Бюджетные расходы, их состав и структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2011 в 14:55, курсовая работа

Описание

Целью работы является анализ бюджетных расходов РФ, их состава и структуры.
Цель исследования позволяет сформулировать задачи, поставленные в работе:
1. Представить общую характеристику бюджетных расходов;
2. Рассмотреть структуру федерального бюджета РФ;
3. Проанализировать динамику расходов федерального бюджета РФ в 2000-2007 гг.;
4. Выявить особенности бюджетного финансирования социальной сферы в 2005 - 2007 гг., т.е. в период реализации приоритетных национальных проектов;
5. Выявить пути оптимизации расходов бюджета РФ;
6. Рассмотреть перспективный план расходования бюджетных средств РФ на 2008 -2010 гг.

Содержание

Введение
Глава 1. Общая характеристика бюджетных расходов
1.1. Понятие и социально-экономическое назначение бюджетных расходов
1.2. Принципы осуществления расходов бюджета
1.3. Классификация расходов бюджета с целью планирования и анализа
1.4. Методология расчета и анализа бюджетных расходов
Глава 2. Исследование расходов федерального бюджета РФ за 2000-2007 гг.
2.1. Анализ структуры и динамики расходов федерального бюджета за 2000-2007 гг.
2.2. Особенности бюджетного финансирования отраслей социальной сферы в 2005-2007 гг.
Глава 3. Оптимизация расходной части бюджета и приоритетные направления расходования бюджетных средств на среднесрочную перспективу
3.1. Проблемы финансирования бюджетных расходов и пути их решения
3.2. Перспективы расходования средств федерального бюджета РФ в 2008-2010 гг.
Заключение
Список литературы
Приложения

Работа состоит из  1 файл

kursovaya.doc

— 1,000.00 Кб (Скачать документ)

      Среди стран, по которым имеются данные Международного Валютного Фонда, Россия имеет самый низкий удельный вес  социальных расходов в составе расходов консолидированного бюджета (ниже 40%). Она расходует на социальные нужды всего менее 20% ВВП. При этом в европейских развитых странах социальные затраты составляют 30-40% ВВП, а в бывших социалистических странах Восточной Европы 20-30%. Проведенный анализ приводит к выводу о несоответствии государственных финансовых потоков в России общепризнанным мировым приоритетам социально-экономического развития. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Оптимизация расходной части бюджета и приоритетные направления расходования бюджетных средств на среднесрочную перспективу 

3.1 Проблемы финансирования  бюджетных расходов  и пути их решения 

      Основными задачами в области бюджетных расходов являются:

- сокращение числа федеральных целевых программ, обеспечение концентрации средств бюджета по наиболее эффективным и социально значимым проектам;

- снижение расходов на содержание государственного аппарата;

- продолжение децентрализации инвестиционного процесса через расширение государственно-коммерческого финансирования проектов;

- повышение эффективности использования ассигнований на национальную оборону и оборонный комплекс путем концентрации их на решении социальных проблем, конверсии и перспективных научно-исследовательских работах;

- снижение уровня дотаций отдельным отраслям;

-усиление  контроля за использованием бюджетных  средств;

- обеспечение приоритетного финансирования расходов на науку, культуру, медицинское обслуживание, образование.

      При реализации расходной бюджетной политики до сих пор преобладает экстенсивный подход. За счет бюджетных средств содержится обширная сеть бюджетных учреждений, однако цели ее функционирования, система оценки результативности и эффективности до сих пор не разработаны. Условно существующие проблемы, влияющие на финансовый механизм в рассматриваемой, «объединены в четыре крупные группы: историческо-психологические, политические, финансовые, институциональные»3. К первой группе отнесены проблемы, связанные с восприятием населением проводимых реформ, которые объясняются имеющимся опытом получения социальных услуг (возрастная его часть населения психологически не готова к переходу на новый механизм получения социальных услуг. Во вторую группу объединены проблемы, связанные с деятельностью государства в разработке стратегии развития социальной сферы:

1) отсутствие  четкости в определении статуса  государства в социальной сфере;

2) отсутствие  единой концепции развития социальной  сферы;

3)отсутствие  взаимосвязи в выработке решений  между различными сферами деятельности.

