

Итак, исходя из вышесказанного, можно предположить, что эти отношения можно разделить на две большие группы.

В первую группу входят экономические отношения, непосредственно связанные с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств. Ко второй группе, как нам представляется, следует отнести отношения, сопутствующие образованию, распределению и использованию фондов денежных средств.

Исходя из этого, в первую и основную группу общественных отношений входят отношения по образованию, перераспределению и использованию государственных и муниципальных денежных средств в процессе:

образования, распределения и использования бюджетов всех уровней в РФ;

образования, распределения и использования бюджетов внебюджетных централизованных фондов;

образования, распределения и использования средств, получаемых в результате обязательного страхования;

образования, распределения и использования средств, получаемых в результате государственного кредита;

5) образования, распределения и использования золотовалютных фондов ЦБ РФ и др.

Очевидно, что все рассмотренные группы отношений можно детализировать дополнительно по трем основным направлениям: отношения по образованию, перераспределению и использованию любых вышеназванных фондов денежных средств. На этой основе возможна другая перегруппировка отношений, на основе которой можно выделить комплексные отношения, например:

формирование доходов государства и муниципальных образований - это аккумулирование средств: бюджетной системы, привлечение государством и муниципальными образованиями кредитных ресурсов, накопление средств в результате обязательного страхования, образование золотовалютного резерва ЦБ РФ;

осуществление расходов государства и муниципальных образований - направление средств из бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на финансирование различных направлений финансовой деятельности, выделение средств из бюджетов внебюджетных централизованных фондов на реализацию медицинского, социального, пенсионного страхования и др.

Здесь же следует выделить группу отношений, возникающих по поводу образования, перераспределения и использования децентрализованных государственных и муниципальных фондов.

Эти отношения имеют принципиальные отличия ввиду того, что их императивность становится ограниченной. Государство посредством своих органов может лишь оказывать влияние на процесс аккумулирования, перераспределения и использования в нужном ему направлении посредством тех или иных рычагов (например, финансовый контроль за законностью и целесообразностью использования средств).

Что же касается отношений, возникающих в связи с образованием, распределением и использованием денежных фондов третьей группы (частные децентрализованные фонды), то они носят еще менее непосредственный и императивный характер. Эти отношения могут заключаться путем применения тех или иных инструментов, стимулирующих образование, распределение и использование фондов денежных средств с учетом интересов государства и в контроле за соблюдением финансовой дисциплины всеми субъектами экономической деятельности.

Вместе с тем, как уже было сказано выше, спектр общественных отношений, составляющих финансовую систему, шире, чем образование, распределение и использование (или способствование этому процессу) относительно того или иного фонда.

Так, известно, что функционирование финансовой системы в материальном смысле обеспечивается движением наличных денег и безналичными расчетами (т.е. денежным обращением). При этом реализуется такая функция денег, как средство обращения. В этой связи следует иметь в виду, что отношения, складывающиеся в сфере денежного обращения, включая эмиссию, также являются элементом финансовой системы.

Очевидна и роль отношений, складывающихся в сфере валютного регулирования (установления валютных ограничений и контроля за их соблюдением), которое непосредственно влияет на характер денежного обращения в стране, на уровень денежной массы на рублевом рынке. Следовательно, отношения, развивающиеся в процессе валютного регулирования, также следует отнести к элементам финансовой системы.

Следует особо остановиться на общественных отношениях, складывающихся в сфере налоговой деятельности государства. Налоги не являются непосредственным фондом денежных средств государства и муниципальных образований, однако именно налоговые платежи, будучи закреплены за тем или иным уровнем бюджетной системы или внебюджетным централизованным фондом (единый социальный налог), формируют доходы бюджетов в процессе бюджетной деятельности. Пополнение доходов бюджетной системы является основной целью налоговой деятельности. В этой связи, как нам представляется, общественные отношения в сфере налогообложения, несомненно, являются элементом финансовой системы, рассматриваемой как совокупность экономических отношений.

Необходимо также упомянуть об отношениях, возникающих в связи с эмиссией государственных и муниципальных ценных бумаг. Эти отношения также следует рассматривать как элемент финансовой системы, поскольку в результате выпуска ценных бумаг государственными и муниципальными образованиями достигается привлечение кредитных ресурсов на уровне государственных и муниципальных образований.

