Управление конфликтом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 00:29, контрольная работа

Описание

Сам по себе конфликт, не является чем то негативным, а в некоторых случаях, он играет даже положительную роль в развитии организации. Но, для того, чтобы последствия конфликта не нарушили структурную целостность предприятия, отдела, не привели к ухудшению отношений в коллективе, не затормозили производственный процесс необходимо эффективно управлять ими. В современных условиях, когда происходит активные изменения в социально – экономической сфере, производственной сфере организации, изменяются условия её функционирования, что влияет на социальную среду организации. Поэтому, знание способов и методов управления конфликтами в организации на сегодняшний день является важной задачей для многих руководителей организаций, как маленьких, так и больших. Именно этим и обусловлена актуальность темы курсовой работы.
Целью работы является изучение специфики конфликтов в организации, способов и методов управления ими.

Содержание

Введение
Глава 1. Особенности конфликтов в организации. 4
1.1. Понятие и типы конфликтов в организации 4
1.2. Причины возникновения конфликтов в организации 11
Глава 2. Управление конфликтами в организации:
способы и методы 18
2.1 Способы управления конфликтами в организации. 18
2.2 Методы управления конфликтами. 26
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

управление конфликтом в организации.doc

— 172.00 Кб (Скачать документ)

     С увеличением возраста рабочих больший удельный вес начинают занимать конфликты, связанные с целевыми характеристиками их деятельности, одновременно сокращается число конфликтов, вызванных проблемами адаптации работников в трудовом коллективе (нарушения трудовой дисциплины, несоответствие требованиям).

     Отдельно, остановимся на причинах  возникновения  горизонтальных и вертикальных конфликтов в организации.

      Причинами  возникновения горизонтального конфликта в организации может быть:

    1. Нерациональное распределение сфер  ответственности.

    2. Несоответствие интересов.

    3. Соперничество за ограниченные  ресурсы – финансы, материалы,  пространство.

    4. Подчеркнутое различие в престижности  работы.

    5. Несовпадение целей.

    6. Неудовлетворительность коммуникаций.

    Любой руководитель стремится усилить свою власть и контроль, а подчиненные все больше сопротивляются. Стремясь защитить свою автономию, подчиненные используют следующие «способы» воздействия на руководство: утаивают от шефа информацию, оказывают пассивное сопротивление, сплачиваются с коллегами, создают видимость бурной работы или подчеркивают свою незаменимость. Такие вертикальные конфликты могут возникнуть в следующих ситуациях [3]:

    1. Игнорирование традиций и норм  поведения, уже сложившихся в  организации.

    2. Выбор приближенных и избранных, которым руководитель всячески начинает покровительствовать.

    3. Ироническое отношение к мнению  коллектива.

    4. Принятие управленческих решений  под давлением.

    5. Слабое контролирование управленческих  ситуаций.

    6. Отсутствие интереса к проблемам  подчиненных.

    7. Ощущение постоянной нехватки  времени из-за непрестанных попыток  решать проблемы подчиненных.

    8. Осуществление несвоевременного  контроля над процессом исполнения  управленческих решений.

    9. Принятие решений, не учитывающих  характер работы и взаимоотношений.

    10. Искаженное видение системы управленческих  взаимоотношений.

    11. Принятие управленческих решений  на основе информации доверенных лиц, а не коллектива.

     Без знания причин возникновения и развития конфликтов трудно рассчитывать на их эффективное регулирование. Определение системы причин является результатом главным образом системно-генетического анализа конфликтов. Необходимо различать причины конфликтов и причины изменений в их характеристиках. Факторы и причины конфликтов носят объективно-субъективный характер и могут быть объединены в группы: объективные, организационно-управленческие, социально-психологические, личностные. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Управление конфликтами  в организации: способы и методы  

2.1  Способы  управления конфликтами в организации. 

       

       В зависимости от того, имеет ли конфликт эмоциональную или рациональную природу,  выделяют управление конфликтами на основании:

  • целенаправленного воздействия на причины и условия конфликта;
  • изменения установок и ценностных ориентации соперников.

