Управление товарным ассортиментом предприятия ООО «Эстри-Лайф»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2011 в 20:46, курсовая работа

Описание

АССОРТИМЕНТ, АССОРТИМЕНТ ТОВАРОВ, АССОРТИМЕНТАЯ ПОЛИТИКА, УПРАВЛЕНИЕ ТОРГОВЫМ АССОРТИМЕНТОМ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ

Содержание

Введение 4
1 Методические основы ассортиментной политики торгового предприятия 6
1.1 Понятие, классификация и показатели торгового ассортимента 6
1.2 Управление торговым ассортиментом 9
1.3 Методы оценки эффективности ассортиментной политики 13
2 Анализ среды маркетинга ООО «Эстри–Лайф» 19
2.1 Анализ внутренней среды 19
2.1.1 Характеристика торгового предприятия 19
2.1.2 Анализ хозяйственной деятельности 21
2.1.3 Продаваемая продукция 23
2.1.4 Факторы внутренней среды 29
2.1.5 Информационное обеспечение деятельности 32
2.2 Анализ внешней среды 33
3 Разработка предложений по совершенствованию ассортиментной
политики 37
Заключение 42
Список использованных источников 45

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по ассортимету!!!!!!!!!.doc

— 542.50 Кб (Скачать документ)

     – прогнозируемый – ассортимент товаров, который может удовлетворить  предлагаемые потребности:

     – учебный ассортимент товаров, систематизированный  по определенным признакам для учебных  целей [6, с. 186].

     Товары  классифицируют и по таким признакам, как частота спроса на товары, а также стабильность и характер предъявляемого спроса.

     По  частоте спроса товары подразделяются на три группы:

     – повседневного спроса – наиболее часто и даже ежедневно приобретаемые  населением товары;

     – периодического спроса – товары, покупка которых осуществляется периодически;

     – редкого спроса – предметы длительного  пользования, срок службы которых обычно превышает пять лет [4, с. 274].

     Кроме того, имеется группа сезонных товаров, реализация которых осуществляется в определенные периоды (сезоны года).

     Спрос на товары может быть стабильным (устойчивым) или подвергаться определенным (в  том числе и резким) колебаниям.

     С учетом этого товары делятся на следующие  группы:

     – товары стабильного спроса;

     – товары, спрос на которые подвержен резким колебаниям;

     – товары твердосформулированного спроса;

     – товары альтернативного спроса;

     – товары импульсного спроса [1, с. 154]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.2 Управление торговым  ассортиментом 

     Управлять товарным ассортиментом – значит постоянно предлагать рынку такой ассортимент товаров, который удовлетворяет покупателей с точки зрения следующего:

     – широты: фирма может развить ассортимент  за счет изготовления товаров новых  ассортиментных групп;

     – глубины: фирма может увеличить  количество ассортиментных позиций в отдельных ассортиментных группах и уменьшить их в других;

     – насыщенности: фирма может развить  ассортимент за счет увеличения общего числа всех ассортиментных позиций;

     – гармоничности: фирма может добиться большей или меньшей гармоничности  между товарами различных ассортиментных групп [1, с. 154].

     Большинство средних и крупных предприятий  предлагают рынку широкий набор  товаров, которые имеют различные  по продолжительности ЖЦТ и находятся  на разных этапах. С течением времени  номенклатура товаров фирмы изменяется, какие–то товары снимаются с производства, разрабатываются новые.

     Изменения товарной номенклатуры могут происходить  за счет изменения количества представленных ассортиментных групп или за счет изменений в рамках отдельной  ассортиментной группы.

     В первом случае возможно появление нового ассортиментного ряда (расширение товарной номенклатуры фирмы) или удаление старого (сужение товарной номенклатуры фирмы). Если фирма стремится к завоеванию позиции в какой–то одной сфере, то она может целенаправленно добиваться большей гармоничности между различными ассортиментными группами. Если производитель стремится действовать сразу в нескольких сферах, то гармоничность, наоборот, будет меньшей. Для описания действий производителей в этой области следует рассмотреть принципы формирования ассортимента, используемые производителями и торговыми организациями [10, с. 184].

     Изменения, которые происходят внутри ассортиментной группы, также происходят в двух направлениях: за счет изменения длины  ряда (наращивание или сокращение ассортиментного ряда) и его насыщенности.

     Чтобы управлять товарным ассортиментом, необходимо владеть методами анализа  для обоснования любых действий производителя в этой области.

     Наращивание товарного ассортимента происходит за счет добавления в ассортиментный ряд товаров с характеристиками, выходящими за пределы того, что фирма производила ранее. Наращивание может идти либо вверх, либо вниз, либо в обоих направлениях одновременно [3, с. 111].

     Наращивание вверх означает, что фирма стремится  добавить в ассортиментный ряд товары, имеющие более высокие характеристики, например цена и качество.

     Наращивание вниз означает, что фирма стремится  добавить в ассортиментный ряд товары, имеющие сниженные характеристики, например, цена и качество снижаются, а размеры товара уменьшаются (выпуск копировальных аппаратов меньших размеров).

     Двустороннее  наращивание предполагает наращивание  ассортиментного ряда и вверх  и вниз одновременно.

     Насыщение товарного ассортимента происходит за счет выпуска новых изделий  в рамках существующих характеристик  товарного ассортимента. Перенасыщение  ассортимента ведет к уменьшению общих прибылей, так как товары начинают подрывать сбыт друг друга, а потребители не могут выявить существенные отличия между ними. При выпуске новых товаров фирме следует удостовериться, что новинка заметно отличается от уже выпускаемых изделий [1, с. 155].

