Финансы бюджетных организаций в сфере здравоохранения РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 16:34, курсовая работа

Описание

Развитие системы здравоохранения является неотъемлемой составляющей уровня и качества жизни населения и выполняет важнейшую роль в экономическом развитии регионов и страны в целом, обеспечивая воспроизводство и качество трудовых ресурсов, создающих базу для социально-экономического роста. Цель самостоятельной работы состоит в изучении организационно-экономического механизма финансирования здравоохранения в России.

Работа состоит из  1 файл

CРС ФБО.doc

— 230.00 Кб (Скачать документ)

В 2011 году из общего объема расходных обязательств 529487,0 млн рублей планируется распределить по целям и задачам 514572,8 млн рублей (97,2%), в том числе по программам – 141591,3 млн рублей (26,7%), из них по приоритетному национальному проекту в сфере здравоохранения – 130209,0 млн рублей (24,6%), по другим программам – 11382,3 млн рублей (2,1%), кроме того по программам, государственным заказчиком-координатором, которых являются иные субъекты бюджетного планирования – 7885,8 млн рублей (1,5%). Не распределены по целям и задачам 4100,3 млн рублей (0,8%) – расходы на руководство и управление в сфере установленных функций по центральному аппарату Министерства, подведомственных федеральных служб и федерального агентства, РАМН, а также уплата налога на имущество организаций и земельного налога.  В 2012 году из общего объема расходных обязательств 515285,6 млн рублей планируется распределить по целям и задачам 502320,4 млн рублей (97,5%), в том числе по программам – 146336,3 млн рублей (28,4%), в том числе по приоритетному национальному проекту в сфере здравоохранения – 134580,9 млн рублей (26,1%), по другим программам – 11755,4 млн рублей (2,3%), кроме того по программам, государственным заказчиком-координатором, которых являются иные субъекты бюджетного планирования – 6038,7 млн рублей (1,2%). Не распределены по целям и задачам 4202,4 млн рублей (0,8%) – расходы на руководство и управление в сфере установленных функций по центральному аппарату Министерства, подведомственным федеральному агентству, федеральным службам и РАМН, а также уплата налога на имущество организаций и земельного налога. В 2013 году из общего объема расходных обязательств 468877,3 млн рублей планируется распределить по целям и задачам 458385,4 млн рублей (97,7%), в том числе по программам – 104924,5 млн.рублей (22,3%), по приоритетному национальному проекту в сфере здравоохранения – 100516,0 млн рублей (21,4%), по другим программам – 4408,5 млн рублей (0,9%), кроме того по программам, государственным заказчиком-координатором, которых являются иные субъекты бюджетного планирования – 3615,5 млн рублей (0,8%). Не распределены по целям и задачам 4152,2 млн рублей (0,9%) – расходы на руководство и управление в сфере установленных функций по центральному аппарату Министерства, подведомственным федеральным службам, федеральному агентству и РАМН, а также уплата налога на имущество организаций и земельного налога.     

                                            Результативность бюджетных расходов.

      Министерство  планирует в 2011-2013 годах улучшить систему прогнозирования, оценки и учета показателей работы отрасли. Министерством решается задача улучшения показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, включение в них социальных параметров, влияющих на повышение уровня и качество жизни населения. На среднесрочную перспективу предлагается прогнозировать показатели денежных доходов населения, оплаты труда работников бюджетной сферы, размеров пенсий и важнейших социальных пособий, минимального размера оплаты труда, соотношения заработной платы и пенсий с величиной прожиточного минимума. Ставится задача провести работу по расширению перечня и уточнению статистических показателей, характеризующих состояние социальной сферы и по проведению мониторинговых обследований уровня и качества жизни населения Российской Федерации с тем, чтобы более точно оценить результаты проводимых социальных мероприятий.