       Эти виды управления конфликтом реализуются в различных способах и методах, к основным из которых относятся:

    1. организационные;
    2. социокультурные;
    3. социально-психологические.

          Организационные способы управления   конфликтом     характеризуются, прежде всего, целенаправленным воздействием управленческих органов на подразделения организации и отдельных личностей, причем основное внимание придается изменению структуры, связей или технологии этих подразделений. Цель таких воздействий - ослабление конфликтных взаимодействий или локализация конфликта, а нередко и полное гашение конфликта (например, с переходом к сотрудничеству). Важным моментом при выборе конкретного организационного способа разрешения конфликта является учет природы конфликта (рациональный или эмоциональный) и его причин. Основными организационными способами разрешения конфликта можно назвать следующие.

          1. Образование подгрупп внутри конфликтующих сторон, когда структурное подразделение целенаправленно разбивается на ряд, достаточно автономных образований с различными, но пересекающимися целями. Этот способ направлен на снижение сплоченности одной из сторон конфликта. При успешном формировании подгрупп члены каждой из них будут идентифицировать себя только со своей подгруппой, осознавать себя членами ингруппы, отделенными от других подгрупп.

           В конечной итоге, это приведет к ослаблению целеустремленности в конфликтных взаимодействиях и сокращению степени участия членов подгрупп в конфликте. Такой способ управления конфликтом часто применяется для уменьшения интенсивности конфликта между администрацией и подчиненными.

        2. Введение независимых контролирующих элементовкогда создаются комиссии по разрешению спорных вопросов, экспертные советы или независимые группы, которые призваны осуществлять связь между противоборствующими сторонами, склоняя их к примирению. В зависимости от характеристик конфликтной ситуации (характера причин, остроты или длительности) такое управление может преследовать цели:

  • затягивания времени для прохождения критической точки конфликта, после чего возможно более эффективное воздействие на соперников;
  • поиск компромисса на основе переговоров членов независимой группы со всеми участниками конфликта.

          3. Замена лидеров или руководителей отдельных групп, подразделений. 

         Отсутствие лидера, организующего конфликтные взаимодействия, как правило, приводит к нарушению координации действий в отношении соперника. При этом у рядовых членов группы появляется желание исключить возникающую неопределенность в собственных действиях путем или выхода из конфликтной ситуации, или поиска нового лидера, способного отстаивать интересы группы. Это явление может стать основой эффективного управленческого воздействия на поведение членов организации.

          4. Ротация - перемещение членов организации из одной структурной единицы в другую. Этот чисто организационный способ, по сути, состоит в замене наиболее активных членов конфликтующих групп. Здесь важно учитывать пространственный принцип перемещения, т.е. зачастую достаточно разделить членов конфликтующих сторон по территориальному признаку, чтобы снизить интенсивность конфликтных взаимодействий или вообще погасить конфликт.

           5. Изменение содержания трудаПри использовании данного способа происходит переключение интересов с конфликта на выполнение работы, достижение целей при выполнении заданий. Конечно, таким образом очень редко удается погасить конфликт, однако достигается ослабление его интенсивности, прохождение критической точки конфликта.

         Социологические и культурные способы управления конфликтами. В данном случае объектом управленческого воздействия являются социальные отношения между членами организации, а также социальные нормы организации, ценности ее членов, коммуникационные сети. К социологическим и культурным способам управления конфликтами относятся следующие.

         1. Изменение содержания властных отношений. Прежде всего, следует изменить формы применения власти и управленческого контроля за деятельностью членов организации. Особенно эффективно изменение форм власти, что позволяет руководителю организации гибко воздействовать на конфликтную ситуацию. Так, руководитель может использовать в зависимости от ситуации то власть принуждения, то власть вознаграждения, информационную, экспертную или  референтную власть. В этом случае конфликтная ситуация изменяется в результате ухода от агрессии благодаря прекращению блокирования потребностей путем изменения способа воздействия на индивида. Прежняя ситуация блокирования становится не актуальной, а замещающая ситуация еще не осмыслена и не рационализирована, в связи с чем возникает иллюзия отмены блокирования. Это обстоятельство дает возможность руководителям воздействовать на причины конфликта и установки противоборствующих сторон, приближая ситуацию конфликта к разрешению или гашению.