      К третьей группе проблем социальной сферы следует отнести проблемы, связанные с обеспечением отрасли финансовыми ресурсами. В четвертую группу включены проблемы организации финансовых отношений в части предоставлении социальных услуг и взаимодействия между различными секторами в данной сфере деятельности. Институциональные проблемы, характерные для социальной сферы России, заключаются в следующем:

1) оставшаяся  с советского периода сеть бюджетных учреждений, рассчитанная на всеобщее социальное обеспечение, является потребителем значительного количества бюджетных ресурсов, что необоснованно завышает затратность социальной сферы без получения необходимой отдачи;

2) социальная  сфера по-прежнему остается в  основном государственным сектором, который развивается экстенсивным  путем. 

      Систематизировав  (табл.7) проблемы построения эффективного механизма финансирования социальных бюджетных расходов с учетом специфики социальных расходов, можно предложить для каждой из проблем возможные пути решения.

      Формирование  негосударственного сектора в социальной сфере возможно по трем направлениям:

      1)сокращение  числа государственных социальных учреждений путем преобразования государственных учреждений, способных функционировать в рыночной среде, в иные негосударственные организационно-правовые формы;

      2)стимулирование  развития негосударственных организаций,  оказывающих социальные услуги;

      3) приобретение социальных услуг у негосударственных организаций посредством осуществления социального заказа.

      Для осуществления этого процесса необходимо вначале произвести инвентаризацию бюджетных учреждений социальной сферы. В рамках данной работы следует выявить государственные учреждения со следующими характеристиками: оказывающие услуги в объеме, менее чем 50% от потенциальной мощности; доля внебюджетных доходов в общем объеме которых составляет более 50%; организации со среднесписочной численностью менее 10 человек. Далее, необходимо определить количество государственных учреждений, которые должны оказывать бесплатные социальные услуги за счет средств перераспределяемых через бюджетную систему. 
 

      Таблица 7

Проблемы  финансирования бюджетной сферы и пути их решения

1. Недостаточный объем бюджетных средств для  финансирования социальной сферы в  полном объеме 1. Переход от  всеобщей социальной  защиты к  адресному социальному обеспечению только наиболее нуждающихся слоев населения

2. Повышение эффективности социальных расходов за счет сокращения непроизводительных затрат

3. Сокращение сети бюджетных социальных учреждении, финансируемых на основе сметного порядка, но при этом оказывающих платные социальные услуги

4. Контроль  за эффективностью и результативностью социальных расходов

2. Практически все  статьи социальных расходов финанси-руются в меньшем объеме, чем это необходимо для действенной социаль-ной поддержки насе-ления (низкая зарплата работников социаль-ной сферы, недофи-нансирование систе-мы здравоохранения, образования и культуры) 1. Необходимо осуществлять финансирование социальных расходов в соответствии с приоритетностью целей: необходимые расходы должны финансироваться в полном объеме, в соответствие с социальными стандартами; полезные расходы финансируются исходя из наличия бюджетных средств; избыточные расходы финансируются только при наличии бюджетных средств после 100% финансирования полезных расходов 2. Для гарантированного полного финансирования необходимых социальных расходов целесообразно перевести их на финансирование из социальных внебюджетных фондов (что позволит использовать преимущества фондовой формы финансирования); полезные расходы финансировать из бюджета (используя мобильность средств внутри бюджета для первоочередного финансирования наиболее важных расходов), а избыточные расходы финансировать посредством утверждения целевых бюджетных программ (что позволить увязать осуществляемое финансирование с ожидаемым эффектом и не будет влиять на финансирование полезных расходов)
3. Отсутствие  равного доступа всех граждан страны (независимо от территории прожи-вания) к гаранти-рованному уровню социальных услуг, вследствие сосредото-чения социальных функций на терри-ториальном уровне и неравномерности раз-вития регионов 1. Законодательное  утверждение социальных стандартов, действующих на территории страны

2. Построение межбюджетных отношений в соответствии с реальной ценой выполнения социальных функций, рассчитанной на основе социальных стандартов

4. Отсутствие  механиз-ма расчета реальной стоимости обеспе-чения социальных гарантий 1. Законодательное  утверждение социальных стандартов, действующих на территории всей  страны

2. Контроль  за результативностью социальных  расходов

5. Отсутствие  механиз-мов обеспечения качества предостав-ляемых социальных услуг 1. Внедрение  рыночных механизмов предоставления  социальных услуг, посредством содействия расширению сети негосударственных учреждении, оказывающих социальные услуги

2. Разработка  критериев результативности государственных социальных расходов

3. Использование  форм целевого финансирования  и социального заказа для финансирования социальных расходов. Прекращение финансирования организации при несоблюдении критериев результативности социальных расходов

