Бюджет государства, его социально-экономическая сущность и значение в условиях рыночных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 18:13, курсовая работа

Описание

Государственный бюджет – это централизованный фонд денежных ресурсов, которым располагает правительство страны для финансирования государственного аппарата, вооруженных сил, выполнение необходимых социально-экономических функций. Бюджет современного государства представляет собой сложный многолистовой документ, отражающий все многообразие его функций. Это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия.

Содержание

1. Социально-экономическая сущность бюджета. 3
2. Функции и роль бюджета в условиях рынка. 10
3. Бюджет государства как важнейший регулятор социально-экономических процессов 15
Литература 22

Работа состоит из  1 файл

курсовик финансы.doc

— 121.00 Кб (Скачать документ)

    Экономика Российской Федерации в ближайшие  годы будет функционировать в  условиях  относительно благоприятной  ситуации на мировых рынках сырья  и капитала, сопровождаться ростом доходов населения, инвестиционных программ естественных монополий и улучшением ситуации с банковским кредитованием.

    Уже начиная со второго полугодия 2009 года, во многом благодаря проводимым антикризисным мерам происходит постепенное восстановление российской экономики. Кроме того, восстановлению способствует улучшение конъюнктуры мирового рынка сырья и капитала.

    После серьезного снижения ВВП России в 2009 г. на 7,9% в 2010 г. ожидается рост ВВП  на уровне 4,0%, а в 2011-2013 гг. – на уровне 3-4% в год. Доходы федерального бюджета  в 2011 -2013 годы, по ожидаемой оценке, составят в 2011 г. 17,4% к ВВП, в 2012 г. – 16,5% к ВВП и в 2013г.–16,1% к ВВП, расходы в 2011 году составят 20,9% к ВВП, а в 2012 и 2013гг.–19,6% к ВВП и 19,0% ВВП соответственно (рисунок 1).

     Динамика доходов и расходов федерального бюджета, % ВВП

    Рисунок 1

    Что касается расходов, их рост в 2009-2010 годах, прежде всего, был связан с реализацией  антикризисных мер.

    В настоящее время российская экономика  реагирует позитивно на начавшееся в глобальной экономике восстановление.

     Основными задачами бюджетной и налоговой  политики, сформулированными в Бюджетном  послании, являются: принятие мер по снижению инфляции, внедрение долгосрочного бюджетного планирования, расширение горизонта и повышение надежности  социально-экономического прогнозирования, формирование устойчивого механизма пенсионного обеспечения на длительную перспективу; переход к финансовому обеспечению государственных услуг на основе государственного задания и принципов нормативно-подушевого финансирования; завершение переходного периода формирования новой системы местного самоуправления; практический переход на современные принципы осуществления государственных инвестиций и реализации долгосрочных программ за счет бюджетных средств; дальнейшее развитие практики бюджетирования, ориентированного на результат; повышение эффективности управления бюджетными средствами, качества управления государственной собственностью и эффективности работы государственного сектора; совершенствование структуры и механизмов государственного и муниципального финансового контроля; повышение эффективности налоговой политики.»

    В Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011–2013 годах ставится задача ограничить в среднесрочной перспективе  использование нефтегазовых доходов, ориентируясь на обеспечение сбалансированности федерального бюджета при разумных прогнозных оценках стоимости нефти.

    В 2000-2007 гг. размер ненефтегазового дефицита в условиях стабильного развития удавалось удерживать в пределах 1,0 - 3,5% ВВП

    В соответствии с Бюджетным посланием  Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации основными  целями бюджетной политики в 2011-2013 годах  являются:

    1) использование бюджета в качестве  одного из важнейших инструментов  макроэкономического регулирования;

    2) разработка и внедрение инструментов  поддержки инноваций;

    3) обеспечение долгосрочной устойчивости  и сбалансированности пенсионной  системы;

    4) повышение качества человеческого  капитала;

    5) повышение доступности и качества  государственных и муниципальных услуг;

    6) реализация Программы повышения  эффективности бюджетных расходов  на период до 2012 года.

    В ближайшее время бюджетная политика должна быть главным образом нацелена на восстановление стабильного функционирования экономики, дальнейшее стимулирование кредитования реального сектора, а также перестройку предприятий на работу в новых внешних и внутренних условиях при безусловном исполнении принятых расходных обязательств Российской Федерации.

    В федеральном бюджете запланированы ассигнования на выполнение в полном объеме принятых обязательств по выплате социальных пособий и компенсаций, кроме того, предусмотрена индексация зарплат работникам бюджетной сферы и военнослужащим. Однако следует отметить слабую направленность социальной политики на поддержку нуждающихся граждан. В этой связи и в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011–2013 годах в среднесрочной перспективе потребуется повысить адресность предоставления помощи. Это позволит увеличить защищенность нуждающихся в поддержке государства.

    Еще одним приоритетом бюджетной  политики, направленным на повышение  качества человеческого капитала, будут  оставаться расходы на здравоохранение, физическую культуру и спорт.

    Повышение страховых взносов на 2% принесет в систему обязательного медицинского страхования порядка 460 млрд. рублей в ближайшие два года.

    Важнейшим приоритетом бюджетной политики является поддержка образования  как основы инновационной экономики.

    Политика  в области восстановления дореформенных сбережений граждан Российской Федерации будет направлена на продолжение в 2011-2013 годах проведения компенсационных выплат.

    В 2011-2013 годах на компенсационные выплаты  по гарантированным сбережениям граждан предусматриваются средства федерального бюджета в общей сумме 150 млрд. рублей, по 50,0 млрд. рублей ежегодно.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Официальный  текст.  
    М.: Проспект, 2003
  2. Ефимова Е.Г. Экономика для юристов: Учебник.- М.: Флинта, 2005
  3. Финансы: Учебник / Под ред. проф. М.В. Романовского, О.В. Врублевской- М.: Юрайт, 2002
  4. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной.- М.: Финансы, ЮНИТИ, 2003
  5. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. М.: ЮНИТИ, 2003
  6. Финансы: Учебник/ Под ред. Г.Б. Поляка –3-е изд. М.: Юнити, 2007
  7. www.minfin.ru Официальный сайт Министерства Финансов РФ
  8. www.ach.gov.ru Заключения Счетной палаты РФ
  9. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Учебник для вузов /Под ред. 
    Поляка Г.Б. - 2-е изд. М: Юнити, 2005
  10. Журнал UFC Management http://www.bbest.ru/map/

Информация о работе Бюджет государства, его социально-экономическая сущность и значение в условиях рыночных отношений