Финансовый менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 09:24, дипломная работа

Описание

Цель данной работы - определить пути совершенствования финансового менеджмента деятельности банка и рассмотреть порядок его осуществления на материалах Кокшетауского филиала АО «Казкоммерцбанк».
В связи с этим изложена деятельность Кокшетауского филиала АО «Казкоммерцбанк» и проведен анализ активов и пассивов, также структура доходов и расходов, и анализ финансовых результатов филиала.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОДЕРЖАНИЕ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА, ЕГО РОЛЬ И
ФУНКЦИИ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
1.1 Содержание финансового менеджмента, его функции и структура…….5
Основные принципы и функции коммерческих банков РК 13
Доходы и расходы банков второго уровня, и их вид 18
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА КОКШЕТАУСКОГО ФИЛИАЛА АО «КАЗКОММЕРЦБАНК»
2.1 Общая характеристика деятельности Кокшетауского филиала АО
«Казкоммерцбанк» 29
Анализ состава и структуры доходов и расходов Кокшетауского филиала АО «Казкоммерцбанк» 31
Анализ финансовых результатов Кокшетауского филиала АО
«Казкоммерцбанк» 40

ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА В БАНКАХ ВТОРОГО УРОВНЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ 55

Работа состоит из  1 файл

Дипл финансовый менеджмент.doc

— 1.04 Мб (Скачать документ)

        -определение структуры и характера  внутрифирменных финансовых операций и расчетов по ним.

Развитие банковского  менеджмента тесно связано с  формированием рыночного финансового механизма.

Финансовый  менеджмент, как форма предпринимательской  деятельности означает, что управление финансовой деятельностью не может быть чисто бюрократическим, административным актом. Речь идет о творческой деятельности, которая активно реагирует на изменения, происходящие в окружающей среде. Финансовый менеджмент, как форма предпринимательства предполагает использование научных основ планирования и управления, финансового анализа.

Сферой приложения банковского менеджмента является финансовый рынок. На финансовом рынке проявляются экономические отношения между продавцами и покупателями финансовых (денежных) ресурсов и инвестиционных ценностей, между их стоимостью и потребительской стоимостью. Финансовый рынок состоит из системы рынков; валютного, ценных бумаг, ссудных капиталов, золота. Функционирование финансового рынка создает основу для предпринимательства в области управления движением финансовых ресурсов и финансовыми отношениями.

Эффективность применения банковского менеджмента  достигается только в комплексной увязке с функционированием, действиями методов и рычагов финансового механизма.

Финансовый  механизм представляет собой систему  действий финансовых рычагов, выражающуюся в организации, планировании и стимулировании использования финансовых ресурсов. В структуру финансового механизма входят пять взаимосвязанных элементов: финансовые методы, финансовые рычаги, правовое, нормативное и информационное обеспечение.

В упрощенном понимании, менеджмент - это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Менеджмент - функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях. Менеджмент - это также область человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию. Наконец, менеджмент - это определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению.

Значимость  менеджмента на Западе была ясно осознана уже в 30-е годы. Уже тогда деятельность эта превратилась в профессию, в область знаний - в самостоятельную дисциплину, а социальный слой - в весьма влиятельную общественную силу, растущая роль которой заставила заговорить о "революции

менеджеров".

Первый прорыв в управленческой мысли, происшедший  в начале века, связан с теорией Ф.Тейлора. "Тейлоризм" был основан на положении о том, что управлять можно "научно", перенеся идеи инженерных наук на управление в низовом производственном звене.

Последующий крупный шаг в развитии западной управленческой мысли состоял в расширении "принципов управления", сформулированных А.Файолем в рамках "науки администрирования". Не случайно американцы называют этого француза отцом менеджмента. Согласно А.Файолю, процесс менеджмента состоит из пяти функций;

  1. планирование (Planning);
  2. организация (Organizing);
  3. приказы  (Commanding);
  4. координация (Co-ordinating);
  5. контроль  (Controlling):

А.Файоль выявил 14 признаков  управления:

1. Разделение труда, целью которого является  выполнение, при тех же 
условиях, работы, большей по объему и лучшей по качеству.

