Управление маркетингом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 10:54, курсовая работа

Описание

Маркетинг является одной из самых важных разновидностей экономической и общественной деятельности, однако, его очень часто неправильно понимают. Цель маркетинга – повышение качества товаров и услуг, улучшение условий их приобретения, что в свою очередь приведет к повышению уровня жизни в стране, повышению качества жизни.
Современная концепция маркетинга состоит в том, чтобы все виды деятельности предприятия основывались на знании потребительского спроса и его изменений в перспективе. Более того, одна из целей маркетинга заключается в выявлении неудовлетворенных запросов покупателей, чтобы ориентировать производство на удовлетворение этих запросов.

Содержание

Введение…………...…………………………………………………………...…3
I глава. Методологические подходы к организации и управлению маркетинговой деятельностью на предприятии………………………………...4
1.1. Концепции управления маркетингом……………………………….............5
1.2. Стратегическое планирование маркетинга…………………………………8
1.3. Маркетинговый анализ и аудит…………………………………………….11
1.4. Процесс управления маркетингом…………………………………………13
1.5. Контроль за осуществлением маркетинговых мероприятий…….............23
II глава. Управление маркетингом на примере компании ООО «Альпина».26
2.1. Краткая характеристика деятельности компании ООО «Альпина»…….26
2.2. Анализ маркетинговой деятельности на ООО «Альпина» ……...............27
III глава. Разработка предложений по повышению эффективности маркетинговой деятельности в компании ООО «Альпина»………………….30
Заключение……………………………………………………………………...35Список использованной литературы…………………………….……….....37

Работа состоит из  1 файл

управление маркетингом курсовая.doc

— 170.50 Кб (Скачать документ)

Как и в большинстве  молодых компаний, всей маркетинговой  деятельность на начальных этапах руководил  генеральный директор, который сосредоточил в своих руках, практически, все  маркетинговые функции. Такая маркетинговая  политика компании была оправдана в связи с высокой профессиональной подготовкой генерального директора, а также с точки зрения экономии ресурсов и поддержания единого и динамичного стиля развития компании. Однако, по мере роста компании, генеральным директором все больше внимания отдавалось вопросам общего управления компанией, и все меньше внимания вопросам финансового менеджмента, снабжения, логистики, маркетинговой деятельности.

В 2000 году компания была реструктуризирована и получила дивизионную структуру. Дивизионы компании получили названия «департаментов». Во главу департаментов были назначены директора, которые вместе составляют совет директоров под руководством генерального директора.

В настоящий момент компания включает в себя следующие департаменты:

    • департамент продаж;
    • департамент снабжения и логистики;
    • департамент кадров;
    • департамент производства;
    • финансовый департамент.

К сожалению, ни одно из существующих подразделений не занимается непосредственно  вопросами маркетинговой деятельности компании в целом. Отдельные маркетинговые функции выполняются менеджером по маркетингу департамента продаж. Однако общее руководство маркетинговой деятельностью на предприятии отсутствует.

На этом фоне актуальность рассмотренной темы для самой  компании очень высока, так как  позволяет пересмотреть отношение руководства компании к маркетинговой деятельности в целом и отдельным ее аспектам.

Основную деятельность ООО «Альпина» ведет на рынке полиграфических услуг по допечатной подготовке, печати и послепечатной доработке полиграфической продукции. Подавляющее большинство клиентов компании в настоящий момент относятся к следующим сегментам:

    • рекламной полиграфии;
    • книжно-журнальной полиграфии;
    • бумажно-беловой продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III глава. Разработка предложений по повышению эффективности маркетинговой деятельности в компании ООО «Альпина»

 

Среди общих недостатков  в организации маркетинговой  деятельности можно назвать следующие:

    • отсутствие единого методологического подхода к маркетинговой концепции компании;
    • ориентацию руководства компании на устаревшие маркетинговые концепции «интенсификации коммерческих усилий» и «совершенствования производства»;
    • отсутствие единой службы маркетинга на предприятии и целенаправленной деятельности в области управления маркетинговой деятельностью;
    • отсутствие ясных стратегических целей и планов компании и линейных подразделений;
    • недостаточная деятельность компании в области рекламы и стимулирования сбыта;
    • отсутствие налаженной системы «обратной» связи с покупателями товаров и услуг компании;
    • отсутствие единой политики в области развития и совершенствования товаров и услуг компании, а также представляющих их торговых марок.

С методологической точки  зрения, причиной всех выше приведенных  недостатков и упущений является недопонимание и игнорирование  руководством компании роли и места маркетинга и маркетинг-менеджмента в управлении предприятием. Главным и решающим мероприятием по преодолению сложившейся ситуации должно быть формирование единой службы маркетинга, состоящей из специалистов–маркетологов достаточно высокой квалификации.

