Финансы и финансовая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 20:37, курсовая работа

Описание

Цель: осознать содержание и структуру экономической категории «Финансы и финансовая система»
Задачи:
1. Освоить правила разработки курсовой работы по дисциплине «Экономика отрасли»
2. Исследовать перечень основной и дополнительной литературы для раскрытия темы «Финансы и финансовая система»
3. Использовать для составления курсовой работы информационные технологии
4. Создать мультимедийную презентацию содержание курсовой работы на тему «Финансы и финансовая система»

Содержание

Введение 4
1.Первый раздел – теоретическая часть 5
1.1Сущность и функции финансов 5
1.2Управление финансами 6
1.3Финансовая система РФ 8
1.4Финансовые операции государства 10
2.Второй раздел – практическая часть 15
2.1Финансы 16
2.2Бюджет 17
2.3Кредит 18
2.4Модуль «Финансовая система» 19
Заключение : 20
Библиографический список: 21
Глоссарий 22

Работа состоит из  1 файл

финансы.docx

— 73.84 Кб (Скачать документ)

1.3Финансовая  система РФ

     Финансовая  система в целом представляет собой совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых  образуются и используются различные  денежные фонды, т.е. реализуются функции  финансов. Финансовая система состоит  из трех подсистем:

     - государственных и муниципальных  финансов

     - финансов хозяйствующих субъектов

     - финансов граждан

     В зависимости от форм и методов  формирования доходов и денежных фондов эти подсистемы подразделяются на более частные звенья.

     Экономический субъект – это юридическое  или физическое лицо, являющееся носителем  прав и обязанностей. В современных  рыночных отношениях участвуют четыре экономических субъекта:

     - государство

     - регион

     - хозяйствующий субъект

     - гражданин

     Государственные и муниципальные финансы состоят  из бюджетной системы, включающей бюджеты  всех уровней (федеральные, территориальные  бюджеты субъектов федерации, местные  бюджеты), целевых внебюджетных фондов государственного кредита.

     Современная бюджетная система России максимально  приближается к структуре бюджетных  систем западных стран, имеющих федеральное  устройство, хотя для нее еще характерны некоторые противоречия, вызывающие необходимость совершенствования  механизма бюджетного регулирования. Специфика бюджета обусловлена  его формой, материальным содержанием  и особым общественным назначением.

     Финансы хозяйствующих субъектов – это  вторая подсистема, в которой выделяются финансы коммерческих предприятий  и организаций и финансовых посредников (кредитных, страховых организаций, частных пенсионных фондов). Они  обслуживают процесс создания и  распределения общественного продукта и национального дохода. Именно в  данном звене финансовой системы  формируется основная часть доходов, которая в результате перераспределения  по установленным государством правилам формирует доходы бюджетов тех уровней, а так же внебюджетных фондов.

     Финансы граждан тесно взаимосвязаны  с государственными и муниципальными финансами через систему налогообложения  и социальную политику государства, с финансами хозяйствующих субъектов  – через систему финансово  – кредитных отношений.

     Группировку финансовых потоков РФ целесообразно  провести по ряду следующих признаков.

  1. По основному назначению, выполнению народно- хозяйственных функций. С этих позиций можно выделить постоянно действующие финансовые потоки между звеньями финансовой системы.

    2. В территориальном разрезе:

    - финансовые  потоки, обслуживающие федеральные  органы (централизация – сбор  финансовых ресурсов и их распределение  между органами государственного  управления, региональными органами, отраслевыми структурами, зарубежными  государствами)

    - финансовые  потоки, обслуживающие субъекты  РФ (внутрирегиональные финансовые  взаимосвязи, движение финансовых  ресурсов местного самоуправления)

    - межрегиональные  финансовые потоки, отражающие взаимосвязи  между регионами РФ

    - финансовые  взаимосвязи между различными  хозяйствующими субъектами в  одном или нескольких регионах  страны

    - международные  финансовые потоки

    3. По  движению межотраслевых финансовых  потоков.

     В условиях российской экономики жизненно необходимы мобилизация и наиболее эффективное использование резко  сократившихся финансовых ресурсов, а для достижения этой цели – реализация определенных мер по их регулированию.

1.4Финансовые  операции государства

     Государственный бюджет

     Бюджет  необходим каждому государству  для удовлетворения его объективных  потребностей в денежном фонде, служащем выполнению экономической, социальной и политической функций. Бюджет –  это центральное звено системы  финансов, поэтому он отражает все  основные качественные признаки финансов.

     Бюджетный фонд выступает как форма материализации и проявления общественного характера  бюджетных отношений, как форма  выражения их денежной природы. Совокупность денежных отношений государства  с предприятиями, учреждениями, населением, а так же между органами государственной  власти, связанных с образованием и использованием на общественные потребности  основного централизованного фонда, формирует внутреннюю структуру  этого фонда или, что равнозначно, экономическое содержание бюджетных  отношений.

     Бюджет  как экономическая категория  выражает систему императивных денежных отношений между государством и  другими субъектами воспроизводства  по поводу перераспределения части  стоимости общественного продукта (главным образом, национального  дохода) в процессе образования основного  общегосударственного фонда денежных средств и его использования  для удовлетворения наиболее важных на данном этапе развития потребностей общественного производства.