      Кроме того, планируется принять меры по повышению качества контроля соблюдения бюджетного законодательства и формированию системы внутреннего финансового контроля:

      - анализ действующей системы внутреннего  контроля с целью выявления сильных и слабых сторон;

      - разработка порядка и процедур  ведомственного внутреннего контроля (подчиненность, принципы, задачи  и сферы ответственности, организация  работы, методы, отчетность, порядок работы, взаимодействие с другими органами государственного контроля);

      - разработка и реализация плана  мероприятий по проведению внутренних проверок.

    1. Направления совершенствования  финансирования здравоохранения

     Затраты на получение платных медицинских услуг в России за истекший год составили от 3 до 5 миллиардов долларов.

     В Москве и в ближайших ее окрестностях к услугам платной медицины обращаются ориентировочно 1,5-2 миллиона человек. Нижнюю границу объема рынка платных  медицинских услуг в Москве можно оценить в пределах 450-600 миллионов долларов. На самом деле, ряд направлений услуг здравоохранения, такие как: лечебная косметология, стоматология, нетрадиционная медицина, оздоровительная медицина, лечение наркомании и прочее, давно уже являются платными.

     Большинство клиентов медицинских центров (29%) готовы потратить на лечение от 1000 до 2000 рублей, а 27,5% планируют ограничиться расходами до 1000 рублей. Медицинским  предприятиям можно сделать ставку на привлечение третей по численности группы потенциальных покупателей – тех 22,3% людей, которые готовы потратить 2000-4000 рублей. Услуги стоимостью от 10000 рублей готовы покупать лишь 4% потребителей.

     К услугам частных медиков уже  прибегает большинство населения  страны. Деньги врачам платят 59% опрошенных россиян. При этом 21% указали, что имеют возможность пользоваться платными медицинскими услугами регулярно, а 37% готовы воспользоваться ими в случае необходимости. Правда, 38% не имеют такой возможности вообще.

     В стране идет нарастание платности медицинской помощи, причем в совершенно не контролируемых формах. Рост государственного финансирования практически не сдерживает этот процесс. Согласно расчетам Сергея Владимировича Шишкина, последние полтора десятилетия частное финансирование росло заметно быстрей, чем государственное, причем эта динамика прослеживается даже в периоды заметного прироста государственных расходов. Из этих данных следует, что процесс замещения бесплатной помощи платной приобрел определенную инерцию, и пока не прослеживаются пути преодоления этой тенденции.

     Некоторые сравнительные оценки доли личных расходов в общем объеме расходов на здравоохранение (государственных и личных) показывают следующее. В России, по данным ВОЗ, эта доля составляет примерно 40%. Это намного больше, чем в других странах постсоветского пространства, например, в Чехии, Словакии, Эстонии, Венгрии, где эта доля составляет 10-25%. И заметно меньше, чем в закавказских и среднеазиатских государствах, где она достигла 70-75%. Существует эмпирически доказанная закономерность: в странах с более высоким уровнем экономического развития относительное бремя личных расходов на медицину снижается по сравнению с более бедными странами (доля личных расходов ниже).

     Среднее значение этой доли по 15 странам ЕС составляет 25% (в совокупных расходах на здравоохранение), а в странах СНГ – 43%. Эта закономерность отражает повышение роли принципа общественной солидарности в покрытии расходов на лечение по мере экономического роста. В развитых государствах финансовое бремя таких расходов снижается. Кстати говоря, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года заложено некоторое сокращение доли частного финансирования (это предварительный вариант расчета, поскольку программа еще не опубликована).

     Сегодня в России действуют четыре формы  личных расходов на медицинскую помощь – прямая покупка лекарственных  средств, платные медицинские услуги по полной стоимости, неформальные т.е. незаконные платежи и добровольное медицинское страхование (ДМС). Доминируют первые две формы. Вот некоторые оценки: ДМС по отношению к объему платных услуг составляет всего лишь 29% в 2006 г. (хотя чуть больше, чем в 2000 г. –25%), при этом часть ДМС – это скрытая формы возмещения платных услуг.

