Анализ расходов федерального бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 10:22, курсовая работа

Описание

Целью работы определить факторы формирования и оценку динамики расходов федерального бюджета Российской Федерации.
Основными задачами курсовой работы являются:
охарактеризовать классификацию расходов федерального бюджета;
рассмотреть их экономическую сущность;
проанализировать динамику расходов за 2004-2005 годы;

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие и сущность расходов федерального бюджета Российской федерации…………………………………………………….5
1.1.Экономическое содержание расходов бюджета………………...5
1.2. Функциональная классификация расходов федерального бюджета……………………………………………………………….11
Глава 2. Анализ расходов федерального бюджета……………………….18
2.1. Динамика расходов федерального бюджета…………………..18
2.2. Особенности формирования бюджетных проектировок расходов в 2005 году…………………………………………………...24
Заключение…………………………………………………………………..29
Список использованных источников и литературы………………

Работа состоит из  1 файл

РАСХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТ.doc

— 209.00 Кб (Скачать документ)

      Кроме того, базовые бюджетные ассигнования уменьшены на сумму экономии, возникающую в 2005 году в связи со снижением до 26,2% ставки единого социального налога в размере 3290,13 млн. рублей, а также в связи с применением регрессивной ставки ЕСН в сумме 380,58 млн. рублей. [3]

      Предельные  объемы бюджетного финансирования на 2005 год увеличены:

      - на ежемесячное денежное поощрение  работников центральных аппаратов федеральных органов исполнительной власти в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10 апреля 2004 года № 519 “О совершенствовании оплаты труда лиц, замещающих отдельные государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих отдельные государственные должности федеральной государственной службы” в сумме 3214,07 млн. рублей;

      - на индексацию в меру инфляции  прочих текущих расходов на  содержание федеральных органов государственной власти в сумме 2255,48 млн. рублей;

      - на индексацию в 1,2 раза заработной платы работников федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, оплачиваемых по ЕТС, в сумме 801,7 млн. рублей.

      Кроме того, в объемах расходов на содержание работников центральных аппаратов  и территориальных органов учтены средства, необходимые для уплаты налога на имущество бюджетными учреждениями в сумме 1565,7 млн. рублей. [3]

      В проекте федерального бюджета на 2005 год во исполнение пункта 14 Указа  Президента Российской Федерации от 10 апреля 2004 г. № 519 предусмотрены меры по совершенствованию оплаты труда лиц, замещающих государственные должности федеральной государственной службы в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти.

      Для данной категории федеральных государственных  служащих неприменимы подходы к совершенствованию оплаты труда, принятые для федеральных государственных служащих центральных аппаратов федеральных органов исполнительной власти.

      Для обеспечения деятельности данных органов  учреждены государственные должности федеральной государственной службы, установленные в зависимости от уровня управления (межрегиональный уровень), субъект Российской Федерации, межрайонный, районный (городской) уровень), численности населения региона, в котором они функционируют (свыше 1 млн. человек, менее 1 млн. человек, свыше 100 тыс. человек, менее 100 тыс. человек), а для территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти (МИД России, Минюст России, МВД России, преобразованные Министерство Российской Федерации по налогам и сборам и Государственный таможенный комитет Российской Федерации, органы, на которые возложены функции надзора и контроля) названные должности учреждены с учетом специфики их деятельности.

      В целях сохранения кадрового потенциала территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, возможности привлечения квалифицированных кадров, усиления материального стимулирования федеральных государственных служащих в связи с возросшим объемом выполняемых функций, повышением ответственности за эффективность и результативность их служебной деятельности, изменен порядок формирования фонда оплаты труда названной категории работников.

      В территориальных органах федеральных  министерств, федеральных служб  и федеральных агентств в соответствии с выполняемыми функциями предложено установить дифференциацию системы оплаты труда федеральных государственных служащих.

      Принято во внимание, что работники территориальных  органов федеральных служб осуществляют функции государственного контроля и надзора в установленной сфере деятельности, по выдаче разрешений (лицензий) на выполнение определенного вида деятельности и (или) конкретных действий, в связи с чем, в штатных расписаниях этих органов предполагается наличие должностей инспекторского состава, по которым согласно действующему законодательству Российской Федерации должностные оклады установлены в повышенном размере.

