Стратегический маркетинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2010 в 19:24, курс лекций

Описание

Понятие стратегического маркетинга.
Этапы разработки маркетинговой стратегии компании.
Типология базовых и конкурентных маркетинговых стратегий.
Сегментация рынка.
Позиционирование.
Операционный маркетинг.

Работа состоит из  1 файл

стратегический маркетинг.doc

— 710.00 Кб (Скачать документ)

      Матрица АДЛ 

      Оригинальным  подходом к проблеме динамического  анализа отличается матрица, предложенная Артуром Д.Литлом. Она имеет более сложную схему. А. Литл ввел в нее другие, чем в матрице БКГ, переменные: зрелость сектора и положение по отношению к конкурентам. Зрелость сектора отражает этапы изменения рынка, соответствующие стадиям ЖЦТ. Тем самым обеспечивается возможность анализа развития рынка во времени. Каждому этапу соответствуют определенные финансовые характеристики, специфические формы конкуренции, различные формы стратегического поведения. При определении положения в отношении конкурентов используются и показатели рыночной доли, и показатели конкурентоспособности, и интенсивность конкурентной борьбы. 
 

      

 

      Рис. 4.9 Матрица АДЛ 

      Модель «Привлекательность рынка преимущества в конкуренции» (матрица Мак-Кинзи и General Electric (GE)) 

      В качестве факторов привлекательности отрасли разработан специальный индекс привлекательности отрасли, определяемый на основе размера рынка, темпов роста рынка, коэффициента прибыльности в отрасли, степени конкуренции, сезонности и цикличности спроса, структуры издержек в отрасли. 

      Устойчивость  бизнеса оценивается также с  использованием специального индекса, который отражает такие факторы, как относительная доля компании на рынке, конкурентоспособность цены, качество товара, знание покупателей и рынка, эффективность сбыта и преимущества месторасположения. 

        

      Рис. 4.10 Матрица General Electric и Мак-Кинзи

      Зона  А это устойчивые товары, производство которых компании следует расширять.

      Зона  Б соответствует товарам со средним уровнем общей привлекательности.

      Зона В представляет товары с низкой общей привлекательностью, требующие тактики перераспределения ресурсов или полного изъятия капиталовложений. 

      Таблица 4.17

      Преимущества  и недостатки стратегических моделей 

Модель Преимущества Недостатки
Матрица Ансоффа 1) Наглядное структурированное представление сложных и многообразных факторов конъюнктуры.

2) Простота использования.

1)  Односторонняя   ориентация на рост (обусловлено  исторически).

2) Ограничение  на двух, хотя и важнейших, характеристиках  (продукт и рынок) проблематично, если другие характеристики имеют значение для успеха.

Матрица БКГ 1) Возможность  мысленного структурирования и  наглядного представления стратегических  проблем предприятия

2) Пригодность  в качестве модели для генерирования  стратегий

3) Простота использования

4) Доля рынка  и темпы его роста определяются, как правило, с небольшими затратами

1)Оценка осуществляется только по двум критериям, другие факторы остаются без внимания

2) Применяя матрицу  из четырех полей невозможно  точно оценить продукты, находящиеся в средней позиции, а на практике как раз это требуется наиболее часто

Матрица АДЛ 1) Учитывает много факторов

2) Возможна оценка в динамике

1) Определение  факторов модели требует большого  количества информации.

2)Факторы трудно  анализируемы.

3) Возможна различная  оценка товара различными пользователями.

Матрица

Мак-Кинзи  и GE

1) Возможна дифференцированная  оценка товара 1) Определение  факторов модели требует большого  количества информации.

2) Факторы трудно анализируемы.

3) Возможна различная оценка товара различными пользователями.

 

      Кроме перечисленных наиболее известных  матриц разработаны и некоторые  другие (как правило, изучаются в курсе «Стратегическое управление» и «Стратегический маркетинг»). 
 
 

4.5. Сегментация рынка 

      Сегментация рынка является, как правило, обязательным элементом стратегического маркетинга.

