Финансовые ресурсы Россия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 20:00, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение финансовых ресурсов России и ее основных составляющих.
Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:
1. Раскрыть определение понятия финансовых ресурсов государства.
2. Рассмотреть состав финансовых ресурсов и методы их мобилизации.
3. Проанализировать источники формирования финансовых ресурсов и направления их использования.
4. Охарактеризовать государственный бюджет как основа формирования финансовых ресурсов государства.
5. Показать влияние финансовых ресурсов на экономику страны.
6. Рассмотреть роль финансовых ресурсов в повышении промышленного производства.

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 73.74 Кб (Скачать документ)

     Государственный бюджет — как экономическая категория  выражает систему экономических  отношений между государством, предприятиями  и населением по поводу распределения  и перераспределения совокупного  общественного продукта и национального  дохода и формирования централизованного  общегосударственного фонда денежных средств. Другими словами — это  основной финансовый план образования  и расходования государственного фонда  денежных средств. Его основное назначение — создание условий для эффективного развития экономики и решения  общегосударственных и социальных задач.

     Государственный бюджет – наибольший централизованный денежный фонд государства, который  находится в распоряжении правительства. В государственном бюджете концентрируется  большая часть валового национального  продукта. Он играет невероятно важную роль в обеспечении эффективного функционирования всех составляющих частей хозяйственного механизма, в определении  балансовых связей всех ценностных показателей  социально – экономического развития и соблюдения пропорций между движением материальных и финансовых ресурсов.

     Бюджетные средства направляются на государственное  управление, народное хозяйство, социально  – культурные мероприятия, оборону, поддержку и развитие науки. Государственный  бюджет и местные бюджеты всех уровней составляют финансовую основу для объединения общегосударственных  и региональных интересов.

     Центральное место бюджета в финансовой системе, прежде всего, объясняется тем, что  с его помощью перераспределяется значительная часть национального  дохода.

     Государственный бюджет характеризуется следующими чертами:

     1) носит ярко выраженный балансовый  характер. Превышение расходов над  доходами составляет дефицит  бюджета. Превышение доходов над  расходами составляет дефицит  бюджета.

     2) Формирование и использование  бюджета базируется на сочетании  централизованных начал с инициативой  местных органов.

     Основные  функции бюджета:

     - перераспределение национального  дохода и примерно 50% ВВП между  территориями, отраслями деятельности, социальными группами населения;

     - государственное регулирование  и стимулирование экономики;

     - финансовое обеспечение финансовой  политики;

     - контроль за образованием и  использованием централизованного  фонда денежных средств.

     Именно  с помощью бюджета государство  имеет возможность сосредоточивать  финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального  дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Ни одно из звеньев финансов не осуществляет такого многовидового и многоуровневого  перераспределения средств, как  бюджет.

     Вместе  с тем, отображая экономические  процессы, протекающие в структурных  звеньях экономики, бюджет дает четкую картину того, как поступают в  распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, показывает, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства  объему его потребностей. Таким образом, при правильном подходе бюджет объективно может быть не просто средством государственного экономического регулирования, он может  реально влиять на рост экономики  и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической  базы общественного производства.

     Для России же в силу ее федеративного  устройства важную роль приобретает  не просто выработка грамотного бюджетного механизма, а правильное соотношение  бюджетов различных уровней, действующих  на территории страны, что и составляет понятие бюджетной системы. 
 

     
   Налоговые доходы, в т. ч.
   Государственная пошлина, сборы
   Доходы  от внешнеэкономической деятельности
   Доходы  от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной  собственности
   Доходы  от оказания платных услуг и компенсации  затрат государства
   Доходы  от продажи материальных и нематериальных активов
   Административные  платежи и сборы
   Штрафы, санкции, возмещение ущерба
   Прочие  налоговые доходы
   Целевые отчисления от всероссийских государственных лотерей

     Таблица 1. Состав и структура  доходов Федерального бюджета РФ 
 

     
Государственное управление
Международная деятельность
Национальная  оборона
Правоохранительная  деятельность и обеспечение безопасности государства
Фундаментальные исследования и содействие НТП
Промышленность, энергетика, строительство
Сельское  хозяйство
Охрана  окружающей среды
Образование
Культура  и искусство, средства массовой информации
Здравоохранение и физическая культура
Социальная  политика
Обслуживание  государственного долга
Финансовая  помощь субъектам РФ
Прочие  расходы
Расходы целевых бюджетных фондов

     Таблица 2. Состав и структура  расходов Федерального бюджета РФ 

     Параллельно с государственным и местным  бюджетом используются и другие формы  организации использования денежных ресурсов, необходимых государству. Один из таких путей - создание внебюджетных фондов. Государственный бюджет во многом способствует мобильности средств  при необходимости их перераспределения  на различные виды расходов.

     Однако  недопустимо, чтобы при таком  перераспределении средств страдали социальные потребности, происходило  уменьшение расходов на жизненно важные нужды государства.

