Анализ и планирование издержек обращения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 18:22, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является выявление путей сокращения издержек обращения на анализируемом предприятии.
Исходя из вышесказанного, в курсовой работе поставлены следующие задачи:
- выявить особенность издержек обращения на торговых предприятиях;
- изучить факторы, влияющие на издержки обращения;
- провести общий анализ издержек обращения и анализ показателей эффективности издержек обращения

Содержание

Введение 3
1.Расходы торгового предприятия 5
1.1 Экономическая характеристика издержек обращения в торговле 5
1.2 Классификация издержек обращения 10
2. Факторы, влияющие на издержки обращения 18
3. Анализ и планирование издержек обращения 23
4. Анализ динамики уровня издержек обращения на
примере ООО "Шоколад" 25
Заключение 32
Список литературы 33

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 59.70 Кб (Скачать документ)

другие  затраты, подлежащие включению в  состав издержек, но не относящиеся  к ранее перечисленным статьям.

Расходы, включаемые в издержки обращения  и производства предприятий торговли, отражаются на соответствующих статьях  установленной номенклатуры в том периоде, к которому они относятся, независимо от срока их возникновения.

 

2. Факторы, влияющие на издержки обращения.

      Процесс управления издержками обращения на предприятиях торговли связан с изучением факторов, влияющих на их формирование. Эти факторы весьма многообразны. В процессе управления издержками обращения - их анализе, поиске резервов экономии и планировании - все факторы принято подразделять на две основные группы:

1) зависящие  от деятельности торгового предприятия  (внутренние факторы);

2) не  зависящие от деятельности предприятия  (внешние факторы).

К внешним  можно отнести:

- поведение  покупателя;

- объем  спроса и предложения, их соотношение;

- местоположение  предприятия;

- сегмент  рынка;

- уровни  конкуренции, сервиса, предлагаемого  конкурентами;

- уровень  нормативных величин; 

- ориентацию  на затратный или антизатратный  принцип ведения хозяйства;

· темпы  инфляции в стране;

· уровень  развития отдельных сегментов потребительского рынка;

· изменение  уровня государственных арендных ставок;

· изменение  видов и ставок налоговых платежей, входящих в состав издержек обращения;

- платежную  дисциплину, состояние кредитно-денежной  системы .

      Внутренние факторы по характеру действия подразделяются на две группы прямого и косвенного воздействия как на издержкоемкость товара, так и на уровень расходов, связанных с функционированием торгового предприятия в целом.

     Издержкоемкость товара зависит от вида потребительских свойств качества товара, уровня его конкурентоспособности, подготовленности к реализации, применяемых методов продажи, трудоемкости, жизненного цикла, ресурсообеспеченности, эффективности использования товарных ресурсов, товарооборачиваемости и др. (непосредственное воздействие).

     Совокупные издержки предприятия складываются из издержкоемкости реализации самого товара и общих затрат, которые несет предприятие по организации торгового процесса и функционированию предприятия.

      В системе факторов, зависящих от деятельности торгового предприятия (прямое воздействие), выделяются следующие:

- объем  и структура товарооборота; 

- издержкоемкость  товаров; 

- производительность  труда;

- увеличение  в структуре товарооборота удельного  веса менее или более издержкоемких  товаров;

· состояние  используемых основных фондов;

· обеспеченность собственными оборотными активами;

- мощность  торгового предприятия и его  складских помещений; 

- рациональное  использование всех видов ресурсов;

- сокращение  звенности товародвижения;

- доля  мелкооптовой продажи в общем  объеме товарооборота; 

- транспортировка  (вид транспорта, эффективность его  использования);

- затраты  на управление заказами и др.

    Структура издержек обращения находится в тесной зависимости от объемов деятельности, ассортиментной структуры товарооборота, финансового положения предприятия, его месторасположения, формы собственности, доли арендованных основных фондов, эффективности их использования, взаимоотношений с контрагентами, уровня государственного регулирования, состояния экономики страны в целом, численности торговых работников, форм оплаты их труда и других факторов.

     Величина издержек обращения находится под воздействием многочисленных зависящих и не зависящих от деятельности предприятий торговли факторов. Одни из них способствуют росту издержек, другие — снижению.

      К факторам, снижающим уровень издержек, относятся:

- рост  объема товарооборота и доли  мелкооптового оборота в его  составе;

- увеличение  в структуре товарооборота удельного  веса менее издержкоемких товаров;

- повышение  эффективности труда торговых  работников;

- внедрение  прогрессивных методов продажи,  полное использование производственных  мощностей, увеличение товарооборота  в расчете на 1 кв. м торговой площади, рост технической оснащенности;

- рациональное  использование оборотных средств,  недопущение случаев образования  сверхнормативных запасов товаров; 

- ускорение  товарооборачиваемости;

- полная  ликвидация всех видов непроизводительных  расходов и потерь;

- укрупнение  торговых предприятий; 

- сокращение  звенности товародвижения;

- совершенствование  управления торговлей.

    Факторами, вызывающими рост затрат, могут быть:

- снижение  объемов продаж;

- увеличение  в структуре товарооборота удельного  веса товаров со сравнительно  высоким уровнем издержек обращения;

- замедление  товарооборачиваемости;

- увеличение  объемов кредитов;

- повышение  цен, ставок, окладов, тарифов;

- повышение  качества обслуживания;

- увеличение  количества услуг, оказываемых  покупателям.

     Одним из основных факторов, влияющих на уровень и сумму издержек обращения, является объем товарооборота. С его ростом, как правило, увеличивается общая сумма издержек обращения и сумма расходов по условно-переменным статьям. Уровень расходов тоже может повыситься.