      Среднемесячный  базовый должностной оклад, учитываемый  при формировании фонда оплаты труда работников, в территориальных органах федеральных министерств и федеральных служб предлагается установить по должности “главный государственный инспектор”, в федеральных агентствах – “главный специалист” (ранее в расчетах применялся оклад по должности “ведущий специалист”).

      Объем дополнительных расходов на реализацию поименованных мер по совершенствованию оплаты труда указанной категории работников в 2005 году составит 8956,4 млн. рублей. [7]

      В целях обеспечения ключевой роли судебной власти в деле формирования правового государства, повышения эффективности труда и ответственности работников аппарата судов, материального стимулирования результативности их деятельности, в проекте федерального бюджета предусмотрены дополнительные расходы в сумме 1808,8 млн. рублей на денежное содержание федеральных государственных служащих федеральных органов судебной власти и Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, включая его управления (отделы) в субъектах Российской Федерации.

      Кроме того, в проекте федерального бюджета  на 2005 год в расходах по разделу  “Общегосударственные вопросы” предусмотрены также средства в сумме 1053,9 млн. рублей на материальное стимулирование лиц, замещающих отдельные государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих отдельные государственные должности федеральной государственной службы, в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Счетной палате Российской Федерации, по мере вступления указанных федеральных государственных органов в административную реформу, осуществления мероприятий по совершенствованию структуры и оптимизации численности их работников.

      Существенный  рост расходов федерального бюджета  в 2005 году требует принципиально  нового уровня эффективности  использования  бюджетных средств, обеспечения их направленности на достижение поставленных целей и задач.

      В целом  повышении финансирования отдельных видов расходов федерального бюджета в 2005 году возможны только за счет перераспределения расходов проекта федерального бюджета на 2005 год между разделами, подразделами, целевыми статьями и видами расходов функциональной классификации расходов федерального бюджета. 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение 

      Бюджет, показывая размеры необходимых  государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны. Именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта.

      Многообразие  конкретных видов бюджетных расходов обусловлено целым рядом факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством, административно-территориальным устройством государства, формами предоставления бюджетных средств и т.п. Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на определенном этапе социально-экономического развития.

      Осуществление расходов бюджета достигается при  помощи бюджетного финансирования. Под  ним понимается система предоставления денежных средств предприятиям, организациям и учреждениям на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом. Бюджетное финансирование базируется на определенных принципах, характеризуется специфическими формами и методами предоставления средств. Принцип, форма и методы бюджетного финансирования выступают составными элементами самой системы, влияют на результативность ее функционирования.

     Бюджетные расходы общепринято подразделяются на четыре основные группы в соответствии с функциями, выполняемыми государством по обеспечению функционирования экономической системы: народное хозяйство, социально – культурные мероприятия, оборона и управление.

      Наиболее  важными проблемами бюджетного регулирования  в настоящее время являются:

    • закрепление доходных источников за бюджетами соответствующих уровней;
    • отработка механизма определения фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации;
    • определение финансовых полномочий по расходованию бюджетных средств между федеральным, региональными и местными бюджетами.

      В условиях перехода к рынку Правительство  ведет интенсивную работу по реализации концепции совершенствования системы  управления бюджетными средствами. В основу концепции закладывается решение следующих задач:

      • удержать экономику от спада производства;
      • обеспечить финансовую стабилизацию. Для этого необходимо предпринять неотложные меры к укреплению денежного обращения как основы проведения экономических реформ;
      • стимулировать инвестиционную активность, добиваться увеличения доли накопления в национальном доходе;
      • сократить непроизводственные расходы бюджета на государственные дотации отдельным отраслям сферы материального производства;
      • укрепить доходную базу бюджета за счет совершенствования налогообложения и усиления контроля за полнотой уплаты налогов;
      • создать систему действенного финансового контроля за эффективным и целенаправленным использованием государственных расходов;
      • усилить контроль за величиной государственного долга.

