Финансовые службы, их задачи и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:08, лекция

Описание

В лекции раскрываются:
1.Финансовые службы предприятия
2. Организация денежных расчетов на предприятии

Работа состоит из  1 файл

7. Финансовые службы, их задачи и функции.doc

— 48.00 Кб (Скачать документ)

Тема 7. Финансовые службы, их задачи и функции

 

План

 

    1. Финансовые службы предприятия

2. Организация денежных расчетов на предприятии

 

 

Место финансовой службы в системе управления предприятием. Структура финансовой службы. Задачи и функции финансовой службы.

Основные направления  работы финансовой службы: финансовое планирование, контрольно-аналитическая  работа, оперативная работа.

Контроль над финансово-хозяйственной  деятельностью организаций. Контроль над использованием собственных  и заемных средств, соблюдением расчетно-платежной дисциплины.

Организация денежных расчетов с поставщиками, покупателями, подрядчиками, заказчиками, бюджетом, страховыми организациям, партнерами, акционерами.

 

1. Финансовые службы предприятия

 

Деятельность финансовых служб подчинена главной цели – обеспечению финансовой стабильности, созданию устойчивых предпосылок для экономического роста и получения прибыли


 

Задачи финансовых служб:

  • организация взаимоотношений предприятия с другими субъектами хозяйствования
  • поиск внутренних и внешних краткосрочных и долгосрочных источников финансирования, выбор наиболее оптимального их сочетания
  • своевременное обеспечение финансовыми ресурсами хозяйственной деятельности предприятия
  • эффективное использование финансовых ресурсов для достижения стратегических и тактических целей предприятия

Конкретными формами  реализации задач финансовой службы является разработка финансовой политики, элементами которой являются

  • учетная политика
  • кредитная политика
  • политика управления денежными потоками
  • амортизационная политика
  • управление издержками
  • дивидендная политика

Структура финансовой службы должна отвечать масштабам деятельности предприятия, его стратегическим целям  и направлению деятельности. Примерная  структура финансовой службы крупного предприятия может выглядеть следующим образом.


 




 

 

 

 

1. На финансовую бухгалтерию  возлагается ведение бухгалтерского  учета, составление финансовой  отчетности в составе бухгалтерского  баланса,  Отчета о прибылях  и убытках, приложений к этим  формам, формирование публичной отчетности в соответствии с утвержденными правилами и национальными стандартами счетоводства. Разрабатывает учетную политику.

2. Аналитический отдел занимается  анализом и оценкой финансового  состояния предприятия. Готовит  пояснительную записку к годовому отчету и возглавляет подготовку к отчетному докладу на общем собрании акционеров. Разрабатывает и анализирует инвестиционные проекты (финансовую часть), составляет прогнозы финансовых показателей.

3. Отдел финансового планирования  зарабатывает долгосрочные и краткосрочные финансовые планы. Управляет составлением Основного бюджета предприятия.

4. Отдел налогового планирования  разрабатывает налоговую учетную  политику, составляет расчеты по  налогам и налоговые декларации, представляет их в налоговые органы, контролирует своевременность и полноту уплаты налогов, осуществляет сверку расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами.

5. Оперативный отдел ведет расчеты  с дебиторами и кредиторами,  контролирует взаимоотношения с  банками, страховыми компаниями. Обеспечивает соблюдение платежной и расчетной дисциплины.

6. Отдел ценных бумаг и валютного  контроля формирует портфель  ценных бумаг, управляет движением  ценных бумаг и валют. Осуществляет  контроль над валютными операциями  с целью соблюдения законности  и оптимальности.

Рационально выстроенная система  управления финансами выполняет  функции контролера и казначея компании.

 

2. Организация денежных расчетов на предприятии

Для эффективного управления денежными потоками нужно знать  законно установленную очередность платежей по обязательствам предприятия. Умение выбрать форму расчетов позволит сэкономить значительные средства, ускорить движение денежных средств, эффективно использовать оборотный капитал.