         2. Изменение отношений зависимостиБлокирование потребностей каждой из конфликтующих сторон связано с отношениями зависимости.

          При этом зависимость представляется, как способность одной из сторон совершать действия, препятствующие удовлетворению потребностей другой стороны. При рациональном конфликте ликвидация блокирования потребности или перенос этого блокирования на другую потребность может привести к снижению интенсивности конфликтных взаимодействий. Еще более сильным средством управления конфликтной ситуацией является перевод отношений односторонней зависимости в отношения взаимозависимости, что может стать путем к взаимному компромиссу и последующему гашению конфликта.

          3. Изменение структуры неформальной социальной группыИзменение структуры неформальных отношений одной из конфликтующих сторон может ослабить ее сплоченность или привести к возникновению новых неформальных групп, которые изменят степень включенности конфликтующей стороны в конфликтную ситуацию. Для этого важно выявить неформальные группы или коалиции, выяснить основу существования неформальной группы (решение производственных вопросов неформальными методами, родство, старые связи и знакомства, принадлежность к некоторой ингруппе, общее недовольство возникшей ситуацией и т.д.), определить неформальных лидеров. После этого появляется возможность изменить отношения между членами неформальной группы путем введения объекта неопределенности в деятельность группы, перемещения неформальных лидеров, изменения ценностных групповых ориентации или степени группового неформального контроля за действиями членов данной группы.

            4. Изменение системы ценностей. Наиболее типичные причины конфликтов в организации - различие в ценностных ориентациях или пересечение интересов членов организации. Для гашения, локализации и даже разрешения конфликта весьма важно изменить отношение к ценностям в конфликтующих группах. Это удается путем демонстрации более значимых ценностей или выгод, пропаганды, личного воздействия со стороны руководителей организации, имеющих целью отодвинуть на второй план ценности, составляющие причину конфликта.

           5. Введение и принятие новых норм. Нормативное управление конфликтом основано на разработке, внедрении и принятии новых норм, Которые изменяют конфликтную ситуацию, заставляют участников «играть по новым правилам». Очевидно, что новые правила должны исключать возможность конфликтных взаимодействий. Это обстоятельство позволяет участникам конфликта по-новому взглянуть на конфликтную ситуацию и изменить свои претензии к противнику. Однако такой способ управления не предполагает воздействия на причину конфликта, что подразумевает его возобновление в будущем.

          6. Изменение отношения к деятельностиОчень часто причиной конфликта служат установки участников конфликта относительно своей деятельности. Именно на этой почве происходит столкновение интересов и появляется напряженность. Более того, у не заинтересованных в содержании своей деятельности членов организации нередко борьба и конфликт становятся основными интересами. В связи с этим следует изменить содержание функций работника, направить его интересы на собственную деятельность, отвлекая тем самым от конфликтных взаимодействий и одновременно снимая основную причину конфликта.

            7. Концентрация интересов на нейтральном объектеЧтобы воздействовать на конфликтную ситуацию, руководителям важно выиграть время. Полезным средством для временного прекращения или ослабления конфликтных взаимодействий может служить нейтрального объекта в ситуацию конфликта. Этот объект не должен быть задействован в данной конфликтной ситуации, но в, то, же время должен привлекать внимание, быть объектом интереса для участников конфликта. С этой целью может быть создано новое подразделение, внедрена новая техника, в ситуацию введена новая информация; также полезно появление новых норм, социальных объектов, новых членов организации и т.д. Для эффективного управления конфликтом необходимо, чтобы:

  • нейтральный объект органично вписывался в конфликтную ситуацию, т.е. имел определенную связь с конфликтом;
  • вызывал интерес у участников конфликта, привлекал внимание;
  • не вызывал напряженности и не служил причиной нового конфликта.

Информация о работе Управление конфликтом