      Через расходы и налоги бюджет выступает  важным инструментом регулирования и стимулирования экономики и инвестиций, повышения эффективности производства. Для регулирования экономики должна активно использоваться налоговая политика путем применения соответствующего налогового механизма.

      Следует помнить, что расходы любого бюджета  осуществляются за счет средств налогоплательщиков и, следовательно, государство взяло на себя ответственность перед ними за выполнение определенных функциональных обязательств. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованных источников и литературы

 
  1. Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. N 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» // Российская газета. — 1997. — (октябрь) № 230 — с.3
  2. Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г.Б. Поляка. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 466с.
  3. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под. ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – 2-е изд., испр. и переработ. – М.: Юрайт, 2000. – 615 с.
  4. Опенышев С.П., Жуков В.А. Расходы и доходы федерального бюджета. // Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации. — 2004 — № 4 – с. 8-10
  5. Пансков В.Г. Реформирование расходов федерального бюджета// Финансы. — 2004 — № 5 – с. 14
  6. Пансков В.Г. Формирование системы финансового контроля как стратегическая задача государственного строительства // Российский экономический журнал. — 2004 — № 5-6 – с. 9
  7. Пояснительная записка к проекту федерального бюджета на 2005 год // Материалы сайта «Бюджетная система Российской Федерации. Информационно-аналитический портал». — http://www.budgetrf.ru/
  8. Степашин С.В. Новые задачи — новые способы решения. // Финансовый контроль. — 2005. — № 17 – с. 6-9
  9. Финансы и кредит/ под ред. А. Ю. Казака. – М.: БЕК, 2001. – 332с
  10. Финансы. Денежное обращение. Кредит/ под ред. Л. А. Дробозиной. – Москва.:  ЮНИТИ, , 2003 – 662с.
  11. Финансы: учебник для вузов / Под ред. В.М. Родионовой — М.: Финансы и статистика, 2001 – 559с.
  12. Финансы: учебник для вузов / Под ред. Л.А. Дробозиной — М.: ЮНИТИ, 2001– 382с.
  13. Финансы: Учебное пособие / Под ред. проф. А.М. Ковалевой. - М.: Финансы и статистика, 2001. – 587 с.
  14. Ходов Л.Г. Основы государственной экономической политики: Учебник. - М.: БЕК, 2001. – 332с.
  15. Шохин С.О. Проблемы и перспективы развития финансового контроля в Российской Федерации. — М.: Финансы и статистика, 2004 – 262с.
  16. Экономика/ под ред. А. С. Булатова. – Москва:  БЕК, 2000 – 396 с.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Приложение 

Структура и динамика расходов федерального бюджета

в 2004-2005 гг.  

 
Раздел
2004 г. (закон) 2005 г. Темпы роста,  
%
млрд.руб. % к расходам всего млрд.руб. % к расходам всего
Всего расходы 2 659,4 100,0 3048,0 100,0 114,6
Общегосударственные вопросы 458,7 17,3 488,6 16,0 106,5
в т.ч. без учета процентных расходов 171,1 6,4 234,5 7,7 137,5
Национальная  оборона 413,7 15,6 529,1 17,4 127,9
Национальная  безопасность и правоохранительная деятельность 316,3 11,9 398,4 13,1 126,0
Национальная  экономика 213,5 8,0 234,0 7,7 109,6
Жилищно-коммунальное хозяйство 16,6 0,6 6,8 0,2 41,0
Охрана  окружающей среды 5,0 0,2 4,6 0,2 92,0
Образование 156,4 5,9 154,5 5,1 98,8
Культура, кинемато-графия, СМИ 32,8 1,2 38,5 1,3 117,4
Здравоохранение и спорт 75,5 2,8 82,5 2,7 109.3
Социальная политика 154,1 5,8 172,0 5,6 111,6
Межбюджетные  трансферты 816,7 30,7 938,9 30,8 114.9
в т.ч. бюджетам других уровней 317,2 11,9 367,7 12,1 115,9
Справочно:          
Оплата  труда и начисления 506,8 19,1 596,1 19,6 117,6
Капитальные вложения в основные фонды 172,9 6,5 219,7 7,2 127,1

Информация о работе Анализ расходов федерального бюджета