Управление маркетингом в банке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 12:45, курсовая работа

Описание

Маркетинг известен как система управления и организации деятельности компаний, фирм,банков,всесторонне учитывающая происходящие на рынке процессы. Банковский маркетинг в силу его специфики представляет особую отрасль маркетинга.Это внешняя и внутренняя идеология,стратегия,тактика и политика деятельности банка,определяемая конкретной общественно-политической и экономической ситуацией.Целью политики руководства банка и работы всех его служб является привлечение клиентуры,расширение сферы сбыта своих услуг, завоевание рынка и, в конечном счете,—увеличение получаемой прибыли.Средствами достижения данной цели являются инструменты банковского маркетинга.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2
1.Сущность и содержание банковского маркетинга …………………………3
1.1. Понятие маркетинга в банковской сфере ……………………………….3
1.2. Цели и задачи маркетинга в банке. Принципы банковского маркетинга,
его функции, роль………………………………………………………………4
2. Маркетинговые возможности банка ……………………………………….8
2.1. Маркетинговые возможности банка, цели и задачи…………………....8
2.2. Внутренние возможности банка ……………………………………….11
2.3. Возможности внешней среды…………………………………………..12
3. Система маркетинга партнерских отношений в сфере банковских
услуг …………………………………………………………………………....14
3.1. Сущность маркетинга партнерских отношений ………………………14
3.2. Элементы маркетинга партнерских отношений ………………………16
4. Управление маркетингом в банке………………………………………….17
4.1. Организация маркетинговой деятельности в банке …………………..17
4.2. Маркетинговое планирование ………………………………………….19
4.3. Маркетинговый контроль в банке ……………………………………...21
Заключение …………………………………………………………………….23
Список использованных источников …………………

Работа состоит из  1 файл

банковский маркетинг.doc

— 171.50 Кб (Скачать документ)


СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………2

1.Сущность и содержание банковского маркетинга …………………………3

  1.1. Понятие маркетинга в банковской сфере ……………………………….3

  1.2. Цели и задачи маркетинга в банке. Принципы банковского маркетинга,

его функции, роль………………………………………………………………4

2. Маркетинговые возможности банка ……………………………………….8

  2.1. Маркетинговые возможности банка, цели и задачи…………………....8

  2.2. Внутренние возможности банка ……………………………………….11

  2.3. Возможности внешней среды…………………………………………..12

3. Система маркетинга партнерских отношений в сфере банковских

услуг …………………………………………………………………………....14

  3.1. Сущность маркетинга партнерских отношений ………………………14

  3.2. Элементы маркетинга партнерских отношений ………………………16

4. Управление маркетингом в банке………………………………………….17

  4.1. Организация маркетинговой деятельности в банке …………………..17

  4.2. Маркетинговое планирование ………………………………………….19

  4.3. Маркетинговый контроль в банке ……………………………………...21

Заключение …………………………………………………………………….23

Список использованных источников ………………………………………...24

 

 

ВВЕДЕНИЕ

      Маркетинг известен как система управления и организации деятельности компаний, фирм,банков,всесторонне учитывающая происходящие на рынке процессы. Банковский маркетинг в силу его специфики представляет особую отрасль маркетинга.Это внешняя и внутренняя идеология,стратегия,тактика и политика деятельности банка,определяемая конкретной общественно-политической и экономической ситуацией.Целью политики руководства банка и работы всех его служб является привлечение клиентуры,расширение сферы сбыта своих услуг, завоевание рынка и, в конечном счете,—увеличение получаемой прибыли.Средствами достижения данной цели являются инструменты банковского маркетинга.

По началу банки рассматривали маркетинг лишь как средство изучения спроса,стимулирования и привлечения клиентов,и лишь в 80–е годы сформировалась концепция маркетинга,которая стала основой управления коммерческими банками.Банки обзавелись собственными маркетинговыми службами,системами сбора и обработки информации,разрабатывают и контролируют программы маркетинга.

Содержание и цели маркетинговой деятельности существенно изменились в последние годы под влиянием резко усиливающейся конкуренции на финансовых рынках и меняющихся отношений между банками и клиентурой.

Маркетинговая стратегия предполагает первоочередную ориентацию банка не на свой продукт как таковой,а на реальные потребности клиентуры.Поэтому маркетинг предполагает тщательное изучение рынка,анализ меняющихся склонностей,вкусов и предпочтений потребителей банковских услуг.В сфере услуг банки вторыми после авиакомпаний обратились к маркетингу и стали активно использовать вначале отдельные элементы маркетинга,а затем и концепцию маркетинга и стратегического планирования.

    Мною выбрана эта тема,потому что мне интересен процесс становления банковской системы. Я хочу понять,как принципы и методы маркетинга способствуют повышению эффективности работы банков и стабилизации в данном секторе экономики.

