Анализ доходности федерального бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 00:55, курсовая работа

Описание

Актуальность выбранной темы состоит в том, что в условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансового механизма государственного регулирования экономики. Именно налоговая система в настоящее время является главным предметом дискуссий о путях и методах ее реформирования.
Практическая значимость данной работы обусловлена тем, что дальнейшее развитие государства напрямую зависит от доходов федерального бюджета и тенденциями его формирования. С помощью государственного бюджета государственные власти получают финансовые ресурсы для содержания государственного аппарата, армии, осуществления социальных мероприятий и реализации экономических задач.

Содержание

Введение 3
1. Структура Федерального бюджета Российской Федерации 4
1.1. Общая характеристика доходов федерального бюджета РФ 4
1.2 Основные виды доходов Бюджета РФ 6
2. Анализ доходности федерального бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов 7
2.1. Налог на прибыль 8
2.2. Налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации 10
2.3 Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации 13
2.4. Налог на добавленную стоимость 15
2.5. Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 16
2.6. Государственная пошлина 17
2.7. Доходы федерального бюджета от внешнеэкономической деятельности 17
3. Оптимизация увеличения доходов бюджетной системы РФ 21
Выводы 25
Список использованной литературы 27

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа Доходы федерального бюджета, обеспечение их роста.doc

— 464.00 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Введение

В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регулирование,  осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав государственный бюджет. Именно через государственный бюджет производится направленное воздействие на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Цель курсовой работы - рассмотреть планирование доходов  Федерального бюджета РФ и провести анализ поступлений налоговых и  неналоговых доходов в бюджет. Предметом исследования в курсовой работе выступают доходы Федерального бюджета Российской Федерации.

Актуальность выбранной  темы состоит в том, что в условиях рыночных отношений налоговая система  является одним из важнейших экономических  регуляторов, основой финансового  механизма государственного регулирования  экономики. Именно налоговая система  в настоящее время является главным предметом дискуссий о путях и методах ее реформирования.

Практическая значимость данной работы обусловлена тем, что дальнейшее развитие государства напрямую зависит от доходов федерального бюджета и тенденциями его формирования. С помощью государственного бюджета государственные власти получают финансовые ресурсы для содержания государственного аппарата, армии, осуществления социальных мероприятий и реализации экономических задач.

 

 

 

  1. Структура Федерального бюджета Российской Федерации

Сегодня бюджетная система  России состоит из федерального бюджета, 21 республиканского бюджета республик  в составе РФ, 55 краевых и областных  бюджетов, включая одну автономную область, городских бюджетов Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов и около 29 тыс. местных бюджетов, к которым относятся городские, районные, поселковые и сельские бюджеты. Единство бюджетной системы в новых условиях реализуется через единую социально-экономическую политику и правовую базу, использование единых бюджетных классификаций и форм бюджетной документации, взаимодействие бюджетов всех уровней и согласование принципов бюджетного процесса. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджетах разных уровней позволяет органам государственной власти и управления иметь финансовую базу для реализации своих полномочий.

Федеральный бюджет РФ является основным финансовым планом государства, утверждаемым Федеральным Собранием (принимается Государственной Думой  и одобряется Советом Федерации) и имеющим статус федерального закона. Через Федеральный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования для целей государственного регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России. Составление и исполнение бюджета базируется на бюджетной классификации, в которой выделяются целевые направления государственной деятельности, вытекающие из основных функций государства.