      Маркетинговое изучение спроса имеет конечной целью, как правило, его целенаправленное регулирование. Такое регулирование будет эффективным, если будет дифференцировано по различным группам потребителей. 

      Сегментация (сегментирование) - процесс разделения рынка на группы потребителей по заранее определенным признакам, позволяет сконцентрировать средства на наиболее эффективном направлении (наиболее привлекательном сегменте по правилу Парето).  

      Сегмент рынка однородная совокупность потребителей, одинаково реагирующих на товар и маркетинговые действия.  

      Целевой сегмент (рынок) сегмент, выбранный в результате исследования рынков сбыта той или иной продукции или услуги, характеризующийся минимальными расходами на маркетинг и обеспечивающий для фирмы основную долю результата ее деятельности (прибыли или других критериев цели вывода на рынок товара или услуги). 

     Задачей сегментации может быть определение:

•  незанятой рыночной зоны (где нет конкуренции или она слаба);

•  зоны активной покупательской реакции на маркетинговые действия;

•  рыночной зоны, где норма прибыли выше средней. 

          Сегментацию проводят чаще всего крупные и средние фирмы. Малые фирмы, как правило, ориентируются на рыночную нишу более узкий участок рынка (сегмент в сегменте), где уникальность (оригинальность) товара или формы обслуживания позволяет фирме быть конкурентоспособной. Как правило, это участки, открывающие перспективы роста для самой фирмы или неперспективные по емкости для крупных фирм.

       

        Ниша называется вертикальной, если товар (товарная группа) удовлетворяет потребности разных групп населения; горизонтальной - если используются различные товары (услуги), расширяется ассортимент. 

       Первым шагом при проведении сегментации является выбор признаков (критериев) сегментации. При этом существуют определенные отличия между признаками сегментации рынков потребительских товаров, продукции производственного назначения, услуг и т.д. 

      Как правило, для сегментации (по сути, статистической группировки) рынков потребительских товаров используют следующие критерии: 

    географический

    демографический

    психографический (тип личности, образ жизни, мораль, социальная группа)

    поведенческий (время признания товара, реакция на изменение условий продажи, рекламу).  
     

Таблица 4.18 

Основные  критерии сегментирования  российского потребительского рынка 

 
 

    При сегментации рынка продукции производственного назначения используются следующие критерии: 

    демографический/географический

    операционный

    закупочный

    ситуационный

    покупательский  
     
     
     

    Таблица 4.19

    Основные  критерии сегментирования  рынка продукции  производственного  назначения 

Критерий  Переменные  сегментирования  Типичное деление 
Демографические Отрасль

Размеры потребителей

Местонахождение

Автомобилестроение  и т.п.

Численность, объем выручки…$ млн. и т.п.

Западная  Сибирь, Урал и т.п.

Операционный  Технология  потребителей

Статус пользователей 

Объем требуемых товаров

Комплектующие, полуфабрикаты и т.п.

Высокая, средняя, низкая активность потребления и т.п.

Большие/малые партии поставок и т.п.

Закупочный  Организация снабжения 

Профиль компании

Структура отношений 

Политика в  области закупок 

Критерий закупок

Централизованная, централизованная

Промышленные, финансовые и т.д.

Существующие, новые, постоянные клиенты

Получают товар  на основе лизинга, комплектные поставки, т.п.

Качество, уровень обслуживания, цена, сроки поставки и т.д.

Ситуационный Срочность

Область применения

Размер заказа

Срочно, предварительный заказ и т.п.

Товары  по прямому назначению или широкие  варианты использования 

$ млн., млн. т и т.п.

Покупательский  Сходство покупателя и продавца

Отношение к  риску 

Лояльность 

Сотрудники покупателей схожи/несхожи по многим признакам с сотрудниками фирмы

Любят рисковать, избегают опасностей

Высокая/низкая «преданность» поставщикам

Информация о работе Стратегический маркетинг