2. Полномочия (право отдавать приказ) и ответственность.

  1. Дисциплина, предполагающая послушание и уважение к достигнутым 
    соглашениям между фирмой и ее работниками.
  2. Единоначалие  (работник должен   получать  приказ  только  от одного 
    непосредственного начальника).
  3. Единство направления, согласно которому каждая группа, действующая в 
    рамках одной цели, должна быть объединена одним планом и иметь одного 
    руководителя.

6. Подчиненность личных интересов общим (интересы одного работника или 
группы работников не должны превалировать над интересами компании).

7. Вознаграждение персонала, обеспечивающее верность фирме, поддержку 
работников.

  1. Централизация в рациональном сочетании с децентрализацией
  2. Скалярная цепь, включающая ряд лиц на руководящих должностях.

10. Порядок и организованность.

11. Справедливость, сочетающая доброту и правосудие.

12. Стабильность рабочего места, предупреждение высокой текучести кадров, 
снижающей эффективность организации.

13. Инициатива персонала в процессе разработки плана и его усиленной 
реализации.

14. Корпоративный дух как результат гармонии персонала. В настоящее время 
в зарубежной литературе управление рассматривается как реализация функции 
планирования, организации, мотивации и контроля, необходимая для того, 
чтобы сформулировать и достичь целей организации.

Питер Вейлл  считает теорию управления основой движения за компетентность управления. Он полагает, что существуют различные. относительно независимые друг от друга, виды компетентности в управлении.

В работе   менеджера   определенные   результаты   достигаются   благодаря 
определенным видам компетентности, причем компетентность менеджера в 
достижении   эффективности   управления   представляет  собой   переменную 
величину высшего порядка.

Банковский  менеджмент, как особая сфера управления, возникает лишь в условиях развитой рыночной экономики. При административной системе перечисление безналичных, по сути, условных сумм со счета одного предприятия на счет другого не вызывало у банка особых проблем. При переходе к рынку банк не ограничивается узким кругом функции ростовщичества - привлечением денежных ресурсов и выдачей их под проценты. При расширении круга банковских операций до уровня, принятого в цивилизованных странах, в эти услуги входят операции с ценными бумагами, кредитными карточками, валютой, помощь в экономии и распространении акций других банков и коммерческих структур, помощь клиентам в рациональном вложении их средств, оценке инвестиционных проектов, лизинг, факторинг и другие услуги. Кроме того, уставной капитал банка может стать резервным фондом для других коммерческих банков. Рыночная экономика немыслима без банковского менеджмента, основанного на реальной конкуренции на финансовом рынке между кредитными учреждениями, замене государственного финансирования предприятий, ведущего к инфляции, рыночным механизмом кредитования конкретных инвестиционных проектов и бизнес-планов, ориентированных на создание новой товарной массы. Банковский менеджмент призван не просто кредитовать ту или иную программу, но и следить за расходованием кредитов, особенно льготных, на заявленные цели, их своевременным возвратом.

Денежно-кредитная  политика Национального банка РК оказала существенное влияние на менеджмент коммерческих банков. Один из наиболее важных инструментов денежно-кредитного регулирования - уровень обязательных резервов. Нормативы резервирования в соответствии с рекомендациями МВФ повышались, были унифицированы, но дифференцировались в зависимости от класса и типа учреждения, или величины и вида вклада, как это принято за рубежом. Ставка рефинансирования также была повышена. Одновременно был отменен потолок процентных ставок по кредитам, предоставляемым коммерческими банками своим клиентам. Все это привело к сокращению возможностей предоставления кредитов и резкому повышению процентных ставок, в том числе по кредитам, предоставляемым коммерческими банками друг другу.

Менеджмент, как система управления, состоит  из двух подсистем: управляемой,   или   объекта   управления,   и   управляющей,   или   субъекта управления.   Касаясь   финансового   менеджмента,   это   важно   представить следующим образом (схема 1).

 

Объектом  управления в финансовом менеджменте  является совокупность условий осуществления денежного оборота, кругооборота стоимости, движения финансовых ресурсов и финансовых отношений между хозяйствующими субъектами и их подразделениями в хозяйственном процессе.