     Рациональная  система управления позволяет более  эффективно использовать помещения  магазина, торгово–технологическое  оборудование, рабочую силу; создавать  оптимальный ассортимент товаров, обеспечивать высокий уровень обслуживания покупателей [10, с. 189].

     Предметами  управления в магазине являются:

     – товарные запасы;

     – товарные потоки;

     – покупательские потоки;

     – ассортимент товаров;

     – трудовой процесс;

     – качество обслуживания покупателей [5, с. 305].

     1. Управление товарными  запасами. В магазине должны быть созданы условия, обеспечивающие бесперебойную торговлю при минимальных объемах товарных запасов, а также для предотвращения товарных потерь в процессе хранения, внутримагазинного перемещения и продажи товаров. Это достигается путем повседневного управления товарными запасами. Оно должно быть нацелено, прежде всего, на предупреждение отклонения товарных запасов от определенных для магазина необходимых размеров товарных запасов [4, с. 314].

     2. Управление ассортиментом  товаров. Оно предусматривает систематический контроль за соблюдением в магазине обязательного ассортиментного перечня товаров, своевременное внесение предложений по его изменению. В его задачи входит обеспечение достаточной полноты ассортимента в пределах товарных групп, его устойчивости и комплексности предложения. Управление ассортиментом товаров тесно связано с управлением товарными запасами.

     Для регулирования и контроля ассортимента товаров в магазине применяют  следующие методы:

     – разработку технологических карт размещения ассортимента товаров в торговом зале;

     – определение соответствия фактического ассортимента товаров установленному обязательному ассортиментному  перечню и выявление причин отклонений;

     – разработку и принятие решений, направленных на совершенствование ассортимента товаров [14, с. 264].

     3. Управление товарными  потоками. Его цель состоит в том, чтобы обеспечить высокую производительность труда работников магазина и сократить затраты времени на пополнение товарных запасов в торговом зале. Оно должно основываться на соблюдении следующих принципов:

     – достижение максимальной прямоточности  внутримагазинного перемещения  товаров;

     – обеспечение минимального объема грузооборота;

     – недопущение пересечения товарных и покупательских потоков;

     – применение средств механизации на основе пакетирования грузов и широкое использование тары–оборудования [16, с. 101].

     Управление  товарными потоками осуществляется на основе специальных технологических  карт. При их разработке учитывают  расположение помещений (зон) магазина и их взаимосвязь, размещение товаров в торговом зале, их оборачиваемость, обратные потоки тары и упаковки из торгового зала до мест их хранения, направления покупательских потоков.

     4. Управление покупательскими  потоками. Ему принадлежит центральное место в общей системе управления торгово–технологическим процессом в магазине, так как от него во многом зависят комфортные условия, создаваемые для покупателей в магазине, скорость обслуживания покупателей и пропускная способность магазина. Оно предусматривает равномерное распределение покупателей в торговом зале и создание условий для их свободного перемещения, выбора и оплаты товаров [4, с. 317].

     Управление  потоками покупателей предполагает анализ их интенсивности по часам  и дням работы магазина, расстановку  персонала магазина с учетом их интенсивности, четкую внутримагазинную информацию, обеспечение размещения товаров в торговом зале с учетом равномерного распределения покупательских потоков и т. д. В регулировании потоков покупателей существенную роль играют расчетные узлы, которые должны иметь достаточную пропускную способность, что обеспечивается рациональным выбором типа контрольно–кассовых машин, правильным определением потребности в них, квалификацией контролеров–кассиров и т. д.

     5. Управление процессом  обслуживания покупателей. Оно находится в тесной взаимосвязи с совершенствованием всего торгово–технологического процесса в магазине, организацией труда торговых работников, с соблюдением ими правил продажи товаров и требований культуры торговли. Поэтому следует систематически изучать мнение покупателей об используемых в магазине методах продажи товаров, ассортименте реализуемых товаров, дополнительных услугах, оказываемых покупателям, и т. д. На основе этого принимают дополнительные меры по улучшению торгового обслуживания населения [4, с. 318]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.3 Методы оценки  эффективности ассортиментной  политики 

     Чтобы принять решение либо о продолжении  реализации товара, либо о снятии его  с продаж и исключении из номенклатуры, можно провести анализ показателей сбыта, доли рынка, уровня издержек и рентабельности. Считается, что товарный ассортимент слишком узок, если прибыль увеличивается после добавления в ассортимент нового товара, и слишком широк, если прибыль увеличивается после прекращения выпуска ряда изделий. Прибыль – универсальный показатель, на основе которого можно провести анализ рентабельности товарной группы и АВС–анализ [7, с. 69].

     Анализ  рентабельности ассортиментной группы товаров – это наиболее простой  и наименее трудоемкий метод анализа ассортимента, который основан на определении показателей рентабельности при разных состояниях товарной номенклатуры и сравнении их между собой [17, с. 98].

     Показатель  рентабельности продукции представляет собой соотношение между получаемой от продажи товара прибылью и затратами на его производство. Рентабельность является оценочным показателем, так как на его основе можно определить эффективность производства каждой номенклатурной позиции и принять решение о целесообразности ее производства. Если рассчитывать этот показатель для группы товаров, то можно оценить эффективность изменений, происходящих в номенклатуре. Если рентабельность группы товаров увеличивается, то изменения ассортимента следует принять.

     АВС–анализ известен в работах российских специалистов под названием функционально–стоимостной анализ. АВС–анализ – это метод структурного анализа, основанный на ранжировании объектов по выбранным показателям [10, с. 187].

Информация о работе Управление товарным ассортиментом предприятия ООО «Эстри-Лайф»