Финансы и финансовая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 18:08, курсовая работа

Описание

Сущность и структура финансов. Функции финансов. Стратегия финансовой политики.

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ по эконом теории.doc

— 208.50 Кб (Скачать документ)

     Очень важно разобраться с тем, от чего зависит реализация намеченных планов, что является ресурсами финансовой политики. Считать, что в их качестве выступают только поступившие в  казну налоги и сборы, было бы не совсем правильным. Ведь в случае наличия запасов разведанных природных ресурсов, развитого промышленного производства и других благоприятных факторов, возможно, привлечь дополнительные финансы в виде банковских кредитов, облигационных займов и других заемных средств.

     Ресурсами финансовой политики являются:

     во-первых, величина развития производительных сил, т.е. совокупности людей, находящихся  в трудоспособном возрасте, обладающих определенными профессиональными  знаниями и пригодных по состоянию  здоровья к участию в производственном процессе, основных фондов предприятий всех отраслей экономической деятельности, а также расположенных на данной территории и изученных природных ресурсов;

     во-вторых, величина собственного финансового  капитала;

     в-третьих, степень развития финансовой инфраструктуры.

     Взаимодействие  в процессе производства этих трех составляющих и образует все основные финансовые потоки.

     В настоящее время плановое регулирование  всех составляющих ресурсов финансовой политики отсутствует.

     Российская Федерация, как и ее большинство субъектов, обладает одними из крупнейших в мире производительными силами, включая людской потенциал, находящий далеко не полное полезное применение; производственными мощностями предприятий, загруженными лишь частично; огромными запасами разведанных полезных ископаемых и лесов, используемых в значительной мере неэффективно (вывоз на экспорт в необработанном виде, не комплексное освоение месторождений и т.д.,). Неполное использование возможностей объясняется отсутствием необходимых денежных средств, необходимых для переобучения людей, технического перевооружении предприятий, освоения выпуска новой продукции, создания новых мощностей по более комплексному освоению и более полному использованию сырья.

     В то же время по официальной оценке значительные финансовые ресурсы ежегодно вывозятся за пределы страны и оседают в зарубежных банках. В целом банковская, налоговая и таможенная политики должны достичь такого уровня совершенства, чтобы честно работающему и соблюдающему российское законодательство предпринимателю было невыгодно вывозить свободный капитал зарубеж.

     Еще одним значительным дополнительным ресурсом финансовой политики является более рациональное использование  всех средств, в том числе тех, которые в настоящее время  направляются не по целевому назначению или остаются по различным причинам не собранными у налогоплательщиков. Привлечение этого значительного резерва в основном зависит от повышения эффективности работы всех бюджетополучателей, финансовых органов, Главного управления федерального казначейства, Департамента государственного финансового контроля и Департамента организации аудиторской деятельности Министерства финансов РФ, Министерства налогов и сборов РФ, а также их территориальных органов, от их слаженности и согласованности в работе.

     Все эти вышеперечисленные ресурсы  и являются реальной базой проведения финансовой политики субъекта РФ.

     После того, как определены цели и задачи финансовой политики, а также имеющиеся  для их достижения ресурсы необходимо выбрать наиболее рациональные пути их достижения при данных возможностях. При этом подразумевается под такими путями процесс определения приоритетов достижения поставленных задач, составление примерного графика поступления средств на их решение, принятия мер по своевременному финансированию всех намеченных мероприятий, а также проведения комплекса мероприятий по всем направлениям финансовой политики с целью получения намеченных результатов.

     Проблема  выбора путей реализации финансовой политики во все времена была и  будет ключевой в функционировании любого государства, в том числе на уровне его субъектов. При этом набор решений должен предполагать скоординированные действия по всем направлениям финансовой политики: антимонопольной, банковской (кредитной), бюджетной, валютной, налоговой, страховой, таможенной и фондовой. Например, снижение налогов может привести не к росту прибыли и пополнению на этой основе бюджетов всех уровней, а лишь к увеличению доходов естественных монополий, если не будут приняты соответствующие меры в сфере антимонопольной и таможенной политик.

     Существует  и организационная проблема на пути проведения единой финансовой политики - проблема наличия межведомственных барьеров ее реализации, если бы даже она  была выработана. Так, в настоящее  время, наряду с Министерством финансов РФ, в качестве самостоятельных органов управления финансами функционируют Центральный банк РФ, Министерство РФ по налогам и сборам, Федеральная служба налоговой полиции РФ, Государственный таможенный комитет РФ, Федеральная комиссия по ценным бумагам, Пенсионный фонд РФ, Счетная палата РФ. Такое количество ведомств, в принципе работающих на реализацию единой цели неизбежно приводит к снижению конечного результата их совместной работы. 

