Цели, задачи Региональной экономической политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 03:40, реферат

Описание

К основным целям региональной политики можно отнести:
- обеспечение экономических, социальных, правовых и организационных
основ федерализма, регионов или субъектов российской Федерации с целью
создания единого экономического пространства;
- обеспечение единых минимальных социальных стандартов и равной
социальной защиты, гарантирование социальных прав граждан, установленных Конституцией Российской Федерации, независимо от экономических возможностей регионов;
- выравнивание условий социально-экономического развития регионов;
- охрана окружающей среды, а также ликвидация последствий ее
загрязнения, комплексная экологическая защита регионов;
- максимальное использование природно-климатических особенностей
регионов и др.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1 Цели региональной экономической политики………………………………..4
2 Задачи региональной экономической политики……………………………...7
3 Средства реализации региональной экономической политики…………….10
Заключение……………………………………………………………………….16
Список использованных источников…………………………………………...17

Работа состоит из  1 файл

реферат финансированиеи кредитование .doc

— 79.00 Кб (Скачать документ)

      Существует множество классификаций,  используемых  для  систематизации инструментов региональной экономической политики,  Михеева  Н.  Н.  в  своей монографии «Региональная экономика и управление» выделяет две группы:

      - средства макроэкономической политики;

      - средства микроэкономической политики.

      Средства  макроэкономической  политики  включают  в  себя   налоговую,

бюджетную, ценовую, кредитно-денежную, социальную, торговую  и  другие  виды экономической политики,  они  используются,  как  правило,  на  национальном уровне для проведения политики центральных органов  власти  по  отношению  к регионам.

      Меры  макроэкономической  политики  могут  быть  реализованы   двояким образом:  либо  частичный  контроль  над  теми   или   иными   инструментами региональной политики передается на  уровень  отдельных  регионов,  либо  он сосредотачивается в руках центральной власти.

      В  первом  случае  отдельные  регионы  могут  использовать   указанные

инструменты по своему усмотрению, тогда параметры  экономического  развития, регулируемые на основе тех или иных  инструментов,  оказываются  в  руках  у региональных  властей,  это  может  касаться,  например,   ставок   налогов, экспортно-импортных пошлин.

      Эта  ситуация  соответствует  фактически   автономному   регулированию

экономической   деятельности   отдельными   регионами   без   ее   взаимного

согласования, а  такой  способ  реализации  региональной   макроэкономической политики является скорее исключением,  чем  правилом,  поэтому,  если  такая схема  реализуется,  то   она   касается   только   отдельных   инструментов макроэкономической политики.

      Более  распространенным  случаем  является  центральный  контроль  над

макрополитикой, когда общие  параметры  экономической  системы  регулируются центральным  правительством.  Это  не  исключает  дифференциации  проводимой экономической  политики,  т.е.  для  разных  регионов  могут  использоваться различные значения  управляющих  параметров,  при  этом  центральные  органы управления  определяют   степень   дифференциации   значений   экономических параметров,  например, для разных регионов могут быть  установлены  различные

ставки налогов, отдельные  регионы  могут  получать  льготные  кредиты  либо субсидии и т.д.

      Средства  микроэкономической  политики,  используемые  при  проведении региональной  политики,  определяются  в  зависимости  от   выбора   объекта воздействия: труд или капитал, и выбора направлений воздействия:  внутренняя или внешняя перестройка условий деятельности. Так,  к  политике  воздействия на труд можно  отнести:  переориентацию  труда  на  месте,  пространственное перемещение, повышение эффективности рынков труда.  К  политике  воздействия на капитал: налоги и  субсидии,  повышение  эффективности  рынка  капиталов, повышение эффективности управления фирмами и административный  контроль  над

деятельностью предприятий.

       Макроэкономическая региональная политика осуществляется в большинстве случаев  путем  прямого  государственного  контроля  над  теми   или   иными параметрами   развития   региона.    При    проведении    микроэкономической региональной экономической  политики  прямой  государственный  контроль  над размещением  капитала  и  распределением  рабочей  силы  весьма   ограничен, поэтому  региональная  политика  реализуется  преимущественно   при   помощи косвенных методов экономического воздействия.

      Подходами  к  региональной  политике  состоит  в  том,   что   использование макроэкономических  инструментов  нацелено  на   изменение   географического распределения   спроса  на  товары,  когда  регулирование  осуществляется  в рамках достижения равновесия на  межрегиональном  рынке.  Микроэкономические инструменты используются для  прямого  влияния  на  предложение  товаров  на локальных рынках. Целью микроэкономической политики является воздействие  на локационные решения фирм и домашних хозяйств, т.е.  стимулирование  труда  и капитала  к  перемещению  в  те  регионы,  которые   лица,   разрабатывающие региональную политику, считают наиболее предпочтительно.

