Стратегии маркетинга территории. Конкурентоспособность и инвестиционная привлекательность региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 23:58, контрольная работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение стратегии маркетинга территории, а так также конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности региона.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….…….3
1 Стратегии маркетинга территории…………………………………….……5
1.1 Сущность и разновидности территориального маркетинга……….5
1.2 Субъекты маркетинга территорий, их цели и интересы……………6
1.3 Стратегии маркетинга территорий………………………………….12
Маркетинг населения, персонала…………………………………….15
2 Конкурентоспособность и инвестиционная привлекательность региона..19
2.1Конкурентные преимущества регионов……………………………..19
2.2 Формы межрегиональной конкуренции…………………………….20
2.3 Межрегиональная конкуренция кластеров…………………………..21
2.4 Задачи власти по повышению конкурентоспособности региона…24
Заключение………………………………………………………………………26
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

реферат по маркетингу.doc

— 169.00 Кб (Скачать документ)

      1.4 Маркетинг населения, персонала 

      Территории, характеризуемые разным состоянием дел, проблемами и потребностями  в сфере занятости, выбирают разные стратегии. Так, территории с низким уровнем занятости и дешевой  рабочей силой могут выдвигать это как аргумент для привлечения промышленников, предпринимателей сферы услуг и др. с целью создания новых рабочих мест. Если рабочих рук не хватает, а рабочих мест в избытке, то территории, стремясь заполучить новые кадры, могут подчеркивать, рекламировать положительные возможности для проживания и перспективы роста, высокую заработную плату, возможность выбора профессии и т.п. Возможен и адресный маркетинг, нацеленный на привлечение на территорию людей конкретных профессий, определенных уровней квалификации. Наконец, в ряде случаев территории предпочитают демонстрировать противодействующий маркетинг, например, если вузы перегружены студентами, города - ищущими заработок приезжими и т.п.

      Какую стратегию выбрать?

        Можно ли выбрать какую-то одну стратегию и сосредоточиться на ней на протяжении значительного периода времени, например, 5-10 лет? Не только применительно к России, к странам с переходной экономикой, но даже и к развитым странам это едва ли целесообразно. Практичнее вести речь об определенной последовательности в реализации комплекса маркетинговых стратегий, в том числе - с учетом не только реального потенциала притягательности и имеющихся проблем, но и с учетом финансовых и других возможностей в отношении реализации стратегии.

      Так, регион Южной Баварии заявил и  позиционировал себя как сложившуюся  зону высоких технологий, страхования, банковской деятельности, в целом  ориентированную на эффективное  обслуживание мирового рынка. В этом отношении проект "Программа MAI (Munchen - Augsburg - Ingolstadt)" поставил задачу прежде всего в сфере маркетинга имиджа: подчеркнуть сложившийся профиль данного экономического пространства, всемерно распространить статус Мюнхена и Южной Баварии как притягательного европейского центра.

      Вместе  с тем эксперты, разрабатывавшие программу, признали: пространство, располагающее высокообразованным трудовым потенциалом, заслуживает адекватной исследовательской и транспортной инфраструктуры; ему также необходимы притягательные возможности в сферах свободного времени: культуры, спорта и др., что признается особенно важным для высококвалифицированного персонала. Фактически, все это - приоритеты стратегии маркетинга привлекательности и инфраструктуры. Что касается маркетинга в отношении населения и персонала, программа концентрирует внимание на необходимости того, что регион "должен идентифицироваться, осознать самого себя" как территорию с высоким уровнем технологии, интеллекта, классической и современной культуры.

      А что уместно для территорий с  переходной экономикой?

      Проще всего посоветовать им сначала разработать  комплексную программу развития, установить принципы функционирования, сформировать инфраструктуру, проявить конкурентные качества (факторы притягательности), обеспечить дружелюбие, социальный оптимизм населения и профессионализм работников, а затем во всеуслышание объявить по телевидению, радио, в газетах и через Интернет: "Мы - хорошие, у нас все замечательно, приезжайте к нам!", т.е. поработать уже над имиджем, коммуникациями. Но если инфраструктура территории слаба, то она непривлекательна для финансистов, а финансовая бедность, в свою очередь, не позволит улучшить инфраструктуру или создать факторы привлекательности.

      С бедными финансовыми ресурсами  реальнее начинать с низкозатратных технологий: формировать имидж, проявлять уже имеющиеся конкурентные преимущества и отыскивать целевые группы "потребителей территории", которые помогут сформировать более притягательную инфраструктуру и привлечь инвестиции для реализации долгосрочных программ развития территории. Безусловно, среди таких "потребителей территории" надо постоянно видеть далеко не только иностранцев, но и, прежде всего, собственное население и предпринимательские круги. Постепенное улучшение их самочувствия - гарантия дальнейшего развития.

      Как утверждают специалисты-практики, ни один из вариантов развития не закрыт и для наших территорий. Крупным городам и регионам вполне по силам комплексный, долгосрочный программный подход, нацеленный на всесторонне развитие территории. Другим территориальным субъектам легче будет двигаться от простого к сложному, - этот путь длиннее, но реальнее для них, так как первые результаты появятся раньше.[10:125]  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 Инвестиционная привлекательность регионов как фактор их 
конкурентоспособности

    1. Конкурентные  преимущества регионов

   На  рынке конкурируют не только отдельные  предприятия различных регионов, но функции, выполняемые регионами  в народнохозяйственном разделении труда, то есть конкурентные преимущества отдельных регионов.

Конкурентные  преимущества каждого региона могут быть абсолютными и относительными.

Абсолютные  конкурентные преимущества региона  связаны с наличием уникальных ресурсов и возможностей в данном регионе (географическое положение, минеральные  ресурсы, пейзажи, сочетание производств и др.). В качестве примера конкуренции географического положения можно привести конкуренцию Новосибирска, Красноярска и Иркутска за обслуживание трансполярных грузовых и пассажирских авиаперевозок.

Относительные конкурентные преимущества

обусловлены лучшими по сравнению с другими регионами возможностями или условиями производства и сбыта той или иной продукции или предоставления услуг (себестоимость, качество, упаковка, доступность и т.д.).

     В качестве конкурентных преимуществ  выступает не только количественные параметры или доля рынка, но и качественные характеристики функций региона, товаров или услуг, выпускаемых его предприятиями. Конкурентные преимущества нужно также разделить на ф

актические, или реализованные и потенциальные, то есть не используемые в настоящее время. В последнем случае необходимо определить условия реализации потенциальных конкурентных преимуществ и разработать бизнес-план вывода потенциального конкурентного преимущества в число фактических.  
 
 
 

2.2Формы межрегиональной конкуренции

   Экономическое и социальное развитие региона зависит  от конкурентоспособности на внешних  рынках не только ведущих народнохозяйственных функций региона и главных  его предприятий, но и от сравнительной  привлекательности региона для  инвесторов, которую также следует рассматривать как один из аспектов конкурентоспособности.

   Одна  из главных целей, к которой должен стремиться в своем социально-экономическом  развитии любой регион, находящийся  в рыночных условиях, – это достижение положительного финансового сальдо с внешней средой. Регион тогда развивается успешно, когда денег за проданные за его пределы товары или услуги, приходит больше, чем из него уходит. Особую роль в этом процессе играет привлечение инвестиций, которые в значительной мере  остаются, «овеществляются» в регионе в форме основного капитала и, следовательно, не могут вновь «уйти» за его пределы.

   В условиях дефицита ресурсов на рынке  инвестиций регионы России находятся  в состоянии конкурентной борьбы. Можно выделить два типа межрегиональной инвестиционной конкуренции:

  • между предприятиями и кластерами, находящимися в данном регионе и в других регионах или странах;
  • между региональными властями за привлечение инвестиций в регионы.

   Однако  не следует сбрасывать со счетов тот  факт, что может существовать и существует на деле внутрирегиональная конкуренция за инвестиционные ресурсы между отдельными предприятиями и муниципальными образованиями. Отдельные предприятий, находящиеся в регионе конкурируют непосредственно за инвестиционные ресурсы в различных их формах: капитальных вложений, кредитов, вложений в уставной капитал, лизинга и т.п. Конкуренция идет не только с предприятиями других регионов, но и внутри – с предприятиями того же региона. Последняя форма конкурентной борьбы негативно влияет на социально-экономическое развитие региона и нежелательна для региональной власти. Не отрицая ее позитивной соревновательной роли (особенно, между муниципальными образованиями), во многих случаях она приводит к развитию одних хозяйствующих субъектов в регионе в ущерб другим, ослабляя таким образом, экономическую мощь региона. Поэтому задача региональной власти в привлечении инвестора двуедина. С одной стороны, нужно стремиться к максимально возможному для данной инвестиционной емкости территории привлечению внешних инвестиций и реинвестированию собственных путем создания благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата. С другой стороны, необходимо регулировать внутрирегиональную конкуренцию, поддерживая ее в определенных, «стимулирующих» производителя рамках.

2.3 Межрегиональная конкуренция кластеров

     Регионы и отдельные муниципальные образования, развивающиеся в условиях рыночной экономики, с точки зрения конкурентной борьбы следует рассматривать как  комплексные (совокупные) субъекты хозяйственной  деятельности, состоящие из множества отдельных хозяйствующих субъектов. Находясь на одной территории региона, эти субъекты объединены общей инфраструктурой, используют одни и те же региональные трудовые, территориальные, энергетические и другие ресурсы, связаны между собой системой экономических, управленческих и просто межличностных связей. Таким образом, все или большинство хозяйствующих субъектов, расположенных в регионе, выходят на внешний по отношению к региону рынок, имея в определенной степени сходные интересы и цели, главная их которых заключается в завоевании и удержании определенного сегмента этого рынка. Одним из факторов достижения такой цели является упорядочение в внутри региона для выхода на внешний рынок с наиболее эффективными, конкурентоспособными товарами и услугами.

     Конкурентоспособность региона во внешней среде определяется развитием в нем как отдельных  производств и видов деятельности, так и групп технологически, экономически и организационно взаимосвязанных производств, компаний и организаций, действующих в определенной сфере и характеризующихся работой, в конечном счете, на внешний рынок. Такие группы в теории конкуренции называют конкурентными кластерами. Применительно к кластерам, замыкающимся на выпуск продукции или услуг за пределы региона можно говорить о региональных конкурентных кластерах.

     Обобщенная  схема кластера, расположенного в  регионе, представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 Схема кластера

 

      Кластеры  можно классифицировать по целому ряду признаков, например:

  • По номенклатуре продукции (многопрофильный, однопрофильный).
  • По степени внешней зависимости («свои» или внешние ресурсы использует).
  • По характеру конечной продукции/услуги (сырье, полуфабрикат, компонент, готовое изделие).
  • По масштабу и структуре рынков сбыта.
  • По доле в экономической базе регион, в объеме областного и национального рынка.
  • По географии сбыта (за пределами региона или в нем).
  • По степени технологической, экономической и организационной изолированности от других кластеров региона.
  • По эффективности для регионального бюджета.

Рисунок -2 Примеры конкурентных кластеров

 

     Формирование  региональных конкурентных кластеров позволяет также устранять негативные последствия внутрирегиональной конкуренции, а также повышать конкурентоспособность региона в целом.

2.4 Задачи власти по повышению конкурентоспособности региона

     Основным инструментом конкурентной борьбы региональных властей является создание комплекса условий для ведения инвестиционной и предпринимательской деятельности на территории. Создание такого комплекса, выявление и усиление существующих и создание новых конкурентных преимуществ данного региона – одна из основных задач инвестиционной стратегии региона.

Информация о работе Стратегии маркетинга территории. Конкурентоспособность и инвестиционная привлекательность региона