                                        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      Изучив  теорию и структуру финансов и  финансовой политики можно прийти к  выводу, что в современных условиях, когда вносятся кардинальные изменения  во все сферы жизни общества, важно  обеспечить своевременное решение законодательных проблем. Неудовлетворительное состояние законодательства сдерживает хозяйственную инициативу, тормозит общественное развитие. Разногласия в правовом регулировании оборачиваются издержками в экономике, негативными социальными и нравственными последствиями.

      Формируя  финансовый механизм, государство стремиться обеспечить его наиболее полное соответствие требованиям финансовой политики того или иного периода, что является залогом полноты реализации ее целей  и задач. Так были внесены некоторые изменения в механизм государственных финансов: формирование доходов государственного бюджета переведено на налоговую основу, принципиально изменилась структура расходов бюджета и система бюджетного финансирования. Широкое распространение получила система внебюджетных фондов.

      Анализируя  состояние региональных финансов и  их взаимосвязь с федеральной  финансовой политикой можно сказать, что оздоровлению региональных бюджетов будет способствовать упорядочение бюджетного процесса в регионах: обеспечение "прозрачности'' статей бюджета и их соответствие федеральному классификатору. Стандартная финансовая отчетность позволит исключить нецелевое использование бюджетных средств. Кроме этого необходимо закрепление за территориями страны налоговых источников.

      Большое внимание при разработке финансовой политики уделяется определению  рациональных форм изъятия доходов  предприятий в пользу государства, а также доли участия населения в формировании финансовых ресурсов. Важное значение придается повышению эффективности использования финансовых ресурсов путем их распределения между сферами общественного производства, а также их концентрации на главных направлениях экономического и социального развития.

      Продолжает  сохраняться значительное количество убыточных предприятий, не располагающих потенциалом для достижения положительной структуры баланса. Положение усугубляется тем, что  в механизме реформ пока не задействованы рычаги ликвидации неперспективных и реорганизации потенциально жизнеспособных предприятий. Таким образом, как у предприятий, так, следовательно, и у государства до сих пор открытыми остается большое количество проблем.

      В заключении можно сказать, что только при комплексном подходе к  проблеме совершенствования финансовой политики России можно добиться желаемых результатов, т.е. сформировать современную социально ориентированную финансовую систему, исправно функционирующую в условиях рыночных отношений. 
 

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации "О бюджетной политике в 2008-2010 гг." // Финансы. - 2007. - № 3. - С. 3-12
  2. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2008 год // Деньги и кредит. - 2007. - № 9. - С.4-29
  3. Артеменко В.Г. Финансовый анализ/ В.Г. Артеменко, М.В. Беллендир: М.: ДИС, 2002. - 389 с.
  4. Бабич А.М. Финансы: Учебник/ А.М. Бабич, Л.Н. Павлова: М.: ФБК-Пресс, 2000. - 760 с.
  5. Большой экономический словарь. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Кн. Мир, 2005. - 860 с.
  6. Грачева Е.Ю. Финансовое право: Учебное пособие / Е.Ю. Грачева, Э.Д. Соколова: М.: Юристъ, 2001. - 384 с.
  7. Дробозина Л.А. Финансы и кредит/ Л.А. Дробозина: М.: ЮНИТИ, 2001. - 477 с.
  8. Ермакова Е.А. Государственные финансы в финансовой системе России/ Е.А. Ермакова: М.: Финансы и кредит, 2007. - С. 32-40
  9. Ефимова О.А. Финансовый анализ: Учебное пособие/ О.А. Ефимова: М.: Бухгалтерский учет, 2001. – 239 с.
  10. Камаев В.Д. Экономическая теория/ В.Д Камаев, М.З. Ильчиков, Т.А Борисовская: М.: Кнорус, 2008. – 382 с.
  11. Климович В.П. Финансы, денежное обращение, кредит: Учебное пособие/ В.П. Климович: М.: ИНФРА-М, 2004. - 240 с.
  12. Лаврушин О.И. Взаимодействие денежно-кредитной и финансовой политики/ О.И. Лаврушин: М.: Финансы и кредит, 2006. - С. 2-7
  13. Макроэкономика. Теория и российская практика. Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой. Финансовая академия при Правительстве РФ. - 6-е изд., испр. и доп. - М.: КНОРУС. - 2006. - 624 с.
  14. Мамедов А.А. Страховая политика как составная часть финансовой политики государства/ А.А. Мамедов: М.: Страховое дело, 2004. - С.14-19
  15. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник/ Под ред. Л.А. Дробозиной. - М.: ЮНИТИ, 2000. - 479 с.
  16. Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д., Финансовое право: Учебное пособие. - М.: Юристъ, 2001. - 384 с. 
     

Информация о работе Финансы и финансовая политика