Организации могут открывать в  банках счета: расчетные, текущие, валютные, ссудные. Отношения предприятия с банком строятся на основе договора банковского счета. В этом договоре фиксируются взаимные права и обязанности сторон их ответственность за проведение операций по счету. В договоре банковского счета может быть предусмотрена возможность осуществления платежей и при отсутствии достаточных средств на счете клиента (кредитование счета – овердрафт). За пользование средствами, находящимися на расчетном счете клиента, банк уплачивает проценты. Эти проценты для предприятия-клиента являются внереализационным доходом.

Для операций с иностранной валютой  банки открывают организациям транзитные и валютные счета. Знание механизма  операций с иностранной валютой  финансисты смогут избежать нарушений  в области валютного регулирования.

Денежные расчеты подразделяются на две группы:

- расчеты по товарным операциям;

- расчеты по нетоварным операциям.

Расчеты по товарным операциям осуществляются следующими видами платежей:

  • платежными поручениями;
  • плановыми платежами;
  • платежными требованиями;
  • аккредитивами;
  • расчетными чеками;
  • зачетом взаимных требований;
  • векселями;
  • встречным движением товара (товарообменные операции);
  • расчеты наличными средствами.

Формы расчетов устанавливаются  сторонами в договоре. По нетоварным операциям расчеты осуществляются только с помощью платежных поручений.

Расчеты наличными средствами регламентируются нормативными документами. Контроль над осуществлением наличных расчетов ведет Центральный Банк России. Он устанавливает предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами. В настоящее время предел установлен в размере 60000 рублей по одной сделке. Сделкой считается платеж по одному и тому же договору в рамках одной и той же поставки (работ, услуг).

Нарушение нормального денежного оборота в стране вызвало всплеск товарообменных операций. Бартерная сделка - это безвалютный, но оцененный и сбалансированный обмен товарами, оформленный единым договором (контрактом).

Широкое распространение  получила вексельная форма расчетов.

Вексель - это долговое письменное обязательство выплатить указанную в векселе сумму в оговоренный срок. Вексель используется как форма коммерческого кредита и как средство платежа. Это ценная бумага дающая бесспорное право его владельцу (векселедержателю) требовать с должника уплаты суммы обязательства. Различают два вида векселей: простой (соло) и переводной (тратта).

Вексель должен иметь  все реквизиты, установленные для  этого вида ценных бумаг. Отсутствие в нем хотя бы одного из обязательных реквизитов лишает его силы векселя и он превращается в обычное долговое обязательство. Одной из отличительных черт векселя от других ценных бумаг - это возможность передачи его из рук в руки. В этом случае вексель становится средством платежа. Значение векселей как инструмента финансового рынка трудно переоценить. Безусловность векселя как долгового обязательства, строгость взысканий по нему, возможность использования его как средства коммерческого кредита и источника дохода обусловили его широкое применение в России. Банковский вексель может быть использован векселедержателем как средство платежа при расчетах с другими предприятиями, а также продан на вторичном рынке  ценных бумаг другому инвестору.

Предприятие должно контролировать своевременность и полноту расчетов по своим обязательствам. При наличии достаточного количества платежных средств предприятие рассчитывается в порядке поступления требований и сроков платежа.

При недостаточности  денежных средств на счете для  удовлетворения всех предъявленных  к нему требований,  списание сумм в покрытие обязательств предприятия осуществляется в очередности, установленной законом (ст.855 ГК РФ):

в первую очередь списываются суммы, присужденные судом и оформленные исполнительными листами, предусматривающими перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;

во вторую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий, и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, выплату вознаграждений по авторским договорам;

в третью очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а также по отчислениям в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения и фонды обязательного медицинского страхования;

в четвертую  очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды, отчисления в которые не предусмотрены в третьей очереди;

в пятую очередь, производится списание по исполнительным  документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;

в шестую очередь  производится списание по другим платежным документам в порядке календарной очередности поступления документов.

Списание средств со счета, по требованиям, относящимся  к одной очереди, производится в  порядке календарной очередности  поступления документов.


Информация о работе Финансовые службы, их задачи и функции