Методы и формы реализации региональной экономической политики :

      Решение задач территориального развития требует совершенствования механизма реализации региональной экономической политики. Дальнейшее развитие должны получить такие методы и формы государственного воздействия, как прогнозирование и программирование. При разработке общероссийских прогнозов и программ особое место должно быть отведено региональному аспекту. Это даст регионам необходимые ориентиры, позволяющие им определить господствующие тенденции, примерные количественные параметры социально-экономического развития, свое место в межрегиональном разделении труда, наметить и скорректировать в прогнозируемой динамике общероссийского и региональных рынков собственные регулирующие воздействия на экономические и социальные процессы. В проектах долгосрочных и среднесрочных прогнозов и программ должны быть отражены вопросы совершенствования региональной экономической политики, в том числе возможные изменения экономического механизма федеративных отношений (межбюджетные отношения, распределение полномочий по налоговой системе, вопросы управления собственностью и использования природных ресурсов и другие). Важнейшими исходными пунктами должны стать прогнозирование платежеспособного спроса и его регионального распределения, изучение региональных рынков, оценка финансовых и других ресурсных возможностей регионов, выявление путей и средств активизации собственного потенциала регионов для решения важнейших социально-экономических проблем их развития. Среди форм реализации региональной политики в настоящее время и в перспективе особое место должно быть отведено разработке и осуществлению федеральных целевых программ социально-экономического развития регионов. Перечни таких федеральных целевых программ, подлежащих проработке, должны определяться при подготовке общероссийских концепций и программ на среднесрочную и долгосрочную перспективу и входить в состав этих документов. Учет регионального аспекта должен стать необходимым звеном в выработке и проведении политики структурной перестройки экономики. В качестве основных форм ее реализации наряду с федеральными целевыми программами развития регионов и отраслей с долевым государственным финансированием должны использоваться такие формы, как:

участие государства в наиболее эффективных инвестиционных проектах с использованием конкурсной и контрактной систем их реализации;

размещение федеральных заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд;

поддержка наукоемких производств и развитие высоких технологий;

содействие активизации международных экономических связей регионов Российской Федерации;

создание условий для формирования свободных экономических зон и технополисов в регионах, имеющих высокий научный и кадровый потенциал, а также развитую инфраструктуру;

содействие малому и среднему бизнесу.

Ведущим в области совершенствования финансовых и налоговых отношений между Российской федерацией и ее субъектами, а также между органами государственной власти и органами местного самоуправления должен стать курс на последовательное повышение уровня бюджетного самообеспечения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. С этой целью необходимо закрепить за субъектами Российской Федерации постоянные и достаточные финансовые и прежде всего налоговые источники доходов для самостоятельного формирования бюджетов.

Это позволит уменьшить неоправданные встречные финансовые потоки между бюджетами различных уровней, снизить объемы федеральной финансовой поддержки регионов, способных обеспечить развитие собственными силами.

Для реализации задач региональной экономической политики в бюджетно-налоговой сфере необходимо обеспечить:

бездефицитность бюджетов большинства субъектов Российской Федерации путем изменения налоговой системы;

законодательное разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления по осуществлению социально-экономической политики, формированию доходных и расходных статей соответствующих бюджетов, сбору и использованию налогов и других обязательных платежей; возможность при формировании бюджетов определять и учитывать финансовый и налоговый потенциал каждого субъекта Российской Федерации; сбалансированность бюджетов всех уровней, а также согласованные между Российской Федерацией и ее субъектами соответствующие расчетные принципы и методы; право — в пределах автономных финансовых ресурсов — самостоятельного принятия каждым органом власти на соответствующем уровне решений о направлениях и масштабах использования бюджетных средств;

контроль за целевым расходованием средств, выделяемых из федерального бюджета на социально-экономическое развитие регионов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

     Экономическая политика  это проводимая государством, правительством страны генеральная линия экономических действий, придание желаемой направленности экономическим процессам, воплощаемые в совокупность предпринимаемых государством мер, посредством которых достигаются намечаемые цели и задачи, решаются социально-экономические проблемы.

В региональном управлении экономическая политика занимает ведущее значение. Решение социальных, экологических, научно-технических, демографических и других проблем региона возможно в необходимом объеме только при наличии соответствующих финансовых, кредитных и материальных ресурсов.

Применительно к регионам, это комплекс действий, направленных на управление социально-экономическим развитием территории. Глобальной целью региональной политики является достижение более эффективного и (или) более равномерного распределения экономической активности на территории страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

 

      1 Василенко, И. А. Государственное и муниципальное управление / И. А. Василенко. – М. : Гардарики, 2006 – 320 с.

      2 Орешин, В. П. Региональная экономика и управление / В.П.Орешин. – М. : Инфра-М, 2006 – 160 с.

      3 Штульберг, В. М. Региональная политика России : теоретические основы, задачи и методы реализации / В.М. Штульберг. – М. : Гелиос АРВ, 2008 – 95 с.

      4 Капканщиков, С.Г. Государственное регулирование экономики / С.Г. Капканщиков. М. : КНОРУС, 2007 – 352 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17

 



Информация о работе Цели, задачи Региональной экономической политики