     Поэтому и было решено, в условиях перехода к рыночной экономике в России образовать специальные внебюджетные фонды конкретного назначения. В этой связи, очевидно, что внебюджетные фонды - это особая форма использования финансовых ресурсов, привлекаемых для финансирования различных государственных расходов, помимо бюджета. В зависимости от целевого назначения внебюджетные фонды делятся на экономические и социальные, а с учетом уровня управления они могут быть государственными и региональными.

     Основными внебюджетными фондами в современных  условиях являются14:

     - фонды государственного страхования,

     - пенсионный фонд,

     - государственный фонд занятости  населения,

     - фонд здравоохранения,

     - дорожные фонды и прочие внебюджетные  фонды.

     Фонд  государственного социального  страхования имеет целью создать денежные ресурсы для выплаты различных пособий: по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, на погребение, для финансирования санаторно-курортного обслуживания, для материального обеспечения деятельности профсоюзов, направленной на защиту интересов работников.

     Основная  доля расходов этого фонда направляется на выплату различных пособий. Создается этот фонд страховым методом, при обязательном участии средств предприятий и организаций разных форм собственности, а также лиц, занятых предпринимательской деятельностью.

     Источниками средств выступают страховые  взносы предприятий и организаций, поступления за путевки в санатории  и дома отдыха, прочие доходы, а в  некоторых случаях - и средства государственного бюджета. Величина взносов предприятий  и организаций определяется согласно установленному тарифу в виде процента от начисленного фонда заработной платы рабочих и служащих.

     Пенсионный  фонд выступает как финансовая и организационная структура, выделенная специально для обслуживания пенсионеров. Таким образом, этот фонд можно представить как орган государственного управления финансами пенсионного обеспечения. Данный фонд занимается целевым сбором средств для выплаты пенсий и пособий на детей, а также финансирования организаций, помогающих пенсионерам и детям. Он участвует на долговременной основе в осуществлении социальной поддержки населения.

     Основными доходными статьями пенсионного фонда являются: страховые взносы предприятий и организаций, выступающих в качестве работодателей; страховые взносы граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью; обязательные страховые взносы граждан; и, в ряде случаев, средства из республиканского бюджета, предназначенные для выплаты государственных пенсий, пособий военным и другим гражданам, приравненным к ним; а также выплаты компенсаций в связи с изменением стоимости жизни и ростом заработной платы. В фонд также могут поступать добровольные взносы граждан, предприятий и общественных организаций, осуществляемых самим фондом.

     Размеры взносов в этот фонд определяются ежегодно парламентом по представлению  правления фонда. Тариф для расчета  от начисленной заработной платы  устанавливается, как упоминалось  выше, в процентах и в оплату труда включаются все виды заработков, получаемых работниками.

     Государственный фонд занятости населения имеет целью аккумулировать средства, которые необходимы для материальной поддержки лиц, у которых появилась опасность потери или отсутствия работы, а также для их обучения другой специальности. В условиях зарождения рыночной экономики исчезла гарантия предоставления рабочих мест в соответствии с профессиональной подготовкой и образованием работников.

     Но  государство не сняло с себя ответственности  за получение гражданами рабочего места  и за обеспечение права на труд и свободный выбор профессии. В Российской Федерации в 1991 году был принят закон "О занятости  населения".

     В этом законе указан механизм регулирования  занятости и меры социальной защиты, а также принципы выплаты пособия  безработным. Фонд занятости создается  на республиканском и территориальном  уровнях, что обеспечивает возможность  оперативного решениях всех вопросов, связанных с проведением мер  по обеспечению занятости.

     Фонд  формируется за счет обязательных отчислений работодателей, обязательных страховых  взносов с заработка работников в пределах общей суммы взимаемых  налогов, а также с использованием средств республиканских и местных  бюджетов. Могут также поступать  в фонд и добровольные взносы российских и иностранных предприятий, общественных организаций и граждан, а также  некоторые другие источники. Расходование же средств осуществляется с учетом тех задач, которые необходимо решать, чтобы обеспечить трудоустройство высвобождаемых в процессе становления рыночной экономики трудовых ресурсов. В частности, деньги направляются на трудоустройство граждан, не имеющих работы, на профессиональную ориентацию, на обучение, на организацию общественных работ, на временные пособия по безработице, а также на стипендии обучающимся. 
 

          2.2 Влияние финансовых ресурсов на экономику страны 

     Финансы Российской Федерации - это экономические  отношения по созданию, распределению  и использованию фондов денежных средств государства, его территориальных  подразделений, а также предприятий  и организаций, необходимых для  обеспечения расширенного воспроизводства  и социальных нужд, в процессе которых происходит распределение и перераспределение совокупного общественного продукта и контроль за удовлетворением общественных потребностей.

Информация о работе Финансовые ресурсы Россия