2.2 Финансовая система развивающихся стран

 

Финансовые системы развивающихся стран характеризуются большим разнообразием как в силу их многочисленности (в общей сложности к этой подсистеме мировой экономики относятся 132 страны), так и по причине значительной дифференциации уровней их экономического, а значит, и финансового развития. Тем не менее можно отметить, что эти системы в своем развитии следуют определенной логике: сначала создается эффективная денежная система, состояние которой не препятствует развитию производства и не может вызывать кризисы, затем на ее базе - эффективная и мощная кредитная система. и наконец, уже на данной основе эффективные и мощные финансовые рынки. После этого при наличии;: достаточно сильной валюты национальная система перераспределения финансовых ресурсов в рамках национальных границ превращается в фактор, имеющий значение для международных финансов, а при наличии особо благоприятных условий - в основу мировой финансовой, как это произошло с финансовой системой США и Китая. Конечно, далеко не каждая из развивающихся стран в силу низкого уровня экономического развития способна дойти хотя бы до третьего этапа развития своей финансовой системы. Именно поэтому некоторые страны Африки объединились в «зону франка», «привязав» свои валюты к французскому франку. В зону франка (к так называемым «франкофомным» странам) относятся: Бенин, Буркина-Фасо, .Габон, Камерун, Коморские острова, Конго, Кот-д'Ивуар, Мали, Нигер. Сенегал, Того, ЦАР, Чад. Экваториальная Гвинея. Эти страны обязались, во-первых, держать свои валютные резервы главным образом во французских франках, а теперь -- в евро и, во-вторых, осуществлять их продажу на валютном рынке в Париже.

Франция, в свою очередь, обеспечивает свободный обмен национальных валют этих стран на французский франк и евро, а также контролирует кредитную политику эмиссионных банков стран зоны, франка. Страны члены этой организации имеют свои собственные центральные эмиссионные банки (ЦЭБ), причем некоторые один на группу стран, и свою валюту, свободно конвертируемую во французский франк, а теперь и в евро, по привязанному курсу через операционные счета на основе соглашений между французским казначейством и ЦЭБ отдельных стран и групп стран. Этот монетарный союз базируется на соглашениях, заключенных между Францией и каждой из стран зоны. Валютой большинства стран является франк КФА. Исключением являются Коморские острова, которые внесли собственную валюту -- коморский франк.

Другие страны, стремясь вывести финансовую систему на современный уровень, отказались от своей национальной валюты и перешли (или переходят) на американский доллар, как это сделали в конце 2000 г. Сальвадор и Эквадор, а затем и Аргентина.

Эти примеры характеризуют первую и главную особенность финансовых систем развивающихся стран -- активную роль государства, которая объективно усиливается архаичностью их финансов, нехваткой финансовых ресурсов.

На формирование и использование финансовых ресурсом как развивающихся, так и промышленно развитых стран влияют мотивы сбережений -- возрастная структура населения, рост доходов, переоценка богатства, пенсионное обеспечение страхования, относительные цепы и т. д. Однако процесс сбережения в большинстве развивающихся стран происходит в среде, которая существенно отличается от среды в индустриальных странах. Эти различия влияют на использование ресурсов, сроки движения капитала, характер предпочтений домашних хозяйств, возможности временного перераспределения потребления.

Сбережения домашних хозяйств в развивающихся странах невелики. Огромное число хозяйств имеют доходы, редко превышающие необходимый прожиточный минимум. В странах, в которых большая часть совокупного спроса обеспечивается домашними хозяйствами подобного тина, реакция частных сбережений на временное увеличение уровня дохода проявляется слабо, так как этим домашним хозяйствам трудно ограничить потребление. Поэтому, как правило, развивающиеся страны с высоким уровнем дохода показывают более высокую норму сбережений по сравнению со странами с низким уровнем дохода.

Доходы домашних хозяйств в развивающихся странах не постоянны, так как относительно большая доля доходов создается в сельском хозяйстве. Цены на сельскохозяйственную продукцию резко колеблются под влиянием спроса па мировом рынке и погодных условий. Эта неопределенность дополняется макроэкономической нестабильностью. Вообще говоря, высокая неуверенность в отношении будущих трудовых доходов должна увеличивать предупредительный мотив для сбережений, однако в нестабильной обстановке увеличивающаяся неуверенность обычно влияет на сбережения домашних хозяйств в противоположном направлении. Более высокие уровни сбережений в странах с низкой инфляцией подтверждают значение стабильной экономической обстановки.

Информация о работе Финансы в сиситеме рыночной экономики