Анализ состояния финансовой системы РФ и направления ее развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2011 в 20:16, реферат

Описание

Целью представленной курсовой работы является анализ состояния финансовой системы РФ и рассмотрение направлений развития.
Реализация поставленной цели предопределяет решение следующих задач:
- рассмотреть понятие и сущность финансовой системы в экономике;
- проанализировать современную структуру финансовой системы РФ и ее состояние;
- выявить проблемы и перспективы развития финансовой системы РФ.

Работа состоит из  1 файл

финансовая система и анализ.doc

— 192.50 Кб (Скачать документ)

Оплата страховых  взносов работодателями осуществляется платежными поручениями, которые представляются в банк одновременно с платежными поручениями или чеком на получение средств для заработной платы. Платежи в ПФР осуществляются плательщиками в первоочередном порядке. 

Страховые взносы работодателей в ПФР относятся  ими на себестоимость продукции (выполненных работ, оказанных услуг). 

Средства ПФР  используются на выплаты государственных  пенсий, пенсий военным, инвалидам, компенсации  пенсионерам, пособий для детей  в возрасте от 1,5 до 6 лет и другие цели, а также на пособия пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС. В условиях инфляции пенсии гражданам России пересматриваются в сторону повышения, несколько приближая их к темпам роста цен. Устанавливаются также минимальные пенсии. 

Фонд социального  страхования РФ (ФСС РФ). Это второй по значению внебюджетный социальный фонд. Действует в соответствии с Указом Президента РФ oт 7 августа 1992 г. Положение о ФСС утверждено Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. 

Основные задачи Фонда: 

обеспечение гарантированных государством пособий; 

участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников;  

подготовка мер  по совершенствованию социального  страхования. 

Фонд социального  страхования, как и Пенсионныи фонд, является автономным и строго целевым. Он предназначен для финансирования выплат различных пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка. Кроме того, за счет средств ФСС осуществляется санаторно-курортное лечение -- оздоровление трудящихся и членов их семей. 

Фонд социального  страхования образуется за счет: 

страховых взносов  предприятий, учреждений, а также  иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности; 

доходов от инвестирования части временно свободных у него средств; 

добровольных взносов граждан и юридических лиц; 

ассигнований  из федерального бюджета РФ на покрытие расходов, связанных с предоставлением  льгот лицам, пострадавшим от радиации, а также на другие цели. 

Платежи с расчетного (текущего) счета юридических лиц  в ФСС так же, как в Государственный фонд занятости РФ и фонды обязательного медицинского страхования, производятся в порядке календарной очередности поступления в банк расчетных документов. 

Для обеспечения  деятельности ФСС создан центральный  аппарат, а в региональных отраслевых отделениях -- аппараты органов ФСС. При ФСС образуется Правление, при региональных отраслевых отделениях -- координационные советы. Руководство деятельностью ФСС осуществляется его председателем, который назначается Правительством РФ. 

Фонды обязательного медицинского страхования РФ (ФОМС) образованы в соответствии с Законом РСФСР "Об обязательном медицинском страховании граждан РСФСР" (от 28 июня 1991 г.). Он определяет правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования и направлен на усиление заинтересованности и ответственности как самого застрахованного, так и государства, предприятия, учреждения, организации в охране здоровья работников. 

На территории России создаются страховые медицинские  организации, учредителями которых выступает местная администрация. Эти страховые компании могут работать только при наличии соответствующих лицензий на обязательное медицинское страхование. В соответствии с Положением о страховых медицинских организациях, утвержденным Постановлением Правительства РФ 11 октября 1993 г., эти организации обязаны заключать договора с медицинскими учреждениями на оказание медицинской помощи застрахованным по обязательному медицинскому страхованию, создавать страховые резервы, защищать интересы застрахованных. 

Обязательное  медицинское страхование -- составная  часть государственного социального  страхования и обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности  в получении медицинской и  лекарственной помощи за счет средств  обязательного медицинского страхования. 

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, созданный в соответствии с федеральным  законом, предназначен для: 

выравнивания  условий деятельности территориальных  фондов обязательного медицинского страхования по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования; 

финансирования  целевых программ в рамках обязательного  медицинского страхования; 

осуществления контроля за рациональным использованием финансовых средств обязательного  медицинского страхований.  

Финансовые средства Федерального фонда образуются за счет: 

 части страховых  взносов предприятий, учреждений, организаций и иных хозяйствующих  субъектов независимо от форм  собственности на обязательное  медицинское страхование в размерах, установленных федеральным законом; 

взносов территориальных  фондов на реализацию совместных программ, выполняемых на договорных началах; 

ассигнований  из федерального бюджета на выполнение республиканских программ обязательного  медицинского страхования; 

добровольных  взносов юридических и физических лиц; 

доходов от использования  временно свободных финансовых средств  Федерального фонда; 

нормированного  страхового запаса финансовых средств  фонда и иных поступлений. 

Территориальньй фонд обязательного медицинского страхования, создаваемый представительной властью субьектов Федерации, осуществляет: 

финансирование  обязательного медицинского страхования, проводимого страховыми медицинскими организациями, имеющими соответствующие  лицензии и заключившими договор  обязательного медицинского страхования по дифференцированным подушевым нормативам, устанавливаемым Правлением территориального фонда; 

финансово-кредитную  деятельность по обеспечению системы  обязательного медицинского страхования; 

 выравнивание  финансовых ресурсов городов  и районов, направляемых на проведение обязательного медицинского страхования; 

предоставление  кредитов, в том числе льготных, страховщикам при обоснованной нехватке у них финансовых средств; 

накопление финансовых резервов для обеспечения устойчивости системы обязательного медицинского страхования; 

контроль за рациональным использованием финансовых ресурсов, направляемых на обязательное медицинское страхование граждан. 