     Сумма и уровень издержек обращения находятся под сильным воздействием фактора цен, что обусловлено переходом к свободному ценообразованию, инфляционными процессами, снижением эффективности общественного производства, рыночными преобразованиями. Изменение цен и тарифов влияет с различной силой и направленностью воздействия почти на все материальные и приравненные к ним затраты.

     На величину издержек обращения влияет также сезонность реализации товаров. Для издержек обращения в основном характерна поквартальная сезонность. Наибольшие затраты отмечаются в последнем месяце квартала. Вариация сезонных колебаний издержек достаточно велика. Причем она более значительна, чем сезонная колеблемость товарооборота и валовых доходов.

       Уровень издержек обращения находится в зависимости от изменения времени обращения товаров. Между скоростью обращения товаров и уровнем издержек обращения существует тесная связь. Кредитование товарооборота производится на определенные сроки и за предоставление кредита банк взимает проценты с суммы продаж за весь срок его использования, поэтому, чем быстрее будут реализованы товары, тем быстрее будет погашена задолженность банку, тем меньше расходов понесет торговое предприятие по оплате процентов за кредит. С ускорением товарооборачиваемости происходит более быстрое обновление ассортимента, снижается потребность в кредитах, уменьшаются товарные потери, расходы по хранению товаров и т, п. И наоборот, замедление товарооборачиваемости вызывает рост затрат по этим и другим статьям.

       В процессе анализа издержек обращения определяется влияние и других факторов на уровень издержек обращения, таких как типизация и специализация, применяемые формы обслуживания, качество торговли, производительность и эффективность труда, перечень дополнительных услуг и др.

       Для определения степени зависимости издержек обращения от факторов, их определяющих, целесообразно применять графический метод, метод группировок, экономико-математический и др. Для измерения влияния факторов на уровень издержек обращения также могут использоваться другие статистические методы, метод сравнений, аналогий, логики взаимосвязи.

        Основной целью управления издержками обращения на торговом предприятии является оптимизация их суммы и уровня, обеспечивающая достижение предусмотренных объемов товарооборота и прибыли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Анализ  и планирование издержек обращения.

            Анализ издержек обращения - это важнейший инструмент управления торговым предприятием. необходимость планирования и анализа издержек обращения растет по мере того, как усложняются условия хозяйственной деятельности и возрастают требования к рентабельности. Предприятия, пользующиеся хозяйственной самостоятельностью, должны иметь четкое представление об окупаемости различных видов готовых изделий, эффективности каждого принимаемого решения и их влияние на финансовые результаты, а также на величину издержек. При реальном функционировании рыночных механизмов неизбежно возникает необходимость совершенствования и создания четкой системы группировки, учета, анализа и контроля издержек обращения.

             Изучение издержек обращения в сфере торговли в современных условиях хозяйствования имеет большое практическое значение. эта проблема приобретает особую актуальность, так как результаты работы каждого предприятия, его конкурентоспособность находятся во все большей зависимости от уровня затрат.

             Цель анализа затрат заключается в выявлении возможностей повышения эффективности использования всех видов ресурсов в процессе коммерческой деятельности.

              Экономический анализ издержек обращения позволяет выявить более эффективного использования материальных, трудовых, денежных ресурсов и тем самым повысить эффективность торговой деятельности для укрепления конкурентоспособности.

             Подходы к проведению анализа издержек определяются учетной политикой. При этом задачи проведения анализа практически одинаковы, но глубина анализа, количество рассчитываемых показателей различаются.

             При анализе издержек обращения необходимо:

- использовать  информацию об изжержках обращения  данной организации и организаций-конкурентов;

- учитывать  изменение факторов внутренней  и внешней среды, влияющих на  затраты.

             Чтобы усилить контроль за издержками обращения торгового предприятия  необходимо проанализировать каждую статью издержек обращения. Такой анализ помогает полнее вскрыть резервы сокращения издержек обращения, способствует более эффективному использованию всех видов ресурсов, труда, основных фондов, топлива, энергии и материалов.

       Издержки  обращения  торгового  предприятия  могут  быть  выражены  как абсолютной суммой,  так  и  относительным  показателем  –  уровнем  издержек обращения, выраженном в % к розничному товарообороту. Абсолютный  показатель характеризует общую  сумму  расходов  предприятия  за  определенный  период.

        Уровень издержек обращения характеризует издержкоемкость  осуществления торговой  деятельности.  Он  может  быть  рассчитан,  как  на   весь   объем товарооборота предприятия, так  и  по  отдельным  товарным  группам.  Анализ издержек обращения необходимо  проводить,  как  по  абсолютному,  так  и  по относительным  показателям.  Анализ  осуществляется  для  решения  следующих задач:

        > изучение объема, структуры и  динамики затрат;

        > оценка эффективности затрат;

        > исследование факторов, влияющих  на издержки обращения;

        > выявление резервов экономических  затрат.

 

 

 

 

 

 

 

4. Анализ динамики уровня издержек обращения на примере ООО "Шоколад".

            Основным видом деятельности  ООО "Шоколад" является  осуществление  розничной торговли продовольственными  товарами. От размера издержек  обращения предприятия непосредственно  зависит и величина финансовых  результатов деятельности, а соблюдение  предприятием торговли режима  экономии и оптимизации расходов  обеспечивает повышение рентабельности  его работы и конкуренции на  потребительском рынке.

 

Таблица 1 - Анализ издержек обращения ООО"Шоколад" за 2012 год.

Показатели

Ед. изм.

Прошлый

Отчетный

Отклонение(+/-)

Темп роста, %

Оборот розничной торговли

Руб.

6048

6335

287

104,75

Издержки обращения:

         

-сумма

Руб.

2024

2015

-9

99,52

-уровень

%

33,5

31,8

-1,7

-

Относительная экономия (перерасход)

Руб.

     

107,7

Информация о работе Анализ и планирование издержек обращения