     Сущность  бюджета, как и любой другой экономической  категории, проявляется в его  функциях:

     - образования основного общегосударственного  фонда денежных средств (в ходе  реализации этой функции обеспечивается  концентрация основной части  централизованных финансовых ресурсов  в бюджетной системе государства)

     - использования средств основного  общегосударственного денежного  фонда (данная функция реализуется  в процессе целевого расходования  бюджетных средств)

     - осуществление контроля за движением  бюджетных ресурсов, а на этой  основе – за динамикой экономического  развития и ходом социально  – экономических процессов в  целом.

     Государственный бюджет обеспечивает для органов  государственного управления возможность  выполнения ими своих функций, включая  воздействие на функционирование рынков услуг, финансовых рынков и распределение  доходов в секторах экономики.

     Кредит

     Государственный кредит представляет собой совокупность экономических отношений между  государством, в лице его органов  власти и управления, с одной стороны, физическими и юридическими лицами – с другой, при которых государство  выступает в качестве заемщика, кредитора  или гаранта.

     Как экономическая категория государственный  кредит отличается от других кредитов тем, что он обеспечивается собственностью, находящейся в распоряжении государства. Государственный кредит в качестве звена финансовой системы обслуживает  формирование и использование централизованных денежных средств государства, т.е. бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов.

     Основой государственного кредита  является добровольность, возвратность, платность  за использование на общегосударственном  уровне по конкретным направлениям.

     Функции государственного кредита:

     - Фискальная функция – означает, что с помощью государственного  кредита формируется централизованный  денежный фонд государства. 

     - Регулирующая функция выражается  в многовариантном воздействии  на экономику страны:

    • На состояние денежного обращения
    • На уровень процентных ставок
    • На занятость и производство

    - Контрольная  функция государственного кредита  имеет следующие специфические  особенности:

  • Государственный кредит тесно связан с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств
  • Государственный кредит охватывает двустороннее движение стоимости, т.е. предполагает возвратность и возмездность предоставляемых в кредит средств
  • Осуществляется не только финансовым структурами, но и кредитными институтами.

    Государственный кредит может быть может быть внутренним и внешним.

    • К основным формам внутреннего кредита относятся:
    • Обращение части вкладов населения в государственные займы
    • Заимствование средств общегосударственного ссудного фонда.
    • Казначейские ссуды
    • Государственные займы – привлечение свободных денежных средств предприятий, населения на финансирование общегосударственных потребностей путем выпуска и реализации ценных бумаг
    • Займы, выпущенные региональными органами власти или отдельными субъектами хозяйствования, гарантированные государством
 

Внебюджетные  фонды

     Государственные социальные внебюджетные фонды –  это целевые централизованные фонды  финансовых ресурсов, формируемые за счет обязательных платежей и отчислений юридических и физических лиц  и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь.

     В состав государственных социальных внебюджетных фондов РФ в настоящее  время входят: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный  и Территориальный фонды обязательного  медицинского страхования РФ. Эти  фонды аккумулируют средства для  реализации важнейших социальных гарантий – государственного пенсионного  обеспечения, оказания бесплатной медицинской  помощи, поддержки в случае потери трудоспособности, во время отпуска  по беременности и родам, санаторно-курортного обслуживания и т.д.

     Социальные  внебюджетные фонды – самостоятельные  финансово- кредитные учреждения. Однако эта самостоятельность имеет  свои особенности, существенно отличается от экономической и финансовой самостоятельности  государственных, акционерных, кооперативных, частных предприятий и организаций. Внебюджетные социальные фонды организуют мобилизацию и использование  средств фондов в размерах и на цели, регламентированные государством. Государство определяет уровень  страховых платежей, принимает решение  об изменениях структуры и уровня денежных социальных выплат.

     Пенсионный  фонд РФ (ПФР) – централизованный фонд государства, обеспечивающий формирование и распределение финансовых ресурсов в целях пенсионного обеспечения  граждан РФ. ПФР образован Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22.12.1990 г. На его долю приходится почти 75% средств  внебюджетных социальных фондов.

     Уплата  страховых взносов в ПФР носит  обязательный характер, они отнесены к числу первоочередных платежей и включаются в себестоимость  продукции (работ, услуг).

     Фонд  социального страхования – призван  способствовать материальному обеспечению  лиц, по ряду причин не участвующих  в трудовом процессе. Представляет собой централизованный  фонд   финансовых ресурсов, аккумулирующий предназначенный для оказания социальной помощи и социальных услуг денежные средства, формируемый на страховой  основе и распределяемый по территориальному принципу.

     Денежные  средства фонда – государственная  собственность, они не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.

     Фонды обязательного медицинского страхования  занимает значительное место в структуре  социальных внебюджетных фондов. Фонды  ОМС представляют собой централизованные источники финансовых ресурсов для  целей медицинского страхования  как формы социальной защиты населения. Основной источник доходов Федерального фонда ОМС – поступления единого  социального налога (взноса).

     Дорожные  и прочие внебюджетные фонды –  финансирование затрат, связанных с  содержанием, ремонтом, реконструкцией и строительством автомобильных  дорог общего пользования, осуществляется за счет целевых внебюджетных средств, (за исключением налогов, собираемых на территориях закрытых административно – территориальных образований), концентрируемых:

    • В Федеральном дорожном фонде РФ
    • В дорожных фондах субъектов РФ

Информация о работе Финансы и финансовая система