Финансовый механизм в системе экономического механизма Казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:25, курсовая работа

Описание

Государство в процессе своего функционирования осуществляет политическую деятельность в различных сферах общественной жизни. Объектом этой деятельности выступают экономика в целом, а также отдельные составные элементы: цена, денежное обращение, финансы, кредит, валютные отношения и другое.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 5
1.1 Понятие финансовой политики, ее место в экономической политике государства 5
1.2 Задачи, цели и принципы финансовой политики 11
2. ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА 14
2.1 Сущность и структура финансового механизма 14
2.2 Переориентация финансового механизма на рыночные условия 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24
ПРИЛОЖЕНИЯ 26

Работа состоит из  1 файл

Финансовый механизм в системе экономического механизма Казахстана.doc

— 131.50 Кб (Скачать документ)

Финансовая политика, вырабатываемая на основе объективных  закономерностей определенного  этапа общественного развития, предусматривает  средства для ее реализации, то есть создание, совершенствование или отмену отдельных составляющих финансового механизма, в том числе и рычагов. Общество, выявляя реальные противоречия экономики, экономических интересов, создает конкретные финансовые формы, используемые в управлении как рычаги для преодоления возникающих негативных процессов и содействия социально-экономическому развитию.

С переходом на рыночные отношения в практику вышли такие  понятия, как акционирование, ценные бумаги, дивиденды, свободные цены, лицензии, фонды потребления и  накопления предприятий, валютные фонды, введены новые виды налогов (акцизы, налог на добавленную стоимость, земельный налог, налог на имущество, таможенные пошлины, налоги на недропользователей и др.), целевые отчисления денежных средств.

Названные новые компоненты экономического механизма призваны активизировать творческий потенциал субъектов хозяйствования на ускорение научно-технического прогресса, интенсификацию производства путем воздействия на материальные интересы людей, сближение интересов общества, основного хозрасчетного звена, отдельных работников.

Осуществляемая реформа  предполагает комплексный подход к  перестройке хозяйственного механизма, являющегося проявлением взаимодействия производительных сил и производственных отношений в общественной системе [1, 349].

Задачи совершенствования  финансового механизма на современном  этапе развития экономики связаны  с широкой демократизацией производства, внедрением коммерческих начал, рыночного  регулирования, усиления экономической  заинтересованности в результатах хозяйствования. Через рациональное использование денежных доходов, накоплений и фондов происходит воздействие финансового механизма на конечные результаты производства.

Финансовый механизм пронизывает все стороны производственных отношений общества. Поэтому с помощью действенного, хорошо отлаженного финансового механизма можно активно воздействовать на производство, повышать его эффективность и обеспечивать экономику финансовыми ресурсами для ее роста.

2.2 Переориентация  финансового механизма на рыночные условия

 

Перестройка хозяйственного механизма требовала изменений  в организации кредитно-денежных отношений. Под расстройством финансовой системы понимался отрыв денежной массы, находящейся в обращении, от товарной массы, и одним из недостатков  в работе финансово-кредитной считалось ослабление воздействия денежно-кредитной политики на повышение эффективности производства.

Однако первый этап перехода от административно-командной системы  управления экономикой к рыночному  механизму, проходивший в конце 80-х гг. и соответствующие изменения финансовой политики и финансового механизма не дали ожидаемого эффекта [22, 47].

В 1991-1996 гг., уже в независимом  Казахстане, стала проводиться принципиально  новая финансовая политика, базирующаяся на использовании элементов рыночного механизма и системе государственного регулирования экономики. Качественное изменение финансовой политики усложнило задачи, стоящие перед республикой. Необходимо было не только обеспечить условия для создания нужного объема финансовых ресурсов, их рационального распределения, но и создать в кратчайшие сроки принципиально новый финансовый механизм во всех сферах и звеньях финансовой системы.

Основа современной  финансовой политики – это признание  свободы предпринимательской деятельности, введение разнообразных форм хозяйствования, приватизация государственной собственности и переход к смешанной экономике, базирующейся на умелом сочетании частных и государственных предприятий [20, 97].

На этой основе разрабатывается  принципиально новый финансовый механизм. Государство отказывается от директивного руководства внутрихозяйственными отношениями на предприятиях и переводит их отношения с бюджетом на налоговую основу, которая ставит заслон произвольному изъятию доходов.

Изменяется организация  бюджетной системы. На смену централизованной бюджетной системы пришла бюджетная система, основанная на реальной самостоятельности и равноправии бюджетов всех уровней.

Большое значение в плане  активизации финансового механизма  имеет изменение практики перераспределения финансовых ресурсов. Кроме вертикального метода, осуществляемого посредством бюджета, все более широкое развитие получает горизонтальное перераспределение средств. Для этого используется финансовый рынок, посредством которого финансовые ресурсы перераспределяются между экономическими субъектами исходя из спроса и предложения.

Развитие рыночных методов  управления привело к демонополизации  страхового дела и появлению страхового рынка – созданию независимых  частных страховых компаний, введению новых отраслей и видов страхования.

