Финансовый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 16:10, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение понятия финансовый контроль, его видов, основных методов, а также показать каким образом осуществляется контроль со стороны власти.
Работа состоит из двух разделов, первый раскрывает само понятие финансовый контроль, его принципы, а вторая, непосредственно, посвящена контролю со стороны государства и негосударственному контролю, т.е. контролю со стороны негосударственных структур, прежде всего со стороны аудиторских фирм (или аудиторов – физических лиц).

Содержание

Введение
3
1
Теоретические основы финансового контроля
5
1.1
Сущность и система финансового контроля
5
1.2
Принципы финансового контроля
8
2
Виды, формы и методы финансового контроля
14
2.1
Государственный контроль
14
2.2
Негосударственный контроль
26
Заключение
30
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 59.56 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение

3

1

Теоретические основы финансового  контроля

5

1.1

Сущность и система  финансового контроля  

5

1.2

Принципы финансового  контроля                                 

8

2

Виды, формы и методы финансового контроля

14

2.1

Государственный контроль

14

2.2

Негосударственный контроль

26

Заключение

30

Список использованных источников

32


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Финансы являются неотъемлемой частью экономических отношений, а  финансовый контроль – неотъемлемой частью финансов. Поэтому сейчас происходят значительные изменения, как в задачах  финансового контроля, так и  в  оценке его значении.

Ни одно государство  не может эффективно функционировать  без отлаженной системы  контроля, особенно без финансового контроля, имеющего особую важность для жизнедеятельности  общества.

Финансовый контроль – одна из форм управления финансами любого звена. Он заключается в постоянной проверке выполнения хозяйственных и финансовых операций с точки зрения их законности, экономической целесообразности, и  достижения положительных конечных результатов работы. Финансовый контроль осуществляется на стадии разработки финансовых планов, проведения операций, практически на всех этапах движения денежных средств.

Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам, как  экономической категории присущи  не только распределительная, но и контрольная  функции. Поэтому использование  государством финансов для решения  своих задач обязательно предполагает проведение с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач. Финансовый контроль осуществляется в установленном  правовыми нормами порядке всей системой органов государственной  власти и органов местного самоуправления, в том числе специальными контрольными органами при участии общественных организаций, трудовых коллективов  и граждан.

Значение финансового контроля выражается в том, что при его  проведении проявляются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства. Таким образом, он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности.

Финансовый контроль - это основная форма государственного контроля, заключающегося в проверке законности и эффективности  действий, связанных с образованием, распределением и использованием государственных денежных средств.

Целью данной работы является рассмотрение понятия финансовый контроль, его видов, основных методов, а также  показать каким образом осуществляется контроль со стороны власти.

Работа состоит из двух разделов, первый раскрывает само понятие финансовый контроль, его принципы, а вторая, непосредственно, посвящена контролю со стороны государства и негосударственному контролю, т.е. контролю со стороны негосударственных структур, прежде всего со стороны аудиторских фирм (или аудиторов – физических лиц).

Таким образом работа будет  представлять собой некое теоретическое  пособие, в котором будут рассмотрены  все аспекты такого понятия, как  финансовый контроль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические основы финансового контроля

  1.1 Сущность и система финансового контроля 

 

Финансовый контроль, с  одной стороны, является одной из завершающих стадий управления финансами, а с другой, он выступает необходимым  условием эффективности управления ими [1,с.386]. Государственный финансовый контроль – комплексная система экономико-правовых действий конкретных органов власти и управления, базируется на положениях основных законов государства. Определяющую роль в организации финансового контроля играет конституция страны. Правовой регламент контроля зависит от типа государства, его социально-политической ориентации, уровня экономического развития, соотношения форм собственности [8, с.385]. Сложность понимания финансового контроля обусловлена сложностью самой категории финансов. Так же как финансы являются  основной любой сферы общественной деятельности и в то же время отражают их материальную результативность, так и финансовый контроль является как бы лакмусовой бумагой, на которой реально проявляется весь процесс движения финансовых ресурсов, необходимых для начала осуществления деятельности в любой сфере, и кончая получением финансовых результатов этой деятельности [1, с.386].

В системе финансового  контроля на практике и в теории различают внешний и внутренний контроль. Оба контроля важны и  необходимы. Но главным средством  обеспечения финансового порядка  в стране следует считать внешний  государственный финансовый контроль, независимый от экономических субъектов и органов власти [5, с.416].

Особое место финансового  контроля в общей системе контроля как элемента в системе управления определяется его спецификой, выражающейся в контролирующей функции самих финансов. Объективно присущая финансам способность выражать специфическую сторону производственно-хозяйственной деятельности в любой  сфере  делает финансовый  контроль все - охватывающим, всеобъемлющим. Если контрольная функция финансов является свойством самих финансов, то финансовый  контроль является деятельностью соответствующих органов, организующих и осуществляющих этот контроль.

Формально объектом финансового  контроля является финансовые показатели деятельности, но так как они либо регламентируют процесс формирования, распределения, перераспределения  и использования финансовых  ресурсов, либо отражают результативность  их кругооборота, фактическим объектом финансового контроля становится весь процесс производственно-хозяйственной деятельности. Этим и определяется огромная роль финансового контроля в системе управления.

