Учет движения наличных денежных средств и денежных документов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 19:19, реферат

Описание

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета законодательно устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации.
Действующие нормы основаны на единообразии ведения бухгалтерского учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, составлении и представлении сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении, доходах и расходах организации, необходимой пользователям бухгалтерской информации.

Работа состоит из  1 файл

3.docx

— 637.93 Кб (Скачать документ)

Учет  движения наличных денежных средств и денежных документов

Введение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ПРИРОДА И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ В НАРОДНОХОЗЯЙСТВЕННОМ КОМПЛЕКСЕ.

 

1.1. Задачи  бухгалтерского учета денежных  средств и нормативное регулирование  учета наличных денежных средств в кассе.

 

Система нормативного регулирования  бухгалтерского учета законодательно устанавливает единые правовые и  методологические основы организации  и ведения бухгалтерского учета  в Российской Федерации.

Действующие нормы основаны на единообразии ведения бухгалтерского учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, составлении и представлении  сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении, доходах  и расходах организации, необходимой  пользователям бухгалтерской информации.

Общее методологическое руководство  бухгалтерским учетом на государственном  уровне осуществляется Правительством Российской Федерации. Приоритетное право  регулирования бухгалтерского учета  предоставлено Министерству финансов, которое осуществляет разработку и  утверждение положений по бухгалтерскому учету (национальных стандартов), методических указаний по бухгалтерскому учету отдельных  операций, имущества, обязательств, доходов, расходов и капитала. Нормативные  акты, утвержденные Министерством финансов, составляют основу системы нормативно-правового  регулирования бухгалтерского учета  и являются обязательными к применению на территории Российской Федерации. Другие органы, которые наделены правом нормативного регулирования бухгалтерского учета в пределах своей компетенции (отраслевые министерства и ведомства), не имеют права издавать нормативные акты, противоречащие нормативным актам и методическим указаниям Министерства финансов РФ.

Одни из утверждаемых нормативных  актов обязательны к применению (законы, положения по бухгалтерскому учету), другие носят рекомендательный характер (План счетов, методические указания, комментарии)[1, с. 254].

Так при ведении бухгалтерского учета бухгалтер руководствуется  не только Положениями и стандартами  бухгалтерского учета, а так же Гражданским  кодексом, Налоговым кодексом и другими  нормативными документами, регулирующими  бухгалтерский учет и аудит денежных средств предприятия.

К нормативным правовым актам относятся: Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" [2] и нормативные правовые акты Минфина России, Акты Минфина России приобретают значение нормативных правовых после их регистрации Минюстом России и опубликовании в "Российской газете", а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства "Юридическая литература" Администрации Президента Российской Федерации.

В соответствии с п. 10 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" [3] "нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров".

Следует отметить, что согласно ст. 3 Федерального закона «О бухгалтерском  учете» регулирование бухгалтерского учета может осуществляться другими  федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства  РФ, которые также являются нормативными правовыми актами, но ввиду их незначительного  объема в настоящей статье не рассматриваются.[4]

Под актом методического (нормативно-технического) характера понимается акт Минфина  России, который по результатам юридической  экспертизы признается Минюстом России не нуждающимся в государственной  регистрации (не требующим государственной  регистрации), поскольку носит методический (нормативно-технический характер). Таким образом, формулировка заключения Минюста России «в государственной  регистрации не нуждается» - формальный признак того, что данный акт является актом методического (нормативно-технического) характера.

Согласно абзацу е) п. 1 Приказа  Минфина России от 4 марта 1999 г. N 47 «О совершенствовании работы по подготовке и государственной регистрации нормативных правовых актов Министерства финансов Российской Федерации» [5] акты Минфина России, признанные Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимися в государственной регистрации, подлежат опубликованию в «Финансовой газете». Вторым формальным признаком акта Минфина России методического (нормативно-технического) характера является его опубликование в «Финансовой газете».

Акты Минфина России методического (нормативно-технического) характера  не имеют самостоятельного обязательного  для исполнения значения. Обязательность их исполнения обеспечивается (поддерживается) нормативными правовыми актами, т.е. в нормативном правовом акте должны содержаться предписания, устанавливающие  для определенных лиц обязательность исполнения определенных актов методического (нормативно-технического) характера. Например, согласно п. 2 ст. 5 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» [6] планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению, положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, другие нормативные акты и методические указания, разработанные и утвержденные органами, имеющими право регулировать бухучет, обязательны для исполнения всеми организациями на территории Российской Федерации.

Таким образом, если акты методического (нормативно-технического) характера  противоречат нормативным правовым актам, то приоритет имеют последние (поскольку первые являются их производной).

Денежные средства могут  находиться в форме наличных денег  в кассе, храниться на расчетных  либо специальных счетах в банке, а также в виде ценных бумаг[7, c.274].

Предприятия вне зависимости  от форм собственности обязаны хранить  свои денежные средства в учреждениях  банков.[8] Расчеты предприятий по своим обязательствам с другими предприятиями производятся, как правило, в безналичном порядке. При этом посредником при расчетах между предприятиями и организациями выступают учреждения банков.