Государственный кредит 

Государственный кредит - это урегулированная нормами  финансового права деятельность государства, направленная на получение в кредит, т.е. взаймы, денег от юридических лиц и граждан, а также других государств на условиях возвратности, срочности, возмездности и добровольности. В порядке исключения может быть использован и беспроцентный заем денежных средств. 

В отношении  других государств Российская Федерация  может выступать как должником, так и кредитором. В правоотношениях  по государственному кредиту стороны  не могут изменять предписаний государства. 

Дополнительные  финансовые ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг. Данная форма кредита позволяет заемщику направлять мобилизованные дополнительные финансовые ресурсы на покрытие бюджетного дефицита без осуществления для этих целей эмиссии. Государственный кредит используется также в целях стабилизации денежного обращения в стране, ресурс для пополнения внебюджетных фондов на специальные цели, инвестиционный ресурс. В условиях инфляции государственные займы временно уменьшают у населения платежеспособный спрос. Из обращения изымается избыточная денежная масса, т.е. происходит отток денег из обращения на заранее оговоренный срок. 

Необходимость использования государственного кредита обусловлена невозможностью удовлетворения потребностей общества за счет бюджетных доходов. Мобилизуемые временно свободные средства населения и юридических лиц используются для финансирования экономических и социальных программ, т.е. государственный кредит является средством увеличения финансовых возможностей государства. На общегосударственном уровне государственные займы не выражают конкретного целевого характера. Тогда как местные органы власти могут использовать мобилизованные средства на благоустройство городских и сельских районов, строительство объектов здравоохранения, культурного, просветительного, жилищно-бытового назначения. 

В зависимости  от заемщика государственные займы  делятся на размещаемые центральными и местными органами управления. По месту размещения государственный кредит может быть внутренним и внешним. Исходя из срока привлечения средств займы делятся на краткосрочные (до года), средне срочные (от года до пяти лет), долгосрочные (свыше пяти лет). 

К государственным  займам могут быть отнесены и казначейские ссуды. Они выражаются в оказании финансовой помощи предприятиям и организациям, а также органам государственной власти и управления за счет бюджетных средств, которые в данном случае являются кредитным ресурсом, на условиях срочности, платности и возвратности. В государственной экономической деятельности все время возникает необходимость оказывать финансовую помощь для налаживания стабильной деятельности тех предприятий и отраслей промышленности, в которых государство заинтересованно и по этому использование казначейской ссуды в дальнейшем не исключено. Казначейская ссуда отличается от банковской тем, что она выдается на льготных условиях, не имеет коммерческой цели, а является средством поддержки важных для государства экономических или властных структур. 

Иногда правительство  может гарантировать безусловное  погашение займа, выпущенного нижестоящим  органом власти или управления, и  даже выплаты процентов по нему. Здесь правительство несет гарантированную  ответственность в случае неплатежеспособности плательщика. Однако для каждого случая эмиссии нижестоящими государственными органами или отдельными структурами каких-либо процентных или беспроцентных ценных бумаг вопрос их погашения должен согласовываться с Министерством финансов или Правительством РФ. Если эмитентом является не государственная а коммерческая структура, то за эмиссию впускаемых ею денежных обязательств независимо от их названия - ценные это бумаги или нет, государство ответственности не несет, даже если на деятельность этих коммерческих структур ЦБ РФ выдана лицензия. В этом случае лицензия только удостоверяет, что данная коммерческая финансовая или хозяйствующая структура получила разрешение на выпуск таких обязательств и государством проверены порядок ее образования, величина уставного капитала, наличие резервных фондов, что является гарантией выплат по ценным бумагам, но не более. 

Мобилизация огромных финансовых ресурсов как следствие  дает большую государственную задолженность. Размер государственного займа включается в сумму государственного долга страны. 

Государственный долг -- это вся сумма выпущенных, но непогашенных государственных займов с начисленными по ним процентами на определенную дату или за определенный срок. 

Государственный внутренний долг РФ означает долговое обязательство Правительства РФ, выраженное в валюте страны, перед юридическими и физическими лицами. Формами долговых обязательств являются кредиты, полученные Правительством РФ, государственные займы, осуществленные посредством выпуска ценных бумаг от его имени, другие долго вые обязательства, гарантированные Правительством РФ. 

Государственный внешний долг -- это задолженность  по непогашенным внешним займам и  невыплаченным по ним процентам. 

Внутренний долг состоит из задолженности прошлых  лет и вновь возникающей задолженности. Любые долговые обязательства РФ погашаются в сроки, которые не могут превышать 30 лет. 

Огромный государственный  долг России, как внутренний, так  и внешний, отражает экономический  и финансовый кризис в стране. В  этих условиях РФ может использовать рефинансирование государственного долга, т.е. погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов. 
 

2.3 Фонды страхования 

Из фондов, традиционно  относящихся к учреждениям социального  страхования, у нас действуют только следующие: 

пенсионный фонд, имеющий довольно разнообразные  функции, относящиеся по большей  степени не к сфере социального  страхования; 

фонд социального  страхования, также не могущий служить  основой для создания в России стройной системы социального страхования; 

фонд медицинского страхования, который фактически так  же к страхованию имеет весьма отдаленное отношение, воплощая в себе все ту же бюджетную медицину с  несколько иными источниками  формирования бюджета. 

В связи с  различиями в объектах страхования всю совокупность страховых отношений можно разделить на пять отраслей: социальное, имущественное, личное, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков 

Социальное страхование - это система отношений, с помощью  которой формируются и расходуются фонды денежных средств для материального обеспечения лиц, не обладающих физической трудоспособностью или располагающих таковой, но не имеющих возможности реализовать ее по различным причинам. 

Информация о работе Анализ состояния финансовой системы РФ и направления ее развития