Необходимым условием эффективности  финансового контроля является система  бухгалтерского учёта, обеспечивающая достоверность и полноту отражения  движения стоимостных показателей  деятельности подотчетного юридического лица или физического лица. Только при таком условии результаты финансового контроля  дают возможность  для анализа и объективной  оценки динамики финансовых показателей  и корректировки хода реализации финансовой политики  на определённый период развития как отдельной сферы  деятельности, так и всего государства [1, с.386].

В странах с рыночной экономики  сфера государственного финансового  контроля обеспечивает реализацию финансовой  политики государства. Государственный  финансовый контроль распространяется только на звенья системы государственных  финансов и охватывает только обобществленную  часть валового внутреннего продукта.

В государственном финансовом контроле основное внимание уделяется  своевременности и полноте мобилизации  государственных ресурсов, законности расходов и доходов всех звеньев  государственной финансовой системы, соблюдению правил учёта и отчётности. Государственный финансовый контроль охватывает не только процесс формирования и исполнения республиканского бюджета, но и местных бюджетов, поскольку центральной властью осуществляется контроль: при выдаче местным бюджетам дотаций (субсидий) и кредитов из республиканского бюджета на финансирование их текущих и капитальных затрат; санкционирование выпуска местных займов, гарантированных правительством; реализации правительственных программ.

Самостоятельным звеном финансового  контроля является финансовый контроль независимых аудиторских служб. Аудиторская проверка направлена на оценку достоверности финансовой отчётности, глубокий экономический анализ финансовой деятельности, оценку финансовой надёжности фирмы, предприятия, банка, страховой  организации или другого контролируемого  юридического лица и подготовку соответствующего заключения.

Система финансового  контроля

Система финансового контроля в развитых западных  странах  в целом однотипна и включает следующие элементы:

    • ведомство главного ревизора-аудитора (счётная палата) с подчинением   непосредственно парламенту или президенту страны. Главная цель этого ведомства – общий  контроль за расходованием государственных средств;

    •  налоговое  ведомство с подчинением президенту, правительству или министерству  финансов, контролирующее поступление  в казну налоговых доходов;

    • контролирующие  структуры в составе государственных  ведомств, осуществляющие проверки  и ревизии подведомственных учреждений;

    • негосударственные службы контроля, осуществляющие на коммерческой  основе проверку достоверности отчётной документации и законности финансовых операций;

    •  службы  внутреннего контроля, основная  задача которых – снижение  издержек, оптимизация финансовых  потоков и увеличение прибыли.

В государствах тоталитарного  типа формы организации и цели финансового контроля подчинены  интересам правящей администрации. Государственный контроль носит  глобальный и повсеместный  характер и преследует чисто фискальные цели.

В странах с переходной экономикой, к которым в настоящее  время принадлежит Россия, Беларусь, экономико–правовая организация финансового контроля имеет специфические черты. Такие государства постепенно отходят от тоталитарности государственного финансового контроля и создают правовую основу для его организации.

Проблема нехватки государственных  средств, для покрытия бюджетных расходов зачастую решается посредством скорее административных, чем экономических методов, тотального ужесточения санкций за налоговые и другие финансовые нарушения. Это приводит к ущемлению интересов частного капитала и снижению деловой активности. По мере укрепления основ рыночного хозяйствования организация финансового контроля приобретает всё более правовой характер и постепенно приближается к западной модели, которая, по оценкам специалистов, в целом доказала свою эффективность  [1, с.387]. Развитие демократии и парламентаризма вызывает необходимость более тщательного контроля за исполнительной властью и, соответственно, повышением профессионального уровня контрольных служб.

 

1.2 Принципы финансового контроля

 

При формировании и в деятельности системы финансового контроля соблюдаются  некоторые общие принципы, без  следования которым результативность финансового контроля невозможна. Эти  принципы выработаны многолетней мировой  практикой.

Эффективные системы финансового, в том числе государственного контроля финансового, контроля существуют сейчас практически во всех экономически развитых стран. С 1953г. действует Международная организация высших контрольных органов (ИНТОСАИ), объединяющая более 120 стран- членов. Существует принципиально важный методологический документ, получивший по месту его принятия конгрессом ИНТОСАИ название Лимской Декларации руководящих принципов контроля.

Декларация закрепила  призванное в большинстве стран  мирового сообщества мнение, что финансовый контроль – не самоцель, а неотъемлемая часть системы регулирования, осуществляемого  государством в финансовой сфере  рыночной экономике. Задача контроля –  «вскрытие отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов на возможно более  ранней стадии с тем, чтобы иметь  возможность принять корректирующие меры, в отдельных случаях привлечь виновных к ответственности, получить компенсацию за причинённый ущерб, осуществить мероприятия по предотвращению или сокращению таких нарушений  в будущем».

К общим принципам  финансового контроля, способствующим решению его задач, относятся:

  • законность;
  • объективность;
  • независимость;
  • разграничение функций и полномочий между различными органами финансового контроля;
  • подотчётность органов финансового контроля создающим их органам власти или собственникам;
  • гласность [3, с.386].

Существуют другие принципы, носящие более прикладной характер, в том числе:

  • результативность контроля
  • четкость и логичность предъявляемых контролерами требований
  • неподкупность субъектов контроля
  • обоснованность и доказанность информации, приведенной в актах проверок и ревизий
  • превентивность (предупреждение) вероятных финансовых нарушений
  • презумпция невиновности (до суда) подозреваемых в финансовых преступлениях лиц
  • согласованность действий различных контролирующих органов [6, с.344].

Информация о работе Финансовый контроль