 1.1. Общая характеристика доходов федерального бюджета РФ

Доходы бюджетов представляют собой поступающие в собственность  государства и муниципальных  образований денежные средства - финансовые ресурсы, необходимые для эффективного осуществления государством и муниципальными образованиями возложенных на них публичных, социальных, экономических и иных функций. Как известно, бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса, развитии экономики. Полнота бюджета, как правило, прямо пропорциональна благосостоянию граждан. Бюджетный дефицит, государственный долг побуждает государство усилить налоговое бремя, увеличить налогообложение, уменьшить финансирование всех секторов экономики, сократить статью расхода на медицину, образование и т.д. С другой стороны достаток бюджетных средств (бюджетный профицит) позволяет увеличить финансирование как государственного, так и частного сектора экономики, увеличить трансфертные отчисления, а так же отчисления во внебюджетные социальные фонды. При этом экономическое значение бюджета заключается прежде всего в том, что он может активно влиять на общественное воспроизводство посредством налогов, неналоговых доходов, направления мобилизованных ресурсов на развитие приоритетных отраслей. Тем самым бюджет может воздействовать на совершенствование структуры общественного производства, его развитие, оптимизацию стоимостных пропорций в распределении доходов на общегосударственные и внутрихозяйственные нужды, материальную и производственную сферы, а также на отдельные отрасли хозяйства и социальной сферы. Существование бюджета как особой категории правового акта позволяет сравнивать общую сумму доходов с общей суммой расходов, классифицировать расходы по статьям и определять их относительную важность и срочность. То есть бюджет представляет собой смету всех финансовых потребностей государства и всех финансовых ресурсов, необходимых для обеспечения этих потребностей.

1.2 Основные виды доходов Бюджета РФ

Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие между государством и предприятиями, организациями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет, а их материально-вещественным воплощением - денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд. Так, в бюджетной классификации выделяются следующие основные виды налоговых доходов (см. приложение 1):

  • налоги на прибыль, доход, прирост капитала;
  • налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы;
  • налоги на совокупный доход;
  • налоги на имущество;
  • платежи за пользование природными ресурсами;
  • налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции.

Из неналоговых же доходов основными являются следующие виды (см. приложение 2):

  • доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности;
  • доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
  • доходы от реализации государственных запасов;
  • доходы от продажи земли и нематериальных активов;
  • поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников;
  • административные платежи и сборы;
  • штрафные санкции, возмещение ущерба;
  • доходы от внешнеэкономической деятельности.

 

2. Анализ доходности федерального бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов

Госдума 24 ноября 2010 года на заседании приняла в третьем, окончательном чтении федеральный бюджет на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов.

Более 90 % доходов федерального бюджета предполагается получить в 
2011-2013 годах в виде налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на добычу полезных ископаемых, доходов от взимания таможенных пошлин.

Таблица 1 - Доходы по проекту федерального бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов по статьям доходов

 

2011 год

2012 год

2013 год

млрд. рублей

в % к итогу

млрд.

рублей

в % к итогу

млрд.

рублей

в % к итогу

Доходы федерального бюджета - всего

8 844,6

100,0

9 503,5

100,0

10 379,9

100,0

в том числе:

           

налог на прибыль организаций

253,3

2,9

270,2

2,9

294,3

2,8

налог на добавленную  стоимость 

2 835,5

32,1

3 142,9

33,1

3 513,0

33,8

акцизы

258,3

2,9

308,1

3,2

417,6

4,0

налог на добычу полезных ископаемых

1 400,6

15,8

1 522,2

16,0

1 634,5

15,8

таможенные пошлины

3 390,9

38,3

3 632,3

38,2

3 871,1

37,3

другие налоги и сборы

706,0

8,0

627,8

6,6

649,4

6,3


По сравнению с ожидаемыми доходами федерального бюджета в 2010 году доходы бюджета на 2011 год проектируются  с ростом на 983,7 млрд. рублей, или на 12,5 %.

В дальнейшем предусматривается некоторое  замедление темпа прироста доходов  и в 2012 году по сравнению с 2011 годом доходы федерального бюджета должны возрасти на 658,9 млрд. рублей, или на 7,4 %, в 2013 году по сравнению с 2012 годом доходы предусматривается увеличить на 876,4 млрд. рублей, или на 9,2 %. При этом структура доходов федерального бюджета существенно не изменится. На рисунке 1 представлена структура доходов федерального бюджета на 2011год и 2013 год.

Рисунок 1 – Структура доходов  федерального бюджета

2.1. Налог на прибыль

Налог на прибыль организаций в проекте федерального бюджета учтен на 2011 год в сумме 253,3 млрд. рублей с увеличением до 294,3 млрд. рублей в 2013 году. По сравнению с уточненной оценкой поступлений налога в 2010 году объем налога на 2011 год предусмотрен с увеличением на 25,6 млрд. рублей, или на 11,2 %, что объясняется ростом прогнозируемых объемов прибыли прибыльных организаций.