 

 

 

 

 

1.Сущность и содержание банковского маркетинга

 

1.1.           Понятие маркетинга в банковской сфере

   Банковский маркетинг представляет собой рыночную концепцию управления деятельностью банка,направленную на изучение рынка и экономической конъюнктуры,конкретных потребностей клиентов банка и возможностей их удовлетворения,ориентацию на потребности клиентов при разработке новых услуг и сроков их предоставления с обеспечением высокого качества услуг.

    Банки имеют дело со специфическим товаром–деньгами,что отличает их от других отраслей народного хозяйства.В процессе оказания услуг они выпускают специфические продукты своей деятельности:платёжные средства(наличные деньги, чеки,банковские карточки);кредитные ресурсы,работающие на экономику; предоставление кредитов в качестве капитала; другие,свойственные только банкам, услуги.Коммерческий характер функционирования банков требует широкого применения маркетинга.По мере развития финансового рынка и других изменений во внешней среде,в связи с обострением конкурентной борьбы за клиентов в банковской сфере с 70-х годов прошлого века начал применяться маркетинг.Сначала использовались отдельные его элементы,а затем и концепции маркетинга и стратегического планирования.Применение маркетинга в банковской сфере вызвали следующие факторы:

      интернационализация банковской индустрии, связанная с проникновением ведущих банков США на зарубежные рынки, их конкуренцией с местными банками за оказание банковских услуг;

      быстрое развитие во всех странах огромного количества небанковских кредитно-финансовых организаций, составивших конкуренцию банкам;

      диверсификация банковских услуг;

      развитие компьютерных и передовых телекоммуникационных технологий, позволяющих расширить спектр и качество банковских услуг;

      развитие конкуренции внутри кредитных систем;

      государственное регулирование цен на рынке банковских услуг, что заставляет банки заниматься вопросами продвижения банковских услуг на рынок;

  Для успешного продвижения на рынок банковских продуктов банки имеют собственные службы маркетинга, системы сбора и обработки информации, разрабатывают и контролируют программы маркетинга.

  Банковский маркетинг имеет свою специфику, связанную с собственностями понятий банковского продукта и банковской услуги.

Банковская услуга – это деятельность банка, осуществляемая по поручению и в интересах клиента с целью удовлетворения его потребностей в банковском обслуживании (в кредите, рассчетно-кассовом обслуживании, покупке и хранении ценных бумаг, покупке (продаже) валюты и др.). Клиенты банка желают получить не только традиционное банковское обслуживание, но и комплексное содействие их бизнесу. Услуги банка должны быть привязаны к конкретному клиенту. Цель – привязать клиентов конкурентными преимуществами по сравнению с другими производителями таких услуг.

  Комплексная банковская услуга – это предоставление определенного набора услуг клиентам на более выгодных условиях, чем если бы эти условия предлагались отдельно.

  Банковский продукт всегда имеет материальное воплощение (банковские акции, облигации, сертификаты, чеки, карточки и т.п.).

Банковский продукт и банковские услуги имеют ряд отличительных особенностей:

      оказание банковских услуг связано с использованием денег в различных формах;

      нематериальные банковские услуги приобретают зримые черты посредством имущественных договорных отношений;

      большинство банковских услуг имеет протяженность во времени;

      устанавливаются продолжительные связи клиента с банком.

  Отмеченные особенности банковского продукта и услуг оказывают влияние на маркетинг в банке. Банковскому продукту и банковской услуге присущи следующие специфические характеристики:

      неосязаемость услуг;

      несохраняемость услуг;

      непостоянство качества банковских услуг вследствие высокой зависимости от человеческого фактора;

      невозможность патентной защиты.

 

1.2. Цели и задачи маркетинга в банке. Принципы банковского маркетинга,

его функции, роль

  Основными целями банковского маркетинга являются:

      расширение клиентской базы, состава, качества и объемов предоставляемых услуг;

      формирование и стимулирование спроса на банковские продукты и услуги;

      разработка эффективных маркетинговых стратегий по завоеванию рынков;

      увеличение чистой прибыли банка.

  Исходя из поставленных целей основными задачами маркетинга в банке являются:

- обеспечение высокой надежности деятельности банка, его ликвидности;

- развитие технологического уровня банка с учетом совершенствования международных тенденций в этой области;

- осуществление деятельности банка на основе принципа коммерческой эффективности, рентабельности его работы в условиях рынка;

- максимальное удовлетворение потребностей клиентов в предоставляемых банком услугах.

  Маркетинговая деятельность банка основывается на следующих основных принципах:

- предоставление тех банковских продуктов и услуг, которые необходимы потребителям;

- маркетинговые планы банка должны быть комплексными по видам банковских продуктов, клиентской базы, финансовым рынкам и процессу функционирования маркетинга;

- осуществление постоянного контроля за исполнением маркетинговых планов;

- стимулирование деловой активности каждого работника банка;

- создание благоприятного психологического климата в коллективе банка.