Резюмируя вышесказанное, можно отметить, что финансовый механизм Республики Казахстан за последние  годы стал более научно-обоснованным, целенаправленным, скоординированным, действующим в соответствии с  интересами субъектов воспроизводственного процесса.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Во все времена главная  цель финансовых отношений, определяющих их необходимость среди других общественных отношений, - обеспечение непрерывности  воспроизводственного процесса и прежде всего воспроизводства производительных сил, как необходимого условия жизнедеятельности, существования и развития как отдельного человека, так и общества в целом [22, 30].

Совокупность государственных  мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций представляет собой финансовую политику [20, 89].

Реализацию финансовой политики обеспечивает совокупность мероприятий  государства, направленных на мобилизацию  финансовых ресурсов, их распределение  и перераспределение для выполнения государством его функций и программ – долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных. Важнейшее место среди этих мероприятий принадлежит правовой регламентации форм и норм финансовых отношений.

Результативность финансовой политики тем выше, чем больше она  учитывает потребности общественного развития, интересы всех слоев и групп общества, конкретно-исторические условия и особенности жизни.

Важной составной частью финансовой политики является установление финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление  всей деятельности государства в области финансов. Финансовый механизм представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений.

Финансовый механизм – наиболее динамичная часть финансовой политики. Его изменения происходят в связи с решением различных тактических задач, и поэтому финансовый механизм чутко реагирует на все особенности текущей обстановки в экономике и социальной сфере страны.

 

Финансовая политика должна быть направлена прежде всего  на формирование максимально возможного объема финансовых ресурсов, так как они – материальная база любых преобразований. Следовательно, для определения и формирования финансовой политики нужна достоверная информация о финансовом положении государства. В правовом демократическом государстве показатели финансовой статистики должны быть достоянием широкой общественности; финансовая отчетность также должна быть регулярной, своевременной и доступной, а главное – достоверной.

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Абалкина Л. Курс переходной экономики, М.: Финстатинформ., 1998. С 347.
  2. Большаков  C.В.  Финансовая  политика  и  финансовое  регулирование  экономики  переходного  периода  //  Финансы. 1994. № 11.
  3. Ведута Е.Н. Государственные экономические стратегии. М.: Издательство "Деловая книга", 1998 г.
  4. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Финансы. Финансовая политика, маркетинг и менеджмент. ТОО НПК «Крылья», 1998. – 416 с.
  5. Камаев В.Д. Экономическая теория. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002
  6. Ковалев В.В. Управление финансами. Учебное пособие – М.: ФБК-ПРЕСС, 1998.
  7. Кучукова Н.К. Макроэкономические аспекты реформирования финансово-кредитной системы Республики Казахстан в условиях перехода к рыночной экономике. – Алматы: Гылым, 1994.
  8. Лавров В. В. Финансы и кредит. М.: Финансы, 1997.
  9. Лекции по курсу "Общая теория финансов". Кеменова З.А. –М.: АБиК, 2000.
  10. Леонтьев В.Е., Радковская Н.П.  Финансы. Деньги. Кредит и Банки. Изд-во «Знание», Санкт – Петербург, 2002.
  11. Мельников В.Д., Ильясов К.К. Финансы. Алматы. Жетi жаргы. 2000.
  12. Омирбаев С.М. Финансы. – Астана, 2002.
  13. Петров В.А. Финансовые механизмы экономического роста бюджета. // Финансы. 1999. №8.
  14. Сидорович А.В. Курс экономической теории: Учебное пособие. – М.: ДИС, 1997.
  15. Справочник по финансово-бюджетным вопросам: сборник нормативных документов, т.1, Алма-Ата: Казахстан, 1980. – 488 с.
  16. Сумароков В.Н. Государственные финансы в системе макроэкономического регулирования. – М.: Финансы и статистика, 1996.
  17. Финансово-кредитный  словарь  под  ред.  Гарбузова В. Ф., Финансы и статистика, 1994.
  18. Финансы / В.М. Родионова, Ю.Я. Вавилов, Л.И. Гончаренко и др.; Под ред. В.М. Родионовой. -М.: Финансы и статистика, 1995.-432 с.
  19. Финансы / Под ред. Ковалевой А.М. Учебное пособие. –М.: Финансы и статистика, 1996.
  20. Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебник для вузов. Под ред. проф. Л. А. Дробозиной - М., Финансы, ЮНИТИ, 2000. – 479 с.
  21. Финансы: Учебник / Под ред. Ю.Я. Вавилов, Л.И. Гончаренко. - М.: Финансы и статистика, 1996.
  22. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. Л.А. Дробозиной. – М.: ЮНИТИ, 2001. – 527 с.
  23. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. М.В. Романовского. – М.: Юрайт-М, 2002. – 504 с.
  24. Фомин П.А. Финансы, кредит и денежное обращение. М., 2001.
  25. Якобсон Л.И. Экономика общественного сектора: основы теории государственных финансов: Учебник для вузов. – М.: Аспект Пресс, 1996.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

 

Рис. 1 Структура финансового  механизма

 

 


Информация о работе Финансовый механизм в системе экономического механизма Казахстана