Субъект управления - это  специальная группа людей (финансовая дирекция, как аппарат управления, финансовый менеджмент, как управляющий), которая посредством различных форм управленческого воздействия осуществляет целенаправленное функционирование объекта.

Любое решение  банковского менеджмента включает учет трех важных факторов: 1) денег, 2) времени, 3) риска.

Теория финансов рассматривает проблемы оценки альтернативных будущих потоков наличности. Поскольку будущее, обычно, неопределенно, то эта проблема превращается в проблему оценки риска денежных потоков на протяжении конкретного периода времени.

Финансовому менеджеру необходимо принимать  решения трех видов:

  1. Решение об инвестировании (И -investment decision. I). Это решение -сколько 
    инвестировать и в какие именно активы Они определяют размер и структуру активов фирмы.
  2. Решение о финансировании (Ф - fmansimg decision, F), решения о том, как 
    привлечь необходимые для инвестирования средства.

3. Решения о дивидендах (Д - dividend decision, D). Эти решения касаются 
нормы выплаты дивидендов, т.е. отношения дивидендов на акции к доходу на акцию.

Схема 2

Роль финансового  менеджера

  1. Приток наличности.
  2. Инвестированная наличность
  3. Наличность от операций

4. Наличность, возвращенная  инвесторам (решения о дивидендах)

5. Рециклированная наличность (нераспределенных доходов) 

Некоторые финансовые теоретики считают малосущественными решения о финансировании и о дивидендах, в связи с чем ключевыми для максимизации оказываются решения об инвестировании. Более того, исследованиями в области финансов установлено, что величина акционерного капитала максимизируется, когда реализуются все инвестиционные возможности, при которых доходы выше, чем ценность используемых финансовых ресурсов.

Считается, что  роль и цель деятельности менеджера  финансовой фирмы (например, банка) ни коим образом не должна отличаться от роли и цели финансового менеджера нефинансовой фирмы.

Целью финансового менеджера, конечно, является максимизация ценности фирмы.

Концептуальная  схема осуществления принципов  максимизации ценности представлена на схеме.

Схема 3

Осуществление принципа максимизации ценности

ПРЕДПОЧТЕНИЯ СОБСТВЕННИКОВ


Стратегия достижения этой цели:

  1. Управление разницей между ценами, курсами, ставками («спред»)
  2. Контроль операционных издержек
  3. Управление ликвидностью
  4. Управление капиталом
  5. Управление налогами
  6. Управление внебалансовой деятельностью.

 

 

 

Теоретически  целью банка должна быть максимизация его собственного капитала. Цели формируются под воздействием трех основных сил: 1) предпочтений собственников; 2) управленческих подходов и решений; 3) общественного выбора, проявляющегося в регулирующей и экономической сферах. Альтернативами максимизации богатства могли бы быть максимизация прибыли, максимизация объема деятельности и т.д.

Приняв за цель максимизацию ценности собственного капитала банка, получается шесть возможных стратегических направлений достижения этой цели. Эти направления формируются тремя факторами: I) самой целью; 2) управленческими решениями и подходами; 3) обществом.

Шестью стратегическими  направлениями являются:

  1. Управление "спредом" или "гэпом" ("спред" - разница между ценами, 
    курсами, ставками; "гэп" - разрыв в сроках погашения активов и пассивов).
  2. Контроль операционных издержек.
  3. Управление ликвидностью.
  4. Управление капиталом.
  5. Управление налогами.
  6. Управление внебалансовой деятельностью.

Каждая из указанных стратегий или прямо  или косвенно затрагивает итоговую строку баланса банка и его риск потенциальных убытков и. следовательно, воздействует на его поток наличности, величину фондов и их рыночную стоимость.

Чтобы проследить воздействие этой схемы (с шестью стратегическими направлениями) на реальную деятельность банка, рассмотрим, как получается суммарная балансовая прибыль банка.

Менеджмент финансовых услуг и финансовый рынок - взаимосвязанные явления. Поэтому развитие рынка финансовых услуг зависит от развития маркетинга финансовых услуг, а этапы развития маркетинга определялись формированием соответствующих секторов финансового рынка.

Информация о работе Финансовый менеджмент