Кроме расчетных счетов в банках открываются текущие  и специальные счета для хранения средств строго целевого назначения. В соответствии со ст. 30 Закона о банках клиенты вправе открывать в банках необходимое им количество расчетных, депозитных и иных счетов в любой валюте.[9]

К расчетным операциям  по специальным счетам в банке  относятся расчеты аккредитивами  и расчеты чеками из лимитированных чековых книжек.

Расчеты между юридическими лицами производятся в безналичном  порядке, а также наличными деньгами, если иное не установлено законом.

Движение денежных средств на синтетическом  счете 51 «Расчетные счета» отображено схематично на рисунке 1.

 

 

Счет 51 «Расчетные счета»

Дебет

Кредит 

       

Сальдо 
начальное

Остаток денежных средств  
на начало месяца

   
 

62

Поступили денежные средства от покупателей и заказчиков в счет погашения задолженности  за полученные товары, выполненные  работы, оказанные услуги

Оплачены счета  
поставщиков и подрядчиков за поставленные товары, выполненные работы,  
оказанные услуги

60

Кредит

Дебет

 

50

Денежные средства сданы  
из кассы на расчетный счет

Поступили денежные  
средства в кассу  
с расчетного счета

50

Кредит

Дебет

 

   

75

Поступили денежные средства от учредителей в счет вклада в уставный капитал

Произведены платежи  
по налогам и сборам

68

Кредит

Дебет

 

 

Сальдо 
конечное

Остаток денежных средств  
на конец месяца

   

 

Рисунок 1. – Схема движения денежных средств на синтетическом счете 51 «Расчетные счета»

 

В таблице 1. отображены типовые  бухгалтерские проводки по учету  денежных средств на расчетном счете  предприятий.

 

Таблица 1. - Типовые бухгалтерские  проводки движения денежных средств  на счете 51 «Расчетные счета»

Первичный  
документ

Содержание  операции

Корреспондирующие 
счета

Дебет

Кредит

1

2

3

4

Денежные средства, поступившие  на расчетный счет


 

Счет 52 «Валютный счет»

Счет 55 «Специальные счета  в банках» 

И т.д.

Типовые проводки по учету  кассовых операций отображены в таблице 2.

 

Таблица 2 -  Отображение кассовых операций на счетах бухгалтерского учета  предприятий

Первичный 
документ

Содержание операции

Корреспондирующие счета

Дебет

Кредит

1

2

3

4


 

Движение денежных средств  организации представляет собой  непрерывный процесс, обеспечивающий основную деятельность, оплату обязательств и осуществление социальной защиты работников. От притока денежных средств, обеспечивающих покрытие обязательств организации, во многом зависит его финансовое благополучие. Отсутствие минимально необходимого запаса денежных средств указывает на финансовые затруднения.[10, c.85]

Можно выделить три мотива, побуждающие организацию держать  наличность:

  • трансакционный – потребность наличности для выполнения текущих обязательств по платежам – перед поставщиками, по оплате труда, выплате налогов и дивидендов;
  • предупредительный – поддержание буфера для выполнения обязательств при непредвиденных обстоятельств;
  • спекулятивный – хранение наличности в целях получения выгоды от ожидаемых изменений в ценах на ценные бумаги.

 

 

 

1.2. Документальное  оформление учета операций наличных  денежных средств в кассе.

 

Основными нормативными актами, регулирующими порядок ведения  кассовых операций в Российской Федерации, являются:

  • Закон о бухгалтерском учете;
  • Положение по ведению бухгалтерского учета;
  • Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденный решением Совета директоров Банка России от 22 сентября 1993 г. N 40;
  • Положение ЦБ РФ о правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ, принято письмом ЦБ России от 5 января 1998г. №14-П

Получение денежных средств с расчетного счета в кассу оформляется денежным чеком, в котором указываются цели данной операции: выдача заработной платы, пособий, командировочных расходов, на хозяйственные нужды и др. Денежный чек подписывается руководителем и главным бухгалтером организации. Реквизиты чека полностью повторяются в корешке, который остается для подтверждения записей по кассовым операциям в учетных регистрах. Чеки (25 или 50 чеков) содержатся в специальной чековой книжке, которая выдается по заявлению владельца счета. Чековые книжки являются бланками строгой отчетности и хранятся в сейфе организации. Наличные деньги могут расходоваться только на указанные в чеке цели (целевое назначение).

Организации могут иметь  в своих кассах наличные деньги в  пределах лимита, установленного обслуживающим  банком по согласованию с руководством предприятия.

Лимит кассы устанавливается  каждой организации индивидуально  на основе расчета по форме № 0408020, утвержденном Положением ЦБ РФ от 5 января 1996 г. №14 - Положение " О правилах организации наличного денежного образования на территории РФ"[11].

При необходимости лимит  кассы может быть пересмотрен. Расчет лимита остатка кассы подписывает  руководитель и главный бухгалтер  организации. Этот расчет организация  должна представить в обслуживающий  банк.

Кассовые операции должны оформляться типовыми межведомственными  формами первичной учетной документации, утвержденными Постановлением Госкомстата  России от 18 августа 1998 г. N 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации" [12]. Для документирования кассовых операций должны использоваться следующие формы:

  • приходный кассовый ордер (форма № КО-1),
  • расходный кассовый ордер (форма № КО-2),
  • журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров (форма № КО-3),
  • кассовая книга (форма № КО-4),
  • книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств (форма № КО-5).

Информация о работе Учет движения наличных денежных средств и денежных документов