4. Перемещение  акцента в контрольной финансовой работе с контроля за процессом исполнения сметы к контролю за результативностью расходов

      Для системы здравоохранения, прежде всего, следует структурировать контингент получателей социальных услуг по уровню доходности и определить, исходя из платежеспособности, общее количество населения, нуждающегося в бесплатной социальной помощи. В данную категорию граждан должны войти пенсионеры (26,3% всего населения), инвалиды (3,2%), безработные (3,9%) и лица с денежными доходами ниже прожиточного минимума (20,1 %) и другие категории льготников. Таким образом, как минимум половина населения нуждается в бесплатных социальных услугах. Исходя из данной структуры, необходимо рассчитать количество койко-мест в государственных лечебных учреждениях, которые должны оказывать только бесплатные медицинские услуги.

      В образовательной сфере при реструктуризации бюджетных учреждений необходимо учитывать  отраслевые особенности. В частности, общеобразовательные учреждения, по законодательству, не оказывают платных услуг. В профессиональном образовании, напротив, наблюдается ежегодный рост числа платных образовательных услуг, причем, чем выше ступень профессионального образования, тем больше доля платных услуг. В данном секторе определенно существует возможность для сокращения государственного финансирования.

      Проведя инвентаризацию бюджетного сектора, необходимо рассмотреть возможность укрупнения или присоединения мелких учреждений, а также организаций, загруженных  менее чем на 50%, к более крупным, что сократит административные издержки на оказание социальных услуг. Кроме того, следует рассмотреть вопрос о социальном заказе на выполнение некоторых видов социальных услуг некоммерческим организациям или даже коммерческим предприятиям. Особенность государственного финансирования заключается в том, что бюджетные средства, выделяемые на финансирование расходов должны быть как можно меньше, т.е. не должны содержать в себе большой наценки (прибыли). Но если коммерческая организация согласна оказывать данные услуги, получая при этом минимальную прибыль или даже без прибыли, нет смысла исключать их из списка поставщиков социальных услуг. При переходе на составление бюджета, ориентированного на результат, государству безразлично, кто оказывает услуги, важно их количество и качество.

      Учреждения, формирующие свои доходы более чем  на 50 % за счет внебюджетных средств, следует  снять со сметного финансирования. Государство может выступать  заказчиком социальных услуг с оплатой  по факту или выделением целевых  субвенций на определенные мероприятия. Те организации, которые остаются на сметном финансировании, должны утратить право оказывать услуги на платной основе. Данная система позволит усилить контроль за оказанием бесплатных для населения социальных услуг. Подобные организации сохраняют статус государственных или муниципальных и обслуживают категории лиц, имеющих право на бесплатные услуги.

      Преобразование  бюджетных учреждений в негосударственные  может происходить путем преобразования их в другие формы некоммерческих организаций. Взаимоотношения по поводу выполнения некоторых услуг по государственным заданиям могут осуществляться либо в форме государственного (муниципального) социального заказа, либо в форме реализации социального проекта (целевого финансирования), что также возможно в рамках существующих финансовых инструментов.

      Финансирование  бюджетных организаций в перспективе  должно быть переведено на проектное финансирование, т.е.предполагается переход от составления бюджета методом от достигнутого к бюджету, ориентированному на результат, что позволит более широко использовать метод целевого финансирования и социального заказа при осуществлении социальных расходов. Этот процесс уже начался и является приоритетным направлением реформирования системы расходования бюджетных средств.

    1. Перспективы расходования средств  федерального бюджета  РФ в 2008-2010гг.
 

     Формирование  основных характеристик федерального бюджета на 2008-2010 годы основывалось на изложенных в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике в 2008 - 2010 годах» и положениях бюджетной стратегии на среднесрочную перспективу.

      За  основу при формировании бюджета  были приняты показатели умеренно оптимистичного варианта сценарных условий социально-экономического развития РФ. Общий объем расходов федерального бюджета на 2008 год определен на уровне 6 500,3 млрд. рублей (18,6% ВВП), на 2009 год - 7 361,9 млрд. рублей (18,6% ВВП), на 2010 год - 7 998,7 млрд. рублей (18,0% ВВП) (табл.8).

      Таблица 8

     Темпы роста расходов федерального бюджета в 2008-2010гг.

  2008г. 2009г. 2010г.
Темпы роста расходов федерального бюджета  в номинальном выражении, % 115,9 113,3 108,6
Темпы роста расходов федерального бюджета  в реальном выражении, % 107,3 106,4 103,5

Информация о работе Бюджетные расходы, их состав и структура