При подборе специалистов во вновь формируемую службу маркетинга, следует обратить достаточно большое  внимание профессиональной подготовке и универсальности навыков новых  сотрудников. Созданной службе маркетинга кроме чисто маркетинговых проблем придется решать вопросы, связанные с перераспределением функциональных обязанностей и структурных взаимоотношений внутри компании, вести разъяснительную работу среди сотрудников о роли и месте маркетинга в современной рыночной экономике.

Организация службы маркетинга компании должна поддерживать и развивать существующие рынки и товарные марки компании и иметь признаки функциональной организации.

Наиболее полно приведенным  требованиям отвечает организация  службы маркетинга по товарному производству, представленная на рисунке 3.1.

 


Рис. 3.1. Организация службы маркетинга компании ООО «Альпина» (департамент маркетинга).

Рассмотрим подробнее  предложенную структуру, а также  функции групп, функциональные обязанности  сотрудников и связь с другими  подразделениями компании.

Основные принципы, которые  предлагается заложить при создании службы маркетинга, следующие:

    • служба маркетинга организуется в виде самостоятельного подразделения (департамента);
    • департамент маркетинга имеет в своем составе группы (отделы), которые планируют, организуют и контролируют выполнение определенных маркетинговых функций компании;
    • в процессе своей деятельности департаменту маркетинга в специальном (функциональном) отношении подчиняются соответствующие подразделения компании; т.е. департамент маркетинга выполняет роль своеобразного «интеллектуального штаба» компании.

Директор по маркетингу руководит департаментом маркетинга компании, организует и управляет всей деятельностью компании в сфере маркетинга, рекламы и стимулирования сбыта. Он является первым заместителем генерального директора и в его отсутствие выполняет его функции. Функционально он входит в состав совета директоров компании и подчиняется непосредственно генеральному директору. Ему напрямую подчинены руководители групп департамента маркетинга, а в специальном отношении – директора департаментов, подразделений и служб, выполняющие маркетинговые функции и задачи в компании.

Группа маркетингового планирования и контроля отвечает за стратегическое и текущее планирование маркетинговой деятельности компании. Специалисты этой группы осуществляют контроль выполнения маркетинговых функций подразделениями компании, которые структурно не входят в состав департамента маркетинга. На них же возложена задача периодической ревизии организации системы маркетинговой деятельности на предприятии.

Группа маркетинговых  исследований отвечает за планирование, организацию, сбор информации и обработку результатов маркетинговых исследований, проводимых департаментом маркетинга. При этом, сферой исследований может выступать любой элемент как внешней та и внутренней маркетинговой среды предприятия. При необходимости, специалисты данной группы могут привлекать внешние ресурсы (компании) к проведению маркетинговых исследований.

Группа экономического анализа и ценовой политики осуществляет анализ экономических показателей деятельности предприятия. При этом в задачу группы не входят задачи финансового анализа и планирования деятельности. Специалисты этой группы определяют ценовую политику компании, политику скидок, составляют прайс-листы компании.

Группа рекламы  и стимулирования сбыта предназначена для планирования, организации и контроля рекламной деятельности компании, деятельности в области продвижения товаров и стимулирования сбыта. На эту же группу возлагаются обязанности по поддержанию общественных связей компании.

Группа управления товарными марками состоит из менеджеров по товарным маркам (бренд-менеджеров), в задачи которых входит координирование всего комплекса маркетинга своей торговой марки и определение товарной политики компании по каждой товарной марке. Менеджеры этой группы могут оперативнее реагировать на малейшие изменения ситуации на рынке, они лучше других сотрудников департамента маркетинга знают особенности своего рыночного сегмента и своего продукта (товарной марки).

Группа разработки новых товаров и услуг отвечает за планирование, организацию и контроль деятельности компании в области разработки и внедрения новых товаров и услуг, а также выведение с рынка товаров и услуг, жизненный цикл которых подходит к концу.

Предложенная структура  департамента маркетинга и уровень  полномочий его сотрудников максимально  адаптированы к особенностям и потребностям компании ООО «Альпина» на данном этапе деятельности. Не исключено, что в процессе внедрения данного предложения, понадобится пересматривать функции отдельных подразделений или вводить дополнительные группы в сам департамент.

 Подытоживая вышесказанное, считаю целесообразным разработать и изготовить «портфель продавца», который должен содержать следующие документы рекламно-информационного характера:

    • каталог образцов печати и послепечатной доработки;
    • прайс-листы компании на допечатную подготовку, печать и послепечатную доработку с достаточным уровнем технологической информации, которая позволила бы правильно пользоваться ними;
    • брошюры, содержащие технологическую информацию и корпоративные стандарты управления и продаж.