     Доминирование оплаты лекарств и платных услуг по полной стоимости значит, что люди с большими потребностями в медицинской помощи вынуждены полностью полагаться на уровень своей платежеспособности при решении вопроса, что и в каких объемах покупать. А для части больных людей возникает проблема "катастрофического риска", т.е. риска неприемлемо высокого финансового бремени оплаты медицинской помощи. ВОЗ количественно определяет этот риск в размере затрат на лечение выше 50% располагаемого дохода. У нас такие расходы, согласно расчетам, несут уже многие. При этом действует два дополнительных фактора, которые необходимо учитывать на будущее. Первый – постоянное удорожание медицинских технологий, второй – растущая выявляемость заболеваний. В рамках национального проекта "Здравоохранение" была проведена масштабная программа диспансеризации, которая позволила выявить новые случаи серьезных заболеваний, а что с ними делать пока никто не знает: гарантирует ли государство их бесплатное лечение?

     Ставится вопрос: а выдержит ли средний класс эти растущие расходы в 2015 или 2020 году, когда стоимость используемых медицинских технологий возрастет в разы. В условиях финансового кризиса скорее всего нет – больные люди по своему имущественному положению скатятся на уровень, не свойственный среднему классу. В Европе уже давно используются значительно более солидарные формы оплаты медицинской помощи – за счет налоговых средств, дополняемых ДМС и частичным покрытием стоимости потребленной медицинской помощи (соплатежом).

     Опыт  европейских стран показывает, что внедрение предпринимательства благотворно сказывается на развитии здравоохранения, но при условии, что предпринимательство в сфере здравоохранения помогает решать государству стоящие перед ним задачи, а не является самоцелью. Предпринимательство стремится к модернизации, рационализации и повышению эффективности. Высокая эффективность позволяет увеличивать объем и улучшать качество услуг, обеспечивать определенный уровень благ. При этом масштаб предпринимательской активности в европейских странах значительно выше в периферийных, чем в центральных клинических областях системы здравоохранения. Значительные возможности предпринимательства имеются в стоматологии, фармацевтике, домашней (семейной) медицине. Предпринимательские инициативы по-прежнему не играют существенной роли в двух самых дорогих отраслях здравоохранения европейских стран: оказании стационарной и экстренной медицинской помощи. Однако и здесь отмечаются существенные перемены. Так, в Германии в настоящее время в государственной собственности находится 55% больниц, во Франции - 65%, в Нидерландах - практически все больницы (за исключением университетских клиник). При этом на фоне снижения числа государственных больниц в странах Европы отмечается постоянный рост частных коммерческих больниц. В Италии таких больниц насчитывается 10%, в Испании - 18%, во Франции - 20%.

     Существует  и другая проблема: платные медицинские  услуги и эффективность использования  ресурсов здравоохранения. Есть все  основания для вывода о том, что  платные медицинские услуги оказались вне сферы управляющего воздействия государства. Органы управления здравоохранением, страховщики в последние годы пытаются управлять объемами медицинской помощи, оказываемыми в бюджетных учреждениях в рамках программы государственных гарантий, делая акцент на оптимизацию объемов стационарной помощи, снижение необоснованных госпитализаций и проч. Но эта политика не распространяется на область платных услуг. Здесь требования к обоснованности госпитализации намного ниже, если вообще таковые существуют.

     Во многом из-за платных услуг возникают лишние мощности учреждений, которые приходится содержать с большими затратами. Ресурсы больниц "размазываются" на большое количество случаев госпитализации, как следствие - снижается стоимость одного случая, а значит и качество медицинской помощи.

     Расчеты Высшей школы экономики по 89 субъектам  РФ показывают статистически значимую позитивную связь между объемом  платных услуг и показателями, характеризующими масштабы структурной  неэффективности регионального  здравоохранения. Чем больше объемы платных услуг на душу населения, тем выше уровень и длительность госпитализации, тем больше коечный фонд. То есть, платные услуги снижают требования к эффективности использования ресурсов и усиливают структурные диспропорции в системе. Отсюда следует вывод, что нам нужны не только более солидарные формы личных платежей, но и экономически более рациональные формы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                          Заключение

     Среди возможных вариантов решения  этой задачи следует выделить следующее:

  • конкретизация государственных гарантий бесплатной медицинской помощи по видам, объемам, технологиям, порядку и условиям оказания медицинской помощи через систему стандартов (стандартов оказания медицинской помощи при заболеваниях, стандартов оснащения медицинских учреждений, перечней предоставляемых лекарственных средств и др.);
  • разграничение медицинских учреждений на имеющие и не имеющие права оказывать платные медицинские услуги; предоставление бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях, которым запрещается оказывать аналогичные услуги за плату;
  • введение легальных соплатежей населения за медицинские услуги; государственные гарантии бесплатной медицинской помощи трансформируются в гарантии ее государственного софинансирования.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                    Список литературы 

    
  1. Конституция Российской Федерации : принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. : ( учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)-39 с.
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 №145-ФЗ (в ред. Федерального закона от 20.08.2004 N 120-ФЗ)
  3. Федеральный закон от 10 июля 1992 г. N 3266-1-ФЗ. (ред. от 02.02.2011) «Об образовании»
  4. Министерство финансов Российской Федерации: официальный сайт [Электронный ресурс] / Электрон. дан.- Режим доступа: http:// www.minfin.ru
  5. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" // Собрание законодательства Российской Федерации от 19 июля 1999 г., N 29.
  6. Федеральный закон от 18.06.2001 N 77-ФЗ (ред. от 18.10.2007) "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 24.05.2001) // Собрание законодательства РФ, 25.06.2001, N 26, ст. 2581.
  7. Федеральный закон от 30.03.1995 N 38-ФЗ (ред. от 18.10.2007) "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" (принят ГД ФС РФ 24.02.1995) (с изм. и доп., вступ.в силу с 01.01.2008) // Собрание законодательства РФ, 03.04.1995, N 14, ст. 1212.
  8. Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 01.12.2007) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (принят ГД ФС РФ 12.03.1999) // Собрание законодательства РФ, 05.04.1999, N 14, ст. 1650.
  9. Постановление Правительства РФ от 15.05.2007 N 286 (ред. от 30.04.2008) "О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2008 год" // Собрание законодательства РФ, 21.05.2007, N 21, ст. 2509.
  10. Симоненко А.М. Совершенствование финансирования здравоохранения Российской Федерации // Медицинское право, 2005, N 1.
  11. Возможные пути развития законодательства в сфере медицинского страхования // Юридическая и правовая работа в страховании, 2005, N 4.
  12. Бокарева Л.Г. Концепция реформирования бюджетного процесса с точки зрения государственного финансового контроля // Финансы. 2006. N 4.
  13. Отришко М.О. Роль приоритетных национальных программ в решении проблем финансирования здравоохранения // Финансовая политика Российского государства в условиях экономических и социальных реформ: Сборник научных трудов. Вып. 5. Ростов н/Д: РГЭУ "РИНХ", 2008.
  14. Федорова Т.А. Медицинское страхование и защита здоровья населения // Финансы, 2008, N 10
  15. Страховой рынок 2008/2009: Пролетая над пропастью, -М., Эксперт РА, 2009.
  16. Платонова Н.С. ДМС как альтернатива "бесплатной" медицинской помощи // Организация продаж страховых продуктов, 2008, N 4.
  17. Спрос на платные медицинские услуги, -М., Агентство "Медиа Навигатор", 2008.
  18. Шишкин С. В. Реформа финансирования российского здравоохранения.
  19. Гришин В.В. Концепция развития системы медицинских накопительных счетов // Независимая газета от 29 января 2008 г.
  20. Регулирование предпринимательской деятельности в системах здравоохранения европейских стран / Под ред. Солтман Р.Б., Буссе Р., Моссиалос Э. / Пер. с англ. М., 2002.
  21. Мохов А.А., Мелихов А.В. Деятельность по оказанию медицинских услуг // Медицинское право, 2006, N 2.
  22. Модернизация российского здравоохранения: 2008-2020 годы, - М., Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2008.

Информация о работе Финансы бюджетных организаций в сфере здравоохранения РФ