Сущность международной конкуренции и отличительные черты от конкурентоспособности фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 13:51, курсовая работа

Описание

Целью работы является:
1. Рассмотрение сущности международной конкуренции в современных условиях. А именно: масштабность конкуренции, роль НТР в конкуренции, ценовая конкуренция и факторы конкурентоспособности.
2.Определить отличительные черты её от конкуренции фирм.

Содержание

1. Введение 3
2. Глава 1. Особенности проявления международной конкуренции в современных условиях. 5
3 Глава 2. Конкурентоспособность фирмы 16
4 Глава 3. Отличительные черты международной конкуренции от конкуренции фирм 23
5 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
6 Список используемой литературы 26
7 Приложения

Работа состоит из  1 файл

курсовая сущность международной конкуренции.doc

— 186.00 Кб (Скачать документ)

Тема: Сущность международной конкуренции и отличительные черты от конкурентоспособности фирмы 

Содержание 

1. Введение 3
2. Глава 1. Особенности проявления международной конкуренции в современных условиях. 5
3 Глава 2. Конкурентоспособность  фирмы 16
4 Глава 3. Отличительные черты международной конкуренции от конкуренции фирм 23
5 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
6 Список используемой литературы 26
7 Приложения  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     Современный мировой рынок представляет собой  сложную систему, постоянно меняющуюся от спроса и предложения товаров и услуг. На эти процессы оказывают влияние возникновение новых потребностей, новые технологические связи, новые организационные формы сотрудничества, новые методы конкуренции. Конкуренция — это состязание между производителями (продавцами) товаров, а в общем случае — между любыми экономическими, рыночными субъектами; борьба за рынки сбыта товаров с целью получения более высоких доходов, прибыли, других выгод. Конкуренция представляет цивилизованную, легализованную форму борьбы за существование и один из наиболее действенных механизмов отбора и регулирования в рыночной экономике Конкуренция образует диалектическое единство с монополией, они постоянно противостоят друг другу на рынке. Понятие конкуренции настолько многозначно, что не охватывается каким-либо одним определением. Это и способ хозяйствования, и такой способ существования капитала, при котором один капитал соперничает с другим. Выступая главной сущностной чертой, свойством товарного производства, способом его развития, конкуренция выполняет роль стихийного регулятора общественного производства. Следствием конкуренции, с одной стороны, является обострение производственных и рыночных отношений, а с другой — повышение эффективности хозяйственной деятельности, ускорение научно-технического прогресса (НТП).[1, с.734]

       Однако в современной экономике все чаще термин «конкурентоспособность» используется для определения категорий разного уровня: конкурентоспособность товара, фирмы, отрасли национальной экономики и др. и, наконец, конкурентоспособность государства. Системно это может быт представлено в виде многоуровневой модели, упрощенная схема которой представляет собой «пирамиду конкурентоспособности».

     Надо  отметить неразрывную связь современной  внутринациональной конкуренции с международной, а современные процессы глобализации обуславливают тот факт, что международная конкуренция не только усиливает проявление национальной конкуренции, но часто влияет на характер ее проявлений.

     Сущность, формы и методы конкуренции со временем претерпевают изменения. Произошел переход от свободной конкуренции к монополистической (олигополистической) конкуренции. Произошло смещение "центра тяжести" от ценовой к неценовой конкуренции (соперничество за достижение наиболее высокого качества товаров и услуг). При неценовой конкуренции главным инструментом борьбы становится качество товара, услуги. Важным средством конкуренции стала политика интенсивного внедрения в производство различных нововведений, изобретений, промышленных образцов.[2,с.727]

     Но  самым важным событием в эволюционном развитии мировой экономики в  течение XX столетия явилась интернационализация  конкуренции во многих ее сферах —  не только в обрабатывающих отраслях, но и — во все возрастающих размерах — также в сфере услуг. Конкурирующие фирмы проводят поистине глобальную стратегию: продают свою продукцию по всему миру; ищут материалы и компоненты также по всему миру; в целях экономии размещают производство во многих странах.

     На  международном рынке конкурируют  фирмы, а не страны. На современном этапе возможности фирм не ограничены пределами их страны базирования.

     Для понимания природы конкуренции  основной единицей является отрасль, то есть группа конкурентов, производящих товары или услуги и непосредственно  соперничающих между собой.[3,с. 605] 

     Целью работы является:

     1. Рассмотрение сущности международной  конкуренции в современных условиях. А именно: масштабность конкуренции,  роль НТР в конкуренции, ценовая  конкуренция   и факторы конкурентоспособности. 

     2.Определить  отличительные черты её от конкуренции фирм. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 1. Особенности проявления международной конкуренции в современных условиях. 

     1.1 Конкуренция ее развитие и особенности в современное время

     Усиление  конкурентной борьбы на мировом рынке  и выдвижение на первый план проблемы конкурентоспособности в начале 21 века прямо и косвенно сопряжены с объективными сдвигами в производстве на современном этапе научно-технической революции.

       Структурные сдвиги, за счет которых  происходит рост производства, могут быть внешними по отношению к отдельной фирме-производителю и внутренними, если они происходят внутри ее самой.

     Внешний эффект масштаба – снижение издержек на единицу товара в рамках фирмы  в результате роста масштабов  производства в отрасли в целом. Он предполагает, что увеличивается количество фирм, производящих один и тот же товар, тогда как размер каждой из них остается неизменным. Обычно в этом случае рынок остается в достаточной степени конкурентным, что сближает закономерности торговли на базе этой модели с классическими теориями международной торговли, предполагавшими наличие совершенной конкуренции. Это означает, что экспортеры могут продать сколько угодно много товара по текущей цене, на которую они не могут оказать влияния.