 Каталог образцов  печати и послепечатной доработки  должен представлять собой брошюру  формата А5 (148х210 мм). Брошюра должна  содержать листы со следующими видами печати и послепечатной доработки:

    • виды облагораживания картона;
    • виды лакирования полиграфическими лаками;
    • виды высечек;
    • виды скрепления полиграфической продукции.

Прайс-лист на услуги допечатной подготовки – брошюра формата А5, скрепленная двумя скобами. Он должен содержать информацию по перечню услуг допечатной подготовки, технологическую информацию об этих услугах и собственно таблицу со стоимостью услуг.

 

 

Заключение

 

По моему мнению, тема управления маркетинговой деятельностью на предприятии полностью раскрыта в данной дипломной работе.

Процесс управления маркетинговой  деятельностью на предприятии начинается с определения концепции управления маркетингом, которая является обязательным составным элементом миссии компании. Среди основных концепций управления маркетингом в настоящее время известны следующие:

    • концепция совершенствования производства;
    • концепция совершенствования товара;
    • концепция интенсификации коммерческих усилий;
    • концепция маркетингового подхода;
    • концепция социально-этичного маркетинга.

Приведенные концепции  управления маркетингом – это  своеобразные исторические этапы, через  которые проходило эволюционное развитие маркетинга в рыночных экономиках.

Управление маркетинговой  деятельностью, как любой процесс  управления, имеет следующие составные части:

  • маркетинговый анализ и аудит;
  • стратегическое и текущее планирование;
  • организация процесса управления маркетингом;
  • контроль за осуществлением маркетинговых мероприятий.

Маркетинговый анализ и  аудит – важнейший составной элемент процесса управления маркетинговой деятельностью, который снабжает информацией все этапы процесса управления и является детализированным исследованием внутренней и внешней среды предприятия, его сильных и слабых сторон. Среди основных инструментов маркетингового анализа и аудита следует назвать: технико-экономический анализ деятельности предприятия, анализ макро- и микросреды предприятия, SWOT-анализ, маркетинговые исследования рынка.

Информация, полученная в результате всестороннего анализа  деятельности предприятия, используется на этапе формального планирования. Компании разрабатывают три вида планов: годовой, долгосрочный и стратегический.

Стратегическое планирование является первой ступенькой в процессе планирования и включает в себя определение миссии компании, формулировку целей и задач, функциональные планы. Постепенно процесс стратегического планирования спускается до линейных подразделений компании.

После окончания процесса планирования и определения необходимых  ресурсов следует процесс организации маркетинговой деятельности на предприятии. Этот процесс невозможен без четкого определения маркетинговых функций каждого подразделения и единого центра управления маркетинговой деятельностью на предприятии. Как правило, это роль возлагают на специальные маркетинговые подразделения, которые организуются согласно целям, задачам и специфике деятельности компании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. – СПб.: Питер, 2003.
  2. Багиев Г.Л. Основы организации маркетинговой деятельности на предприятии. – Л.: Обл. правл. ВНТОЭ, 2004.
  3. Баркан Д.И.  Маркетинг для всех. - Л.: Редакционно-издательский центр «Культ-информ-пресс», 2001.
  4. Буров В.П., Морошкин В.А., Новиков О.К. Бизнес-план. Методика составления. Реальный пример. – М.: Изд-во ЦИПКК АП, 2004.
  5. Голубков Е.П. и др. Маркетинг: выбор лучшего решения. – М.: Экономика, 2003.
  6. Голубков Е.П. Основы маркетинга. – М.: Финпресс, 2004.
  7. Кацадзе Н. Здоровый формализм //Компаньон. 2002 – №  1-2.
  8. Котлер Ф. Основы маркетинга. – М.: Росинтер, 2004.
  9. Котлер Ф. и др. Основы маркетинга. – М.: Вильямс, 2001.
  10. Куденко Н.В. Стратегический маркетинг. – К.: Вид-во КНЕУ, 2000.
  11. Мескон Х.М., Альберт М. Основы менеджмента. - М.: «Дело», 2002.
  12. Ноздрева Р.Б., Цыгичко Л.И. Маркетинг: как побеждать на рынке. – М.: Финансы и статистика, 2003.
  13. Пешкова Е.П. Маркетинговый анализ в деятельности фирмы. – М.: Ось-89, 2004.
  14. Романова А.Н., Маркетинг, М 2003 .
  15. Ромат Е.В. К вопросу об оценке эффективности рекламы // Маркетинг и реклама. – 2001. – № 53.
  16. Шкардун В., Ахтямов Т. Оценка готовности предприятия к реализации маркетинговой стратегии // Марктинг. – 2001. – № 3 (58).

 

 

 

 




Информация о работе Управление маркетингом