Структура и совершенствование системы социальной защиты населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 19:46, реферат

Описание

Социальная защита населения является одной из главных проблем сегодняшнего дня, так как она затрагивает жизненно важные интересы всего населения Республики Беларусь. Система пенсионного обеспечения является важнейшей составной частью системы социальной защиты. Она не только регулирует порядок назначения и перерасчетов 2,5 млн. граждан Республики Беларусь, находящихся на пенсии, но и тех, кто участвует в финансировании системы, «зарабатывает» себе будущую пенсию.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 132.50 Кб (Скачать документ)

                                          ВВЕДЕНИЕ 

     Социальная  защита населения  является одной из главных проблем  сегодняшнего дня, так  как она затрагивает  жизненно важные интересы всего населения  Республики Беларусь. Система пенсионного  обеспечения является важнейшей составной частью системы социальной защиты. Она не только регулирует порядок назначения и перерасчетов 2,5 млн. граждан Республики Беларусь, находящихся на пенсии, но и тех, кто участвует в финансировании системы, «зарабатывает» себе будущую пенсию.

     Несмотря  на возросшие расходы  на пенсии, выплачиваемые  из Фонда социальной защиты населения(около 8,6 % валового внутреннего  продукта), состояние  пенсионного обеспечения  в настоящее время  представляет собой  одну из острейших  социально-экономических  проблем. в основе которой, с одной стороны, низкий уровень размеров пенсий, с другой– достаточно высокий тариф страховых взносов. Размеры пенсий более половины пенсионеров в республике ниже критерия отнесения граждан к категории малоимущих.

     При возрастающем числе получателей пенсии (к концу 2001 г. оно достигло 26 % всего населения) численность занятых в экономике постоянно уменьшается.

     Учитывая  общую социальную и экономическую  ситуацию в республике, разрабатываются  системы социальной поддержки различным  категориям граждан. Это и материально-бытовое обеспечение, адресная социальная помощь, государственные пособия семьям, воспитывающим детей, надомное обслуживание и т.д.

     При отработке конкретных механизмов системы  социальной поддержки  предполагается акценты  сделать не только на традиционные группы населения (инвалиды, неполные и многодетные семьи и др.) но и на работающих граждан, которые являются малообеспеченными и , действительно, нуждаются в помощи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЙОНА
 
 

     Вилейский район входит в состав Минской области и расположен в ее северо-западной части. Граничит с Мядельским, Молодечненским и Логойским районами Минской, Докшицким – Витебской, Сморгонским – Гродненской области.

     Насчитывает 407 сельских населенных пунктов, в которых  проживает 32,9 тысяч человек, и город Вилейка – 30 тысяч. Территория района размещена в границах Нарочано-Вилейской низменности. В 1974 году рядом с городом был построен самый большой искусственный водоем в республике – Вилейское водохранилище, площадью 63,3 кв. км и объемом 238 млн. м. куб.

     На 01.01.2007 года в районе насчитывалось 12 промышленных предприятий, на которых занято 3565 человек.

     В состав района входит 13 сельских Советов, на территории которых  насчитывается 12 СПК, 5 сельскохозяйственных унитарных предприятий, 3 филиалов и 1 подсобное сельскохозяйственное производство предприятий и организаций, 4 предприятия и организации, обслуживающие сельское хозяйство.

     Бытовыми  услугами занимаются 62 предприятия и организации и 103 предпринимателя. Медицинское обслуживание населения осуществляется ГУ "Вилейское территориальное медицинское объединение", в котором работает 1239 чел., из них 156 врачей.

     На  территории района работает 33 дневные общеобразовательные учреждения , из них 2 гимназии.

       

  1. ПЕНСИОННОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ И  ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО

    РАЗВИТИЯ 
     

     Органом, координирующим работу по социальной защите населения Вилейского района, является отдел  по труду, занятости и социальной защите Вилейского райисполкома.

     Одним из важнейших направлений  в системе (схеме) социальной защиты населения  района является пенсионное обеспечение. Правильность и своевременность назначения и выплаты пенсии, являющихся основным источником средств существования большинства нетрудоспособных граждан, зависит о хорошей организации работы на местах.

     На  учете в отделе состоит 16885 получателей пенсий и пособий. Из них:

      пенсионеров по возрасту                         - 13309

      по  инвалидности                                        - 1719

      по  случаю потери кормильца                 -  1033

      за  выслугу лет                                            - 106

      за  особые заслуги перед  республикой   -  12

     Социальные  пенсии получает 237 человек. На учете состоит 103 инвалида Великой Отечественной войны. Количество семей погибших военнослужащих – 31.

     Усредненный коэффициент заработка  составляет у мужчин 1,16468, у женщин 0,96803, средний размер пенсии в январе составил 264832 рубля. Общая сумма назначенных пенсий за январь 2007 года – 4млрд. 398 млн. 860 тыс. 696 рублей.

     Работа  отдела по правильному  применению пенсионного  законодательства ведется  по трем направлениям:

     - с работодателями: индивидуальные и кустовые стажировки, семинары-совещания с ответственными представителями, проверки обоснованности выдачи справок о стаже и заработке, методическая помощь,

          -  с населением  – разъяснительная  работа посредством  выступлений по  радио, местной печати, участие в группах информирования,

     -  направленная на  усиление персональной  ответственности  каждого инспектора  за порученный  участок работы:

        - техническая учеба,  анализ ошибок, разработана  система мер поощрения  и наказания.

     За 2006 год назначено 812  пенсионных дел, в т.ч. 103 досрочных, пересчитано  256  пенсионных  дел.

     Основной  задачей работников управления по труду, занятости и социальной защите является точное, неукоснительное применение пенсионного законодательства, качественная подготовка документов для назначения пенсии и максимально короткие сроки между назначением и выплатой пенсии. В управлении налажена модемная связь с Комитетом по труду, занятости и социальной защите Минского облисполкома, по каналам которой в выплатной центр передается вся необходимая информация в части назначения пенсий и различных видов изменений касающихся их выплаты. Введение модемной связи позволило экономить значительный процент бюджетных денег, затрачиваемых  ранее на пересылку пенсионной документации. Многие выплатные функции переданы вычислительным  центром на места, что также позволяет сократить сроки рассмотрения пенсионных документов.

       На  протяжении последних лет предложения  по изменению и дополнению Закона " О пенсионном обеспечении "  были направлены на реализацию положений  Концепции  реформы системы пенсионного обеспечения в Республике Беларусь. С 1 сентября 1998 года установлена  зависимость права на трудовую пенсию от  уплаты  страховых взносов. Также закреплено положение о том, что право на пенсию по возрасту обусловливается предварительной уплатой страховых взносов в течение не менее 5 лет. Начиная с января 2000 года ежегодный  пятилетний период, за который  учитывается заработок для исчисления пенсии, а также 15-летний, из которого он избирается обратившимся за назначением пенсии, увеличивается на один год, но не более чем до числа полных лет фактически имеющегося  стажа работы.

       В целях реализации  Закона Республики  Беларусь от 19 июля 2006 года "О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам пенсионного обеспечения", в области проведена работа по своевременному и правильному применению Закона, разъяснению его положений в средствах массовой информации. Обеспечен порядок выплаты пенсий по инвалидности (по случаю потери кормильца), вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, назначенных до 1 августа 2006 года по нормам статьи 8 Закона.

       Для обеспечения приемлемых  стандартов жизни граждан в пожилом возрасте  потребуется развитие дополнительного пенсионного страхования, в основу которого будет положен накопительный элемент. 
 
 

  1. ОСНОВНЫЕ  НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МАТЕРИАЛЬНО-БЫТОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПЕНСИОНЕРОВ  И ИНВАЛИДОВ
 
 

       Не менее важным  направлением социальной  защиты населения  является  материально-бытовое  обслуживание.

       На май 2002 года  на очереди на  получение путевок  на санаторно-курортное лечение состоит 451 человек, в 2002 г. выделено 30путевок в санатории,  дома отдыха  - 12 путевок, в 2001 г. в санаторий выделено 82 путевки, дома отдыха 39 путевок.

        На  льготную установку  телефонов стоит  на очереди 503 человек.  В 2002 году установлен телефон 16 чел.

         На территории  района проживает   значительное  количество малообеспеченных  пенсионеров. Численность  их составила на  май  текущего  года  1235 человек.  Вопросы оказания  материальной помощи  остро нуждающимся  гражданам  постоянно находятся на контроле в отделе по труду и социальной защите и районном  исполнительном комитете. Два раза  в год проводится  плановое обследования материально-бытового положения вышеуказанной категории граждан. Создан и постоянно корректируется банк данных остро нуждающихся  пенсионеров.

         За 2001 год оказано  денежной материальной  помощи из средств  местного бюджета  406 человекам на  сумму 2738,5 тыс.  рублей , из фонда  социальной защиты 301 человеку на сумму  2017  тыс. рублей.

     В  1 квартале 2002 г. из средств местного бюджета оказана материальная  помощь 48 человекам на сумму 721 тыс. рублей, из фонда социальной защиты 37 человекам на сумму 1133 тыс. рублей

     Важная  роль в системе  социальной защиты принадлежит  домам-интернатам. Для  особо сложных  случаев, исключающих обслуживание на дому, в районе функционирует дом интернат на 39 мест, который финансируется за счет средств местного бюджета. В 2001 году на его содержание израсходовано 44420 тыс. рублей . Проживающие обеспечены всем необходимым, имеется водопровод, канализация, центральное отопление. Медицинское обслуживание предоставляется персоналом, а также местными органами здравоохранения. Для  организации трудотерапии и обеспечения ветеранов продуктами питания имеется небольшое подсобное хозяйство.

       Расходы  на содержание дома-интерната в текущем году запланированы в сумме 63712 тыс. рублей. Они могли быть значительно больше, однако затраты уменьшаются за счет содержания подсобного хозяйства и материальной помощи хозяйств и организаций района, а также частных лиц. В настоящее время  в подсобном хозяйстве имеется 2 га земли,  лошадь, корова, свиньи, домашняя птица. Выращивается картофель, морковь, свекла. Для обработки земли используется трактор. В итоге за счет собственного производства в прошлом году дом-интернат удовлетворил потребности в мясе на 22,1 процентов, в молоке на 48 процентов, в овощах  на  74 процента.

     Хозяйствами района оказывается  помощь интернату  в обеспечении  кормами для скота, дровами, овощами  и т.д.

     В 2001 году в дома-интернаты  оформлено 23 человека. На очереди для оформления в дома-интернаты стоит 4 человека, из них три оформили документы в 2002 году.

     В пользовании инвалидов  имеется 35 автомобиль, из них "ЗАЗ-968"- 25 "ОКА" - 6 , "Таврия " - 3,  " ВАЗ"- 1, две мотоколяски.  Кресло-колясками в 2001 году обеспечено - 15 человек, в 2002 году - 3 человека. Для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата , органов дыхания специальный транспорт является жизненно необходимым, а проблема его получения на данном этапе существует.

     В районе проживает 7826 одиноко проживающих и 1116 одиноких   престарелых граждан, которые нуждаются в оказании посторонней помощи в приобретении продуктов питания, топлива, организации медицинского обслуживания и  оказании других услуг, направленных на  обеспечение их жизнедеятельности.

       Координатором в  этом направлении  в системе социальной  защиты выступает  отделение социальной  помощи на дому.

Информация о работе Структура и совершенствование системы социальной защиты населения