Налог на прибыль организаций с доходов, облагаемых по ставкам, отличающимся от общеустановленной налоговой ставки (доходы в виде дивидендов, доходы иностранных организаций), учтен в расчете поступлений налога на прибыль организаций в 2011 году в сумме 83,0 млрд. рублей. Доходы, облагаемые по ставкам, отличающимся от общеустановленных, включены в расчет налога в размере 648,2 млрд. рублей, а средняя налоговая ставка принята на уровне 12,81 %.

Согласно данным отчета Федеральной налоговой службы по форме № 1-НМ «Отчет о начислении и поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации», средняя ставка налога  на прибыль организаций с доходов, облагаемых по ставкам, отличающимся от общеустановленной, рассчитанная исходя из сумм начисленного налога, составила в январе-августе 2010 года 13,18 %, исходя из сумм поступившего налога - 12,11 %.

Кроме того, на рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации находятся  другие законопроекты, принятие которых  может оказать влияние на поступление доходов от уплаты налога на прибыль организаций.

В 2009 году произошло резкое снижение доходов от уплаты налога на прибыль организаций в федеральный  бюджет. По сравнению с 2008 годом такие  доходы сократились на 565,7 млрд. рублей, или в 3,9 раза. Несмотря на улучшение ситуации и ожидаемый прирост налога на прибыль организаций в 2010 году по сравнению с 2009 годом на  
32,3 млрд. рублей или на 16,5 %, уровень поступлений 2008 года еще не будет достигнут.

Это связано не только с последствиями экономического кризиса, но и с изменением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, в соответствии с которым налогоплательщикам, получившим убыток в предыдущих налоговых периодах, предоставлено право уменьшать налоговую базу текущего налогового периода на всю сумму полученного убытка или на часть этой суммы (статья 283 «Перенос убытков на будущее» Налогового кодекса Российской Федерации). Налогоплательщик вправе осуществить перенос убытка на будущее в течение десяти лет, следующих за налоговым периодом, в котором получен убыток. При этом убыток, не перенесенный на ближайший к убыточному году, может быть перенесен целиком или частично на любой другой из последующих девяти лет.

В результате введения указанной  нормы сумма не поступившего в федеральный бюджет налога на прибыль организаций в 2008 году составила 36,5 млрд. рублей, в 2009 году  –  64,2 млрд. рублей.

На 1 января 2010 года остаток  не перенесенного убытка составил  
2 872,9 млрд. рублей. Уменьшение на указанную сумму прибыли, подлежащей налогообложению, последующих налоговых периодов приведет к снижению платежей по налогу на прибыль организаций в бюджеты всех уровней более чем на 500 млрд. рублей, что существенно сократит доходную базу бюджетной системы Российской Федерации, при этом потери доходов федерального бюджета составят свыше 50 млрд. рублей.

Ранее действовавшая  норма Налогового кодекса Российской Федерации предусматривала, что  сумма переносимого убытка на будущее  в течение десяти лет, следующих  за налоговым периодом, в котором получен убыток, ни в каком отчетном (налоговом) периоде не могла превышать 30 % налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

По мнению Счетной  палаты Российской Федерации, целесообразно  ввести ограничения для налогоплательщиков на возможную к переносу сумму убытков на будущее, восстановив ранее действовавшую норму, согласно которой совокупная сумма переносимого убытка в отчетном (налоговом) периоде не может превышать 30 % налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

2.2. Налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации

Налог учтен в составе доходов в проекте федерального бюджета на 2011 год в сумме 1 534,7 млрд. рублей с увеличением в 2013 году до 1 928,4 млрд. рублей. По сравнению с уточненной оценкой поступления налога в 2010 году его объем на 2011 год предусмотрен с увеличением на 294,7 млрд. рублей, или на 23,8 %, что в значительной степени объясняется ростом валового внутреннего продукта, снижением объемов возмещения налога, поступлением дополнительных платежей, связанных с погашением задолженности по налогу за прошлые периоды.

Информация о работе Анализ доходности федерального бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов