Амортизационный фонд как важнейший источник формирования финансовых ресурсов. Амортизационная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 22:05, курсовая работа

Описание

ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА, ИЗНОС, АМОРТИЗАЦИЯ, АМОРТИЗАЦИОННЫЕ ОТЧИСЛЕНИЯ, АМОРТИЗАЦИОННЫЙ ФОНД, АМОРТИЗАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...…4
1 Амортизационные отчисления, сущность и роль в воспроизводстве основного капитала предприятий ………………………………………………………………5
1.1 Сущность амортизации и амортизационных отчислений……………….……5
1.2 Понятие амортизационного фонда и его роль в воспроизводстве
основного капитала предприятий…………………………………………………..7
2 Существующие способы и методы исчисления амортизации……………….....8
2.1 Линейный метод ……………………………………………………………….10
2.2 Нелинейный метод……………………………………………………………..11
2.2.1 Метод суммы чисел лет……………………………………………………...12
2.2.2 Метод уменьшаемого остатка……………………………………….……..13
2.3 Производительный метод…………………………………………………….14
2.4 Зарубежный опыт начисления амортизации…………………………..……..15
3 Амортизационная политика государства и ее влияние на амортизационную политику предприятия…………………………………………………………….18
3.1 Сущность амортизационной политики………………………………………18
3.2 Новая амортизационная политика…………………………………………….20
Заключение………………………………………………………………………….22
Список использованных источников……………………………………………...23

Работа состоит из  1 файл

амортизация.docx

— 65.99 Кб (Скачать документ)

    Таким образом, рассматривая вопрос методов  начисления амортизации, считаем, что  при видимых наглядных расхождениях каждый метод имеет свои существенные преимущества, и некоторые недостатки.

    В условиях быстрого развития технологий, происходит быстрый моральный износ  основных средств организаций, поэтому  наиболее целесообразными методами амортизации автор считает метод  суммы чисел лет и метод  уменьшаемого остатка.

    Но, следует отметить, что способы и методы начисления амортизации устанавливаются предприятием самостоятельно по каждому объекту основных средств и отражаются в учетной политике, разрабатываемой субъектом хозяйствования на каждый финансовый год. [10, с. 52-53] 
 

 

    

    3 Амортизационная политика государства и ее влияние на амортизационную политику предприятия 

    3.1 Сущность амортизационной политики 

    Амортизационная политика представляет собой сложную иерархическую структуру, включающую совокупность возможных правил, нормативов, способов, методов начисления амортизации и других экономических и административных инструментов, которая позволяет действенно управлять процессом воспроизводства амортизируемого имущества. [11, c. 27]

    Амортизационная политика, являясь составной частью экономической политики государства, выступает в качестве важнейшего рычага  воздействия государства  на экономические процессы в стране, и как элемент управления экономикой служит одним из серьезных факторов стимулирования деловой активности субъектов хозяйствования. Амортизация – это инструмент, эффективное использование которого может позволить повернуть финансовые потоки таким образом, чтобы амортизационные отчисления направлялись  на инвестиции в основной капитал, на привлечение технологий и внедрение современных образцов производственного оборудования, занятых в процессе производства конкурентоспособных товаров.

    При этом нельзя отрицать, что амортизация  представляет собой одну из форм финансового  регулирования для последующего восстановления основных фондов.

    Мероприятия по созданию эффективной амортизационной  политики могут быть реализованы  в сфере налогового законодательства, основными направлениями которого являются упрощение системы налогообложения и экономической обоснованности  норм законодательства. При этом не стоит забывать, что налоговая система это один из инструментов государственного регулирования. Воздействуя через систему налогообложения на поведение экономического субъекта, государство гибко управляет экономическими процессами, как на макроэкономическом, так и на микроэкономическом уровне.

    В целом амортизационная политика приводит в действие определенные рычаги на макроуровне, которые влияют на степень  обновления основного капитала, ускорение  НТП в народном хозяйстве, создание благоприятного инвестиционного климата  в стране, совершенствование налоговой системы.

    Амортизация сильнее других финансовых рычагов  способна влиять на увеличение объемов  и доли капитальных вложений, направляемых на техническое перевооружение и  реконструкцию основных фондов. Это  возможно при разработке экономически обоснованных норм амортизации, согласовании и координации объемов технического перевооружения и реконструкции  с размерами реновационного фонда, усилении рыночных элементов системы  использования амортизации, уменьшении части амортизационного фонда, направляемого  на капитальный ремонт

    В последние 50 лет в развитых странах  амортизационная политика превратилась в один из главных инструментов стимулирования экономического роста. В большинстве развитых стран, экономика которых характеризуется высокой инновационной активностью, амортизационная политика является одним из важнейших инструментов стимулирования инвестиций в обновление основных средств производства, в наукоемкие технологии, в научные исследования и опытно-конструкторские работы. От состояния воспроизводства основного капитала зависит создание и регулирование рынка средств производства (основного капитала), а также  технический уклад всего хозяйственного комплекса.

    Если  в конце двадцатого века доля амортизационных отчислений в общих инвестициях составляла всего 25-30 %, то сегодня она стабильно держится на уровне 70-80 %, и наоборот, доля прибыли в общих инвестициях уменьшилась с 50% до 5-10%, а заемных средств — соответственно с 25-30 % до 12-15 %.[3]

    В этой связи становится особо актуальным более подробное рассмотрение способов реализации амортизационной политики хозяйствующего субъекта.

    На  микроуровне при осуществлении  эффективной амортизационной политики идет процесс обновления активной части  основных производственных фондов и  повышается технический уровень  производства. Все это, в свою очередь, создает достаточные предпосылки  для снижения себестоимости продукции  и максимизации прибыли, которые  являются основными направлениями  устойчивой деятельности предприятий

    Амортизационная политика предприятия представляет собой совокупность решений и действий, обеспечивающих образование полновесного фонда возмещения основных средств и нематериальных активов, который является важнейшим источником финансовых ресурсов, необходимых для технологического обновления действующего производства.

    Работа  по проведению амортизационной политики в организации начинается с выбора и утверждения состава Комиссии организации по проведению амортизационной политики (далее - Комиссия), из числа имеющихся в штате специалистов технических, производственно-технологических, информационно-технологических, финансово-экономических, юридических и бухгалтерских служб организации.

      Перечень функций и полномочий Комиссии по проведению амортизационной политики приводится в Приложение 2 к Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов № 87/55/33/5. [9, с. 26]

    • комиссия определяет основные показатели, влияющие на величину амортизационных отчислений:
    • определяет нормативный срок службы и срок полезного использования амортизируемых объектов;
    • определяет способ и метод начисления амортизации;
    • принимает решение о применении поправочных коэффициентов к норме амортизации при эксплуатации объекта в режимах, отличающихся от базовых, установленных собственником.

    Результаты  работы комиссии по проведению амортизационной  политики оформляются протоколами, в которых содержатся ссылки на записи в учетной политике организации  и соответствующие первичные  учетные документы.

    Амортизационная политика на нынешнем этапе должна быть направлена на уменьшение удельных затрат на капитальный ремонт и ограничение  количества ремонтируемых объектов, а также на замену физически и  морально устаревшего оборудования.

    При осуществлении эффективной амортизационной  политики предприятием идет процесс  обновления основного капитала и  повышается технический уровень  производства. Все это, в свою очередь, создает достаточные предпосылки  для снижения себестоимости продукции  и максимизации прибыли, которые  являются основными показателями устойчивой деятельности организации. 

    3.2 Новая амортизационная  политика и ее  влияние на амортизационную  политику предприятия 

    Существующая  амортизационная политика как инструмент управления воспроизводством основного  капитала пока еще не стала эффективным  инструментом стимулирования инвестиционной активности в национальной экономике.

    В настоящее время в Беларуси принята  новая амортизационная политика, призванная оживить обновление производственных основных фондов. Разрешен нелинейный способ начисления амортизационных  отчислений (метод ускоренной амортизации). Утверждены нормативные сроки полезного  использования для различных  видов основных средств. Предприятия  могут проводить собственную  амортизационную политику посредством  установления норм амортизации, т.е. самостоятельно регулировать интенсивность списания стоимости основных фондов в рамках срока их полезного использования.

    Расширению  инвестиционных возможностей предприятий  будет способствовать новая амортизационная  политика, предусматривающая использование  методов ускоренного списания активной части основных фондов. Государство, проводя активную политику ускоренной амортизации и сознательно через нее сокращая свои поступления по налогу на прибыль в бюджет, способствует перетоку денежных средств в амортизационный фонд, что позволяет без уплаты налога расширять, модернизировать, обновлять свои фонды. В результате ускоряются темпы развития экономики, заметно растет ее эффективность, качество производимой продукции и ее конкурентоспособность на мировых рынках и т. д. Все это  компенсирует государству сокращение поступлений от налога на прибыль.

    Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 3 мая 2010 г. № 662 «О некоторых вопросах начисления амортизации» (далее – постановление № 662) организациям, осуществившим (осуществляющим) инвестиции в основной капитал, предоставлено право не начислять амортизационные отчисления на используемые ими в предпринимательской деятельности и числящиеся в бухгалтерском учете основные средства и нематериальные активы.

    В постановлении № 662 четко определен  период в течение которого организации  могут не начислять амортизацию  – с 1 мая 2010 г. До 1 января 2011 г. То есть с 1 мая 2010 г. организации, осуществляющие инвестиции в основной капитал, могут  самостоятельно принять решение  о необходимости начисления амортизации. Данное решение должно быть закреплено в локальном нормативном акте организации (приказе, распоряжении руководителя предприятия).

    Президент Беларуси Александр Лукашенко 15 октября 2010 года подписал законы “О республиканском бюджете на 2011 год”, “О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Республики Беларусь”, “О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Республики Беларусь”.

    В данных законах на 2011 год предусмотрен ряд мер, направленных на дальнейшее совершенствование в Республике Беларусь налоговой политики и сохранение социальной направленности государственных  расходов.

    В частности, в целях дальнейшего  упрощения налоговой системы  Законом Республики Беларусь “О внесении дополнений и изменений в Налоговый  кодекс Республики Беларусь” с 1 января 2011 г. предусматривается следующее.[12]

    Прибыль будет освобождаться от налогообложения  по факту осуществления инвестиций без увязки с использованием амортизационного фонда, как это происходит в настоящее  время. При этом, чтобы не допустить  значительных потерь бюджета в связи  с отменой ограничения размера  налоговой льготы суммой использованного  на капитальные вложения амортизационного фонда, предлагается ограничить возможность  применения льготы по налогу на прибыль 50% валовой прибыли; 
 
 
 
 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    Обеспеченность  организаций основными средствами производства и эффективность их использования –– важнейшие факторы, от которых зависят результаты хозяйственной  деятельности, в частности качество и объем производства продукции, ее себестоимость, а также финансовое состояние самой организации  и экономики страны в целом.

    Состояние основных фондов оказывает непосредственное воздействие на эффективность промышленного  производства и результаты финансово-хозяйственной  деятельности, как отдельных предприятий, так и экономики региона в  целом. Однако процесс обновления основного  капитала недостаточен. Степень износа  основных фондов в среднем по Республике Беларусь составляет 58, 6 %. Наибольшую степень изношенности имеют  фонды промышленности  - 63 %, сельского хозяйства – 57 %, транспорта – 55,1 % . Износ активной части основных фондов достиг 76 %.

    Разработка  организацией собственной амортизационной  политики представляет собой переход  к качественно иным методам управления затратами и инвестициями. Ведь от того, какие способы и методы начисления амортизации и другие инструменты  амортизационной политики будут  выбраны, зависит эффективность  не только текущей финансово-хозяйственной  деятельности, но и возможность воспроизводства  амортизируемого имущества за счет собственных источников для устойчивого  развития в перспективе.

    Амортизационные отчисления составляют значительный удельный вес в затратах на производство и  реализацию продукции, поэтому их оптимизация  играет важную роль для отдельных  организаций и в целом для  государства, так как величина накопленной  амортизации влияет на уровень себестоимости, цены на продукцию, на сумму прибыли  и налогов на прибыль и на недвижимость. В связи с этим амортизационная  политика в последнее время занимает важное место и в экономической  политике, проводимой Правительством РБ. 
 

 

    СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

  1. Положения по бухгалтерскому учету основных средств  и нематериальных активов, утверждено постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12 декабря 2001 г. № 118// Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2007. - № 3. – 8 /10482
  2. Временный республиканский классификатор основных средств и нормативных сроков их службы, утвержденный Постановлением Министерства экономики Республики. Беларусь от 21 ноября 2001 г. № 186// Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2001. - № 114. – 8/7489.
  3. Кравченко, Т.Л., Кравченко, Л.И. Порядок расчета и учета основных средств и амортизационного фонда с учетом требований новейших нормативных документов // Бухгалтерский учет и анализ. – 2009. - № 7. – С. 7-17.
  4. Финансы предприятия: учеб. пособие / под ред. Заяц Н.Е., Василевской Т.И. – 2-ое изд. – Минск: Вышэйшая школа, 2005. – 526 с.
  5. Кравцова, Н.И. Направления совершенствования амортизационной политики в системе стратегического финансового менеджментв коммерческих организаций/ Н.И. Кравцова // Экономический анализ: теория и практика. – 2009. – №14. – С. 36-41.
  6. Кузьмич, Т.С. Проблемы формирования и использования амортизационного фонда в Республике Беларусь и пути их решения/ Т.С. Кузьмич, В.Я. Яровая// Бухгалтерский учет и аудит. – 2009. – №9. – С. 38-41.
  7. :Кохно, П. Cовершенствование амортизационной политики (из опыта Республики Беларусь) /. Кохно, Ю. Енин, В. Аносов// Финансовый директор. – 2008. – № 3. - С. 26-33.
  8. Хендриксен, Э.С., Ван Бреда, М.Ф. Теория бухгалтерского учета: пер. с англ. / Под. ред. Проф. Я.В. Соколова. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 576 с.
  9. Черва, А.В. Амортизация основных средств: приципы и правила/ А. В. Черва// Планово-экономический отдел. – 2007. – №6. – С. 26-36.
  10. Изотова, И. Что нужно знать о нематериальных активах/ И. Изотова // Индивидуальный предприниматель. – 2007. - № 6. – С. 55-68.
  11. Панина, Н. Воспроизводственный аспект действующей амортизационной политики/ Н. Панина// Финансовый директор. – 2006. – №1. – С. 27-35.
  12. О республиканском бюджете на 2011 год – Режим доступа: http://www.newsby.org/. – Дата доступа: 16.09.2010

Информация о работе Амортизационный фонд как важнейший источник формирования финансовых ресурсов. Амортизационная политика государства