  Для достижения поставленных целей банковский маркетинг использует следующие основные приемы в своей деятельности:

      партнерские отношения с клиентом;

      агрессивные маркетинговые коммуникации по продвижению банковских продуктов;

      стимулирование работников банка по продаже банковских продуктов;

      обеспечение рентабельности банковской деятельности и дохода собственникам банка;

      применение стимулирующих коммуникационных мероприятий по отношению к клиентам банка (индивидуальный подход, применение льготных расценок на банковские услуги, участие в проблемах клиента и оказание помощи в их решении).

  Различают активный и пассивный маркетинг (таблица 1.1.)

  В рыночной экономике маркетинг становится одним из важных стратегических факторов успеха в банковской деятельности наряду с общим управлением, финансами и инновациями. Маркетинг в банковской сфере должен быть направлен на ускорение денежного оборота, удовлетворение расчетов, их безопасности, на сбор информации, её анализ, проведение маркетинговых исследований, разработку эффективных мероприятий по развитию банковских услуг и ценовой политики.

Таблица 1.1.

Виды маркетинга

Активный маркетинг

Структура

Цель

Прямой маркетинг (реклама, телефон, телевидение, почта и т.д.)

Информирование клиентов об услугах банка, создание новых потребностей у существующей клиентуры

Опрос разных групп населения по почте, с помощью личного интервью, по телефону, посредством Интернета, методом холл-тестов (целевая аудитория в количестве 100-300 человек)

Своевременно уловить изменения в поведении потребителей, их спроса и разработать эффективные мероприятия по удовлетворению потребностей потребителей

Личное общение с потенциальным клиентом банка, изучение его потребностей  

Оказание комплексных банковских услуг, повышение их качества

 

Создание «фокус-групп» - метод группового интервью для обслуживания отдельных маркетинговых проблем и выработки определенных маркетинговых решений. Формируется «фокус-группа» из 8-10 клиентов банка (полная группа) или 4-6 клиентов (малая группа). Для исследования проблемы привлекаются профессионалы.  

Возможность выявить разные мнения по поводу разработки нового банковского продукта (модификации имеющихся банковских продуктов) для выработки нестандартных решений по продвижению этих продуктов, более глубокому пониманию поведения потребителей, повышению имиджа банка.

Пассивный маркетинг: размещение в средствах периодической печати информации о деятельности банка, его финансовом состоянии, кредитном рейтинге, оказываемых услугах и выгодах от них

 

  Основными функциями банковского маркетинга являются:

      анализ окружающей среды;

      сбор информации о рынках капитала и его сегментах;

      изучение и планирование продуктового ряда;

      управление ценами на банковские продукты и услуги;

      управление сбытом банковских продуктов и услуг;

      управление потребительским спросом на банковские продукты;

      обеспечение социальной ответственности.

  В основе маркетинговой деятельности находятся потребители (клиенты), для увеличения числа которых банк и разрабатывает комплекс маркетинга. Маркетинговая деятельность состоит из следующих уровней:

1-й уровень: банковские продукты, цена, сбыт, рынок, продвижение, прибыль;

2-й уровень: маркетинговая информация, планирование, организация маркетинговой работы, маркетинговый контроль;

3-й уровень: маркетинговая среда – микросреда (посредники, конкуренты, клиентура, контактные аудитории) и микросреда (демографические, социально-культурные, политико-правовые, экологические и другие факторы).

  Все уровни взаимосвязаны между собой. Комплекс маркетинга банк разрабатывает исходя из факторов первого уровня, которые находятся под постоянным контролем банка. В то же время эти факторы банк анализирует и планирует, исходя из собранной информации, с учетом влияния маркетинговой среды.

  Организация маркетинговой деятельности в банке включает в себя:

- определение кратко-, средне- и долгосрочных целей и задач банка;

- организацию службы маркетинга в банке;

- определение существующих и потенциальных рынков банковских услуг;

- определение возможностей банка исходя из его финансовых ресурсов;

- осуществление выбора конкретных рынков и установление потребностей потребителей;

- стратегическое маркетинговое планирование и прогнозирование банковских продуктов и услуг;

- оперативное планирование комплекса маркетинга;

- разработку и реализацию маркетинговых планов по освоению новых видов банковских продуктов и доведению их до потребителей;

- использование инноваций в банковском маркетинге;

- осуществление эффективного контроля за реализацией намеченных маркетинговых планов, целей банка, за расширением клиентуры банка.

  Работа в рыночных условиях выдвигает новые требования к системе управления банком, увеличению объемов продаж банковского продукта и услуг, совершенствованию существующих услуг, внедрению технологий передачи расчетной и другой информации клиентам. Поэтому маркетинг банка – это идеология, стратегия и тактика его деятельности в зависимости от общественно-политических и экономических факторов. В центре внимания банка должны всегда находится реальные потребности клиента. Если на данный продукт нет реального спроса, то его не следует предлагать, а тем более навязывать потребителям. Поскольку деятельность банка базируется на повторяющихся операциях, то его усилия должны быть направлены на то, чтобы сохранить и расширить клиентуру, стать центром финансового обслуживания людей на длительное время, предлагать им все большее количество качественных банковских продуктов.

Информация о работе Управление маркетингом в банке