     Внутренний  эффект масштаба – снижение издержек на единицу товара в рамках фирмы в результате роста масштабов ее производства. Он предполагает, что объем производства товара остался прежним, а количество фирм, производящих его, сократилось. В большинстве случаев это ведет к возникновению несовершенной конкуренции, при которой производители могут влиять на цену своих товаров и обеспечить увеличение объема продаж за счет снижения цены.

     Экстремальным случаем внутреннего эффекта  масштаба является чистая монополия – ситуация на рынке, при которой фирма не имеет конкурентов для своих товаров.

     Масштабность  конкуренции обусловлена повсеместным ростом числа участников внешнеторговых операций, вовлекаемых в международный  обмен под воздействием МРТ, международной  специализации и кооперации в самых различных областях.[4, с. 256]

     Интернационализация хозяйственной жизни расширяет  базу конкуренции. Наряду с монополиями-гигантами  в рыночную борьбу вступают средние, мелкие и даже мельчайшие фирмы. К  соперничеству стран с традиционно  развитым экспортом присоединяются новые, предпринимающие решительные попытки изменения ситуации на мировом рынке в свою пользу. Нормой стало активное участие правительств в поддержке национальных экспортеров и формировании внешнеторговых операций.

     Широкое распространение конкуренции ускоряет протекание присущих ей процессов: идет быстрое обновление ее форм и методов, усиливается поиск новых конкурентоспособных товаров, новых рынков сбыта. Особый динамизм конкуренции придает НТР. Везде, где развертывается соперничество за снижение издержек производства, повышение качества и максимизацию прибыли, НТР выступает не только действенным средством конкурентной борьбы, но и ее мощным катализатором. Активное и многоплановое воздействие НТР на формирование условий конкурентной борьбы и средств ее ведения имеет место на всех уровнях мирохозяйственных отношений. Столь универсальное присутствие НТР объясняется ее непосредственной связью с процессом развития производительных сил, с материальной основой жизни современного общества.

     Использование достижений НТР открывает широкие возможности для обновления товарной номенклатуры, для оперативного реагирования на изменение рыночного спроса, на удовлетворение растущих требований к качественным характеристикам изделий. Сегодня новизна стала одним из ключевых факторов конкурентоспособности.

     Анализ  мирового экспорта промышленной продукции  показывает, что среди товаров, экспорт которых растет наиболее быстрыми темпами, преобладают товары, быстро обновляющиеся под воздействием НТР, а именно: интегральные схемы, ЭВМ, коммуникационное электронное оборудование, бытовое и промышленной электротехническое оборудование, авиадвигатели и др.

     У компаний, успешно освоивших выпуск принципиально новых товаров, в  течение 5-10 лет после их внедрения  в производство темпы роста прибыли в два раза выше, чем у конкурентов, продолжавших выпуск традиционной продукции. Рыночный успех новых товаров, в отличие от традиционных, может достигаться при сравнительно высоких ценах, имеющих в этом случае меньшее влияние на спрос, чем потребительские свойства товара. Это является убедительным аргументом в поддержку концепции возрастания роли неценовых форм конкуренции.[5, с. 3-9]

     Сегодня ценовая конкуренция в значительной степени ограничена. Мировая практика дает немало примеров масштабного и быстрого удешевления товаров. Снижение цен становится возможным благодаря использованию достижений НТР, обеспечивающих резкое снижение издержек производства. Но снижение цен – обычно вынужденное, экономически невыгодное для товаропроизводителя.

     Переносу акцентов конкурентной борьбы в область неценовых факторов в известном смысле способствует и появление большого числа технически сложных изделий, что ведет к практически повсеместной трансформации понятия цены как таковой в многоэлементную цену потребителя, отражающую всю сумму расходов покупателя, необходимую для полноценного потребления товаров на протяжении всего срока его службы. Лежащие за пределами цены, но имеющие стоимостную основу элементы цены потребления все больше становятся объектами конкурентной борьбы, которая уже не может быть прямо отнесена к ценовой. Значение цены как центра, вокруг которого долгое время колебались покупательские предпочтения, относительно падает, уступая место таким ценовым параметрам, как качество, новизна, прогрессивность и надежность конструкции, соответствие международным стандартам, удобство эксплуатации и т.п. Эти параметры, формируя новую систему потребительских ценностей, образуют новые «эпицентры» конкурентной борьбы.

     Чем шире спектр потребительских требований и выше их уровень, тем жестче требования к экспортерам, к их конкурентоспособности. Ведь конкурентоспособный товар может производить только конкурентоспособная фирма, для которой необходимо такое условие, как конкурентоспособность ее страны.

     Конкурентоспособность – это реальная и потенциальная возможность фирм в существующих для них условиях проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для потребителей, чем товары их конкурентов.

     Проблемой оценки конкурентоспособности национальной экономики западных стран занимаются многие научно-исследовательские организации — как региональные (например, "Европейский форум по проблемам управления" с центром в Женеве), так и международные (например, Всемирный экономический форум со штаб-квартирой в Женеве, Международный институт менеджмента и развития в Лозанне). При этом понятие "конкурентоспособность" определяется ими в целом как '[реальная и потенциальная возможность фирм в существующих для них условиях проектировать, изготавливать и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для потребителей, чем товары их конкурентов". Для определения конкурентоспособности используются более 300 показателей и свыше 100 оценок международных экспертов-экономистов.

Информация о работе Сущность международной конкуренции и отличительные черты от конкурентоспособности фирмы